Кредиты

Что такое реэкспорт. Реэкспорт товара: особенности таможенной процедуры. Ситуации из арбитражной практики

Что такое реэкспорт. Реэкспорт товара: особенности таможенной процедуры. Ситуации из арбитражной практики

Под реэкспортом товаров понимается особый таможенный режим, по условиям которого все импортируемые товары вывозятся с территории принявшего их государства с целью продажи в других странах.

Иными словами реэкспорт - это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны. При этом товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку.

Значение реэкспорта товаров

Процедура реэкспорта товаров позволяет частному бизнесу более эффективно осуществлять свою деятельность за счет создания более качественных механизмов купли/продажи. Закупка иностранных товаров по низким ценам, с целью их последующей перепродажи, способствует увеличению финансовой прибыли и расширению производства.

Когда используется режима реэкспорта

В работе компаний - участников международной торговли возникают обстоятельства, при которых к товару, приобретённому у иностранных продавцов, может быть применён режим реэкспорта.

Это чаще всего следующие случаи:

    закупленный иностранный товар возвращается продавцу, поскольку имеет брак или не соответствует условиям заключённого договора;

    в случае проведения трёхсторонних сделок, когда российская фирма перепродаёт иностранный товар торговым партнёрам из других стран по их просьбе

Предмет реэкспорта

Предметом реэкспорта могут являться нефть, природный газ, каучук, цветные металлы, шерсть, кожа, пищевые продукты. В настоящее время принято выделять несколько категорий товаров, которые могут попадать под процесс таможенного реэкспорта:

1. Товары иностранного производства, которые находятся на территории, подконтрольной Таможенному союзу.

2. Товары, предназначенные для внутреннего потребления, причиной возврата которых послужило нарушение условий внешнеэкономического договора. То есть это товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для внутреннего потребления, но при условии, если их возвращают из-за несоответствия каким-либо характеристикам (форма, цвет, объем, качество и т. д.). Такая продукция попадает под экспорт при соблюдении следующих условий:

    срок передачи товаров для прохождения процедуры реэкспорта не должен превышать один год. При этом обязательно учитывается дата передачи продукции для внутреннего потребления;

    таможенный орган получил всю необходимую документацию, соответствующую всем стандартам существующего законодательства;

    товары не были в употреблении и подвергались никакому ремонту в рамках своего нахождения на таможенной территории;

    продукция может пройти таможенную идентификацию.

В перечень товаров, попадающих под реэкспорт, иногда может быть включена и другая продукция.

Ограничения режима реэкспорта

Процедура помещения товаров в режим реэкспорта имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать. Запрещается:

    осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше года;

    производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации согласно требованиям Таможенного Кодекса таможенного союза;

    выполнять реэкспорт товаров, если на территории таможенного союза производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы там;

    делать реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.

Виды реэкспорта

Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются сразу в третьи страны.

То есть, при прямом реэкспорте реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну-резидента, а при косвенном реэкспорте реэкспортируемый товар можно сразу отправить на любую другую территорию, минуя страну-резидента.

Условия помещения товаров под реэкспорт

Процедура помещения любых видов импортированных товаров под реэкспорт предполагает соблюдений следующих обязательных условий:

    Все товары, предъявляемые для помещения под реэкспорт, обязаны иметь статус иностранных товаров.

    Обязательное предъявление специального разрешения, предоставляющего официальное право на реэкспорт конкретной группы товаров.

    Обязательное предоставление органам таможенного контроля тех контрактов, которые свидетельствуют о том, что имеющийся перечень товаров не содержит продукцию, запрещенную к реэкспорту. Владелец товаров должен представать два вида контрактов – контракты на ввоз и на вывоз товаров.

    Принятие декларантом всех обязательств, которые касаются обратного вывоза товара. Согласие декларанта подтверждается соответствующей распиской, которая составляется в присутствии специально приглашенного представителя таможни.

    Представление сотрудникам таможни гарантийного письма, в котором указывается перечень весь обязательств, связанных со своевременным и безопасным вывозом продукции, а в случае оставления товаров на хранение на складах, принадлежащих таможне, – расписки о согласии на уплату всех таможенных платежей, связанных с предоставлением этой услуги.

Документальное оформление режима реэкспорта

Для помещения товара в режим реэкспорта необходимы документы, содержащие следующие сведения:

    об обстоятельствах ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза;

    о помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления;

    о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

    об использовании этих товаров.

Осуществить реэкспорт товара получится лишь при наличии таможенных деклараций на все товары. В данных бумагах обязательно требуются артикулы, либо номера, соответствующие товару. Только если они совпадут при сопоставлении на досмотре, будет выдано разрешение на реэкспорт товара.

Реэкспорт товара можно выполнить только при наличии следующих документов, а именно требуются:

    договор, где указаны причины для ввоза товара на территорию Таможенного Союза. В данном документе требуется указать все условия возврата товаров;

    инвойсы от отправителя и получателя;

    электронные копии таможенной декларации;

    акт приемки товаров, доставленных из-за границы;

    претензия поставщику от получателя;

    ответ поставщика, где тот соглашается принять обратно свой товар;

    документация (информационное письмо от получателя), в которой подтверждается, что товары за время пребывания на территории страны не подвергались ремонту и эксплуатации, а также приводятся причины, по которым эти товары требуется поместить под процедуру реэкспорта.

Возврат таможенных платежей

Реэкспорт - это особый таможенный режим, отменяющий для получателя товара любые таможенные налоги и пошлины. Однако при его осуществлении все сборы взимаются в общем порядке: отдельно при импорте, экспорте или перемещении товара на склад таможни.

Когда вывоз партии, находящейся под действием режима реэкспорта, с территории РФ произошёл, оплаченные ранее суммы депозитов могут быть возвращены плательщику по письменному разрешению представителей таможенных органов. При перемещении товара из режимов переработки на таможенной территории или временного ввоза, возврат ранее уплаченных средств возможен при выполнении следующих требований:

    реэкспорт производится не позднее чем через два года после ввоза объекта на территорию РФ;

    товары, подлежащие вывозу, во время пребывания на территории РФ не являлись инструментом для получения прибыли.

Реэкспорт в России предусматривает, что возвращаемые депозиты не могут облагаться процентами или индексироваться.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Реэкспорт: подробности для бухгалтера

  • Октябрь - 2018: правила для экспортеров скорректированы

    Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенную процедуру... Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенные процедуры... о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров. Не нужны... в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) Способ подтверждения вывоза товаров... вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС... В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС...

  • Комментарий к Федеральному закону от 27.11.2017 № 350-ФЗ: об изменениях гл. 21 НК РФ по части совершенствования применения нулевой ставки НДС

    СТЗ; – вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров: – ранее помещенных под таможенную... товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. Такие товары должны быть получены... указанных товаров в таможенной процедуре реэкспорта могут документы, перечисленные в пп... ; о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2019 года

    Эквивалентных товаров) в таможенной процедуре реэкспорта происходит ранее, чем ввоз иностранных... переработки, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, по налоговой ставке 0 процентов...

  • Декларация по НДС: отображаем данные по экспериментальному товару

    Товара в процедуре экспорта или реэкспорта, помещении под процедуру свободной таможенной... не упоминает об экспорте или реэкспорте товара, что объяснимо, ведь для...

  • Изменения законодательства по НДС с 01.01.2018

    Товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, – продукта переработки на таможенной территории...

  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Транспортом, под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта) не помещены, в отношении услуг...

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Организации, у которых одним из видов деятельности являются внешнеэкономические сделки, рано или поздно сталкиваются с необходимостью произвести реэкспорт товара за границу. Эта операция имеет отличия от экспорта, которые нужно учитывать, чтобы не нанести ущерб своему бизнесу.

Что представляет собой реэкспорт товаров

Реэкспортом товара называется таможенная процедура, заключающаяся в том, что те товары, которые ранее были ввезены в пределы Таможенного союза, могут быть вывезены оттуда без соответствующих пошлин. А в тех случаях, когда таможенные пошлины уже внесены, реэкспорт предполагает денежную компенсацию за них. Кроме того, в отношении продукции, подлежащей реэкспорту, не применяются процедуры нетарифного регулирования и не платятся налоги. Данные правила установлены статьями 202 и 296 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Иными словами, обобщая вышесказанное, можно упростить определение до следующей формулировки: реэкспорт – это перенаправление за границу товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию государства. Помимо уже упомянутой информации о том, что на товары, подлежащие реэкспорту, не действуют таможенные пошлины (либо происходит возврат уже уплаченных средств), стоит упомянуть еще и о том, что на них не распространяются и те ограничения, которые установлены в стране в отношении внешнеторговой деятельности.

До недавнего времени в Российской Федерации был востребован только импорт и экспорт товаров. Реэкспорт товаров – процедура для отечественной таможенной практики относительно новая. Впервые о ней задумались в конце лета 2012 года (22 августа), поскольку те экономические условия сделали необходимым таможенный режим реэкспорта товаров. Многие торговые организации и предприятия поняли преимущества данного подхода к экономическим отношениям, так что реэкспорт товара стал закономерным шагом в развитии отечественного рынка. За счет нововведений удалось не только значительно повысить экономический статус Российской Федерации, но и существенно расширить ее рыночные возможности.

При помещении товаров под таможенный режим реэкспорта всегда следует руководствоваться статьей 297 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая устанавливает категории товаров, которые могут подлежать данной процедуре:

    Иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в т. Ч. Те, что ввезены с нарушением критериев нетарифного регулирования;

    Товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для внутреннего потребления, но при условии, если их возвращают из-за несоответствия каким-либо характеристикам (форма, цвет, объем, качество и т. Д.).

Но это не значит, что реэкспорт таких товаров можно осуществить всегда. Эта процедура имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать, а именно запрещается:

    Осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше года.

    Производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации, приводимой в статье 299 таможенного кодекса таможенного союза.

    Выполнять реэкспорт товаров, если на территории таможенного союза производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы там. Но иногда есть исключения – в тех случаях, когда, например, чтобы выявить недостаток, необходимо применить товар по назначению, иначе говоря, опытным путем произвести оценку его качества.

    Делать реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.

Согласно установленным таможенным нормам и правилам в тех случаях, когда реэкспорт российских товаров по той или иной причине невозможен, допускается их экспорт (то есть, они вывозятся за границу на общих условиях, в том числе с уплатой пошлин и налоговых сборов).

Как правило, принято выделять две разновидности реэкспорта товаров:

    Прямой реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну-резидента;

    Косвенный реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемый товар можно сразу отправить на любую другую территорию, минуя страну-резидента.

В каких случаях уместен реэкспорт товара

Следует подчеркнуть, что реэкспорт товаров может производиться по разным причинам. Есть фактический реэкспорт товаров – это когда продукция ввезена на таможенную территорию страны для ее использования, но ввиду каких-либо причин должна быть возвращена за границу. Соответственно, фактический реэкспорт – это тот, который оказался таковым «по факту», иногда неожиданно для самого отправителя. А преднамеренный реэкспорт – это когда отправитель товара заранее знает, что все будет снова вывезено за границу, и еще при оформлении указывает это в соответствующей документации.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что в обоих случаях реэкспорт товара по-разному оформляется на границе. Реэкспорт товара, осуществляемый заведомо, не имеет НДС. При нем значительно снижаются расходы на транспортировку товара. В связи с этим данная процедура широко востребована у различных предприятий, которые находят свою выгоду в данной таможенной процедуре.

Играет немалую роль и то, какие правила установлены таможенными органами той или иной страны. Российская Федерация в этом отношении не является исключением и устанавливает свои сроки, правила и требования к товарам, подлежащим реэкспорту. Как уже говорилось, ввести на таможенную территорию нашей страны товары для реэкспорта можно только на один год. Пошлины должны быть возвращены в течение полугода.


В каждой стране действуют собственные правила и особенности обращения с таможенным режимом реэкспорта товаров. Из него пытаются получить как можно больше экономической выгоды, но при этом сделать это так, чтобы вся процедура была законной. В связи с этим, очень важно точно изучить законодательство каждой страны, действующее в отношении реэкспорта товара, чтобы неожиданные нюансы не стали препятствием в осуществлении той или иной таможенной операции.

В РФ реэкспорт товара – самостоятельный таможенный режим, не подразумевающий для участников обязательства перед таможенными органами. Инициатором таких взаимоотношений чаще выступает импортер, если использование реэкспорта товара ему выгоднее и удобнее альтернативных вариантов.

На сегодняшний день процедура реэкспорта товара распространена в связи с экономическими санкциями.

Чем регулируется реэкспорт товара

Как один из видов регулирования реэкспорта товара можно назвать валютный контроль – меры, которые предпринимаются для того, чтобы, отслеживая и контролируя валютные операции, соблюсти экономические, национальные и таможенные интересы своего государства.

Валютный контроль имеет строгую регламентацию и точное описание всех своих процедур, которой стороны должны подчиняться. В сущности, требований достаточно много, но наиболее значимые из них: использование для валютных операций определенных банков, ограничения на вывоз капитала и т. д.

Очень большое значение при реэкспорте товара имеет и то, как формируются и что включается в договоры или контракты между сторонами. Необходима консультация уполномоченного банка, имеющего права не обслуживать ту или иную операцию, если нарушены нормы оформления. Это делается для того, чтобы избежать нарушений и снизить количество невыгодных сделок с заграничными партнерами.

Какие документы следует подготовить при реэкспорте товара

В первую очередь, следует исходить из обстоятельств, при которых потребовался реэкспорт товара, а также решить, действительно ли нужна именно эта процедура. Чаще всего с необходимостью реэкспорта товара сталкиваются те участники внешнеэкономических отношений, которые получают товары, не соответствующие требованиям качества. В таких случаях прибегают к следующим вариантам.

Участники ВЭД нередко сталкиваются с проблемами, когда ввезенный (импортированный) товар оказался бракованным или ненадлежащего качества. Для возможности отправки товаров назад у поставщика есть всего два варианта:

    Возврат импортного товара поставщику в режиме экспорта. Почему мы затрагиваем этот вариант в статье про реэкспорт товаров? Дело в том, что он намного доступнее. Оформление товаров на таможне намного проще, ведь не существует строгих таможенных ограничений на экспорт товаров, независимо от того, были они ввезены на территорию страны откуда-то ранее или нет. Для многих это приемлемая альтернатива реэкспорту товаров, хотя таможенные платежи вернуть таким образом не удастся.

    Возврат импортного товара поставщику в режиме реэкспорта. При такой процедуре можно вернуть себе финансовые средства, потраченные на таможенные платежи (статья 301 ТК ТС). Но чтобы получить разрешение на реэкспорт товаров, придется выполнить все необходимые требования, например, уложиться в сроки и представить все требующиеся документы, о которых речь пойдет ниже. Не всегда такой шаг осуществим, но все же реэкспорт товара является востребованной таможенной процедурой, а в некоторых случаях он просто неизбежен, как то беспошлинная торговля, временный ввоз и т. д.

Осуществить реэкспорт товара получится лишь при наличии таможенных деклараций на все товары. В данных бумагах обязательно требуются артикулы, либо номера, соответствующие товару. Только если они совпадут при сопоставлении на досмотре, будет выдано разрешение на реэкспорт товара. В противном случае придется рассчитывать только на режим экспорта и забыть о возмещении средств, потраченных на оплату таможенных пошлин.

Реэкспорт товара можно выполнить только при наличии следующих документов, а именно требуются:

    Договор, где указаны причины для ввоза товара на территорию ТС. В данном документе требуется указать все условия возврата товаров.

    Электронные копии таможенной декларации

    Акт приемки товаров, доставленных из-за границы.

    Претензия поставщику от получателя.

    Ответ поставщика, где тот соглашается принять обратно свой товар.

    Документация (информационное письмо от получателя), в которой подтверждается, что товары за время пребывания на территории страны не подвергались ремонту и эксплуатации, а также приводятся причины, по которым эти товары требуется поместить под процедуру реэкспорта.

Для сравнения, осуществить экспорт заграничных товаров из России к отправителю намного легче. Понадобятся лишь некоторые документы:

    Договор или соглашение.

    Инвойсы от отправителя и получателя.

    Таможенная декларация.

Согласно главе 32 Таможенного Кодекса товары, которые были помещены под таможенную процедуру реэкспорта, подлежат вывозу за пределы Таможенного союза в рамках таможенного транзита.

Случается, что под таможенную процедуру реэкспорта необходимо поместить товары, которые прежде находились под другой таможенной процедурой, – выпуска для внутреннего потребления. Чтобы сменить одну процедуру на другую, потребуется направить в таможенный орган документацию, которая содержит следующую информацию:

    Условия и обстоятельства, при которых товары, в отношении которых необходимо применить режим реэкспорта, оказались на территории Таможенного союза. В подтверждение этих сведений требуется представить всю сопутствующую документацию.

    Факт невыполнения поставщиком условий, предусмотренных в договоре или контракте.

    Сведения о том, что товары, в отношении которых необходимо применить режим реэкспорта, были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

    Подтверждение того, что товары, к которым необходимо применить режим реэкспорта, использовались после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Отдельно стоит затронуть вопрос уплаты таможенных пошлин за реэкспорт товаров. Это довольно обширная тема, предполагающая немало нюансов. В первую очередь, следует отметить, что реэкспорт товара не отменяет необходимость оплачивать таможенные пошлины за всю ввозимую продукцию. Данная обязанность остается у декларанта вплоть до того момента, когда он осуществит вывоз (реэкспорт) товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом не стоит забывать, что факт вывоза должен быть официально произведен таможенным органом с места реэкспорта, а все продукты, подлежащие реэкспорту, требуется идентифицировать. Если это невозможно, то вместо реэкспорта получится осуществить только обычный экспорт (то есть, помимо пошлин, уплаченных за ввоз, потребуются еще и пошлины за вывоз).

Если товар, который был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза, утрачен (утерян либо поврежден) по причинам аварии, естественной убыли или иной непреодолимой силы, то день, в который осуществилась подача декларации для помещения под таможенный режим реэкспорта, считается днем уплаты ввозных пошлин.

Налоги и пошлины в данном случае будут аналогичны тем, что потребовалось бы уплатить при помещении этих же товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом в расчет не берутся имеющиеся льготы и налоги, которые можно было бы насчитать на день подачи декларации для помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта.

Если товары были ввезены на территорию Таможенного союза, но ввиду несоответствия каким-то условиям сделки их потребовалось вернуть, то ввозные пошлины фактически платить не за что, так что таможенные органы их возмещают, о чем говорится в главе 13 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Что же касается вывозных таможенных пошлин, то их при реэкспорте товаров платить не требуется.

Возврат НДС при реэкспорте товаров

Порой можно натолкнуться на информацию, согласно которой реэкспорт товаров, осуществляемый по причине несоответствия продукции условиям сделки, предполагает возвращение средств, потраченных в рамках НДС. В действительности далеко не любой налог подлежит возврату. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Существует значительная разница между такими объектами налогообложения, как ввоз товаров на таможенную территорию и их реализация. Соответственно, для каждой процедуры имеются и различные НДС. В данной статье мы можем говорить только о так называемом «таможенном НДС». Что же касается НДС при реализации, то это область, где начинается уже компетенция налоговых служб, – это предмет отдельного разговора.

Возвратить таможенный НДС возможно, но для этого необходимо, чтобы товар соответствовал тем требованиям, которые налагает на него процедура реэкспорта. Мы уже неоднократно обращались к ним, но еще раз приведем их здесь: товары, подлежащие реэкспорту, не должны были эксплуатироваться и ремонтироваться до момента их возврата. Иными словами, если товар испортился уже в процессе его использования, то поместить его под процедуру реэкспорта будет невозможно. Соответственно, и таможенный НДС в таком случае вернуть не удастся.

В рамках процедуры реэкспорта товара НДС может вернуть только тот таможенный орган, который занимался оформлением этого товара при ввозе. Получить компенсацию своих расходов в любом другом таможенном отделении невозможно. Иными словами, нельзя ввезти товар в одном городе, а в другом требовать возвращения средств, потраченных на уплату НДС. Если же такую попытку все же предпринять, то единственным возможным и ожидаемым результатом станет отказ таможенного органа.

Для того чтобы вернуть средства, потраченные на таможенный НДС товара, подлежащего реэкспорту, необходимо составить соответствующее заявление, а также приложить все необходимые документы, список которых можно найти во втором пункте статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Если же этим пренебречь, то деньги возвращены не будут. Кроме того, любые ошибки при оформлении реэкспорта товара и составлении заявления приведут к потерям времени. Это важно учесть, поскольку, как уже говорилось, реэкспорт товара разрешается осуществить только в течение года после ввоза. После этого можно рассчитывать только на другую процедуру – на экспорт.

Следует иметь в виду, что вернуть таможенный НДС разрешается в течение трех лет с того момента, как товары, подлежащие реэкспорту, были вывезены с территории Российской Федерации. К сожалению, широко распространено заблуждение, что срок этот составляет всего один год. Это устаревшие сведения. До 2010 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации, где действительно указывались именно такие сроки, но данный документ утратил силу, и сейчас все таможенные процедуры нашей страны действуют на основе Таможенного кодекса Таможенного союза.

Учитывая, что возвращение НДС – довольно сложная процедура, делаются шаги по ее доработке. В частности, правительством разрабатывается законопроект, согласно которому предполагается ввести нулевую ставку на реэкспорт товара, который будет производиться иностранными компаниями на территории Российской Федерации.

Как бухучет отображает реэкспорт товара

Прежде чем рассмотреть особенности отображения бухучета в отношении реэкспорта товара, требуется упомянуть, что в рамках данной процедуры выделяют два вида реэкспорта:

    Реэкспорт импортного товара без завоза в Российскую Федерацию;

    Реэкспорт импортного товара с завозом в Российскую Федерацию.

Отражение в бухгалтерском учете реэкспорта товара без завоза на территорию Российской Федерации:

Операция

Сумма, долл. США,

28100

Импортный товар передан на реэкспорт (1000 долларов США при курсе 28,1 рублей за доллар)

Отражение в бухгалтерском учете реэкспорта товара с завозом на территорию Российской Федерации:

Операция

Сумма, долл. США,

Приходуется приобретенный импортный товар (1 тысяча долларов США по курсу 28,1 рублей за доллар

28100

Импортный товар отгружен в адрес иностранного покупателя, то есть, осуществлен реэкспорт товара

Контрактная стоимость товара при курсе доллара на момент признания доходов – 28,4 рублей. Отражается при предъявлении покупателю товара расчетных документов для оплаты, то есть счета с приложением необходимой документации

Себестоимость товара при курсе доллара на момент признания доходов – 28,4 рублей. Отражается при предъявлении покупателю товара расчетных документов для оплаты, то есть счета с приложением необходимой документации

Валюта, поступившая на транзитный валютный счет организации, осуществляющей продажу. При курсе доллара на момент поступления валюты – 28,6 рублей

Отражена разница курсов (положительная)

Чтобы произвести реэкспорт товара, требуется изучение большого объема информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 20-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос . Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Обратившись к нам вы получите:

    Точность предоставления данных . Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

    Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

    Тенденции глобализации позволили многим компаниям наладить связи с зарубежными организациями, сотрудничество с которыми было невозможно в течение долгих лет. Внешнеэкономическая деятельность развивается благодаря импорту и экспорту . Данные операции являются базовыми, от их качества зависит благосостояние целой страны и маленькой фирмы. Быстроразвивающийся международный рынок мгновенно реагирует на изменения и подстраивается под новые условия. Реэкспорт стал одним из движущих факторов .

    Что такое реэкспорт?

    Традиционно все операции с зарубежными компаниями принято относить либо к экспортным, либо к импортным. Понятие реэкспорта прочно вошло в обиход деловых людей в период промышленного подъёма. Во второй половине 18 века европейские государства изменили направление политики. Реэкспорт товаров как сырьевых так и других ресурсов обогатил множество экономик. Особенно ярко черты реэкспорта проявились в Англии. Поощрение перепродажи товаров способствовало укреплению позиций в международной посреднической торговле.

    Дословно реэкспорт переводится как «обратный экспорт». Однако такая трактовка понятия устроит только любителей словесности. С точки зрения таможенного законодательства и других правовых актов реэкспорт и экспорт абсолютно разные понятия.

    Согласно официальным документам таможенный реэкспорт распространяется на ранее импортированные иностранные товары, предназначенные для продажи в третьей стране. Продукция не облагается налогами, таможенными пошлинами и не подконтрольна нетарифному регулированию со стороны государства.

    Предмет реэкспорта

    Предметом реэкспорта являются зарубежные товары, ресурсы для реализации в другой стране. Под эту категорию подпадает продукция, заявленная как реэкспортная, а также находящаяся под таможенным контролем. Кроме этого каждая страна составляет перечень материальных и нематериальных ресурсов, которые запрещено ввозить или вывозить с территории государства.

    Получить допуск к реэкспортным операциям можно с разрешения официальных органов. В России этим занимается Государственный таможенный комитет (ГТК). В данную структуру необходимо предоставить следующие документы:

    • Заявление с указанием контактных данных заявителя.
    • Бумаги с информацией об уплате налогов и пошлин для передачи продукта в свободное обращение.
    • Копии заверенных таможенными органами документов для подтверждения ввоза и места складирования реэкспортной продукции.

    Реэкспорт бывает прямым, с завозом в страну и косвенным, когда иностранные товары сразу направляются в другую страну. Чаще всего в категорию реэкспортной продукции опадает природный газ, нефть, шерсть, металлы, пищевые продукты. Товары могут перевозиться в неизменном виде, а также после небольших изменений без переработки.

    Реэкспортом занимаются частные и государственные компании. Они распределяют своё производство по принципам наименьших денежных потерь, а после доставляют комплектующие, детали для окончательной сборки. Это также можно считать реэкспортом.

    Товары двойного применения

    Особые требования предъявляются к товарам двойного назначения. Разрешение на реэкспорт должно быть согласовано с отделом экспортного контроля Министерства Экономики. После своё заключение по реэкспорту выдаёт Таможенный комитет.

    Услуги и продукты двойного применения могут быть реэкспортированы только под контролем государственных органов. К примеру, Минатом РФ следит за соблюдением правил ядерного реэкспорта.

    В режиме реэкспорта подакцизные товары не маркируются. Если маркировка всё-таки имеется, перед вывозом её уничтожают. Это необходимо, чтобы продукция не была повторно использована на территории государства

    Продукты, услуги, отходы производства, запрещённые к свободной реализации

    1. Драгоценные металлы и изделия

    9. Данные научных, проектных, исследовательских работ по созданию оружия и военного оборудования

    2. Драгоценные камни и изделия

    10. Наркотические вещества и яды

    3. Уран и прочие делящиеся материалы 11. Этиловый спирт
    4. Вооружение, боеприпасы, военная техника 12. Отходы от взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов
    5. Стратегические материалы 13. Отходы с содержанием драгоценных и редкоземельных веществ
    6. Рентгеновское оборудование 14. Лекарственные средства и сырьё, получаемое от северного оленеводства. Исключение составляют лекарственные травы
    7. Шифровальная техника 15. Отравляющие вещества
    8. Ракетно-космические комплексы

    Транспортировка вышеперечисленных категорий товаров, нематериальных ресурсов и сырьевых отходов разрешается только с одобрения Правительства.

    Отличие реэкспорта от других таможенных режимов

    Реэкспорт предполагает вывоз продукции, которую доставили на территорию государства иностранные поставщики. У многих участников ВЭД возникают вопросы при оформлении реэкспортных товаров.

    При пересечении границы предприниматели должны оформить груз в соответствии с требованиями определённого таможенного режима. Каждый включает особый порядок оплаты налогов, таможенных пошлин, свои ограничения и запреты. Кроме этого таможенные режимы устанавливают права физических и юридических лиц. В российском законодательстве зафиксировано четыре типа таможенного режима.

    Первая группа представлена основными режимами: экспорт, выпуск для внутреннего потребления, международный транзит. Каждый предполагает выплаты налогов и таможенных пошлин в обязательном порядке.

    Экономические режимы составляют вторую группу таможенных режимов. На сегодняшний день в неё включены: переработка на таможенной территории за её пределами, таможенный и свободный склад, временный ввоз, переработка для внутренней реализации.

    Далее законодательством определены завершающие режимы. К ним относят реэкспорт, реимпорт, а также отказ, уничтожение в пользу государства. В четвёртую группу входят специальные таможенные режимы, такой как беспошлинная торговля, временный вывоз и другие.

    Декларант или непосредственный покупатель может выбрать любой режим, который фиксируется в таможенной декларации. Но в некоторых ситуациях выбор режима напрямую зависит от предписаний законодательства.

    Экспорт предполагает вывоз продукции без гарантий об обратном ввозе. В случае с реэкспортом ввезённые товары вывозятся с возвратом или без погашения таможенных платежей.

    Продукция будет признана реэкспортной при соблюдении нескольких условий. Во-первых, на момент пересечения границы груз должен иметь несоответствия, дефекты внешнего вида, упаковки и другие. Этот факт позволяет вернуть товар поставщику или другому лицу. Во-вторых, реэкспортируемые продукты не должны использоваться или ремонтироваться. Ведь работники таможни проверяют и устанавливают принадлежность груза. В-третьих, товар должен быть вывезен с территории России не раньше чем через полгода с даты ввоза.

    С точки зрения законодательства и экономических аспектов реэкспорт и экспорт абсолютно самостоятельные таможенные режимы .

    Реэкспорт привлекателен для предпринимателей. В случае обнаружения брака или иных несоответствий, сделку можно расторгнуть и направить товары обратно и после выхода в свободное обращение.

    За прошедшие десять лет объёмы реэкспорта существенно выросли. По данным на позапрошлый год реэкспорт составлял четверть мирового экспорта. В реэкспортные процессы активно включилось большое количество стран. Среди лидеров уверенные позиции занимает Америка, Нидерланды, Гонконг, Россия. Транзитную торговлю поддерживают и небольшие государства.

    (далее - ТК союза) в самостоятельном разделе 6 .
    ТК союза содержит перечень таможенных процедур, которые определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза или за ее пределами. Каждая процедура характеризуется своими требованиями и условиями.
    Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.
    Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.
    С точки зрения таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат груза с использованием таможенной процедуры реэкспорта.
    Указанная процедура регулируется положениями, содержащимися в гл. 40 ТК союза. Следует отметить, что в данную главу включен ряд новых норм, отсутствовавших в Таможенном кодексе Российской Федерации.
    Статья 296 ТК союза определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования .
    Как видно из содержания процедуры реэкспорта, возврат в реэкспорте допускается не только в отношении товаров, ранее ввезенных, но и в отношении продуктов переработки.
    Отдельно нужно остановиться на нетарифных мерах регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
    В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются частью запретов и ограничений, включающих в себя помимо мер нетарифного регулирования меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
    Таким образом, процедура реэкспорта требует соблюдения иных запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.
    Общие положения, регулирующие соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, содержатся в ст. 152 ТК союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
    Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, в таком случае товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанных товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
    При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.
    В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.
    При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

    Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов .
    Анализ ст. 297 ТК союза показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК союза, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК союза, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
    Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, т.е. условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.
    Как уже указано выше, реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего следует представить документы об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт); о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары); об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.
    Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.
    ТК союза более детально регулирует отношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, помещаемых под реэкспорт, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.
    В случае невывоза товаров, помещенных под реэкспорт, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться день регистрации таможенной декларации для процедуры реэкспорта. Невывоз товаров может быть вызван их уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при таких обстоятельствах декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что товар утрачивается безвозвратно.
    Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов при невывозе товаров должна соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
    При невывозе продуктов переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории союза, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в сумме, которая соответствует размеру ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру переработки, использованных для изготовления продуктов переработки с учетом норм их выхода.
    При возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин. При вывозе товаров, помещавшихся под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 297 ТК союза, производится возврат или зачет уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
    Внешняя простота содержания процедуры реэкспорта не исключает вопросов при его использовании.
    Основные вопросы, которые возникают при выборе рассматриваемой процедуры, относятся к ошибочно поставленному товару, и в частности к определению лица, которое может выступать в качестве декларанта при реэкспорте, и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
    Таможенное законодательство устанавливает порядок и правила, при соблюдении которых происходит перемещение товаров через таможенную границу. ТК союза содержит требования, которым должен отвечать декларант, т.е. лицо, заявляющее сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются.
    Статья 186 ТК союза устанавливает круг лиц, которые могут быть декларантами. При этом следует учитывать, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, за исключением некоторых случаев, когда декларантом могут быть иностранные лица.
    Из положений, содержащихся в ст. 186 ТК союза, следует, что декларантом может быть, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза, таковое лицо:
    1) которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
    2) или от имени;
    3) либо по поручению которого эта сделка заключена.
    Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
    Процедуру реэкспорта может заявить иностранное лицо, в частности организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза.
    При ошибочной поставке товары поступают без заключения внешнеэкономической сделки в отношении такой поставки товара, поэтому подтвердить права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами не представляется возможным. В соответствии с нормами ТК союза лицо не обладает достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий (подача декларации на товары) от собственного имени с данными товарами. Таким образом, лицо, в адрес которого поступили такие товары, не может выступать в качестве декларанта.
    Как уже указывалось, ст. 152 ТК союза принятие мер по вывозу товаров возлагает на перевозчика или на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
    Таким образом, перевозчик может выступать в качестве декларанта, если он отвечает требованиям ст. 186 ТК союза о декларанте. При этом возникает вопрос: можно ли обязать перевозчика к возврату товаров, если его обязательства по перевозке исполнены и товар передан на склад временного хранения, который известил получателя товара о его поступлении, а получатель установил ошибку в поставке?
    Практика применения ТК РФ прошлых лет в части реэкспорта сводилась к тому, что, по мнению таможенных органов, требуется заключение внешнеэкономической сделки с иностранным поставщиком для того, чтобы лицо приобрело указанные выше права или могло совершать определенные действия, в противном случае иностранный партнер должен принять необходимые меры для возврата ошибочно поставленного товара.
    Следует отметить, что ошибка в поставке груза обнаруживается при проверке документов о поступлении груза, поэтому все последующие вопросы с решением его приема или возврата должны быть рассмотрены в течение сроков временного хранения, установленного таможенным законодательством.
    В соответствии со ст. 170 ТК союза срок временного хранения составляет два месяца. По письменному запросу лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, который является предельным. В отношении некоторых товаров срок временного хранения может быть более или менее указанного срока в случаях, указанных в ТК союза или решениях Комиссии Таможенного союза.
    Если поступают товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, то срок хранения таких товаров таможенными органами составляет трое суток (п. 2 ст. 146 ТК союза).
    Таким образом, решение о приемке или возврате груза должно быть принято в достаточно сжатые сроки.
    При выборе таможенного режима реэкспорта необходимо учитывать положение, содержащееся в п. 1 ст. 152 ТК РФ, в соответствии с которым перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
    ТК союза содержит ряд положений, исключающих соблюдение некоторых ограничений. Так, помещение товаров под процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и некоторых других допускается без применения мер нетарифного регулирования, но в то же время действуют иные ограничения, например ограничения, вводимые исходя из национальных интересов, меры технического регулирования и др.
    Как уже указано выше, при реэкспорте к вывозимым товарам не применяются меры нетарифного регулирования. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" количественные ограничения и иные запреты и ограничения экономического характера являются методами нетарифного регулирования.
    Нетарифное регулирование включает в себя запреты и количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
    Названный Закон предусматривает возможность введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов. Такие меры не носят экономического характера и применяются самостоятельно наряду с экономическими. Рассматриваемые меры могут вводиться, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и т.д.
    Запреты и ограничения внешней торговли товарами содержатся в ряде законов, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему закону.
    К числу рассматриваемых законов можно отнести Федеральный закон "Об оружии", который регулирует ввоз и вывоз оружия. В частности, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
    Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификата на право ввоза (вывоза).
    Необходимо иметь в виду особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" одним из методов осуществления государственного регулирования устанавливает лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.
    При ошибочной поставке российскому участнику внешнеторговой деятельности товаров, ввоз (вывоз) которых лицензируется, возникают вопросы о порядке вывоза таких товаров в режиме реэкспорта. Таможенные органы требуют представления лицензии на вывоз товаров, в то время как лицензия не может быть оформлена, поскольку товар перемещен на таможенную территорию Российской Федерации вне контракта на его поставку. Так, в соответствии с п. 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии организация-заявитель представляет наряду с другими документами копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком). При отсутствии контракта на поставку ошибочно перемещенного через таможенную границу товара в выдаче лицензии будет отказано.
    Обращает на себя внимание содержание п. 2, 4, 5 ст. 152 ТК союза.
    Пункт 2 ст. 152 ТК союза требует немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу. Пункт 4 той же статьи определяет порядок действий с товарами, ограниченными к ввозу, последние должны быть вывезены, как и товары, запрещенные к ввозу, т.е. немедленно. О немедленном вывозе указанных товаров отмечается и в п. 5. В связи с этим возникает вопрос: когда должны быть вывезены товары, ограниченные к ввозу (сразу после ввоза, когда устанавливается, что ограничения не соблюдены или в процессе временного хранения)? Формулировки п. 2, 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что ввоз товаров, на которые распространяются ограничения, возможен при наличии разрешительных документов (например, лицензии). Ранее сформировавшаяся практика позволяла ввозить такие товары без разрешительных документов, которые затем оформлялись в течение срока временного хранения.
    Существующие неопределенности в положениях, регулирующих реэкспорт, могут привести к спорным ситуациям.

    Таможенный режим реэкспорта предусмотрен для таможенного оформления товаров, которые перемещаются через таможенную границу РФ в рамках совершения одноименной внешнеторговой операции.

    При этом реэкспортные операции в международной системе товарообмена представляют собой комбинацию операций по ввозу и вывозу товаров через таможенную границу одного и того же государства, не подвергавшихся какой-либо переработке, т.е. в неизменном состоянии с момента совершения первоначальных действий.

    Причины реэкспортных операций

    Объективными предпосылками для реэкспорта служат несколько факторов:

    • 1) заключение сделок в системе международной биржевой и аукционной торговли, когда реэкспорт является естественным продолжением торговой операции, первоначально предполагающей ввоз продукции для продажи ее через биржи (или аукцион) в страну их местонахождения, а затем вывоз покупателями из других стран;
    • 2) вынужденное прерывание естественного процесса внешнеторговой сделки в случае отказа импортера оплатить товар в момент прибытия его в место назначения или состояния его банкротства (неплатежеспособности);
    • 3) вхождение реэкспортной сделки в состав более сложной внешнеэкономической операции (например, при поставках комплектного оборудования в рамках соглашений по обеспечению строительства и оснащения промышленных объектов за рубежом), требующей закупок самого оборудования или комплектующих материалов в третьих странах и поставку их, часто минуя страну реэкспортера;
    • 4) получение прибыли за счет перепродажи продукции на различных рынках и разницы в ценах на одну и ту же продукцию.

    Значительный удельный вес на реэкспортные операции приходится в странах действия свободных экономических зон (далее – СЭЗ). Это вызвано тем, что при ввозе продукции на территорию СЭЗ не взимаются импортные пошлины и налоги, а также налоги с обращения (или потребления). Кроме того, ввезенные товары могут храниться на складах в пределах СЭЗ до момента их выпуска на внутренний рынок или обратного вывоза. В первом случае предусматривается применение ввозных таможенных пошлин, а во втором – вывоз осуществляется без таможенных формальностей.

    На территории СЭЗ ввезенный товар также может быть подвержен дополнительным торговым операциям (исключая какую-либо его переработку) – очистке или сушке сырьевой сельхозпродукции, расфасовке, подбору партий по ассортиментным позициям, снабжению этикетками и т.п. Однако если стоимость дополнительных предпродажных операций повлечет за собой изменение экспортной цены и превышение их доли более чем на 50% в ее составе, то объективно товар может приобрести не только иное наименование (по ТН ВЭД), но и утратить статус реэкспортируемого.