Как заработать

Лицензии по управлению многоквартирными домами. Особенности лицензии на управление многоквартирными домами. Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами

Лицензии по управлению многоквартирными домами. Особенности лицензии на управление многоквартирными домами. Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

Деятельность по управлению многоквартирным домом

Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

Существует особый порядок управления, в которых входит:

  • сбор и хранение всех технических документов;
  • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
  • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.

Понятие лицензирование деятельности

Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

  • быть предпринимателем или юридическим лицом;
  • иметь квалификационный аттестат;
  • не иметь судимости;
  • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.

Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

  • устав или другой учредительный договор;
  • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
  • действительный квалификационный аттестат;
  • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора.

Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата - 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по управлению многоквартирными домами

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Какие полномочия имеет УК с лицензией на управление.

В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП "ИДЕЗ" и ООО "ЖЭУ" это УК нашего дома. УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены. Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?

Ольга 24.02.2019 21:08

Дубровина Светлана Борисовна 08.03.2019 17:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 09.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Перечень документов на получение лицензии по управлению многоквартирными домами

Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме. Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, таких указаний не содержится.

Владимир 20.08.2018 15:12

Добрый день, Владимир. Согласно положений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к заявлению на получение лицензии прилагаются документы: копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц); копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании; копия свидетельства о регистрации изменений (если они были); копия квалификационного аттестата должностного лица; копия приказа о назначении должностного лица; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Можем посоветовать Вам обратиться к нам в офис со всеми имеющимися по данному вопросу документами. Для скидки воспользуйтесь промокодом - МИП 11.

Сайботалов Вадим Владимирович 02.09.2018 19:50

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно. Но перед подачей документов нужно уточнить перечень дополнительных документов, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов.

Крайнев Дмитрий Анатольевич 03.09.2018 13:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
  • Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования
  • Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
  • Председатель правления товарищества собственников жилья
  • Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 11.03.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.10.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.12.2017);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 03.09.2018);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.06.2019).
____________________________________________________________________


В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации , Законом Московской области N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области" и постановлением Губернатора Московской области от 21.11.2014 N 246-ПГ "О формировании Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами" , в целях организации работы по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ .

постановляю:

1. Образовать Лицензионную комиссию Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Лицензионная комиссия).

2. Утвердить прилагаемый состав Лицензионной комиссии.

3. Утвердить прилагаемое Положение о Лицензионной комиссии.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Состав Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами

Пестов Д.В.

постановлением Губернатора Московской области от 11 марта 2015 года N 64-ПГ

Хромушин Е.А.

министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области (председатель комиссии)"

постановлением Губернатора Московской области от 11 марта 2015 года N 64-ПГ)

Гусев В.А.

Исключен из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ

Мельник В.Г.

постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ

Абясов Н.С.

Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии с 5 декабря 2017 года постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ ; исключен из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ

Белехова Ю.А.

председатель Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области (по согласованию)

(Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ)

Борисенко Л.В.

директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение организаций в области профессионального управления недвижимостью "ГАРАНТИЯ" (по согласованию)

Герасименко В.Ю.

постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ

Дупак В.В.

Исключен из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ

Иванов О.Б.

Исключен из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 28 августа 2018 года N 379-ПГ

Зверева Л.А.

заместитель председателя комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту, дорожной инфраструктуры и благоустройству военных городков Общественной палаты Московской области (по согласованию)

(Дополнительно включена в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ)

Коханый И.В.

депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы

постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ)

Молодецкий И.Ю.

заместитель начальника отдела реализации жилищной политики управления жилищной политики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области

(Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии с 5 декабря 2017 года постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ ; должность в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ)

Разворотнева С.В.

Исключена из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ

Романов О.В.

начальник административно-аналитического управления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области

(Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ)

Рыбальченко М.Б.

Генеральный директор Ассоциации предприятий энергетики Московской области (по согласованию)

(Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 28 августа 2018 года N 379-ПГ)

Смирнов А.Б.

Исключен из состава Лицензионной комиссии с 5 декабря 2017 года постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ

Урусбамбетов М.Б.

Исключен из состава Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ

Хриткин А.П.

Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ ; исключен из состава Лицензионной комиссии с 5 декабря 2017 года постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ

Черепякин А.А.

начальник управления экономической безопасности Главного управления региональной безопасности Московской области

(Дополнительно включен в состав Лицензионной комиссии постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ)

Положение о Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Губернатора Московской области
от 10 декабря 2014 года N 271-ПГ

I. Общие положения

1. Лицензионная комиссия Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Лицензионная комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для обеспечения деятельности органа государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области.

2. Лицензионная комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области, а также настоящим Положением.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Лицензионной комиссии осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ Московской области).

II. Основные задачи, полномочия и функции Лицензионной комиссии

4. Основными задачами Лицензионной комиссии являются:

а) обеспечение гласности и открытости лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензирование) в Московской области;

б) обеспечение деятельности Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - орган государственного жилищного надзора) по лицензированию в Московской области.

5. Основными полномочиями Лицензионной комиссии являются:

а) принятие решения о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) или об отказе в выдаче лицензии;

б) принятие квалификационного экзамена;

в) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

г) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

6. Лицензионная комиссия в целях выполнения стоящих перед ней задач осуществляет следующие функции:

а) рассматривает мотивированные предложения, подготовленные органом государственного жилищного надзора и принимает решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии);

б) принимает квалификационный экзамен, оценивает результаты такого экзамена и принимает решение о выдаче квалификационного аттестата, об аннулировании квалификационного аттестата, направляет протокол экзамена в орган государственного жилищного надзора;

в) принимает участие в мероприятиях по лицензионному контролю, проводимых органом государственного жилищного надзора в отношении соискателя лицензии;

г) рассматривает документы и материалы, в том числе являющиеся основанием для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поступающие от органа государственного жилищного надзора по результатам проверок лицензиатов в рамках лицензионного контроля;
постановлением Губернатора Московской области от 20 июня 2019 года N 286-ПГ .

д) проводит анализ решений органа государственного жилищного надзора об исключении из реестра лицензий Московской области сведений о многоквартирных домах, в том числе в целях выявления и проверки оснований для аннулирования лицензии;

е) принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;

ж) обобщает и анализирует опыт лицензирования, судебную практику по вопросам лицензирования, подготавливает предложения по совершенствованию системы лицензирования;

з) взаимодействует с органом государственного жилищного надзора и иными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам лицензирования;

и) подпункт утратил силу - постановление Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ ;

к) при необходимости приглашает принять участие в работе Лицензионной комиссии лицензиата, экспертов, представителей органа государственного жилищного надзора, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и заинтересованных физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица);
(Подпункт в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ .

л) обеспечивает соблюдение конфиденциальности при работе с информацией, составляющей коммерческую тайну заинтересованных лиц.

III. Состав, порядок избрания (назначения) членов Лицензионной комиссии

7. Лицензионная комиссия состоит из 9 человек: председателя Лицензионной комиссии, заместителя председателя Лицензионной комиссии, секретаря Лицензионной комиссии и членов Лицензионной комиссии.

8. Членом Лицензионной комиссии может быть только физическое лицо. В состав Лицензионной комиссии могут включаться представители:

а) саморегулируемых организаций, общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере управления многоквартирными домами;

б) органов государственной власти Московской области.
с 5 декабря 2017 года постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ .

9. Количество представителей, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, должно составлять не менее 1/3 от состава Лицензионной комиссии.
постановлением Губернатора Московской области от 4 декабря 2017 года N 526-ПГ .

10. Состав Лицензионной комиссии утверждается постановлением Губернатора Московской области со сроком полномочий на три года. По истечении указанного срока утверждается новый состав Лицензионной комиссии, при этом должна быть обеспечена непрерывность ее деятельности.

Изменения в состав Лицензионной комиссии вносятся постановлением Губернатора Московской области на основании письменного обращения органов государственной власти Московской области, организаций и учреждений, представители которых входят в состав Лицензионной комиссии. Письменные обращения направляются в адрес Министерства ЖКХ Московской области.

IV. Организация деятельности Лицензионной комиссии

11. Председатель Лицензионной комиссии:

а) руководит деятельностью Лицензионной комиссии;

б) утверждает повестку и дату проведения заседаний Лицензионной комиссии;

в) ведет и председательствует на заседаниях Лицензионной комиссии;

г) подписывает протоколы заседаний Лицензионной комиссии;

д) выполняет функции в рамках своей компетенции, направленные на обеспечение выполнения задач Лицензионной комиссии.

12. При отсутствии на заседании Лицензионной комиссии председателя Лицензионной комиссии его функции выполняются заместителем председателя Лицензионной комиссии. При отсутствии на заседании председателя Лицензионной комиссии и его заместителя председательствующие функции возлагаются за члена Лицензионной комиссии, выбранного большинством голосов из числа присутствующих.

13. Члены Лицензионной комиссии обязаны:

а) знакомиться с материалами заседания Лицензионной комиссии;

б) присутствовать на заседаниях Лицензионной комиссии;

в) соблюдать порядок и этические нормы в процессе обсуждения рассматриваемых вопросов и принятия решений;

г) аргументированно излагать свою позицию, давать мотивированные замечания и (или) дополнения (в случае их наличия) к представленным материалам;

д) направлять секретарю Лицензионной комиссии свое мнение (при наличии) по вопросам повестки заседания Лицензионной комиссии в письменном виде.

14. Члены Лицензионной комиссии вправе:

а) получать информацию о деятельности Лицензионной комиссии;

б) в установленном настоящим Положением порядке вносить вопросы в повестку заседаний Лицензионной комиссии;

в) требовать созыва заседания Лицензионной комиссии;

г) осуществлять права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в сфере лицензирования, а также настоящим Положением.

15. Члены Лицензионной комиссии не вправе использовать свое положение и полученную в ходе заседаний Лицензионной комиссии информацию в личных интересах, а также допускать их использование в личных интересах другими лицами.

16. Членство в Лицензионной комиссии осуществляется на безвозмездной основе.

17. Полномочия члена Лицензионной комиссии не могут быть переданы третьим лицам.

18. Секретарь Лицензионной комиссии в рамках своей компетенции:

а) осуществляет организационное обеспечение деятельности Лицензионной комиссии;

б) участвует в разработке и утверждении календарного плана заседаний Лицензионной комиссии;

в) согласовывает с председателем Лицензионной комиссии дату проведения заседания Лицензионной комиссии;

г) определяет повестку заседания Лицензионной комиссии и согласовывает ее с председателем Лицензионной комиссии;

д) уведомляет членов Лицензионной комиссии и заинтересованных лиц о дате, месте, времени и повестке заседания Лицензионной комиссии;

е) организует работу по обработке документов и подготовке материалов по вопросам повестки дня заседаний Лицензионной комиссии;

ж) обеспечивает присутствие экспертов на заседании Лицензионной комиссии;

и) уведомляет членов Лицензионной комиссии и заинтересованных лиц о решениях, принятых Лицензионной комиссией;

к) докладывает материалы на заседании Лицензионной комиссии по вопросам повестки;

л) оформляет протоколы заседаний Лицензионной комиссии и выписки из них;

м) обеспечивает хранение и передачу в архив протоколов заседаний Лицензионной комиссии и иных материалов, относящихся к деятельности Лицензионной комиссии;

н) осуществляет регистрацию физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата (далее - претендент) и присваивает каждому претенденту индивидуальный идентификационный номер;

о) осуществляет полномочия, необходимые для обеспечения работы Лицензионной комиссии.

V. Порядок организации работы Лицензионной комиссии

19. Заседания Лицензионной комиссии проводятся не реже одного раз в месяц.

20. Кворум для проведения заседаний Лицензионной комиссии составляет более 1/2 (одной второй) от числа членов Лицензионной комиссии.

21. В случае если на заседании кворум отсутствует, председатель Лицензионной комиссии вправе принять решение о переносе заседания на другую дату.

22. Заседания Лицензионной комиссии являются открытыми. На заседании Лицензионной комиссии могут присутствовать лица, не являющиеся членами Лицензионной комиссии.

23. Председательствует и ведет заседание Лицензионной комиссии председатель Лицензионной комиссии. При отсутствии на заседании Лицензионной комиссии председателя Лицензионной комиссии его функции выполняются заместителем председателя Лицензионной комиссии. При отсутствии на заседании председателя Лицензионной комиссии и его заместителя, функции председательствующего возлагаются на члена Лицензионной комиссии, выбранного большинством голосов из числа присутствующих членов Лицензионной комиссии.

24. Члены Лицензионной комиссии и заинтересованные лица должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты проведения заседания. Уведомление направляется любым способом, позволяющим достоверно установить получение уведомления лицом, которому оно направлено, в том числе путем факсимильного сообщения, телефонограммой или электронной почтой.

25. Для обеспечения своей деятельности Лицензионная комиссия разрабатывает и утверждает Регламент работы Лицензионной комиссии.

26. Протокол заседания Лицензионной комиссии оформляется не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты проведения заседания Лицензионной комиссии. Протокол заседания Лицензионной комиссии подписывается председательствующим на заседании Лицензионной комиссии. Копия протокола заседания Лицензионной комиссии в срок не более 2 (двух) рабочих дней с даты проведения заседания Лицензионной комиссии подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ .

27. В протоколе заседания Лицензионной комиссии указываются:

а) дата, место и время проведения заседания Лицензионной комиссии;

б) общее количество и персональный состав членов Лицензионной комиссии и иных лиц, участвовавших в заседании Лицензионной комиссии;

в) повестка заседания Лицензионной комиссии;

г) ссылки на федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Московской области, и внутренние документы Лицензионной комиссии, которыми руководствовалась Лицензионная комиссия при принятии решений;

д) выводы по рассматриваемым вопросам повестки заседания Лицензионной комиссии.

28. В протоколе заседания Лицензионной комиссии должны содержаться решения, принятые Лицензионной комиссией, и результаты голосования по ним.

29. Лицензионная комиссия принимает решения по вопросам повестки заседания путем открытого голосования.

30. Голосование по вопросам повестки проводится путем подачи бюллетеней. В бюллетенях для голосования по каждому вопросу повестки заседания Лицензионной комиссии членом Лицензионной комиссии должен быть выбран 1 (один) из следующих вариантов голосования: "за", "против". Член Лицензионной комиссии отмечает вариант голосования, соответствующий его решению. Бюллетень для голосования должен быть подписан членом Лицензионной комиссии.

34. Член Лицензионной комиссии в письменном виде заявляет свое особое мнение (при наличии). Данный факт подлежит отражению в протоколе, а соответствующий документ приобщается к материалам заседания.

VI. Порядок принятия Лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии

35. На основании поступившего от органа государственного жилищного надзора мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии Лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии.

36. Лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от органа государственного жилищного надзора. Решение направляется в орган государственного жилищного надзора не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ .

37. Решение Лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для органа государственного жилищного надзора основанием для выдачи лицензии.

38. Решение Лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

VII. Порядок принятия Лицензионной комиссией квалификационного экзамена

39. Организация приема квалификационного экзамена осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2014 N 789/пр "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, Порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110".
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 29 октября 2015 года N 460-ПГ .

40. По итогам проведения квалификационного экзамена, не позднее 3 (трех) рабочих дней после его проведения Лицензионная комиссия оформляет и подписывает протокол квалификационного экзамена. Протокол подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания.

41. График проведения квалификационных экзаменов утверждается решением Лицензионной комиссии и подлежит официальному размещению (опубликованию) на официальном сайте Министерства ЖКХ Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" mgkh.mosreg.ru.

VIII. Порядок участия Лицензионной комиссии в мероприятиях по лицензионному контролю

42. Мероприятия по лицензионному контролю включают в себя проведение в отношении соискателя лицензии и лицензиата документарных, плановых и внеплановых выездных проверок.

43. При проведении в отношении соискателя лицензии внеплановой выездной проверки, а также при проведении в отношении лицензиата плановой и внеплановой выездной проверки члены Лицензионной комиссии имеют право лично присутствовать при их проведении.

IX. Порядок принятия Лицензионной комиссией решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии

44. В случае исключения из реестра лицензий Московской области сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года предшествующего дате принятия Лицензионной комиссии решения об обращении в суд, а также отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий Московской области сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, орган государственного жилищного надзора направляет в Лицензионную комиссию уведомление о данном факте в течение 3 (трех) рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Губернатора Московской области от 28 августа 2018 года N 379-ПГ .

45. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения такого уведомления, Лицензионная комиссия принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

46. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения решения Лицензионной комиссии об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, орган государственного жилищного надзора приступает к подготовке заявления об аннулировании лицензии и необходимых документов к нему для подачи в суд. Подготовка указанных документов должна быть завершена в течение 7 (семи) рабочих дней.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

1.1. Настоящий Стандарт организации (далее - СТО) устанавливает порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), осуществляемой управляющими компаниями (далее - УК) (индивидуальными предпринимателями – далее ИП) на основании договора управления МКД, управляющими компаниями (ИП), осуществляющими деятельность по выполнению работ и (или) оказанию услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с такой организацией (ИП) на основании договора (далее - лица, осуществляющие деятельность по управлению МКД, соискатель лицензии, лицензиат).

При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, указанных в нем. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

1 сентября 2014 г. вступил в силу , направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Государственная услуга - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора).

До 1 мая 2015 года управляющие организации должны получить лицензию на управление многоквартирными домами, лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. Лицензии будут выдаваться на основании решения лицензионной комиссии.

При этом лицензия выдается на каждую организацию, осуществляющую деятельность по управлению многоквартирными домами, соответственно, руководитель двух предприятий (в одном лице) должен будет получить две лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, при наличие одного квалификационного аттестата.

В соответствии с " статья 333.33 Налогового кодекса российской Федерации дополнена пунктом 134, которым устанавливаются следующие размеры государственных пошлин за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:

- предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 5 000 рублей

Наименование государственной услуги – лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК.

Теперь деятельность подобных организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

Как данный вопрос регламентируется законом?

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ , который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим .

Принятый закон внес изменения не только в жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2015 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 1 мая 2015 года они могут функционировать только при условии .

Лицензии, выдаваемые управляющим компаниям в сфере ЖКХ, по сроку действия никак не ограничены. Но действуют они исключительно на территории того субъекта, где были оформлены.

К 2019 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло. Со 2 июня 2016 года участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования.

Предъявляемые к УК требования

В соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний, последние должны соответствовать определенным требованиям :

Предъявляются и особые требования к руководителю УК :

  • он должен иметь квалификационный аттестат;
  • работа в должности должна быть постоянным местом работы;
  • отсутствие судимости на момент подачи заявления о лицензировании.

Куда обратиться для получения лицензии?

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  1. Государственного жилищного надзора субъекта РФ.
  2. Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Подавать заявление на получение лицензии и необходимые документы нужно в первую инстанцию. Госжилнадзор рассматривает предоставленную документацию и передает лицензионной комиссии заключение по итогам рассмотрения.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии . На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Какие документы потребуются?

Вместе с заявлением о получении лицензии для управляющей компании в сфере ЖКХ в территориальный орган Госжилнадзора необходимо подать следующую документацию:

Все документы должны быть представлены в виде копий, заверенных нотариально. Внутренние документы компании, такие как приказ о назначении, можно заверить печатью.

Если помещение, где располагается УК, не является ее собственностью, то наряду со свидетельством настоящего собственника нужно предоставить заключенный договор аренды.

Сдача квалификационного экзамена

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии, руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является основным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Экзамен предполагает проверку знаний и требований законодательства РФ , предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Для допуска к сдаче экзамена в территориальное отделение Жилищной инспекции или непосредственно в адрес лицензионной комиссии нужно подать соответствующее заявление.

Оно подается лично руководителем или через представителя при наличии доверенности. В любом случае при себе нужно иметь удостоверение личности (паспорт).

Сам экзамен имеет форму компьютерного тестирования . Всего для проведения экзамена подготовлено 200 вопросов. Для тестирования из них программой выбирается 100 случайных.

Специализация вопросов очень узкая, для правильного ответа на них нужно обладать довольно глубокими знаниями в области ЖКХ.

Проходной балл равен 86% . На проведение тестирования отводится 2 часа .

При условии успешного прохождения экзамена руководитель получает квалификационный аттестат, действующий в течение 5 лет.

Общий срок и стоимость лицензирования

Пройти лицензирование все должны были еще до начала мая 2015 года . Вновь созданным компаниям также требуется пройти эту процедуру.

С момента подачи в территориальный орган Жилищной инспекции заявления о лицензировании до получения лицензии должно пройти не более 30 дней.

Именно такой срок отводится Жилинспекции и лицензионной комиссии для оценки предоставленных документов и принятия решения по лицензиату.

Лицензирование каждая управляющая компания проходит один раз в течение всей деятельности. Полученная лицензия действует бессрочно .

Подпунктом 134 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ обозначен размер государственной пошлины за получение лицензии управляющими компаниями в сумме 30 000 рублей (на 2019 год). Аттестационный экзамен для руководителей организаций по управлению многоквартирными домами проводится бесплатно.

Причины отказа в выдаче лицензии и как быть в данном случае?

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Лицензия не будет выдана, ели управляющей компанией в течение года не было принято никаких мер в отношении трех (или более) предписаний, полученных от органов Государственного надзора в сфере ЖКХ.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию , а также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Как показывает практика, чаще всего в выдаче лицензии отказывают организациям, не соблюдающим положения Жилищного кодекса РФ (часть 10 статья 161) в области раскрытия информации.

Компании неохотно выполняют это требование несмотря на то, что оно является непременным условием лицензирования.

В качестве заключения стоит сказать, что ведение деятельности управляющей компанией без получения лицензии является незаконным и ведет к привлечению к административной ответственности .

При этом штраф накладывается как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Госжилнадзором осуществляется непрерывный контроль деятельности организаций по управлению в сфере ЖКХ.

Доступное ЖКХ — как происходит процесс лицензирования УК в России

В видео-сюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.

Внесение законодательных преобразований в области управления жилищно-коммунальным хозяйством с 2015 года предусматривают новый порядок работы предпринимателей. Теперь все управляющие компании должны пройти обязательную процедуру лицензирования для получения допуска к распоряжению вверенным им жилищным фондом. Государство ужесточает правила игры на данном рынке для повышения общего уровня качества предоставляемых услуг и разработки инструментария регулирования отрасли.

Важно! В данном обзоре освещаются изменения в порядок прохождения процедуры лицензирования и нюансы каждого этапа для получения разрешения на предпринимательство в области управления жилищными фондами.

Как получить лицензию на управление МКД

Порядок получения лицензии исторически сложился на основании норм законодательства. Претенденты придерживаются следующего алгоритма действий:

  1. Выбрать район или жилой дом, необслуживаемый предприятиями ЖКХ.
  2. Получить предварительное одобрение жильцов на оформление территории для управления и распоряжения жилищно-коммунальным хозяйством.
  3. Зарегистрироваться в статусе ИП или юридического лица.
  4. Собрать регистрационный пакет на представление кандидатуры.
  5. Получить квалификационный аттестат.
  6. Подать заявку на лицензирование в компетентные органы.
  7. По итогам рассмотрения получить разрешение и начать деятельность.

Каждый из этапов имеет свои нюансы.

Проведение переговоров с жителями потенциально управляемой территории

Этот этап не является обязательным, т.к. для подачи заявления в контролирующие органы не требуется предоставлять согласование собственников каких-либо жилищных хозяйств. Однако, чтобы не тратить время в пустую, лучше предварительно установить договоренности с одним или несколькими многоквартирными домами. Иначе, уже получив лицензию, организация не сможет начать свою деятельность.

Лицензионные требования к кандидатам

Предприниматель или должностное лицо, выдвинутое предприятием, представляемые на лицензирование, должны соответствовать следующим критериям:

  • претендент должен быть резидентом Российской Федерации;
  • наличие опыта работы на руководящем посту;
  • отсутствие непогашенной судимости по экономическим и другим тяжким преступлениям.

Документы, предоставляемые на лицензирование

Вместе заявлением на получение лицензии предприниматель или организация должны представить пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юр. лица;
  • уставные документы предприятия;
  • свежая выписка из ЕКГРЮЛ;
  • решение учредителей об организации предприятия;
  • приказ о введении в должность управляющего, директора;
  • документы, подтверждающие наличие нежилого помещения для расположения физического адреса УК (свидетельство о праве собственности или договор аренды);
  • копии дипломов и трудовых книжек сотрудников;
  • подтверждение наличия достаточного материального обеспечения – сопроводительная документация на инвентарь, технику и пр.;
  • квалификационное удостоверение руководителя.


Копии необходимо предварительно нотариально заверить. Лицензирующие органы не уполномочены запрашивать дополнительные документы сверх установленного перечня, они получают сведения самостоятельно из различных инстанций.

Процесс лицензирования

Для успешного прохождения лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами инициатор процедуры должен представить корректный документационный набор в контролирующий орган. Прием заявок осуществляется территориальным отделением государственного жилищного надзора субъекта РФ. Возможные варианты подачи заявления:

Госжилнадзор проверяет достоверность предоставленных сведений, рассылает запросы в различные инстанции – ФНС, МВД, казначейство и пр. По итогам аудита выносит предварительное решение и передает материалы лицензионной комиссии для окончательного рассмотрения и принятия решения. Комиссия дает заключение, которое является основанием для отказа или выдачи лицензии заявителю. Процедура рассмотрения занимает не более 30 дней, еще 2 недели предусмотрено на оформление и выдачу документа.

Важно! Сведения о лице, успешно прошедшем процедуру, вносятся в реестр . Основаниями для отказа являются невыполнение требований процедуры, отсутствие квалификационного аттестата, дисквалификация, сокрытие информации и др.

Лицензия выдается на неограниченный срок, но ее могут отозвать, если УК перестанет соответствовать требованиям или допустит грубое нарушение законодательства в ходе управления жилищным фондом.

Случаи, когда лицензия не требуется

Согласно Жилищному кодексу РФ существуют исключения из общего правила обязательного лицензирования. В случаях, когда распоряжение жилым фондом многоквартирного дома отдается в юрисдикцию ТСЖ или жилищного кооператива, проходить процедуру в госжилнадзоре необходимости нет.

Новый порядок работы внес существенный вклад в наведение порядка функционирования управляющих организаций в сфере ЖКХ. Лицензированные компании, которые дорожат своим правом на продолжение деятельности, вынуждены соблюдать порядок, установленный нормативными актами и обеспечивать должный уровень качества оказываемых услуг.