Как заработать

Общественное мнение определение источники значение. Влияние общественного мнения на личность. Почему вызывает интерес

Общественное мнение определение источники значение. Влияние общественного мнения на личность. Почему вызывает интерес

Играют наиболее значимую роль в формировании общественного мнения, установлении норм поведения в современном социуме, а также осуществлении контроля над мировыми политическими, культурными, социальными, экономическими процессами. СМИ являются своеобразными «ретрансляторами», с помощью которых удовлетворяются информационные запросы современного общества.

Следует отметить, что под средствами массовой информации понимаются учреждения различной формы, которые созданы для передачи и распространения сведений разнообразного содержания с помощью технических средств и каналов связи: печатные издания, радио, телевидение, Интернетресурсы и т. п. Система массовой информации напрямую зависит от общества, в котором она функционирует. В свою очередь, СМИ осуществляют функцию регулирования социальных процессов и функцию воздействия на общество: его состояние, скорость и вектор развития и т.д.

С помощью данных функций формируется общественное мнение, и, таким образом, человека программируют на определенные действия. СМИ уже давно стали важным инструментом распространения сведений, с помощью которых осуществляется воздействие на общественное сознание. Абраам Моль - французский ученый, философ, так писал о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» .

В данном случае можно сделать вывод, что для современного человека является невозможным факт полного ограждения от влияния СМИ на его жизнь в целом. В данной статье рассматривается такое понятие, как «общественное мнение» - это своеобразная «конфигурация» массового сознания, с помощью которой демонстрируется отношение общества к тем или иным событиям, регулируется поведение индивидов и социальных институтов, внедряются и устанавливаются выгодные формы социальных отношений.

В обыденном употреблении данное понятие чаще всего подразумевает точку зрения общества по тому или иному общественно значимому вопросу . Следует отметить, что значимость общественного мнения определяется уровнем развития таких показателей, как: политика, экономика, культура, социальные права и свободы и т.д. Общественное мнение находит свое отображение в голосовании на выборах, опросах населения, в средствах массовой коммуникации и т. п. Анализируя общественное мнение как систему, можно выделить три основных компонента :  рациональный;  эмоциональный;  волевой. Рассмотрим подробнее каждый из них. Рациональный компонент определяется как познания людей в сфере фактов, событий, которые являются значимыми для общества.

Данный компонент неразрывно связан с уровнем информированности, образованности субъекта . Следующий компонент - эмоциональный. Это чувства, настроения, касающиеся того или иного объекта общественного мнения. Если проанализировать соотношение эмоционального и рационального в составе общественного мнения, то можно выявить степень возможности манипулирования данным обществом: доминирование эмоциональной составляющей дает возможность легко осуществлять давление на общественное мнение, а также задавать ему нужное направление.

Третий компонент - волевой - определенные действия субъектов общественного мнения . Все перечисленные компоненты неразрывно связаны между собой, благодаря чему общественное мнение является целостной системой с присущими ей специфическими свойствами.

По своей природе, в силу ограниченных возможностей человек не может осуществить прямой контакт с общественным мнением. Он может лично узнать и принять во внимание только мнение другого человека, а мнение общества - из средств массовой информации.

Далее, собранная «мозаика» общественного мнения внедряется в сознание индивида, который бессознательно сравнивает себя с большинством, так как в общественном сознании именно это большинство обозначается как обладатель и распространитель моральных истин и принципов. Человек воспринимает сведения, которые распространяют средства массовой информации, через призму своего мировоззрения, убеждений в том или ином вопросе, психологического и социального состояния. СМИ сознательно формируют у человека способность к восприятию определенным образом разнообразных картин действительности.

При этом изменяется не только сознание людей, но и состояние аудитории, ее свойства и характеристики. В данной статье мы рассмотрим методы влияния средств массовой информации на общественное сознание. Механизмы воздействия существуют как явные, так и скрытые. На сегодняшний день широкой популярностью пользуется так называемый «метод подсознательного стимулирования». Он заключается в том, что отношение общества к тем или иным проблемам окружающего мира формируется посредством создания упрощенных стандартизированных представление, то есть имиджей и стереотипов.

Существует два основных метода формирования и изменения установок в массовом сознании - внушение и убеждение. Рассмотрим подробнее каждый из них. Убеждение - это один из методов воздействия на сознание человека с помощью воззвания к его собственному критическому суждению. В основе данного метода лежит тщательный отбор и логическое упорядочивание фактов в соответствии с мировоззрением и психологическими установками конкретного человека. Средства массовой информации могут осуществлять отбор и формирование разнообразных данных, распространенных в обществе. Все это делается в целях убеждения.

В данном случае наблюдается прямая зависимость: дальнейшие действия и поведение людей зависят от содержания той информации, которую они получают. Поэтому важнейшей задачей СМИ является отбор наиболее объективной, содержательной и достоверной информации. Метод убеждения включает в себя достаточно большое количество приемов распространения информации, целью которых является убеждение человека в достоверности предоставляемых данных.

Перечислим их:  фрагментарность подачи, то есть дробление информации на фрагменты;  ритуализация - показ легкодоступных для телекамеры официальных встреч, событий;  персонализация - в приоритете стоит акцентирование внимания не на смысле и содержании события, а на носителях - политики, звезды шоу-бизнеса и т. д.;  отвлечение внимания от наиболее важной информации.

Следующий метод воздействия на общественное сознание - это внушение. Он, по сравнению с убеждением, является более эффективным, так как оказывает эмоциональное воздействие на человека. Внушение - это особый процесс воздействия на психическое состояние человека.

Этот процесс связан со снижением сознательности и критичности при восприятии информации, а также отсутствием развернутой логической оценки действительности. Внушение является единственно возможным способом передачи каких-либо идей, которые невозможно доказать с помощью логических суждений.

Сила слова и зрительного образа очень велика, когда речь идет об эмоционального влияния на личность: данные формы передачи информации способны перекрыть рациональные аргументы и факты.

В арсенале СМИ накоплен большой запас приемов, которые могут эффективно воздействовать на чувства и эмоции людей. Перечислим их:  прием «свидетельства»;

 прием «наклеивания ярлыков»;  прием «сияющего обобщения»;  прием «непривлекательного ракурса»;  прием «спираль умолчания»;  прием «создание образа»;  прием «игра в простонародность» (популизм);  использование цвета. Итак, в данной статье были рассмотрены основные понятия журналистики: «средства массовой информации», «общественное мнение», «основные методы воздействия на общественное сознание». Развитие и формирование общественного мнения напрямую зависит от тех данных, которые средства массовой информации несут в общество при помощи технических каналов распространения информации.

В силу своей природы человек не может осуществлять прямой контакт с общественным мнением. Поэтому он воспринимает важные для него сведения с помощью СМИ. Исходя из этого, с течением времени в журналистике сформировалось большое количество эффективных методов воздействия на общественное сознание, основные из них - убеждение и внушение.

Литература

1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал. Общественное мнение. URL: http://gtmarket.ru/concepts/7106 (дата обращения: 30.03.2017).

2. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр., предисл. Б.В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.

3. Национальная политическая энциклопедия. Средства массовой информации. URL: http://politike.ru/termin/sredstvamassovoi-informacii.html (дата обращения: 30.03.2017).

4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Социология: методическая помощь студентам и аспирантам. URL: http://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-12-53-33/69-2010-12-30-12-24-46/663-2010-12-31-03-05-00 (дата обращения: 30.03.2017).

Субъект и объект общественного мнения

В качестве субъекта общественного мнения следует понимать все множество социальных групп и слоев (или их массовую совокупность), формирующих и выражающих свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы. Субъектом может быть территориальная или национальная общность, население территории или какая-либо его часть.

В роли субъекта может выступать мировое сообщество, народ в целом, социально-классовые, социально-территориальные, социально-профессиональные, социально-демографические общности людей, а также первичные коллективы (учебные, производственные, воинские и т.д.). Такая общность выступает в роли носителя общественного мнения , т.е. его творца или создателя. В формируемом мнении отражаются ее интересы, с позиций которых оценивается то или иное явление социальной действительности, определяется отношение к нему.

Однако бывает, что общественное мнение по какому-либо вопросу сложилось, исподволь функционирует в разных его ячейках, а публично во всей своей полноте еще не выражено, не изучено и пребывает, в сущности, на положении «вещи в себе». В этом случае требуется инициатива в выявлении и выражении того общего, что присуще мнениям многих, т.е. инициатива в широком публичном оглашении и распространении суждений и оценок субъекта. Поэтому наряду с носителем выделяют еще и выразителя общественного мнения . Последний выступает в роли своеобразного сотворца, инициатора формирования, изучения и учета, организатора и проводника мнения в жизнь.

Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение и т.д.), а также отдельные люди . Большое значение в этом процессе имеютлидеры мнений – меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жизни, оказывающие влияние на идеи других. Являясь «властителями дум» широких масс, они «перерабатывают» всю поступающую информацию по актуальной проблеме, передавая ее своим последователям. В условиях политической борьбы к ним приковано внимание, как правящих кругов, так и оппозиции, стремящихся в интересах проводимого курса привлечь на свою сторону существующих или выдвинуть, используя СМИ, новых «лидеров общественного мнения».

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Его объектом могут стать любые явления природного и социального мира. Общественное мнение чаще, быстрее и энергичнее реагирует на явления социального мира, нежели на явления природного мира, ведь социальная реальность – непосредственная, ближайшая сфера интереса общественного мнения.

Исторический процесс развития общества порождает многообразие человеческих суждений по самым разным аспектам. Это и процесс материального производства, и события в сфере духовной жизни, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров. Однако реально объектом общественного мнения становится весьма ограниченный круг проблем. Критерием его выделения является актуальность проблемы. Внимание граждан к тому или иному объекту связано прежде всего с тем, затрагивает ли он реальные интересы тех или иных групп или общества в целом. В действительности, как указывает Л. Г. Судас, эта связь может оказаться мнимой, камуфлирующей более существенные зависимости или компенсирующей их. Нельзя сбрасывать со счетов эмоциональные, психологические факторы, имеющие преимущественно ситуативный характер.

Наиболее простым объектом реакции общественного мнения является тот или иной фактдействительности. Несмотря на свою простоту факт, как средство хранения и передачи информации, включается в систему взаимодействия людей и может выполнять роль стимула социальной активности, ее ограничителя и т.п.

Событие – более сложный объект общественной оценки. Оно отличается значительной информированностью, набором определенных сведений (фактов), составляющих его содержательную сторону.

О нем думают все – как самые бедные и зависимые, так и те, кто забрался на вершины власти (они, пожалуй, в первую очередь). Иногда оно не дает нам проявить индивидуальность, а иногда удерживает от преступлений.

Общественное мнение. Такое вроде бы знакомое, а если вдуматься, такое размытое понятие! Каждый, произнося его, вкладывает в эти слова какое-то свое значение. Исключение, наверное, составляют только профессионалы - психологи и социологи, которые точно с легкостью назовут все этапы формирования общественного мнения, расскажут, чем похожи и чем отличаются массовое сознание и общественное мнение, а главное - объяснят, каким образом получается воздействовать на мысли миллионов людей.

Согласитесь, изучение общественного мнения и интересно, и полезно. Попробуем же понять суть этого противоречивого явления. Для этого нам придется в большей степени обращаться не к психологии, как обычно, а к другой науке. Все-таки общественное мнение - тема, разработанная больше всего в социологии, чем в какой-либо другой области знаний.

Что это такое

А с чего же начать ее понимать, эту суть общественного мнения? Конечно, с определения. Есть три похожих термина: массовое сознание, общественное мнение и общественное сознание.

Массовое сознание - это комплекс взглядов, оценок и представлений, которые разделяют представители крупных социальных общностей. Массовое сознание динамично и неоднородно. Оно складывается из сознаний максимально непохожих друг на друга людей, которые собираются вместе во многом благодаря случайному стечению обстоятельств, а не устойчивой принадлежности к какой-то социальной общности.

Общественное сознание шире, чем массовое, и представляет собой не просто совокупность многих отдельных сознаний. Это сложная структура, построенная из разных уровней (скажем, теоретическое, идеологическое, обыденное) и форм (правовое, научное, религиозное) сознания.

И, наконец, наш третий термин. Понятие общественного мнения разными исследователями истолковывается по-разному, остановимся на наиболее распространенном определении. Это состояние (другие источники говорят - форма) массового сознания, где явно или неявно проявляется отношение людских общностей к ситуациям и процессам, которые касаются их интересов.

Структура общественного мнения довольно проста.

  • Рациональная составляющая - знания о проблеме.
  • Эмоциональная - чувства и переживания, которые пробуждает проблема; вкусы, пристрастия, которые влияют на ее восприятие.
  • Волевая (или поведенческая) - действия для разрешения проблемы.

Формирование общественного мнения по одному вопросу занимает считанные дни, по другому - годы. Но, так или иначе, существуют определенные стадии, которые должны пройти, чтобы этот процесс состоялся. Его даже можно сравнить с жизнью человека: рождение, существование, смерть. Судите сами.

Затем мнение функционирует - становится способным противостоять органам власти или организациям или содействовать им в решении той или иной проблемы. На стадии спада проблема теряет актуальность: либо она решена, либо сделать с ней что-то невозможно, либо же появилось что-то, что в данный момент занимает общество больше. Последняя стадия - отмирание. Как общественное мнение позиция действительно умирает и превращается в разрозненные оценки отдельных групп.

Почему вызывает интерес

Исследования этого явления особенно актуальны именно в ту эпоху, в который мы все сейчас живем. Почему?

Во-первых, бурное развитие рыночной экономики, провозглашающей конкуренцию, а значит, борьбу за потребителей. А для успешной борьбы очень важны методы изучения спроса и создания эффективной рекламы. Во-вторых, предпочтения общества играют большую роль и для политиков. В большинстве развитых стран сейчас выборная власть, а потому представителям разных партий, как и индивидуальным кандидатам, тоже важно знать, чего хочет избиратель.

Наконец, особую роль в современном мире играют СМИ и Интернет. Для них особенно ценно мнение читателей, зрителей, пользователей. Вкусы целевой аудитории - первое, что учитывают редакторы, когда формируется будущий выпуск передачи или номер журнала. Ситуацию можно рассматривать и с другой стороны. Не только газеты, радио и телевидение подстраиваются под вкусы своей аудитории.

Существует и обратная тенденция: влияние СМИ на общественное мнение - мы все это знаем - огромно. И надо признать: то, что о возможностях манипуляции давно всем известно, не делает это влияние менее значительным. Потому в том числе, вероятно, манипулирование общественным мнением с помощью журнальных страниц и экранов компьютеров - едва ли не самое популярное направление исследований социологов, научные интересы которых обращены к взглядам и идеям массовых совокупностей людей.

Методология социологических исследований на эту тему включает известные и давно используемые во многих науках способы изучения: эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов… Также используются специальные социометрические методики.

Какую роль играет для общества

Функции общественного мнения можно выделять на разных основаниях. Например, говорят о явных и скрытых функциях, функциях в зависимости от направленности и способа влияния на социальную систему. Приведем самую распространенную и, пожалуй, самую простую для восприятия систему функций, приписываемых общественному мнению.

1. Сущность регулятивной роли общественного мнения в том, что благодаря ему вырабатываются правила поведения, и оно же помогает следить за их выполнением в отношениях разного масштаба. Будь то два отдельных человека, человек и группа, группа и общество.

2. Воспитательная функция проистекает из предыдущей. Все мы (кто-то больше, кто-то меньше) всегда сравниваем свои поступки с принятыми стандартами, воспитывая таким образом в себе чувство ответственности. В этом смысле зависимость от общественного мнения совсем не плоха, даже наоборот.

3. Важная, но не всегда работающая в действительности функция - консультативная. Сформировавшиеся в обществе суждения могут послужить консультацией, советом тому или иному социальному институту и помочь ему разрешить существующие проблемы.

4. Оценочная функция очевидна. Общественное мнение, как явно свидетельствует его понятие, выражает отношение масс к тому или иному факту действительности.

5. Функция контроля заключается в том, что позиция общества работает (по крайней мере, должна работать) как механизм контроля для социальных организаций, институтов, наделенных властью личностей, заставляя их осуществлять свою деятельность с учетом общественных взглядов.

В некоторых источниках этот список может выглядеть чуть иначе, однако в целом различий не должно быть очень много. Автор: Евгения Бессонова

Сущность и отличительные черты общественного мнения

Общественное мнение - это главный партнер государства, СМИ и других политических субъектов, за­интересованных в расширении своей политической поддержки.

С социальной точки зрения это основной источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к влас­ти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения служат важнейшим инструментом выявления политичес­ких предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов и пр.
Значение общественного мнения как важнейшего контра­гента власти проявилось еще в древности. Так, Протагор гово­рил о «публичном мнении» всего общества, которое способно отличить истину от лжи. В силу этого в гражданской общине он видел не только источник нравственно-правовых сил, но и воз­можность установления социальной меры. Сократ, также прида­вавший большое значение мнению общества, делал акцент на мнение мудрых, которое истиннее мнения большинства. Такой же позиции придерживался и Платон, рассматривавший в каче­стве основного субъекта мнения общества аристократию. Гегель связывал общественное мнение с «совместимостью» единич­ных суждений, которые благодаря наличию в обществе «фор­мальной субъективной свободы» могли подавать власти соот­ветствующие советы». В XII в. английский писатель и государ­ственный деятель Д. Солсбери ввел специальный термин public opinion, характеризовавший моральную поддержку парламента населением.

Относительно концептуализированная теория общественного мнения сложилась к 1950-1960-м годам XX в. Однако, несмотря на постоянное стремление к детальному описанию взаимодействия общественного мнения с различными политическими института­ми, ученые не пришли к единому мнению относительно данного феномена. В теории превалирует его понимание либо как социаль­но-психологического состояния общества, либо как совокупности нравственно-этических параметров, либо как оценочной структу­ры. Неоднозначно трактуется и вопрос о субъекте общественного мнения.

Так, Ю. Хабермас понимает под общественным мнением сово­купность позиций людей, обладающих образованностью и владею­щих собственностью, чье групповое мнение претендует на общезна­чимость политических позиций. Н. Луман полагает, что у обществен­ного мнения не существует особых субъектов, а выраженные точки зрения фиксируют лидирующую тему, приковывающую внима­ние людей, чьи взгляды при этом могут быть весьма различными. Немецкая исследовательница Э. Ноэль-Нойман рассматривает об­щественное мнение как совокупность оценок, включающую взгляды людей, не только поддерживающих правительства, но и тех, кото­рые не высказываются в силу либо пассивности, либо оппозици­онности, либо нежелания оказаться в изоляции (так называемая спираль молчания).

Для понимания сущности и природы общественного мнения следует учитывать, что в МИКС часть распространяемых властью сообщений не нуждается в одобрении общественным мнением. Как уже говорилось, власть может формировать односторонние ком­муникации без обратной связи. Но наряду с этим существуют и попытки установления контакта с общественным мнением и со всем обществом. Так что обобщив сложившиеся в науке подходы и учитывая непостоянную потребность власти в суждениях граждан, можно сказать, что общественное мнение представляет собой сово­купность суждений и оценок, характеризующих состояние массово­го (группового) сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфе­ре государственной власти).

С этой точки зрения оно является элементом представления центром власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. С содержатель­ной точки зрения это не все массовое сознание, а лишь его вер­хушка, совокупность оценок и представлений, которая объединя­ет ту или иную группу (в том числе и большинство) людей. Фор­мируя духовный климат, влияя на политическую атмосферу в обществе, эти оценки неизбежно приобретают политический смысл и значение для властей предержащих.

Общественное мнение как устойчивый политический механизм презентации социальных интересов возникло в результате разви­тия демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые, так и локаль­ные точки зрения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на все­общность собственной позиции.

В качестве объекта общественного мнения могут выступать лю­бые факты и явления социальной жизни (в том числе высказыва­ния отдельных политиков, чья оценка вызывает политически зна­чимую реакцию населения). Таким образом, общественное мне­ние всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. При этом люди могут многократно изменять свои взгляды и суж­дения, позиции и выводы, интерпретировать одни и те же явле­ния. Высказываемые общественным мнением оценки не всегда адек­ватно отражают события, происходящие в обществе (У. Липпман). В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера оно подчас бывает весьма односторонним, предвзятым. Поэтому наряду с позитивным воздействием на власть, стремлением заста­вить государство прислушаться к голосу граждан общественное мнение нередко опасно в силу своей некомпетентности.

Структура и функции общественного мнения
В структуру общественного мнения, как правило входят массовые (групповые) настроения, эмоции, чув­ства, а также формализованные оценки и суждения. В этих рамках происходит определенная динамика его развития от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более стро­гим и рациональным понятиям и оценкам. В условиях кризиса та­кая динамика отличается крайней противоречивостью, многократ­ным возвращением от более или менее сформулированных оценок к неясным предчувствиям.

Для каждой из этих форм доминирующих в обществе полити­ческих образов существуют особые каналы коммуницирования с властью.

Так, чувственные мнения выражаются на митингах, сти­хийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки обычно транслируются при помощи выступлений говорящих от лица об­щественности независимых экспертов,- лидеров, в виде газетных статей, комментариев и пр.

К наиболее существенным функциям общественного мнения можно отнести: репрезентацию текущей политики в глазах обще­ственности; обеспечение обратной связи в системе государствен­ного управления, предполагающей коррекцию проводимого ре­жимом курса; повышение степени легитимности правящего режи­ма; социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений.

У общественного мнения нет однозначной направленности на преобразование действительности. Властные органы при принятии решений могут как учитывать (целиком или частично) высказан­ные общественностью позиции и оценки, так и не принимать их во внимание. Однако они должны отреагировать на общественное мнение, зафиксировать свое отношение к нему.

Реалии политической борьбы свидетельствуют о том, что и сама власть порой берет на себя функции выражения общественного мнения. В частности, используя близкие к режиму СМИ, правя­щие круги выдвигают своих «лидеров общественного мнения», распространяют материалы о событиях, определенным образом комментируют их, чтобы создать в обществе необходимое настро­ение. Даются публичные оценки произошедшего от имени тех или иных групп, на которые впоследствии власти реагируют исходя из собственных интересов.

Политическая практика дает примеры многообразных типов общественного мнения, обладающих собственными параметрами. Так, мнения общественности можно различать по характеру их влияния на власть; степени иллюзорности, отражающей господствующие в них заблуждения и предрассудки; уровню конструктивности; степени директивности в отношении власти. Специали­сты выделяют также гомогенные (где идеи и позиции жестко це­ментируют общественное мнение) и негомогенные (в которых конкурируют разнообразные оценки и позиции). В зависимости от формы выражения и степени близости к позициям властей обще­ственное мнение может носить официальный или неофициаль­ный характер. Например, в бывшем СССР большое распростране­ние получили формы «единодушной» (вызванной как работой парторганов, так и пассивностью населения) поддержки населе­нием любых политических действий властей (в просторечии - «одобрямс»).

К универсальным, постоянно проявляющимся свойствам об­щественного мнения относятся: внутренняя противоречивость и несбалансированность, создающие возможность переориентации i общественного мнения с одной точки зрения на другую; ситуативность, зависимость от динамики политических изменений; от­носительная устойчивость сформулированных позиций, дающая возможность тиражировать и распространять их быстрее, чем они поменяют значения; упрощенность и поверхностность оценок.

Формирование общественного мнения

Механизмы формирования обще­ственного мнения весьма разнооб­разны и существенно зависят от способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институализации демократии, организованности обществен­ности. В самом общем виде различают эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы его формирования.

Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складыва­ются, как правило, на основе межличностной коммуникации. Од­нако должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовались групповые позиции и тем более мас­совое мнение. Здесь велика роль механизмов психологического вну­шения, заражения.

Стихийные способы формирования чаще всего основываются на мнении лидера и выступлениях СМИ. В первом случае выска­занные авторитетным лидером позиции оформляют неявно суще­ствующие мнения граждан. Люди присоединяются к ним, усили­вая тем самым их звучание и расширяя их политические возмож­ности.

В рамках данного способа концентрации общественности вок­руг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении событий, добиться определенно­сти в понимании происходящего. Здесь культивируются определен­ные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряются стандартизирован­ные и упрощенные представления, содержащие определенные оце­ночные ассоциации, стереотипы или стандарты, что вызывает ав­томатическую положительную или отрицательную реакцию обще­ственности на то или иное событие. К таким закрепленным на подсознательном уровне ассоциациям, например, относятся этни­ческие или социальные предрассудки, провоцирующие ценност­ное отношение к проблеме «свои-чужие».

При таком способе формирования общественной позиции вы­сока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной эли­ты. Однако нет никаких гарантий, что власть и в этом случае будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки.

Общественное мнение формируется также в результате дей­ствия специальных структур, партий, движений, аналитических структур, которые на профессиональном уровне занимаются вы­работкой и трансляцией определенных оценок от лица обществен­ности. Такая профессионализация неразрывно связана с укрепле­нием рациональных процедур подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием способов распростране­ния информации и ее доведения до властных структур.

Социологическое исследование общественного мнения.

Общественное мнение и правотворчество.

Понятие, признаки, структура и функции общественного мнения.

Вопрос 1: Понятие, признаки, структура и функции

Термин «общественное мнение » был введен Вернером Гейзенбергом. Многоаспект-ное понимание такого широкого явления в социологии обусловливает наличие множества определений этого феномена. Общественное мнение в широком смысле – это социальный институт, влияющий на поведение людей через оценочные суждения, сформированные в рамках больших социальных групп или общества в целом, выраженные в общественном сознании и связанные с важными событиями общественной жизни (Шикун А.И. Социология / А.И. Шикун. Минск, 2005. С. 260.).

Общественное мнение, с точки зрения В.Н. Лавриенко, – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся в эмоциях, суждениях, а затем и практических действиях (Социология / Под ред. Лавриенко В.Н. М., 1998.).

В.М. Сырых определяет общественное мнение как высказывание по какому-либо социально значимому вопросу, разделяемое определенной группой, социальным слоем либо обществом в целом и зафиксированное в письменном документе или иным, доступным для восприятия широкой общественности способом (Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 417.).

Общественное мнение можно представить как отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, зафиксированные в письменном докумен-те или иным, доступным для восприятия широкой общественности способом, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни. Это – также специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом (А. Н. Елсуков).

Сущность и содержание общественного мнения заключается в следующем.

1. Общественное мнение есть конкретный вывод определенной общности людей по важной проблеме, своего рода итог их мыслительной деятельности.

2. Объектом общественного мнения становятся только вопросы, нуждающиеся в выработке по ним общего суждения.

3. Массовые суждения обладают различной степенью истинности.

4. Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение.

5. Общественное мнение – это специфический продукт взаимодействия людей, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, неконцентрированное выражение коллективного мнения.



К характерным свойствам общественного мнения причисляют следующие.

1. Оно включает не все точки зрения индивидов, а только связанные с вопросом, в отношении которого данная совокупность выступает как общность.

2. Общественное мнение по данному вопросу и в данной ситуации может сильно отличаться от общественного мнения по другому вопросу и даже по тому же вопросу в другой ситуации.

3. В отличие от советского понимания в современном понимании общественное мнение должно быть публично выражено и доведено до сведения общества или определенной общности людей, поскольку иначе оно останется частной точкой зрения.

4. Важным является то общественное мнение, которое высказывается по актуальным проблемам, но как явление оно существует постоянно в любом обществе.

5. Адекватное, достоверное общественное мнение складывается только при условии имеющегося доступа общественности к информации по конкретному вопросу (достоверной и не достоверной).

6. Хотя общественное мнение изменчиво, оно обладает достаточной устойчивостью, определенностью и интенсивностью, сохраняется на протяжении некоторого времени, что позволяет его зафиксировать.

7. Важнейшей особенностью общественного мнения является отсутствие естествен-ного механизма самообнаружения.

Развитое общество обладает многочисленными узаконенными каналами выражения общественного мнения. К ним относят выборы органов власти, разделение властей, наличие гарантированных гражданских свобод (свободы избирательного права, свободы слова, печати, собраний, совести), участие населения в обсуждении законопроектов, народные законодательные инициативы и другие средства выражения общественного мнения (Касьянов В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Ростов н/Д, 2001. С. 401.).

В социологии традиционно различают такие виды общественного мнения , как: стихийное и целенаправленно формируемое; сформированное и несформированное; позитивно, негативно и нейтрально направленное; стабильное и подвижное; скрытое и явное; общественное мнение в сфере политики, права, морали, религии и в других сферах. Кроме того, В.М. Сырых упоминает виды общественного мнения по критерию степени интенсивности (по глубине убежденности населения и своей позиции), и по активности (по деятельности граждан, связанной с распространением своей правовой позиции среди других членов общества) – Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 168.

Структура общественного мнения , согласно Г. Гегелю, включает в себя:

1) условия существования общественного мнения;

2) объект (содержание) общественного мнения;

3) носитель общественного мнения;

4) характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения;

5) соотношение «всеобщего» и «особенного» мнения;

6) сочетание и противостояние, «непосредственное соединение истины и бесконечных заблуждений» (Гегель Г. Философия права / Г. Гегель. М., 1990. С. 353.)

Согласно В.В. Касьянову и В.Н. Нечипуренко, структура общественного мнения вбирает в себя рациональный, эмоциональный и волевой уровни. С точки зрения практической реализации, общественное мнение имеет два структурных аспекта: общественную оценку (суждение) и общественную волю (Касьянов В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Ростов н/Д, 2001. С. 406.).

Объекту общественного мнения свойственны следующие характеристики.

1. Непосредственный общественный интерес вызывает лишь проблема с практичес-ким значением.

2. Необходима дискуссионность проблемы и одновременно с ней необходима выра-ботка единого общего суждения по ней.

3. Общественное мнение должно обладать компетентностью, что влечет проблему органической и искусственной некомпетентности общественного мнения.

Общественное мнение может показаться противоречивым, ложным, но нельзя его объявить некомпетентным или искаж енным примитивными стереотипами.

Задача социологии общественного мнения состоит в выявлении реальных коллизий интересов, что позволяет найти правообразующий интерес, в котором нуждается законодатель.

Большая советская энциклопедия выделяет такие функции общественного мнения, как: выражение позиции одобрения или осуждения по общественным проблемам; регулирование поведения индивидов, социальных групп; насаждение определенных норм общественных отношений.

По мнению В.В. Припечкина и И.А. Андреевой, общественное мнение обладает познавательной, оценочной, адаптационной, целеполагающей, консультативной, управленческой функциями и функцией культуронаследования (Социология / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000. С. 350-352; Касьянов В.В. Социология права / В. В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Ростов н/Д, 2001. С. 406-409.).

Познавательная , т.е. гносеологическая функция общественного мнения, выражается как способ и средство познания.

Оценочная функция – основная функция общественного мнения, выражающая заинтересованно-ценностное отношение массового социального субъекта к определенным явлениям и событиям социальной жизни. Она реализуется посредством выражения одобрения или неодобрения, доверия или неудовлетворенности социальных групп.

Адаптационная функция общественного мнения связана с ролевыми ожиданиями и реализуется в процессе социализации. Она активно формирует у субъекта стремление выполнять принятые в обществе нормы и желание оправдывать возложенные на него социальные ожидания.

Целеполагающая функция связана с участием общественного мнения в определении стратегических целей политики и социального управления.

Консультативная функция подразумевает, что на основе анализа общественного мнения (например, по результатам референдума) власти корректируют свои решения и методы управления.

Управленческая функция объединяет в себе регулятивную и номенклатурную функции. Она состоит в регулятивном воздействии общественного мнения на социальные субъекты и процессы.

Функция культуронаследования основывается на способности общественного мнения к социальной трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Общественное мнение обеспечивает реализацию определенных норм социаль-ных отношений и служит хранителем и носителем традиционных моральных ценностей, так называемой «народной мудрости», ритуалов, обычаев, предрассудков и стереотипов.

Среди всех вышеназванных функций общественного мнения, на наш взгляд, главными являются оценочная, регулятивно-воспитательная, контрольная (экспрессивная), информационная (консультативная, директивная) функции.

Имеется множество подходов к пониманию общественного мнения: по критерию типа общества, по сущностному или итоговому аспекту, и так далее.

Поскольку понимание общественного мнения сильно зависит от типа общества, то оно на протяжении истории претерпевало значительные изменения. В античности общественное мнение – это «публичное мнение», мнение мыслящей аристократии, как писал Платон, или суммарное мнение арифметического большинства, как высказывался Протагор. В советском обществе общественным мнением считалось не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. В современных авторитарных режимах общественное мнение не свободно и подвергается систематическому направленному давлению со стороны идеологизированных СМИ, органов пропаганды, поскольку власть постоянно к нему апеллирует с целью манипуля-ций для оправдания правящего режима. В тоталитарных режимах власть вообще в социальной легитимации не нуждается, и потому общественное мнение игнорируется.

По сущностному критерию общественное мнение понимается как:

1) поведенческая реакция;

2) оценочное отношение;

3) совокупность суждений, оценок;

4) состояние массового сознания;

5) социальный институт.

Как состояние общественного сознания общественное мнение связано с высказыва-нием суждений по общественно значимым вопросам (Лапаева В.В. Социология права / В.В. Лапаева. М., 2000. С. 223.) и со способом отражения действительности на определенном уровне общест-венного сознания.

Массовое сознание – это сложное образование многоуровневой природы. В структуре массового сознания выделяют два слоя: квази-идеологию – некое подобие идеологических концепций, существующих иначе, чем на уровне специализированного сознания; уровень обыденного сознания , которое существует на уровне слухов, глубоко укоренившихся классовых, этнических предрассудков, неадекватного понимания. Именно поэтому современная исследовательница Э. Ноэль-Нойман настаивает на проведении различия между обыденным и общественным сознанием.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания в определенный исторический период, но не отождествляется ни с одной из его форм, поскольку оно возможно по вопросам права или политики, морали или искусства, религии или науки, и так далее. Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда имеет отрефлексированный, концептуальный характер и далеко не всегда прогрессивно, не всегда отражает идеалы справедливости и гуманизма.

Как оценочное отношение, совокупность суждений , общественное мнение характе-ризуется тем, что оно выражается всегда публично, заключается в одобрении или осуждении определенных социальных фактов и оказывает влияние на функционирование общества и его институтов, особенно политической структуры общества. Выражая свои суждения, оценки по поводу событий, вопросов, социальные группы и индивиды тем самым выражают общественное мнение. В советском варианте общественное мнение рассматривалось как отношение населения (явное и скрытое) к той или иной проблеме.

Говоря о социальном институте общественного мнения , речь ведут о сложившемся и функционирующем особом механизме реагирования на социально значимые вопросы путем высказывания по ним суждений заинтересованными членами общества, что носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим социальным фактором. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия. Очевидно, что это возможно лишь там, где существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и где власть считается с позицией общества. Чем больше в обществе процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, гражданственностью, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.

Условием существования общественного мнения как социального института высту-пает обеспечение полноты и свободы его открытого выражения, что возможно только в развитом гражданском обществе. Но общественное мнение все-таки, как считают некоторые социологи, может существовать латентно. Декабрист М.С. Лунин писал: «Народ мыслит, несмотря на глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью послушать мнения, которые мешают ему выразить». Поэтому общественное мнение существует всегда, даже если его носителями являются узкие социально активные группы населения. Но не всегда оно будет функционировать на уровне социального института, ведь недопустимо его уравнивание с суммой тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком семейном кругу или кругу друзей. Для социального института общественного мнения необходимы институциональные струк-туры, узаконенные каналы выражения общественного мнения и чуткое внимание власти к позиции общества.

Чтобы общественное мнение получило статус социального института, оно должно обладать следующими свойствами :

1) выражаться всегда публично;

2) заключаться в одобрении или осуждении определенных социальных фактов;

3) на обсуждение народа должна ставиться важная практическая проблема, затраги-вающая существенные интересы людей;

4) у народа должен иметься постоянный доступ к информации по проблеме;

5) оно оказывает влияние на функционирование общества и его институтов, особенно политической структуры общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что как социальный институт общественное мнение существует далеко не везде.

В итоговом значении термин «общественное мнение» используется в смысле:

1) мнения, поддерживаемого реальным, суммарным числом людей, представителей социальной группы и субкультуры в обществе;

2) мнения, доминирующего среди представителей общественности.

Если в первом подходе общественное мнение может быть множественно в силу социального неравенства в обществе, м во втором – общественное мнение есть мнение большинства, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме.

В результате изучения соотношения количественной и качественной стороны общественного мнения можно прийти к следующим выводам .

1. Любое общественное мнение не всегда истинно, но всегда является оценочным суждением большинства.

3. Общественное мнение – не просто сумма отдельных мнений, а их органический сплав, выражение коллективного разума.

4. Общественному мнению присуще единство. По этому по воду Ежи Вятр писал: «Языковая привычка навязывает общественному мнению единственное число...» – Вятр Е. Социология политических отношений / Е. Вятр. М., 1979. С. 395.

5. В зависимости от предпочтений субъекта общественное мнение позитивно или негативно направленно (редко нейтрально).

Вопрос 2: Общественное мнение и правотворчество

B последние годы усилилось влияние общественного мнения на законодательство. Роль общественного мнения для законодателя заключается в том, что:

1) на предпроектной стадии оно помогает выявить потребности правового регулирования;

2) на проектной стадии законотворчества общественное мнение дает знание соотношения интересов и возможности их согласования на правовой основе;

3) поскольку в принятом законопроекте надо выразить общую волю по поводу наиболее принципиальных положений, то общественное мнение дает сведения о соответствии закона общественным ожиданиям;

4) после введения закона в действие законодатель должен регулярно получать информацию о степени его эффективности, о причинах неэффективности и иных моментах, связанных с действием нормативного правового акта.

Общественное мнение о праве, его действии выступает одной из основных побуди-тельных сил, под воздействием которых государство вынуждено постоянно заниматься изменением, совершенствованием действующего законодательства и практики его применения.

При учете законодателем общественного мнения важно принимать во внимание соотношение общей воли и воли всех. Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что воля всех блюдет частные интересы и представляет собой лишь сумму изъявлений воли частных лиц, в то время как общая воля стремится к пользе общества, блюдет только общие интересы (Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М, 1969. С. 173.).

Общественное мнение есть не общая воля народа, а суммарное выражение изменчивых суждений совокупности индивидов. Общая же воля – это единственная точка пересечения противоборствующих волеизъявлений, равнодействующая векторов направления различ-ных воленаправлений, не позиция большинства в общественном мнении, а приемлемый для всего общества баланс соотношения воль как основа для законодательства.

Однако здесь законодателя подстерегает проблема учета воли . Ее суть отражают следующие моменты:

1. Общественное мнение не является суммой индивидуальных воль.

2. В переходные периоды за поляризованными точками зрения сложно или невозможно разглядеть общественное согласие, где выявляется общая воля.

3. Важно, что законодательный орган базируется на воле и мандате сформировавшего его народа, а не на изменчивом общественном мнении. Законодатель получает полномочия не от членов гражданского общества как частных лиц, а от граждан, наделенных избирательным правом. Общественное же мнение формируется теми же людьми, но в другом качестве – не как гражданами-избирателями, а как частными лицами.

Разделение человека на «публичного» и «частного» отражается на взаимоотношениях законодателя и общественного мнения и может быть выражено словами К. Адомайта: «В общественном мнении представления могут быть настолько полярными, что ни о каком выражении истины не может быть и речи. И в то же время именно общественное мнение или мнение большинства, выраженное через выборы и референдумы, детерминирует в условиях демократии законодательство» (Адомайт К. Нормативная логика – теория метода – юридическая политология. Сб. статей по теории права / К. Адомайт // Общественные науки за рубежом. Сер. «Государство и право». 1988. № 3. С. 10.). Ж. Карбонье также писал: «Опрос общественного мнения и национальном масштабе равнозначен выявлению воли, призванной создавать закон» (Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М., 1986. С. 335.).

Однако такая позиция не совсем верна. Во-первых, истинность общественного мнения не зависит напрямую от его поляризации. Во-вторых, выборы и референдум выражают не общественное мнение, а общую волю, получившую государственно-правовое оформле-ние. В-третьих, даже мажоритарная система выборов не лишает меньшинство права иметь своих представителей в законодательном органе в то время как в общественном мнении оценки нивелируются. В-четвертых, трудный поиск решения проблемы на базе согла- сования различных социальных интересов в парламенте часто предпочтительнее референдума.

Для законодателя при учете общественного мнения важно избежать двух крайностей в понимании роли общественного мнения. Первая крайность касается того, что в периоды социальной нестабильности, когда общественное мнение возбуждено, его изучение необ-ходимо, чтобы избежать социальных взрывов и улучшить имидж власти. При этом главное значение все же имеет наличие компетентных лиц, способных принимать квалифицированные решения. Вторая крайняя позиция (Ж. Карбонье) требует «законно-дательствовать» всегда и строгом соответствии с общественным мнением (Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М., 1986. С. 335.). Существенным недостатком второй позиции, по справедливому замечанию В.В. Лапаевой, является обесценивание роли представитель-ных органов – будь так, общество бы в них не нуждалось (Лапаева В.В. Социология права / В.В. Лапаева. М., 2000. С. 246.).

Таким образом, законодатель должен знать и учитывать общественное мнение как исходный материал, но он не должен быть связанным им как велением общей воли. Общественное мнение не следует понимать как показатель лояльности масс к деятельности властей и «в случае чего» нейтрализовывать путем воспитания и переубеждения населения, а надо изучать стоящую за ним коллизию потребностей и интересов. Именно учет потребностей и интересов, которые за ним стоят, важнее самого знания общественного мнения.

Вопрос 3: Социологическое исследование общественного мнения

В социологии права общественное мнение характеризуется с точки зрения двух равнозначных аспектов: с одной стороны, предмета, уровня и способов отражения (гносеологический аспект), и, с другой стороны, его роли в общественной жизни (социологический аспект).

Особый подход В.М. Сырых к исследованию общественного мнения состоит в том, что для его изучения не требуется обязательного проведения сложных массовых опросов. Общественное мнение объективируется в письменном или ином общедоступном виде и может быть обстоятельно изучено при помощи методов анализа документов. При традиционной системе приемов его изучения (возможных экспертных опросах с целью установления интересов, выражаемых общественным мнением, степени обоснованности его содержания, возможных путей реализации) метод анализа документов приобретает первостепенное значение.

В числе основных источников социально-правового исследования могут быть использованы:

Заявления, обращения, иные письменные источники, в которых общественные объединения, политические партии и иные коллективные организации излагают суть и содержание общественного мнения;

Документы, принимаемые по итогам референдумов, на митингах и при иных фор-мах непосредственной демократии;

Публикации в прессе, подготовленные с целью оказания позитивного или негатив- ного воздействия на процессы формирования общественного мнения;

Документы, свидетельствующие о позиции государственных органов относительно исследуемого общественного мнения и принятых государством мерах (Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 420.).

Социально-правовое исследование общественного мнения и правовым вопросам мо-жет выступать как уже сформированное, и известное обществу и государству мнение, так и мнение находящееся в стадии формирования. Составной частью предмета социально-правовых исследований могут стать интересы и иные социальные явления, послужившие поводом для формирования общественного мнения, и сам процесс формирования общественного мнения.

Таким образом, предмет социально-правовых исследований общественного мнения по правовым вопросам носит комплексный характер и включает в себя:

1) существующее общественное мнение по тому или иному вопросу;

2) его генезис, процесс становления и формирования, включая социально-правовой факт, положивший начало формированию общественного мнения;

3) деятельность общественных объединений, политических партий и средств массовой информации по формированию общественного мнения.

На постсоветском пространстве изучение общественного мнения осложнено. Такая ситуация обусловлена:

1) отсутствием методологии по опросу общественного мнения;

2) отсутствием репрезентативной выборки по странам;

3) слабой материальной базой и недостаточным количеством центров социологических служб;

4) плюрализмом общественного мнения;

5) стремлением заинтересованных лиц и организаций в манипулировании результатами опроса;

6) сознательной или неосознанной дезинформацией законодателя;

7) политизированностью исследований;

8) так называемой «войной опросов»;

9) коммерциализацией исследований;

10) отсутствием теоретического осмысления собранного богатого эмпирического материала по изучению общественного мнения.

Актуальной проблемой в изучении общественного мнения является плюрализм общественного мнения . Среди его причин называют разные социальные статусы у разных социальных групп и индивидов и опережающее развитие зкономики над созна-нием. Относительно плюрализма общественного мнения задача социологии права состоит в:

1) выявлении момента согласия с основными положениями законопроекта той части населения, интересы которой она затрагивает;

2) выявлении в общественном мнении реальных коллизий интересов людей;

3) снижении уровня неопределенности общественного мнения.

Поиск согласия с основными положениями законопроекта важен, поскольку закон является общей нормой, выражающей всеобщий интерес. А, выявив реальные коллизии интересов, социолог найдет правообразующий интерес, в котором нуждается законно-датель.

Поскольку до конца неясно, что же стоит за термином «общественное мнение» – конкретное мнение реальных людей, представляющих определенный социальный слой и субкультуру, или же некая абстракция, полученная в результате обобщения их высказы-ваний – то проблема снижения уровня неопределенности общественного мнения также относится к разряду перманентных. Снижение уровня неопределенности общест-венного мнения достигается путем изучения:

1) направленности общественного мнения – преобладающей в ответах оценки того или иного социального явления;

2) интенсивности, т.е. показателя твердости и определенности выражения общест-венного мнения (она проявляется в особенностях формулировки, которая может обладать определенной степенью уклончивости, а может быть жесткой и не допускающей толкований);

3) степени интеграции – показателя единства общественного мнения, которое может быть почти единодушным, а может быть расщепленным, с глубокими разногла-сиями (Касьянов В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Ростов н/Д, 2001. С. 405.).

Проблема дезинформации законодателя заключается в том, что СМИ в результате оглашения общественного мнения могут вызвать желаемую социальную реакцию путем специально разработанных технологий подачи информации. Во избежание этого результаты исследований должны быть подвергнуты специальной экспертизе на предмет достоверности, например, независимой парламентской социологической службой (Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство / В.В. Лапаева // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 16-28.). Отметим, что к числу независимых относятся исследовании, проведенные параллельно. Действенным средством борьбы с дезинформацией законодателя выступает законо-дательство, четко регламентирующее требования к проведению и обнародованию результатов опросов общественного мнения. К слову, на Западе существуют жесткие законы относительно требований к процессу обнародования результатов опроса. Зарубежное избирательное законодательство предписывает СМИ при публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумом, указывать: время и место его проведения; объем генеральной совокупности; выборку (число опрошенных); ошибку репрезентативности; метод сбора информации; точную формулировку вопроса; статистическую оценку возможной погрешности; наличие или отсутствии параллельно проведенного исследования. Однако в остальных случаях СМИ зачастую действуют произвольно, что позволяет им с помощью социологической инфор-мации манипулировать массовым сознанием.

Для изучения общественного мнения с помощью метода опроса создавались специальные исследовательские центры. Самый известный из них – Институт Гэллапа, имеющий филиалы во всех регионах земного шара. По этой же схеме создавался Всесоюзный Центр изучения общественного мнения, позднее переименованный во Всероссийский Центр. В Минске в период становления суверенного белорусского государства в БГУ был создан исследовательский центр «Общественное мнение», преобразованный в дальнейшем в Центр социологических и политических исследований БГУ. Не случайно среди социальных заказчиков органы государственного управления разного уровня занимают особое место. Общественное мнение используется для принятия управленческих решений и оценки их результативности. Только в Минске по таким заказам работают Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Институт социологии НАН Беларуси, Аналитический центр (бывший Институт социально-политических исследований при администрации Прези-дента Республики Беларусь), Минский институт социально-экономических и политичес-ких исследований, Центр исследований будущего «Эридан», Центр «Новак» и другие, кроме этого, во всех областных центрах Беларуси аналогичные исследовательские задачи выполняют региональные социологические институты (центры) социально-политических исследований (Могилев), Центры и исследовательские группы (Гомель, Брест, Гродно, Витебск, Мозырь и др.), объединяющие вузовских ученых и представителей исполни-тельной власти (Лапина С.В. Социология права: ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. Минск, 2008. С. 70.).

Общим выводом является то, что социология общественного мнения – сложная социологическая дисциплина, предметом изучения которой выступают установление механизма и закономерностей функционирования оценочного отношения больших социальных групп. Как видно, общественное мнение относится к числу социальных явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению.

Вопросы и задания

1. Какой из известных Вам подходов к пониманию общественного мнения кажется наиболее оправданным?

2. В каких ипостасях может выступать общественное мнение? Что имеется в виду под социальным институтом общественного мнения? Что означает понимание общественного мнения как состояния массового сознания?

3. Как Вы считаете, сформирован ли в Республике Беларусь институт общественного мнения? Почему?

4. На какой стадии процесса социального действия права общественное мнение играет наибольшую роль? Почему?

5. Приведите примеры расхождения законодательного решения с общественным мнением. Кто был прав, с Вашей точки зрения, в этих случаях?

6. Можно ли рассматривать результаты республиканского и местного референдумов как отражение общественного мнения? Аргументируйте ответ.

7. В чем заключается проблема дезинформации законодателя через оглашение общественного мнения?

8. Какие сложности в изучении общественного мнения Вы знаете?

9. Проведите изучение общественного мнения по связанному с правом вопросу в Вашей учебной группе.

10. Предложите свои способы снижения неопределенности общественного мнения.

11. Укажите различия в общественном мнении американцев, россиян и наших соотечественников о работе нормотворческих органов (или о реализации законо-дательной инициативы граждан).

Основная литература по теме

Гревцов Ю.И. Социология права: Курс лекций / Ю.И. Гревцов. СПб., 2001.

Касьянов В.В. Социология права: Учеб. пособие для студентом вузов / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Ростов н/Д, 2002.

Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М., 1986.

Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М.,1995.

Кульчар К. Основы социологии права / К. Кульчар. М., 1981.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева. М., 2000.

Перевалов В.Д. Юридическая социология / В.Д. Перевалов. М., 2000.

Подгурецкий А. Очерк социологии права / А.М. Подгурецкий. М., 1974.

Социология: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.

Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2002.

Юридическая социология: Учебник для вузов. М., 2000.