Полезное

Объекты электроэнергетики. Объекты электроэнергетики Какие предприятия относятся к субъекту электроэнергетике

Объекты электроэнергетики. Объекты электроэнергетики Какие предприятия относятся к субъекту электроэнергетике

Единая энергетическая система России (ЕНС ) - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии (мощности) в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии (мощности), энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

Потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд на оптовом, или розничных рынках электрической энергии и мощности.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии (мощности), получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии правилами оптового рынка.

Зона оптового рынка - территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка (далее - ценовая зона оптового рынка).

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Энергоснабжающая организация. Организация, совмещающая деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче.

Энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

(ОАО «Чувашская энергосбытовая компания»)

Гарантирующий поставщик электрической энергии. Коммерческая организация, обязанная в соответствии с законодательством об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию. Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности), через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами;

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии (мощности) оборудование. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть ЕНС включает:

1) линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше;
2) линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт:

Обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности);

Поставщиков электрической энергии (мощности) на указанный рынок;

Обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации;

Обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с -присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер;

Непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линий электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в приложении № 2 к Указу Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. № 923;
3) линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации;
4) трансформаторные и иные подстанции, соединенные с линиями электропередачи, перечисленными в подпунктах 1-3, а также технологическое оборудование, расположенное на них, за исключением распределительных устройств электрических станций – субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), входящих в имущественный комплекс указанных станций;
5) комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства;
системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 881 "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети")Территориальная сетевая организация;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой - категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора.

Генерация - производитель электрической энергии. Собственник или иной законный владелец генерирующего оборудования, для которого производство и продажа электрической энергии является основным видом деятельности:

1. Территориальные генерирующие компании (ТГК-5)

3. ОАО Рус Гидро

4. ОАО Атомэнерго

5. Независимые производители.

Открытые акционерные общества, создаваемые в результате реформирования АО-энерго на базе генерирующих активов.

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Системный оператор Единой энергетической системы России. Диспетчерский центр Системного оператора Единой энергетической системы в организационно-правовой форме филиала, осуществляющий управление режимами работы на части территории ЕЭС России под руководством вышестоящих диспетчерских центров Системного оператора Единой энергетической системы (Чувашский филиал РДУ);

Администратор торговой системы . Организация в форме некоммерческого партнерства, основной целью деятельности которой является предоставление услуг по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), а также ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, защита интересов поставщиков и покупателей электрической энергии, повышение эффективности производства и потребления электрической энергии.

Субъектами электроэнергетики на территории Чувашской Республики являются электрогенерирующие, электросетевые компании, в том числе муниципальной собственности, диспетчерская и сбытовые компании.

Чувашский филиал «Т+». Чувашский филиал ПАО «Т+» является основой энергетического комплекса республики, обеспечивая:

1. Базовую выработку электрической энергии для снабжения потребителей на всей территории республики в годовых объемах свыше 2200 млн. кВт*ч;

2. Теплоснабжение крупнейших городов республики (ТЭЦ-3 – практически на 100% тепловой энергией жилой и социальный секторы г. Новочебоксарска, а ТЭЦ-2 – около 50% г. Чебоксары;

4. Устойчивое прохождение осенне-зимних максимумов нагрузки энергосистемы;

5. Тарифные преференции потребителям тепловой энергии.

Чувашский филиал Т+ является не только основой устойчивого теплоснабжения потребителей городов, но и обеспечивает снижение потребления природного газа при вводимых технологических и аварийных ограничениях поставок газа в республику посредством поддержания необходимых резервов мазута. Вместе с этим он, приобретая свыше 435 млн. м3 природного газа по коммерческим ценам и обеспечивая резервы топливного мазута в установленных объемах, отпускает тепловую энергию по тарифам значительно ниже средних тарифов для газовых котельных республики. В состав компании входит три тепловых и одна ветровая электростанций. В таблице 3.1 приведены значения установленной, располагаемой и рабочей мощностей электростанций филиала. Общая установленная мощность электростанций составляет 852,2 МВт.

Таблица 1

Снижение эффективности тепловых станций определяется:

Недостаточным потреблением пара из отборов турбин Чебоксарской ТЭЦ-2 и Новочебоксарской ТЭЦ-3 и недоиспользованием мощностей на тепловых электростанциях;

Несоответствием генерирующих мощностей сложившемуся потреблению тепловой и электрической энергии предприятиями республики;

Недостаточной производительностью вспомогательного оборудования тепловых электростанций (циркуляционные насосы, градирни);

Старением основных производственных фондов;

Несоответствием технологических режимов параметрам оборудования;

Отсутствием единого пространства диспетчеризации распределения и учета электрической энергии;

Наличием в тарифах на тепловую энергию перекрестного субсидирования промышленными потребителями жилищно-коммунального комплекса;

Тенденциями ухода потребителей тепловой нагрузки от сетей ТЭЦ.

Снижение потребления тепловой нагрузки промышленными предприятиями и отборов пара из турбин Чебоксарской ТЭЦ-2 и Новочебоксарской ТЭЦ –3 снижает теплофикационную нагрузку энергетических блоков, ведет к увеличенному расходу топлива и возрастанию себестоимости тепловой и электрической энергии.

Для преодоления отмеченных негативных тенденций и повышения устойчивости и экономичности энергоснабжения требуется:

1. Увеличение потребления тепловой нагрузки и пара с коллекторов станций всех ТЭЦ, развитие магистральных тепловых сетей для обеспечения эффективной теплофикационной тепловой энергией жилищно-коммунального и промышленного комплекса городов;

2. Модернизация оборудования водоподготовки и насосных станций, вспомогательного оборудования, коммутационной аппаратуры, систем релейной защиты и автоматики для обеспечения современных требований по безопасности эксплуатации и повышения эффективности работы существующих генерирующих мощностей.

3. Замещение выработавших свой ресурс и морально устаревших генерирующих мощностей на энергетические комплексы, работающие в парогазовом цикле.

Чебоксарская ГЭС (филиал РусГидро) В таблице 3.2 представлены суммарные мощности генераторов ГЭС.

Таблица 3.2

Эксплуатация Чебоксарской ГЭС была начата в 1980 году. Степень износа её гидротурбин и гидрогенераторов составляет 35,5% при общей сумме балансовой стоимости оборудования – 862 млн. рублей.

Снижение эффективности работы оборудования, ограничение и недоиспользование мощности для Чебоксарской ГЭС обусловлены:

Непроектным (пониженным) напором на Чебоксарской ГЭС;

Непроектным режимом работы гидротурбин Чебоксарской ГЭС в «пропеллерном» режиме;

В настоящее время прорабатываются экономические, экологические, технические и организационные вопросы поднятия уровня водохранилища.

Суммарная установленная мощность всех электростанций на территории республики составляет около 2000 тыс. кВт. Однако располагаемая мощность электростанций составляет менее 1450 тыс. кВт.

Территориальная электросетевая компания ОАО «Чувашэнерго» включает в себя три подразделения электрических сетей: Алатырское (АЭС), Северное (СЭС), Южное (ЮЭС). Протяженность воздушных линий, находящихся на балансе ОАО «Чувашэнерго», составляет 20933 км. При этом протяженность воздушных линий на металлических опорах – 282 км, в том числе двухцепных линий – 76 км; на железобетонных опорах – 12 560 км, в том числе двухцепных линий – 546 км; на деревянных опорах – 8 091 км.

Линии электропередачи сельскохозяйственного назначения составляют 95,6% от общей протяженности линий, из них на напряжении 35-110 кВ – 1 840 км; 6-10 кВ – 9253 км; 0,4 кВ – 9041 км.

Анализ и экспертная оценка технического состояния высоковольтного оборудования магистральных сетей и подстанций напряжением 220кВ и распределительных сетей 6-110кВ, выполненные на основе результатов энергоаудитов, проведенных независимыми фирмами (ЗАО"НПО" Промэнерго", Самарский центр энергосбережения и энергоэффективности, Региональный научно-технический и инновационный центр энергосбережения (РНТИЦЭ) « НП «АСИНЭКС», а также экспресс-обследования, протоколы измерений и испытаний службы диагностики ООО«Инженерного центра» показывают, что имеются проблемы, связанные с аппаратной надежностью энергосистемы.

Анализ структуры магистральных электросетей 220кВ и материалов расследования произошедших аварии в энергосистеме показывают, что имеются определенные недостатки в проектных решениях. Наиболее уязвимым системным элементом в сети 220 кВ является ОРУ-220кВ ЧеГЭС, которому радиально подключены все четыре узловые подстанции и другой независимый источник электроэнергии - ТЭЦ-2 двумя ЛЭП-220 кВ. Шины 220-кВ ТЭЦ-2 не меют непосредственных автономных связей с узловыми подстанциями магистральных сетей.Подстанция «Абашево», обеспечивающая электроснабжение потребителя первой категории по надежности электроснабжения (газоперекачивающую станцию), имеет фактически только один независимый источник- шины ОРУ-220кВ ЧеГЭС. Она запитана на ответвлениях отпаек от двух ЛЭП-220кВ «ЧеГЭС-Венец» и «ЧеГЭС-Канаш-2».Еще одним недостатком магистральной сети 220кВ является связь по одной только ЛЭП-220кВ подстанций «Венец» и транзитной подстанции «Тюрлема».

Основными проблемами распределительных сетей 110-10-6 кВ являются: неуклонное старение высоковольтного электрооборудования; снижение качества подвесных и опорных изоляторов, бумажно-масляной изоляции; ухудшение работы аппаратуры систем телемеханики, связи, противоаварийной автоматики и релейной защиты.

По анализу результатов диагностики, к особенно напряженным элементам с наибольшим количеством развивающихся дефектов высоковольтного электрооборудования относятся: высоковольтные ввода с бумажно-масляной изоляцией; регуляторы под нагрузкой (РПН) силовых трансформаторов; контактные системы высоковольтных выключателей; контуры заземления подстанций (из-за коррозии);железобетонные опоры ВЛ в сетях с изолированной нейтралью (6-35кВ) и значительными емкостными токами; системы молниезащиты подстанций, средства защиты высоковольтного электрооборудования от рабочих коммутационных и грозовых перенапряжений. Все перечисленные выше экспертные оценки состояния высоковольтного электрооборудования и основные актуальные проблемы высоковольтных электрических сетей касаются и подстанций генерирующих предприятий ЧеГЭС, ТЭЦ-1, 2 и 3.

Главными целями дальнейшего развития магистральных и распределительных сетей Чувашской энергосистемы являются: преодоление старения основных фондов электрических сетей и высоковольтного оборудования путем неуклонного увеличения масштабов работ по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению; развитие централизованного технологического управления электрическими сетями.

Электрические сети муниципальной собственности это 26 предприятий по электрическим сетям которых передается 1215 695 кВт*ч. электрической энергии, или 28% полезного отпуска.

Техническое состояние сетей в сельской местности характеризуется крайней степенью износа. На большинстве предприятий отсутствуют необходимые структуры надлежащего поддержания технического состояния оборудования (электротехнические лаборатории и др). В связи с недостаточным финансированием реконструкции сетей, их износ ежегодно увеличивается на 1-2%, а в многопрофильных предприятиях коммунального хозяйства средства, получаемые за транспортировку электрической энергии, направляются для финансирования других, убыточных видов деятельности. Состояние электрических сетей критическое, при этом отсутствует система отраслевого контроля их состояния планирования замещения выбывающих мощностей.

По ряду предприятий отсутствует достоверная информация по исполнительным схемам электрических сетей, составу оборудования, его фактического состояния, все это представляет реальную угрозу надежности энергообеспечения.

Дополнительной угрозой надежности энергообеспечения являются коммерческие потери и хищения электрической энергии, которые не имеют источника покрытия в тарифе на транспортировку электрической энергии и составят основу убыточности предприятий.

Существующая структура коммунальных электросетевых предприятий не обеспечивает проведение скоординированной технической политики в электросетевой инфраструктуре Чувашской Республики, привлечение инвестиционных ресурсов для развития электрификации. Это является сдерживающим фактором развития электрификации и реализации на территориях программ социально-экономического развития, участия в национальном проекте «доступное жилье». Приведение структуры муниципальных электрических сетей в соответствие со стоящими задачами является одним из первоочередных мероприятий.

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.

Чувашский филиал РДУ

Единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики осуществляет системный оператор ЕЭС России (СО). Ему подчинены другие субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ОДУ в Э), представляющие собой организации или физические лица, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для ОДУ в Э нижестоящего уровня. На территории Чувашской республики диспетчеризацию и управление частью системы осуществляет РДУ, выполняя следующие функции: оперативное управление энергетическими объектами на закрепленной территории, определение системных ограничений и предложений по их снятию, прогнозирование и оценка балансов электроэнергии и мощности, расчет диспетчерских графиков, организация балансирующего рынка и размещение резервов, долгосрочное планирование, согласование годового графика ремонтов оборудования электростанций и линий электропередачи, организация функционирования систем оперативно-технологического управления ЕЭС: ПА(противоаварийная автоматика), телемеханика и связь, АСДУ(автоматизированная система диспетчерского управления), АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии).

РДУ (Нижний Новгород) через представительство в Чебоксарах осуществляет оперативно-технологическое (диспетчерское) управление взаимодействуя с диспетчерскими ОАО «Чувашэнерго», Чувашским филиалом ПАО «Т+» и «Чебоксарской ГЭС».

РДУ участвует в согласовании технических требований генерирующим и сетевым компаниям, квалифицированным потребителям на необходимые технические комплексы мониторинга и управления по объектам их балансовой принадлежности.

В перспективе основными направлениями совершенствования регионального диспетчерского управления следует считать:

Создание оперативно-информационных комплексов, укомплектованных современными ЭВМ и специализированными программными продуктами;

Построение региональной системы автоматического регулирования мощности;

Внедрение цифровых комплексов многоуровневой противоаварийной автоматики;

Установка систем АСКУЭ на энергетических объектах;

Расширение сети каналов линейной и телефонной связи, а также устройств телемеханики.

Это позволит снизить операционные расходы, связанные с ликвидацией системных аварий, и наладить оперативное регулирование режимов работы энергетической системы ЧР повысить надежность функционирования автоматизированных систем оперативно-технологического (диспетчерского) управления (PЗA, ПА, АРН, АРЧМ, АСДУ, АСКУЭ и средств связи).

Надежное функционирование системы электроснабжения ЧР обеспечивается, помимо государственного правового и финансового регулирования и контроля, техническим регулированием. В состав мер технического регулирования и контроля (надзора) входит принятия технических регламентов по направлениям технической и технологической безопасности, качества электрической и тепловой энергии, установление нормативов резерва мощности, а также устройства электроустановок деятельности субъектов, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности его обслуживания.

Особенности производства и потребления электроэнергии.

Недискриминационный доступ к инфраструктуре - обеспечение равного доступа участников рынка к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка.

Сезонные, суточные графики потребления электрической энергии и мощности. Особенности производства электроэнергии с использованием различных технологий на станциях различного типа: ГЭС, ГАЭС, АЭС, ТЭЦ, ГРЭС, ВЭС. Комбинированная (двух продуктовая) выработка на электростанциях, электрическая и тепловая энергия.

Качество электрической энергии. Частота, напряжение и другие параметры качества регулируются ГОСТ. Технические условия на присоединение потребителя электросетевой организацией выдается с учетом обеспечения качества электрической энергии. ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических

средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»

Надежность электроснабжения. В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе:

допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих, энергосбытовых и сетевых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров;

срок восстановления энергоснабжения.

Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентые отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ОРЭМ)

Сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В течение переходного периода на оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием следующих механизмов:

а) торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи электрической энергии (мощности). Регулируемые договоры на несколько лет заключаются на сроки, соответствующие определенным в установленном порядке категориям потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых дифференцируются сроки действия регулируемых договоров.

Продажа и оплата электрической энергии и мощности может осуществляться как по единому регулируемому договору, предусматривающему куплю-продажу электрической энергии и мощности, так и по отдельным регулируемым договорам;

б) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в двусторонних договорах купли-продажи электрической энергии (далее - свободные двусторонние договоры);

в) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (далее - конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед);

г) торговля электрической энергией в объемах, соответствующих отклонениям, по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в двусторонних договорах (далее - свободные двусторонние договоры купли-продажи отклонений);

д) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - конкурентный отбор заявок для балансирования системы);

е) торговля электрической энергией (мощностью) по регулируемым ценам (тарифам) в целях компенсации потерь, а также в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств.

Розничные рынки электрической энергии

Субъектами розничных рынков являются:

б) гарантирующие поставщики;

в) энергосбытовые организации;

г) энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации);

д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

е) сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

ж) производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;

з) системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил розничного рынка в объемах покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.

Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами розничного рынка.

На розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Понятие электроэнергетики и ее субъекты

Понятие электроэнергетики. Электроэнергетика является основой функционирования экономики страны и жизнеобеспечения граждан. В этом состоит ее стратегическое значение и роль в жизни общества. Электроэнергетика - ϶ᴛᴏ отрасль экономики, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) передачи электроэнергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Субъекты электроэнергетики. В соответствие со ст. 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в т.ч. производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности энергоснабжение потребителœей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Из приведенного определœения следует, что потребители электрической энергии не входят в круг субъектов электроэнергетики, однако они выступают субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии.

В результате реформы электроэнергетики, завершившейся в основном к 2008 году, холдинг РАО ʼʼЕС Россииʼʼ прекратил свое существование и сложилась новая структура указанной отрасли, ключевыми элементами которой являются:

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

Системный оператор;

Совет рынка;

Генерирующие компании;

Коммерческий оператор

- распределительные компании;

Сбытовые компании;

Ремонтные и сервисные компании.

Наряду с указанными субъектами электроэнергетики действующее законодательство называет еще три группы субъектов, участвующих в роли агентов электроэнергетического сектора в той либо иной его области. К указанным группам относятся субъекты оперативно-диспетчерского управления (ст.12 Закона об электроэнергетике), субъекты оптового рынка (ст.31 Закона об электроэнергетике), субъекты розничных рынков (ст.37 Закона об электроэнергетике). При этом часть субъектов электроэнергетики является участником той либо иной из перечисленных групп, а участники одной группы могут выступать в роли участников другой либо других групп.

Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются системный оператор Единой энергетической системы России и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, субъектов электроэнергетики и потребителœей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, деятельность которых осуществляется на основании договоров с системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления и подчинœена оперативным диспетчерским командам и распоряжениям субъектов оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня.

Перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством РФ.

Особенности организации оперативно-диспетчерского управления установлены разд. II Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 ᴦ. № 854.

Субъектами оптового рынка по смыслу п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике являются участники обращения электрической энергии – поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электроэнергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъекта оптового рынка в порядке, установленном ст. 35 указанного закона, а также администратор торговой системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в т.ч. организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона об электроэнергетике статус объектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают:

Поставщики электрической энергии, присоединœенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое основными положениями функционирования оптового рынка;

Потребители электрической энергии, которые присоединœены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электроэнергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые основными положениями функционирования оптового рынка (крупные потребители электроэнергии);

Энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электроэнергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые основными положениями функционирования оптового рынка;

Гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объёма потребления электроэнергии;

Территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях.

Вместе с тем, по смыслу нормы абз. 7 п. 2 и п. 5 ст. 35 Закона об электроэнергетике субъектами оптового рынка могут выступать и потребители электрической энергии, являющиеся субъектами розничных рынков.

Субъектами розничных рынков признаются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителœей. К таковым согласно п. 1 ст. 37 Закона об электроэнергетике относятся: потребители электроэнергии, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электроэнергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков; производители электроэнергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке исходя из статьи 35 Закона об электроэнергетике.

Потребителями электрической энергии по смыслу ст. 3 Закона об электроэнергетике являются лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Гарантирующими поставщиками признаются коммерческие организации, обязанные в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителœем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим прибрести электрическую энергию.

Энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями признаются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам производимой или приобретенной электрической энергии.

Исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями бывают управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Сетевыми являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросœетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляют в установленном порядке технологическое присоединœение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Производителями (поставщиками ) электрической энергии признаются собственники или иные законные владельцы генерирующих объектов, осуществляющие производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи, либо иные юридические лица, являющиеся собственниками электрической энергии (мощности), производимой на генерирующих объектах, или обладающих правом осуществлять ее продажу.

Понятие электроэнергетики и ее субъекты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие электроэнергетики и ее субъекты" 2017, 2018.

К субъектам электроэнергетики в соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.

К организациям технологической инфраструктуры относятся: компания, управляющая единой национальной электрической сетью (Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСК ЕЭС»)), организация, осуществляющая диспетчерское управление (Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»)), оператор энергетических сетей в России – 37 дочерних и зависимых общества, в том числе 14 межрегиональных и магистральную сетевую компанию Публичное акционерное общество «Российские сети» (ПАО «Россети»). В коммерческую инфраструктуру входит Акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» - АО «АТС» и его дочерняя организация Акционерное общество «Центр финансовых расчетов» - сокращенно АО «ЦФР». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.

Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии установленными постановлением Правительства Российской Федерации №643 от 24.10.2003 Правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности. Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», сокращенно Ассоциация «НП Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

В соответствии с федеральным законом №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2011 год) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).

В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Оперативно-диспетчерское управление в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (АО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.

Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.

Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным, то есть его существенные условия определяются Правительством РФ. Публичные договоры являются обязательными для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.

Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:

  • величину максимальной мощности энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения;
  • величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;
  • ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя;
  • обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.

ПРАВИЛА

ОТНЕСЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ К КРУГУ ЛИЦ,

ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ

ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

1. Настоящие Правила устанавливают критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

2. К кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию системным оператором при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки), относятся организации, соответствующие одному из следующих критериев:

а) субъект электроэнергетики осуществляет деятельность по производству электрической энергии (мощности) с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, в отношении которой данным субъектом электроэнергетики или иной организацией, получившей статус субъекта оптового рынка, на оптовом рынке в установленном порядке зарегистрирована группа точек поставки, в которой исполняются обязанности по поставке электрической энергии (мощности), производимой на такой электростанции;

б) субъект оптового рынка осуществляет деятельность по поставке импортируемой электрической энергии;

в) производитель (поставщик) электрической энергии осуществляет производство продаваемой на розничном рынке электрической энергии (мощности) с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, входящей в Единую энергетическую систему России, установленная генерирующая мощность которой составляет не менее 25 МВт;

г) хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими ему энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, если средняя мощность поставки электрической энергии указанной электростанции составляет не менее 25 МВт. При этом средняя мощность поставки электрической энергии электростанции определяется как суммарный объем производства на данной электростанции электрической энергии, поставленной на розничный рынок в предыдущем году, который определяется в мегаватт-часах по всем точкам поставки на розничном рынке, являющимся местами исполнения обязательств по поставке электрической энергии, производимой на данной электростанции, разделенный на количество астрономических часов в указанном году.

3. К кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию системным оператором при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, относятся получившие статус субъекта оптового рынка покупатели электрической энергии и мощности (за исключением организаций, осуществляющих покупку электрической энергии и (или) мощности исключительно для удовлетворения собственных и (или) хозяйственных нужд электростанций или для компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях).

4. К кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры розничного рынка субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, относятся организации, соответствующие одному из следующих критериев:

а) субъект электроэнергетики осуществляет деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, входящей в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, установленная генерирующая мощность которой составляет не менее 5 МВт;

б) хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании входящих в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему электростанции и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими ему энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, если средняя мощность поставки электрической энергии указанной электростанции составляет не менее 25 МВт.

5. К кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по формированию технологического резерва мощностей субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, относятся субъекты электроэнергетики, являющиеся гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми или энергоснабжающими организациями на территории соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы.

6. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии относятся к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в силу их соответствия критериям, предусмотренным пунктами 2 - настоящих Правил.

7. Отнесение субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляется на основании сведений, имеющихся у соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также сведений, представляемых ему следующими лицами:

а) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, соответствующие критериям, предусмотренным пунктами 2 - настоящих Правил, представляющие сведения о соответствии указанным критериям, а также подтверждающие эти сведения документы в течение 10 дней с даты, когда они узнали или должны были узнать о том, что относятся к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, или с даты изменения указанных сведений;

б) совет рынка, ежемесячно представляющий системному оператору сведения о соответствии критериям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2 и пунктом 3 настоящих Правил, в составе, порядке и сроки, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;