Кредиты

Космические профессии? Космические специальности: от планетолога до менеджера космотуризма Космические профессии для школьников

Космические профессии? Космические специальности: от планетолога до менеджера космотуризма Космические профессии для школьников

Кто сейчас мечтает стать космонавтом? Думаю, почти никто из школьников не ответит: «Я!» А инженером, который готовит аппараты к полету и обеспечивает связь?

Средняя заработная плата: 37000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Собственно, говорить о том, что после полетов Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и других героических летчиков-космонавтов сотни тысяч мальчишек по всему Союзу мечтали надеть серебристый скафандр и отправиться покорять космос, нужды нет. Престиж и финансирование пилотируемых полетов нынче снизились - и стали уделом хорошо подготовленных энтузиастов из отряда космонавтов и редких космических туристов.

Но, к счастью, продолжается активное освоение космоса и использование его преимуществ: ежегодно на орбитах появляются десятки спутников различного назначения. Метеорологические и военные, связные и научные, телевизионные и навигационные. И для того, чтобы все это созвездие спутников летало, работало и не упало на крышу чьего-либо дома, трудятся и учатся тысячи людей по всему миру.

Поэтому речь сейчас пойдет о такой специфической специальности как инженер по спутниковым коммуникациям. Звучит умно, запутанно и, конечно, скучно! Но всё ли так очевидно?

Космос, слышу тебя хорошо!

Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.

Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять - репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?

В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.

Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:

  • основы связи;
  • теорию космических радиолиний;
  • теорию и практику антенн космической связи;
  • приемную и передающую аппаратуру;
  • принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.

А кроме того - неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.

И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы - это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан - и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера - и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) - ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени - все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.

Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.

Учимся

А где могут научить тому, что максимально близко к такой необычной специальности как спутниковые коммуникации? Всё достаточно просто - во многих технических университетах есть факультет радиотехники или связи. А на нем очень часто обучают по специальностям:

  • Радиоэлектронные системы;
  • Телекоммуникации;
  • Связь с подвижными объектами.

А ближе к диплому можно выбрать специализацию, позволяющую глубже изучить и защитить диплом по «космической» тематике. Таких вузов много. Это профильные:

  • МГТУ имени Н. Э. Баумана;
  • МИРЭА;
  • МТУСИ;
  • Рязанская радиотехническая академия;
  • Самарский аэрокосмический университет.

В плане поступления именитые вузы даже проще и предпочтительнее, так как в них часто проводятся олимпиады и конкурсы, дающие талантливым ребятам привилегии (вспомним, к примеру, программу «Шаг в будущее», реализуемую МГТУ имени Баумана). Таким образом, выпускники школ, для которых «инженер» не просто слово, а призвание, могут поступить в лучшие вузы.

А для того чтобы специализироваться в спутниковых коммуникациях, достаточно на 3-м курсе выбрать кафедру, в сферу научных интересов которой входят спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигация и радиолокация. Как правило, такие кафедры (или часть сотрудников такой кафедры) имеют профессиональные контакты с операторами связи, производителями или эксплуатантами оборудования - они и помогут выбрать специализацию, а в дальнейшем и устроиться на работу в соответствующую фирму.

Кстати, такие кафедры чаще всего относятся к одним из самых обеспеченных даже в весьма небедных вузах - собственный сайт, доступ в Интернет, хорошо оборудованные лаборатории и толстый перечень опубликованных научных статей - всё это говорит о высокой востребованности специалистов с подобной кафедры.

А что за рубежом?

В США один из лучших вузов, готовящий специалистов по спутниковым системам - Массачусетский технологический институт (легендарный MIT). Именно MIT стал колыбелью NAVSTAR/GPS - спутниковой навигационной системы США. В лабораториях MIT зарождаются не только проекты систем и приборов, но и новые протоколы обмена данными для спутниковых сетей. На территории MIT расположены одни из самых больших и лучше всего оборудованных лабораторий, специализирующихся на работах в космической сфере. Почти половина всех американских связных спутников спроектирована при участии специалистов и выпускников MIT. Также сильные научные школы по спутниковым системам есть и в ряде других американских университетов, а применяются эти разработки в итоге - где? Правильно, в Силиконовой долине!

Как работать?

Как правило, специалисты по спутниковым коммуникациям приходят работать в коммерческие компании, занимающиеся эксплуатацией готовых спутниковых сетей. Например, спутниковый Интернет - или спутниковая связь. Такая работа хоть и полна сложных задач (как восстановить обмен данными, когда арендованный транспондер на спутнике вышел из строя?), но эти задачи решаются коллективно. Перенастройка важных узлов сетей - огромная ответственность, ложащаяся на плечи и начальства, и рядовых сотрудников. В таких фирмах технический персонал больше занимается IT-технологиями, но есть и «чистые» инженеры.

В том же случае, если речь идет о работе с самими спутниками, то ей занимаются сотрудники полувоенных организаций в центрах управления. Работа в таких местах более сложная и интересная, «для настоящих мужчин», что называется. Больше, чем в предыдущем примере, ответственность, выше риск ошибиться, а так же, как правило, у специалистов очень мало времени на устранение неполадок - и велика цена ошибки. Попробуйте представить себе, что такое заменить вышедший из строя спутник на рабочий, а нерабочий - вывести из системы для диагностики и ремонта. И всё надо сделать быстро - допустим, когда орбита спутника такова, что станция контроля видит его всего несколько часов в сутки.

Работа очень многих сотрудников в таких организациях (секретных и полусекретных) связана с «советской» романтикой - белые халаты, мониторы во всю стену, компьютеры среди переплетения проводов, охрана на входе и пропускной режим.

В лабораториях MIT все иначе. Чистые лаборатории, бесплатный Wi-Fi, чай-кофе. Комфорт и все условия для работы. Но и уровень спроса и ответственности не сравнить с отечественными условиями. Так, в американских университетах очень высокая конкуренция между лабораториями за право получения финансирования.

Подводные камни

Их в работе любого специалиста по спутниковым коммуникациям довольно много. Назову лишь самые характерные.

  1. Усталость. Если работа связана с наблюдением за оборудованием, то требуется очень высокая концентрация внимания - и, как следствие, наступает сильная усталость, которая со временем только накапливается.
  2. Режим секретности. Если хочешь работать с действительно интересными проектами или разрабатывать новое оборудование, готовься к тому, что есть риск стать невыездным лет на 5.

Что день грядущий нам готовит?

Спутниковые системы и спутниковые коммуникации в частности - это в буквальном смысле передовой край науки. И - прерогатива военных. Конечно, далеко не всё, что связано со спутниковыми сетями, охраняется секретными грифами и заперто в сейфах. Сети на основе технологии VSAT почти полностью обслуживаются обычными телекоммуникационными компаниями, не имеющими никаких связей с военным ведомством.

В перспективе же спутниковые сети станут основой для создания глобальной сети передачи данных, у которой есть все шансы заменить Интернет и объединить существующие телекоммуникационные сети в единую структуру.

В переводе с древнегреческого языка астрономия – это наука, изучающая небесные тела. Еще с древности человечество проявляло интерес к звездам и планетам, их передвижению по небесному пространству. Так возникла профессия астроном.

Развитие астрономии дало человечеству знания, помогающие в ведении хозяйства, в путешествиях. Первым и немаловажным достижением, полученным в результате наблюдения за звездами, является изобретение солнечного и лунного календарей. В Древнем Китае за 2000 лет до нашей эры люди уже могли определять даты солнечных и лунных затмений.

Чем занимается астроном?

На первый взгляд профессия выглядит очень романтично, но на практике все иначе. Наблюдения за небесными объектами занимают лишь малую часть рабочего времени, остальное уходит на обработку данных, полученных в результате наблюдений. В настоящее время работа астронома несколько облегчена современными технологиями. С помощью компьютерных программ рассчитываются траектории небесных объектов, составляются звездные карты.

В астрономии существует несколько направлений: небесная механика, астрофизика, космология, астрономическое приборостроение. На практике астроном сосредотачивается на определенной тематике (будь то изучение галактик, планет или отдельных звезд). В результате такого разделения исследований возникла необходимость в координационных центрах. В рамках всего мира этой задачей занимается Международный астрономический союз.

За последние сто лет специфика работы астронома кардинально изменилась. Уже нет необходимости проводить многочасовые наблюдения за небесными объектами в обсерваториях. Исследователи Вселенной многие часы проводят перед мониторами компьютеров, обрабатывая данные, полученные с космических спутников. Но среди астрономов можно встретить настоящих фанатов своей профессии, которые с легкостью отказываются от комфорта современных офисов ради общения со Вселенной. Поэтому овладеть данной профессией под силу тем, кто жаждет узнать тайны звездного неба.

Выбрав профессию астронома, нужно помнить, что это наука, где результат своей работы сразу не увидишь. Значит, нужно иметь колоссальное терпение. Одним из главных личных качеств астронома должно быть стремление к открытиям. Также необходимо обладать усидчивостью и внимательностью. Профессиональный астроном должен иметь широкий кругозор, обладать аналитическим складом ума, уметь четко, доступно излагать доводы и мысли. Ведь работники науки часто пишут статьи для публикаций в журналах, готовят доклады для научных конференций.

Чтобы добиться успехов в профессии, необходимо также быть специалистом в нескольких науках: физике, математике, биологии, информатике. Как и в любой науке, результаты достижений в астрономии основываются на данных исследований, наблюдений и экспериментов. Хотя, в отличие от других направлений, астрономам эксперимент практически недоступен. В работе помогают современные компьютерные технологии и программы. С их помощью моделируются процессы, недоступные для наблюдения.

Где учится на астронома?

Карьерный рост астронома связан с определенными этапами обучения. Сначала это обучение в университете, затем поступление в аспирантуру, написание кандидатской диссертации, научная работа и т. д. Квалификационный разряд специалиста зависит от полученного научного звания, что непосредственно влияет на размер заработной платы. За успешные научные разработки представители данной профессии получают гранты.

Еще астроном имеет возможность реализовать себя в сфере преподавания. В астрономии существует несколько направлений: астрофизика, космология, физика галактик, звезд, астрономическое приборостроение. Поэтому специалистов можно разделить на три группы: наблюдатели, теоретики и занимающиеся астрономической аппаратурой. Суть работы наблюдателя состоит в разработке методики наблюдений за небесными телами, теоретики анализируют полученные данные, решают научные задачи, а специалисты по аппаратуре работают над созданием новых приборов.

На сегодняшний день профессия не пользуется популярностью, а значит, не является массовой. Стать астрономом возможно, только получив высшее образование. Профильное образование будущие астрономы получают в национальных университетах на механико-математических и физико-математических факультетах.

В последнее время профессия астронома становится все более востребованной, наблюдается астрономический бум. С появлением современных технологий, более мощных оптических телескопов появляются открытия в области астрономии одно за другим. Часть Нобелевских премий, присуждаемых в области физики, напрямую или косвенно связана с астрономией. Профессия астроном для тех, кто любит загадки и тайны, которых у Вселенной неограниченное количество.

ХХI век — время больших перемен на рынке труда: с одной стороны, часть профессий стремительно устаревает и людей в них потихоньку начинают вытеснять компьютеры и роботы, а с другой — возникает много интересных специальностей на стыке разных областей знаний. В свете новых профессий меняются запросы к работникам в разных отраслях, кто может стать востребованным в недалеком будущем и как можно выстроить образовательную траекторию уже сейчас, чтобы попасть в тренд. Далее о специалистах, которые ищут и полезные ископаемые на астероидах, развивают космический туризм и проектируют дома для колонизаторов.

Менеджер космотуризма

Космический туризм официально существует с 2001 года — именно тогда американский мультимиллионер Деннис Тито отправился на околоземную орбиту на корабле «Союз ТМ-32». За 10 дней необычного путешествия он заплатил $20 млн. Первому туристу пришлось пройти не только курс физической подготовки, но и на всякий случай научиться управлять космическим кораблем. До 2010 года на орбиту успели слетать еще восемь человек, после чего туристическая программа была временно свернута из-за увеличения числа космонавтов в экипаже Международной космической станции — на «Союзе» просто не оставалось свободных мест для посадки миллиардеров.

Но параллельно стали развиваться частные космические стартапы. Компания SpaceX разрабатывает ракеты Falcon и космическую капсулу Dragon, позволяющие отправить до семи человек на космическую станцию. В 2012 году капсуле удалось успешно добраться до МКС и вернуться назад — правда, пока испытания проводились без экипажа. Над своим космическим проектом работает и Boeing, а компания Space Adventures, Ltd. планирует отправить туристов в путешествие вокруг Луны (такой необычный опыт обойдется в $100 млн за билет). В нише суборбитальных полетов тоже готовится несколько ярких проектов: знаменитый магнат Ричард Брэнсон основал с этой целью компанию Virgin Galactic. Коммерческие полеты должны были начаться уже в 2015 году, но в 2014-м первый корабль компании SpaceShipOne потерпел крушение при тестовом запуске. В феврале этого года начались испытания новой модели корабля. Компания XCOR Aerospace проводит испытания суборбитального космического самолета Lynx, способного поднять туристов на высоту до 100 километров и при этом использовать обычную взлетно-посадочную полосу аэропорта.

Ни один из этих проектов пока не дошел до стадии коммерческого использования, но, по мнению экспертов, в ближайшем будущем нас ожидает технологический скачок, который наконец позволит говорить о космическом туризме как об отдельной отрасли. Так что возникнет спрос на специалистов, способных разрабатывать программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии — орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз). Такой профессионал должен сочетать творческое мышление (любовь к научной фантастике тут точно не помешает) с пониманием технических ограничений для пребывания человека в космосе и необходимых мер безопасности. Можно попробовать получить высшее образование в области ракетостроения (такие программы, например, предлагают МАИ и Московский государственный технический университет им. Баумана), а потом прокачивать знания и навыки в области туризма. Неплохой базой также может быть опыт в сфере организации спортивных туров для экстремалов.

Космобиолог

Поисками внеземной жизни наука занимается со второй половины ХХ века, и, несмотря на то, что шансы обнаружить на других планетах высокоорганизованные формы жизни очень малы, все же есть вероятность наткнуться на примитивные организмы, способные выжить на других планетах. Экстремофилы, как их называют, существуют и на Земле: ученым известны организмы, комфортно чувствующие себя во льду, кипящей воде, кислоте, воде из ядерных реакторов, солях кристаллов и токсичных отходах. Можно предположить, что что-то подобное водится, например, в ледниках Марса или на некоторых спутниках Юпитера. Поиску жизни посвящено несколько крупных исследовательских программ — например, в рамках миссии Biological Oxidant and Life Detection планируется искать на Марсе бактерии: литотрофы (организмы, использующие неорганические вещества как источник энергии) и прототрофные микробы, способные синтезировать сложные вещества из ограниченного числа простых соединений. Кроме того, по мере того как приближается перспектива колонизации, становится все важнее изучать то, как растения и животные чувствуют себя в условиях невесомости и/или измененной гравитации, искусственной атмосферы и так далее. На МКС периодически проводятся эксперименты.

Соответственно, понадобятся специалисты, которые исследовали бы необычное поведение разных биологических систем в условиях космоса и разрабатывали устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов. В общем, герой Мэтта Дэймона из «Марсианина» — вполне перспективная ролевая модель для будущего студента биофака. Без бакалавриата по биологии тут точно не обойтись, но важно еще и попасть на подходящую кафедру — например, в МГУ при кафедре биофизики есть лаборатория космической биологии. Параллельно можно заниматься и самообразованием: курсы по астробиологии есть на сайтах AcademicEarth и Coursera.

Космогеолог

Космос может стать полезным для земной промышленности: в безвоздушном пространстве можно утилизировать токсичные отходы, а полезные ископаемые добывать на Луне и астероидах (согласно исследованиям астрофизиков, там можно обнаружить железо, золото, никель, платину и другие ценные металлы). Это очень трудоемкая задача, но она может окупиться сторицей: астероид средних размеров (диаметром порядка 1,5 километра) содержит металлов на 20 триллионов долларов.

Стартапы по промышленному освоению астероидов уже существуют — например, Planetary Resources разрабатывает технологии по добычи сырья, минералов и летучих элементов из ближайших к Земле планетоидов, а Shackleton Energy занимается разработкой лунных месторождений. Такие проекты будут рады нанять высококлассных специалистов, которые разбираются в геологии и планетологии.

Проектировщик жизненного цикла космических сооружений

Колонизация других планет уже воспринимается не как научная фантастика, а как вполне перспективный план на ближайшее будущее: в 2014 году Роскосмос предложил концепцию освоения Луны, а голландский ученый и предприниматель Бас Лансдорп запустил Mars One, который в 2023 году должен отправить на Марс первых поселенцев. Предполагается, что колонисты Красной планеты будут жить в специальном жилом модуле, состоящем из сети помещений (на каждого космонавта будет приходиться до 50 квадратных метров — в этой «квартире» разместятся спальня, рабочая зона, гостиная и парник для выращивания зелени). Для создания питьевой воды эта система будет постоянно перерабатывать марсианский грунт, а электрическую энергию будут вырабатывать тонкопленочные солнечные панели.

Даже если сроки этих амбициозных придется сдвинуть на несколько лет, в обозримом будущем появится спрос на специалистов по проектированию космических сооружений. Такие специалисты должны будут разбираться в архитектуре, инженерном деле, новых материалах и технологиях (например, NASA в последние годы активно исследует возможности 3D-принтеров). Одна из вероятных образовательных траекторий — бакалавриат в сфере проектирования космических аппаратов + дополнительное архитектурное образование.

Сегодня конкурс на космические факультеты в сравнении с прошлым годом – вырос почти вдвое. Российская молодежь выбирает профессии будущего. По данным социологов космонавтика и связанные с ней специальности, входят в пятерку самых востребованных профессий ближайшего десятилетия.

Экипаж российского сегмента МКС Андрей Борисенко, Александр Самокутяев и Сергей Волков поздравили всех российских школьников с Днем знаний. Командир экипажа МКС Андрей Борисенко: «Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Первым сентября – Днем знаний, с началом учебного года с орбиты Земли от экипажа Международной космической станции»! Бортинженер МКС Александр Самокутяев: «В школе вы узнаете много нового, и от этого ваша жизнь становится интереснее. Стремитесь к новым знаниям, всегда оставайтесь любознательными, помогайте своим друзьям и одноклассникам». Бортинженер МКС Сергей Волков: « Мы, космонавты, желаем, чтобы вы учились на одни пятерки! Мальчики и девочки, желаем вам космического здоровья, благополучия, радости и оптимизма».

Днем настоящей проверки знаний оказалось 1 сентября для экипажа будущей 29-й и 30-й экспедиций на МКС. В Центре подготовки космонавтов командир экипажа Антон Шкаплеров, бортинженеры Анатолий Иванишин и американец Дэниел Бёрбэнк сдавали экзамен на готовность к предстоящему полету.

До предполетных экзаменов кандидату в космонавты Святославу Морозову еще далеко, пока он космический «первоклассник». Мечта отправится на орбиту сформировалась еще на школьной скамье, укрепилась на аэрокосмическом факультете МАИ и привела Морозова в Звездный городок - настоящую школу космической жизни.

«Лет в 12-13 об этом начал задумываться. И к окончанию школы это уже определенно воплотилось в целое твердое желание. И уже поступая в институт, я уже целенаправленно выбирал себе институт», - говорит Святослав Морозов, кандидат в космонавты.

Святославу Морозову приходится вновь решать математические задачи. «Контрольная» работа в свободном падении - важнейший этап в расписании занятий «школы» ЦПК.

Возможно, молодой конструктор Дмитрий Михайлов спроектирует новый корабль, на котором и полетит в космос Святослав Морозов.

А пока перед стартом в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре инженер-конструктор внимательно следит за стыковкой космической головной части и ракеты-носителя «Зенит». Новейшая история орбитальных исследований не обошлась без участия недавнего выпускника МАИ.

«Мы замечаем, что в последнее время интерес молодежи к космонавтике повышается. Это мы замечаем в наших подшефных школах, у студентов первого курса. А где-то с 3- 4 курса они «прикипают» душой и «начинают гореть» интересом к профессии», - говорит Олег Алифанов, декан аэрокосмического факультета МАИ.

Начало учебного года в Московском техникуме космического приборостроения. Последняя предстартовая подготовка перед полетом на орбиту знаний.

Для программиста Никиты Ложкина – лучшего выпускника техникума здесь всегда день открытых дверей. Он как ориентир для первокурсников.

«Я вижу свое будущее именно в космической области и буду стараться сделать такие устройства, которые смогут заменить где-то человека. Чтобы не люди делали, а машины. Машина сломается, можно сделать новую. Но если с человеком не дай бог что-нибудь случится это уже не вернуть», - говорит Никита Ложкин, выпускник Московского техникума космического приборостроения «Мы создаем все условия, чтобы ребята, придя к нам, понимали, что такое космос, что такое космическая романтика», - говорит Владимир Киреев, директор Московского техникума космического приборостроения.

Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете.
Нил Армстронг

Космос - это будущее человечества. Трудно представить более романтичную и перспективную сферу деятельности, чем освоение космоса.
В период первых полетов в космос в обществе не прекращались разговоры о космических исследованиях, казалось, что вот-вот он покорится человеку. Газеты, телевидение и разговоры взрослых задавали жизненный ориентир для всех школьников страны. Космонавты были популярны, как сегодня кинозвезды.

В настоящее же время в мире насчитывается меньше сотни "активных" космонавтов, и все они где-то далеко от нас. Современные подростки не романтизируют труд космонавта. Они знают, что исследовать космос - это физически и психологически тяжелая работа, к тому же, связана с большим риском. Поэтому современные школьники выбирают "приземленные" профессии , о которых они знают гораздо больше.

Сегодня сделаем шаг навстречу космосу! Расскажем о самых разных профессиях в космической отрасли.

1. Космонавт (астронавт)
Что делает? Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.
Где готовят? Самая "проторенная дорога" в космос - профессия военного летчика. Но сегодня стать космонавтом может любой желающий с высшим образованием , физически здоровый и психологический устойчивый. Отбор и обучение кандидатов ведет Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина рядом с Москвой.



2. Астроном
Что делает? Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.
Где готовят? На физических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ .

3. Инженер-конструктор
Что делает? Проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах инженеры-конструкторы должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги.
Где готовят? МГТУ им. Баумана, МАИ, ГУАП

4. Инженер бортового оборудования
Что делает? Исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Инженерам бортового оборудования важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование.
Где готовят? Получить базовое инженерное образование можно в МГТУ им. Баумана, МТУ (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), МГТУ "СТАНКИН", НИУ "МЭИ"

5. Авиамеханик
Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет.
Где готовят? Авиамехаников готовят авиационные училища, колледжи, техникумы .

6. Инженер-строитель
Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители , а также строительные рабочие - маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.
Где готовят? МГСУ, МГУПС им. Николая II, Московский Политех



7. Космический биолог
Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных.
Где готовят? На биологическом факультете МГУ , МВА им. К.И.Скрябина, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

8. Специалист по космической медицине
Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов.
Где готовят? Кафедра авиационной и космической медицины МГМУ им И. М. Сеченова

9. Менеджер космического туризма
Что делает? Разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована.

В космической отрасли есть перспективы для развития самых разных специальностей. Не важно гуманитарий вы или технарь , если вы всегда мечтали быть ближе к звездам, то выбирайте свой путь на космическую орбиту.
Для тех, кто мечтает о космосе, 26 марта 2017 года в МГУ им. М.В.Ломоносова открылся факультет космических исследований . На факультете будут готовить специалистов в аэрокосмической области и проводить новейшие исследования по освоению космоса.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку .