Полезное

Какую отчетность сдает ано. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций. Что нужно знать

Какую отчетность сдает ано. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций. Что нужно знать

Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».

Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.

Время «Ч»

В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.

В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.

В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.

Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

Куда нужно представить отчетность

Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:

  1. Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
  2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
  3. Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.

Состав отчетности

Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:

  • налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
  • бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
  • статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.

Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.

  1. Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
  2. Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.

Деятельность некоммерческой организации: как правильно сформировать и сдать отчетность, особенности представления бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций - читайте в статье.

Вопрос: Отчет о финансовых результатах полный или упрощенный? Т.е. нужно сдать баланс, отчет о финансовых результатах, - эти формы полные или упрощенные? Пояснения к бухгалтерскому балансу не нужно сдавать?

Ответ: 1. По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. При этом вы можете сдавать отчет о финансовых результатах в упрощенной форме (приложение № 5), если вашей компании не запрещено вести бухучет в упрощенном виде (пункт 4, 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

2. Да, вы можете применять упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных организаций (приложение № 6 к приказу № 66), если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. и ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 , пункт 2.1 , п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ , Закона № 7-ФЗ).

3. Да, пояснения к бухгалтерской отчетности можно не сдавать. Однако при желании по существенным показателям можно привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Обоснование

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .*

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Ежегодно
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года*

Отчетность некоммерческих организаций (НКО) в Минюст России

Что сдавать Кто сдает Отчетный период и срок сдачи Основание
Заявление о соответствии требованиям статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности (форма произвольная)

НКО (кроме бюджетных и казенных учреждений), у которых:

Нет участников (членов) - иностранных граждан и (или) организаций, лиц без гражданства;

В течение года не было поступлений денег и имущества от иностранных источников;

В течение года поступление денег и имущества составило не более 3 млн руб.

Законодательно срок не определен.

П. 4.1 и 4.2 ст. 1, Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ*

Правило № 1 Все НКО сдают бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств

Есть нюансы

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку они являются организациями государственного сектора (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах — формы № 2, то ее некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях, о них мы подробно поговорим в следующем разделе. Зато всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?*

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н) содержится целых три бланка этого документа. Первая форма — общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы — упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. и статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Некоммерческие организации не попадают в категорию компаний малого бизнеса, за исключением потребительских кооперативов. Но даже потребкооператив, чтобы считаться малой организацией, должен соответствовать ряду условий.

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом в письме Минфина России от 27.12.2013 № 07 01 06/57795 сказано, что данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

— организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

— жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

— кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— адвокатские палаты;

— нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.*

И теперь поговорим о форме отчета о целевом использовании средств. По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в ). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ , за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.*

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.*

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ 10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.

Любая организация, функционирующая на территории РФ, обязана предоставлять отчетность в определенные государственные органы. Это касается и НКО. Однако отчетность некоммерческих организаций отличается особым составом документов. Также для ее сдачи назначены другие сроки, нежели чем для коммерческих компаний.

Что это?

Далее мы разберем, какую отчетность сдают коммерческие организации. Но вначале определимся, что конкретно относится к ним. НКО - это учреждение, целью которого не является доход. Прибыль, полученная в ходе деятельности, не распределяется между учредителями.

При этом НКО имеет все признаки юридических лиц:

  • Наличие собственного баланса.
  • Право открывать банковские счета.
  • Наличие штампов, печатей со своим названием.
  • Функционирование на основании устава.
  • Учреждение на неопределенный срок деятельности.

Как правило, НКО занимаются следующими направлениями деятельности:

  • Социальные.
  • Благотворительные.
  • Культурные.
  • Политические.
  • Образовательные.

Все НКО объединяет один момент: они функционируют, чтобы обеспечить граждан различными общественными благами. При этом российское законодательство не запрещает НКО заниматься и коммерцией. Но только тогда, когда бизнес-деятельность необходима для достижения целей организации. А доход в дальнейшем не распределяется между ее учредителями.

Состав отчетности некоммерческих организаций

НКО обязаны сдать целый комплекс отчетной документации, как и остальные юрлица. В частности, это следующее:

  • Бухгалтерская.
  • Налоговая.
  • Документы для внебюджетных фондов.
  • Отчет для Министерства юстиции.
  • Документация для Федеральной госслужбы статистики.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации конкретно, мы подробно рассмотрим далее.

Бухгалтерские документы

Такие отчеты НКО обязаны сдавать ежегодно. Предельный срок - 31 марта года, последующего за отчетным. Здесь некоммерческие учреждения обязаны сдать две разновидности бумаг.

Бухбаланс. Главное отличие формы для НКО от стандарта для коммерческих компаний в том, что раздел "Резервы и капиталы" заменен на "Целевое финансирование".

Организация должна указать данные об источниках накопления, формирования своих активов. Наполнение данного раздела прямо зависит от правовой формы НКО. При этом учреждение определяет самостоятельно, насколько подробным должно быть отображение данных в балансе.

2. Отчет о целевом применении денежных ресурсов. В документе обязательно нужно отразить следующие данные:

  • Объем средств, использованных для деятельности НКО. Сюда входят также расходы на оплату труда, целевые события и мероприятия, благотворительную деятельность, затраты на обеспечение должного функционирования.
  • Остатки средств на старт отчетного года.
  • Общая сумма доходов. Учитываются членские, целевые, добровольные и вступительные взносы. Также здесь указываются и доходы от коммерческой деятельности.
  • Остаток финансов на конец года.

Также бухгалтерская отчетность некоммерческой организации может быть дополнена пояснительной запиской. Это расшифровка отдельных упомянутых показателей. Составляется в произвольной форме.

Отчетность сдается адресату как в электронном, так и бумажном виде.

Документы в налоговую: ОСНО

НКО не освобождены от сдачи отчетных документов в налоговую службу. Формы отчета некоммерческих организаций зависит от избранного учреждением режима налогообложения.

Если НКО на ОСНО (общем режиме), то ей нужно предоставить в ИФНС следующее:

  • Декларация по НДС. Документация сдается адресату в электронной форме не позднее 25 числа месяца, идущего за отчетным промежутком.
  • Декларация по налогам на имущество. Если НКО имеет в составе своих активов какое-либо налогооблагаемое имущество, она предоставляет соответствующие расчеты и уплачивает налоговые взносы каждый квартал года. От заполнения декларации и уплаты такого налога освобождаются только те НКО, кто не владеет основными фондами. Декларация-отчет по авансовым платежам предоставляется в налоговые органы в продолжение 30 дней после завершения налогового периода. Документ со сведениями об итоговом расчете должен быть отправлен в ФНС не позднее 30 марта года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по налогу на доход. НКО будет признано плательщиком данного сбора, если она занимается коммерцией. Такой документ подается по итогам каждого из отчетных периодов - не позднее 28 дней до его завершения. Отчет же за полный налоговый период подается до 28 марта года, последующего за отчетным. Если же НКО не занято предпринимательством, она предоставляет в отделение налоговой декларацию по специальной упрощенной форме. Критический срок ее сдачи - также 28 марта года, грядущего за отчетным истекшим.
  • Декларация по земельному налогу. Соответственно, такая отчетность некоммерческих организаций нужна лишь в случае, если они владеют наделом земли. Документ предоставляется в ИФНС не позднее 1 февраля года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по транспортному сбору. Опять же, такая форма отчетности некоммерческих организаций необходима лишь в случае, когда они владеют каким-либо налогооблагаемым транспортом. Документ также нужно сдать до 1 февраля года, наступающего после отчетного.

Иные бумаги для налоговой

Кроме вышеперечисленного, налоговой отчетностью некоммерческих организаций на ОСНО выступает следующее:

  • Данные по среднесписочному количеству работников. Документ необходим, если в НКО числится более 100 трудящихся. Сдается до 20 января года, грядущего за отчетным.
  • Справка 2-НДФЛ. Российское законодательство обязывает каждую организацию предоставить отчет по суммам подоходного сбора, удержанного с ее сотрудников. Но только в случае, когда их более 25 человек. Справка по установленному стандарту предоставляется в налоговую инспекцию до 1 апреля года, идущего за истекшим отчетным.

Документы в налоговую: спецрежимы

Учредители НКО правомочны выбирать и спецрежим обложения налоговыми сборами. Состав отчетности некоммерческих организаций для ИФНС в таком случае будет представлен следующим:

  • Налоги на единые вмененные доходы. Декларация по ЕНВД. Документ необходимо предоставлять налоговой каждый квартал - строго до 20 числа месяца, следующего за подотчетным периодом.
  • Упрощенный режим. Декларация по УСН. Документ необходимо сдавать каждый год. До 31 марта года, грядущего за отчетным.

Как и коммерческие фирмы, они несут полную ответственность за сведения, указанные в финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Документы для внебюджетных фондов

В этой сфере компания отчитывается по взносам, уплаченным за своих сотрудников в продолжение года. Необходимо предоставить два документа:

  • Форма 4-ФСС. Соответственно, она предоставляется в Фонд соцстрахования. Обязательно для тех НКО, численность сотрудников которых более 25. Если отчет в электронном варианте, его необходимо предоставить до 25 января года, последующего за отчетным. Если в традиционном бумажном - до 20 января.
  • Форма РСВ-1. Ее НКО сдают в ПФР. Отчет перед Пенсионным фондом обязателен только для тех организаций, среднесписочная численность трудящихся в которых - более 25. Если документ бумажный, его необходимо сдать до 15 февраля года, последующего за истекшим отчетным. Если электронный - до 22 февраля.

Документы для статистической службы

Здесь не представляется возможность сдачи нулевой отчетности некоммерческих организаций. Документы предоставляют только те НКО, что попали в выборку. Для территориального отделения Росстата необходимо подготовить следующее:

  • Форма № 1-НКО. Данную информацию о деятельности учреждения сдают до 1 апреля года, последующего за отчетным.
  • Форма № 11 (краткий вариант). Тут отображаются данные по движению основных фондов. Также предоставляется до 1 апреля следующего за подотчетным года.

Документы для Министерств юстиции

Теперь поговорим об отчетности НКО в Минюст, сроках сдачи необходимой документации. Тут необходимо предоставление трех обязательных отчетов:

  • По форме № ОН0001. Отражаются данные о руководителях, а также характере деятельности учреждения.
  • По форме № ОН0002. Данный бланк должен отражать информацию о расходовании денежных целевых средств, использовании организацией своего имущества.
  • По форме № ОН0003. Данный отчет заполняется на официальном интернет-ресурсе Министерства.

Важно отметить, что в некоторых случаях некоммерческие учреждения освобождаются от сдачи такой отчетности. Действуют следующие исключения:

  • Активы НКО не пополнялись международными организациями или иностранными гражданами.
  • Среди участников, учредителей НКО нет иностранных граждан.
  • Общая годовая сумма поступлений в адрес организации не превышает 3 млн рублей.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации тут? Вместо первых двух видов документов такая НКО сдает заявление о ее соответствии законодательным требованиям. Документ может быть составлен в свободной форме. Сдача электронного отчета № ОН0003 остается обязательной.

Все перечисленное в обязательном порядке должно быть предоставлено в территориальное отделение Минюста до 15 апреля года, последующего за отчетным.

Социально-ориентированная группа

Прежде всего разберемся, какие НКО являются социально-ориентируемыми некоммерческими организациями. Это учреждения, занимающиеся решением следующих общественных вопросов:

  • Соцзащита.
  • Помощь населению, пострадавшему от техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  • Защита животных.
  • Охрана различных сооружений и построек, имеющих историческое значение.
  • Оказание безвозмездной или льготной юридической помощи гражданам.
  • Благотворительность.
  • Решение экологических проблем, охрана окружающей среды.
  • Профилактические меры по исключению социально-опасного поведения граждан.
  • Развитие деятельности в сферах культуры, здравоохранения, науки, образования.

В своем большинстве СО НКО представлены следующими учреждениями:

  • Общественные, гражданские объединения.
  • Религиозные организации.
  • Автономные НКО.
  • Политпартии.
  • Отдельные государственные учреждения.

Документы для СО НКО

Социально-ориентируемые некоммерческие организации вместо всего выше представленного сдают следующие формы отчетных бумаг:

  • Бухбаланс.
  • Отчет о целевом применении денежных средств.

Последние изменения

В заключение статьи перечислим изменения законодательства к 2019 году касательно отчетности НКО:

  • Третий раздел бухбаланса теперь имеет название "Целевое финансирование" (прежнее - "Капиталы и резервы").
  • Важная информация по определенным отчетным показателям может быть открыта в пояснительных записках, составляемых дополнительно к бухбалансу.
  • Малые формы НКО могут сдавать отчеты упрощенных форм. Это касается и документа о целевом использовании финансов.

Становится ясным, что отчетность НКО не многим отличается от отчетности коммерческих фирм и предприятий. Законодательство делает для этой группы организаций небольшие исключения. В основном они касаются социально-ориентируемой группы НКО.

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. Для таких организаций установлены особые правила и отчеты.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Несмотря на особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст.

Именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Годовая бухгалтерская отчетность по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. В состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Но далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Должны выполняться все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Такое положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Критерии следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2020 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

  • налоговую отчетность в форме по различного рода ;