Полезное

Срок полномочий ревизионной комиссии. Счетная и ревизионная комиссия При выборе ревизионной комиссии ревизора акционерного общества

Срок полномочий ревизионной комиссии. Счетная и ревизионная комиссия При выборе ревизионной комиссии ревизора акционерного общества

Ревизионная комиссия

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» наличие ревизионной комиссии обязательно для акционерных обществ.

Ревизионная комиссия - это выборный контрольный орган управления акционерным обществом, осуществляющий проверку обоснованности и результативности решений, принятых советом директоров и исполнительными органами управления акционерным обществом. В акционерном обществе может быть либо ревизионная комиссия, либо ревизор. Закон оставляет право выбора за акционерами, которые свое решение должны отразить в уставе общества.

Ревизионная комиссия избирается только общим собранием акционеров. Члены совета директоров и акционеры, занимающие руководящие должности в акционерном обществе, не имеют права голосовать при избрании или отстранении от должности членов ревизионной комиссии. В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать как отдельных членов, так и всю комиссию до истечения сроков ее полномочий. Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый из состава членов комиссии.

Численный состав ревизионной комиссии определяется уставом общества. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом. Членом ревизионной комиссии может быть не только акционер. Ревизионная комиссия вправе при необходимости для целей ревизии привлекать по контракту специалистов и аудиторские организации за счет средств общества. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии, законом не определен.

Решения ревизионной комиссии правомочны, если в ее работе принимают участие не менее половины ее членов. В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины, совет директоров обязан созвать внеочередное собрание акционеров и провести довыборы или перевыборы членов ревизионной комиссии общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется внутренними документами общества (Положение о ревизионной комиссии).

Результаты проверок, а также все решения, принимаемые ревизионной комиссией, фиксируются в протоколах ее заседаний, подписываемых председателем и членами ревизионной комиссии. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с тем или иным решением, он вправе внести в протокол свое особое мнение.

Общее собрание устанавливает размер и порядок вознаграждения членов ревизионной комиссии. При этом им выплачивается не только вознаграждение, но и компенсируются расходы в период исполнения ими своих обязанностей.

К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, относятся:

· осуществлять ревизию финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время;

· проверять состояние кассы;

· проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям;

· требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;

· требовать созыва внеочередного общего собрания;

· требовать созыва заседания совета директоров;

· правовой контроль за деятельностью органов управления акционерного общества.

Финансово - хозяйственная деятельность акционерного об­щества может проверяться по итогам работы за год и во всякое иное время по инициативе комиссии или по требованию акционера, владеющего не менее 10% акций. По итогам проверки финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором содержатся:

· подтверждение достоверности данных отчетов и иных финансовых документов общества;

· информация о фактах нарушения норм и правил ведения учета и предоставления отчетности, а также нарушения правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит

Кроме ревизионной комиссии (ревизора) в систему внутреннего контроля акционерного об­щества входит аудитор, так как в его функции входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет ее соответствия правовым актам Российской Федерации.

Внутренний аудит призван повышать стоимость бизнеса и совершенствовать деятельность общества, он помогает организации в достижении ее целей, систематически оценивает эффективность процессов управления рисками, корпоративного управления. В ходе внутреннего аудита анализируется до­стоверность и полнота информации, обеспечивается соблюдение принятых в обществе нормативных актов, сохранность имущества, экономное и эффективное использование ресурсов.

Таким образом, к функциям внутреннего аудита относятся:

· разработка стандартов аудиторских проверок;

· проведение традиционных внутренних проверок;

· оценка соблюдения законов и нормативных актов;

· оценка внутренних систем контроля финансовой информации;

· оценка внутренних систем контроля деловых процессов;

· оценка процедуры выявления и оценка коммерческих рисков, а также процедуры управления ими;

· оценка выполнения договорных обязательств;

· проведение проверки применяемых информационных технологий;

· консультационные услуги;

· помощь руководству общества в создании и использовании системы внутреннего контроля;

· расследование случаев мошенничества;

· проверка дочерних акционерных обществ.

Аудитор утверждается общим собранием акционеров. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров на основании заключенного с ним договора.

Аудиторская проверка необходима, прежде всего, в случаях опубликования документов общества. Годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, проспекты эмиссии публикуются только после введения аудиторской проверки. Без аудиторской проверки ФСФР России не регистрирует проспекты эмиссий ценных бумаг акционерных обществ.

Ревизионная комиссия и внутренний аудит дополняют друг друга. Ревизионная комиссия фокусируется на всех функциональных областях деятельности компании, а внутренний аудит – на финансово – бухгалтерской отчетности. Обе комиссии представляют собой инструмент контроля со стороны собственников и, в конечном счете, заинтересованы в эффективной деятельности компании.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие функций исполнительных органов акционерных обществ от функций совета директоров?

2. Опишите механизм выборов генерального директора акционерного общества. В чем отличие от выборов председателя совета директоров?

3. В чем сходство и различие между единоличным и коллегиальным исполнительными органами?

4. Опишите механизм выборов правления корпорации.

5. Зачем необходимо проводить постоянную оценку деятельности правления и генерального директора корпорации?

6. Какие показатели и критерии необходимо использовать при оценке деятельности топ – менеджеров корпорации?

7. Объясните смысл термина «окапывание» менеджеров.

8. Как гринмейл приводит к окапыванию менеджеров?

9. Каков механизм «отравленных пилюль»?

10. Объясните, зачем акционерному обществу необходима ревизионная комиссия или ревизор?

11. Каковы функции внутреннего аудитора акционерного общества?

Тест:

1. Может ли лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или члена коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), совмещать должности в органах управления других организаций? a) может; b) не может; c) допускается только с согласия совета директоров.
2. Исполнительный орган управления акционерным обществом - это орган: a) непосредственного управления; b) общего управления; c) опосредованного управления.
3. Способ корпоративного управления в форме: «кнута» заключается в: a) угрозе смещения менеджера со своего поста либо по решению собственного совета директоров фирмы, либо в результате недружественного поглощения компании иной фирмой; b) в лишении их компенсационного пакета.
4. Считается, что менеджеры окопались, если: a) у компании имеется достаточно сильный совет директоров; b) недружественное поглощение – затруднено; c) менеджеры компании не защищены от угрозы увольнения.
5. Перекрестное участие в советах директоров наблюдается, когда: a) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы А, а президент В - в совете директоров А; b) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров В; c) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров А.
6. Если акционерным обществом непосредственно управляет генеральный директор, то исполнительные органы данного общества существуют в форме: a) единоличного исполнительного органа управления; b) коллегиального исполнительного органа управления.
7. Лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции: a) председателя совета директоров; b) корпоративного секретаря; c) председателя коллегиального исполнительного органа управления.
8. Положения в уставе компании в форме «отравленных пилюль» a) увеличивают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента; b) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и ослабляют окапывание менеджмента; c) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента.
9. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются: a) большинством членов совета директоров; b) в 3/4 голосов членов совета директоров; c) 100% голосов членов совета директоров. a)
10. Генеральный директор может быть избран: a) общим собранием акционеров; b) советом директоров; c) обоими органами.
11. Если генеральный директор избран советом директоров, тогда срок полномочий генерального директора равен: a) пять лет; b) одному году; c) три года.
12. Выборы генерального директора проводятся: a) раздельным голосованием по каждому претенденту; b) коммулятивным голосованием; c) генерального директора не выбирают, а назначают.
13. Какие из компетенций не относятся к компетенциям генерального директора: a) обеспечение выполнения решений общего собрания и совета директоров; b) оперативное руководство деятельностью общества; c) осуществление текущего планирования; d) внесение изменений в устав АО; e) составление и утверждение штатного расписания; f) заключение договоров, соглашений, контрактов.
14. Для назначения членов исполнительных органов общества необходимо решение совета директоров, принятое: a) простым большинством голосов, если уставом или внутренними документа общества не предусмотрено большее число голосов; b) ¾ голосов; c) простым большинством голосов.
15. Правление избирается сроком на: a) пять лет; b) один год; c) неограниченный срок.
16. Кворум заседания коллегиального исполнительного органа должен составлять: a) 99% избранных членов правления; b) не менее половины избранных членов правления; c) ¾ избранных членов правления.
17. Какие из компетенций не относятся к компетенциям правления? a) разработка системы вознаграждения менеджеров корпорации; b) обеспечение выполнения решений общего собрания; c) организацию оперативного руководства; d) финансовое и налоговое планирование; e) управление производственной деятельностью; f) управление персоналом.
18. Адресный выкуп акций это: a) «отравленные пилюли»; b) гринмейл; c) консолидация акций.
19. Ревизионная комиссия избирается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
20. Члены ревизионной комиссии могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом: a) да; b) нет.
21. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии: a) пять лет; b) один год; c) законом не определен.
22. К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, не относятся: a) осуществлять ревизию финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время; b) проверять состояние кассы; c) проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям; d) привлечение инвестиций и финансирование деятельности компании; e) требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
23. Аудитор утверждается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
24. Аудитор фокусируется: a) на всех функциональных областях деятельности компании; b) на финансово – бухгалтерской отчетности компании. с) на производственной деятельности компании.

В соответствии с федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Гражданским кодексом Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности акционерных обществ с участием Российской Федерации путем определения перечня компетенций, предъявляемых к государственным служащим органов исполнительной власти, входящих в составы ревизионных комиссий акционерных обществ с государственным участием приказываю:

2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (В.В. Семерикова) в срок до 30.09.2013 обеспечить публикацию Предложений по перечню рекомендуемых компетенций для членов ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных обществ с участием Российской Федерации на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Перечень рекомендуемых компетенций для членов
ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных
обществ с участием Российской Федерации

1. Особенности создания и функционирования ревизионной комиссии в акционерных обществах

1.1. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) является обязательным для акционерных обществ (статья 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ)).

1.2. Согласно статье 103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

1.3. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается годовым общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

1.4. Количественный состав ревизионной комиссии зависит от размера, структуры, функций общества и взаимосвязи подразделений внутри него.

1.5. Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

1.6. Избранный контрольный орган - ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет свою работу в интересах акционеров общества.

1.7. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества производится по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии (ревизора) общества либо по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или же по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

1.8. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Законом № 208-ФЗ, определяется уставом общества.

1.9. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Компетенцию и полномочия ревизионной комиссии (ревизора), а также порядок ее работы;

Принципы и порядок взаимодействия ревизионной комиссии (ревизора) с комитетом по аудиту и подразделением внутреннего аудита общества.

1.11. Ревизионная комиссия (ревизор) по собственной инициативе, инициативе общего собрания акционеров общества, совета директоров (наблюдательного совета) или участника (крупного акционера), а также в обязательном порядке перед проведением годового общего собрания акционеров осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества, по результатам которой подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, а также обнародует информацию о выявленных нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности.

1.12. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

1.13. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 Закона № 208-ФЗ.

1.14. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества (ревизору), не являющимися государственными служащими, могут быть выплачены вознаграждения. Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.

1.15. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

1.16. Председатель ревизионной комиссии избирается ревизионной комиссией с его согласия на первом заседании из числа ее членов большинством голосов членов ревизионной комиссии, принявших участие в заседании.

2. Функции ревизионной комиссии (ревизора)

Действующим законодательством установлены минимальные функции ревизионной комиссии (ревизора) в акционерных обществах.

Ревизионная комиссия (ревизор) акционерного общества ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться:

Подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках;

Информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

2.1 Ревизионная комиссия (ревизор) может выполнять различные контрольные функции в зависимости от потребностей общества при условии закрепления ее полномочий в уставе и внутренних документах (Положение о ревизионной комиссии) общества. Например, ревизионная комиссия (ревизор) может участвовать и/или проводить инвентаризацию имущества и обязательств общества.

2.2. Функции ревизионных комиссий (ревизора) приобретают особое значение в случае, когда организация не подлежит обязательному аудиту согласно требованиям Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

3. Квалификационные требования, предъявляемые к членам ревизионной комиссии (ревизору) акционерных обществ с государственным участием

На основании законодательного закрепления функций ревизионной комиссии (ревизора), а также методических рекомендаций по организации работы ревизионных комиссий (ревизора) акционерных обществ, подготовленных Росимуществом, определяется перечень рекомендаций к членам ревизионной комиссии (ревизору), представителям интересов Российской Федерации и независимых экспертов.

Ревизионная комиссия общества состоит из государственных служащих, а также независимых членов, не менее 1 из которых является опытным специалистом в области финансов и бухгалтерского учета.

Компетентность членов ревизионной комиссии (ревизора) должна быть продемонстрирована на основе:

Личных качеств;

Способности применять знания и умения, которые приобретаются посредством образования, опыта работы по экономической (бухгалтерского учета, финансов и банковского дела) или юридической специальности, а также отраслевого опыта работы.

Безупречная деловая (профессиональная) репутация;

Порядочность - правдивость, честность и благоразумие;

Открытость - способность воспринимать и учитывать альтернативные идеи или точки зрения;

Дипломатичность - умение тактично взаимодействовать с людьми;

Наблюдательность - способность видеть объекты и процессы во всех их важных деталях;

Упорство - способность проявлять настойчивость, ориентация на достижение целей;

Решительность - способность своевременно принимать решения на основе логического осмысления фактов;

Самостоятельность - способность действовать и выполнять свои функции независимо.

3.2. Общие знания и навыки членов ревизионной комиссии (ревизора).

Член ревизионной комиссии (ревизор) должен:

1. обладать знаниями и умениями в следующих областях:

Управление предприятием, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, внутренний контроль;

Осуществление аудиторской деятельности или ведение бухгалтерского учета;

Корпоративное управление.

2. обладать знаниями соответствующих стандартов, законов, технических регламентов, правил, принципов, методов и методик бухгалтерского учета;

3. иметь опыт работы в руководящей сфере или в профессиональной области, предусматривающей принятие общеуправленческих решений, а также решений в области финансов, ведения и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4. иметь опыт работы в ревизионной комиссии общества не менее года.

Практический опыт работы определяется стажем работы в качестве:

Генерального директора, заместителя генерального директора, члена коллегиального исполнительного органа, отвечающего за вопросы экономики и финансов, финансового директора, руководителя или сотрудника подразделения внутреннего контроля неаудиторской организации;

Руководителя аудиторской организации, аудитора или специалиста аудиторской организации;

Члена ревизионной комиссии общества;

Бухгалтера;

Экономиста;

Ревизора;

Оценщика или специалиста оценочной организации;

Научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

Член ревизионной комиссии (ревизор) должен уметь:

Применять принципы, процедуры и метод бухгалтерского учета, аудита и основы анализа финансово-хозяйственной деятельности;

Результативно планировать и организовывать свою работу;

Проводить проверки в согласованные сроки;

Расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;

Собирать информацию путем использования различных инструментов и способов (опросы, наблюдение и анализ документов, записей, данных и другие);

Понимать применимость и последствия использования метода выборки для результатов проверки;

Проверять точность собранной информации;

Подтверждать достаточность и соответствие полученных свидетельств для обоснования наблюдений и заключений по результатам проверки;

Оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по подтверждению годового отчета общества;

Обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации.

Председателю ревизионной комиссии желательно иметь опыт работы членом ревизионной комиссии не менее 2-х лет* для обеспечения максимальной результативности и эффективности.

3.3. Членам ревизионной комиссии (ревизору) рекомендуется иметь профессиональные сертификаты в области финансов и аудита, в том числе международные, в числе которых могут быть следующие:

Квалификационный аттестат аудитора;

Аттестат профессионального бухгалтера;

Свидетельство антикризисного управляющего;

Свидетельство арбитражного управляющего;

Диплом о профессиональной переподготовке по Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по направлениям «Корпоративный менеджмент», «Финансовый менеджмент» (Президентская программа):

Иные сертификаты (информация об иных сертификатах указывается в описании компетенции).

В качестве подтверждения наличия у члена ревизионной комиссии (ревизора) необходимой компетенции учитывается наличие сертификатов и дипломов бизнес-школ с программами МВА и DBA (в описании компетенции указывается название учебного заведения, выдавшего диплом).

______________________________

* Количество лет опыта работы может быть сокращено на один год в случае, если лицо получило профильное высшее образование (бухгалтерский учет и аудит) либо прошло повышение квалификации по бухгалтерскому учету и аудиту.

Обзор документа

Определен перечень компетенций, предъявляемых к служащим органов исполнительной власти, входящих в ревизионную комиссию АО с госучастием. Она избирается годовым общим собранием акционеров на срок до следующего такого собрания.

Комиссия ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, в отчете о прибылях и убытках; информация о нарушениях правил ведения бухучета и представления финансовой отчетности, а также установленных для финансово-хозяйственной деятельности норм.

Можно выполнять различные контрольные функции в зависимости от потребностей общества. Соответствующие полномочия нужно закрепить в уставе и внутренних документах АО.

Перечислены квалификационные требования к членам комиссии. В частности, они должны иметь безупречную деловую репутацию, быть решительными и самостоятельными. Обязательны опыт и знания (в том числе в сферах управления предприятием, финансового менеджмента, риск-менеджмента). Рекомендуется иметь профессиональные сертификаты в области финансов и аудита, в том числе международные. Например, свидетельства антикризисного, арбитражного управляющего, аттестат профессионального бухгалтера.

Предъявлены требования к опыту работы.

Ревизионная комиссия коммерческой организации является органом контроля, осуществляемого в интересах ее собственников. Акционеры акционерных обществ, участники обществ с ограниченной ответственностью, члены производственных кооперативов и некоммерческих организаций наряду с другими предоставленными им законодательством правами имеют право на информацию о коммерческой организации и право на управление ею.

К информации (материалам), подлежащей обязательному представлению акционерам, участникам, членам коммерческой организации, относятся годовой отчет, заключение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности, сведения о кандидатах в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора), проект изменений и дополнений, вносимых в устав или проект устава в новой редакции.

Кроме того, перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для представления акционерам акционерных обществ при подготовке к проведению общего собрания, может быть установлен Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества; информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионные комиссии в соответствии с законодательством в обязательном порядке создаются во всех производственных кооперативах и хозяйственных обществах (в обществах с ограниченной ответственностью при условии, если число участников более 15 или если это предусмотрено уставом).

Ревизионная комиссия любой из перечисленных коммерческих организаций создается с целью защиты интересов собственников и представляет собой особый орган со значительными полномочиями, действующий наряду с другими органами организации.

Порядок избрания, функциональные полномочия и деятельность ревизионной комиссии коммерческой организации определены законодательством, однако в законодательстве раскрыты не все вопросы образования, функционирования и прекращения ее полномочий. Неурегулированные законодательством вопросы целесообразно отразить в уставе коммерческой организации и ее внутренних локальных нормативных документах, и в частности в Положении о ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия общества с ограниченной ответственностью формируется и осуществляет свою деятельность практически так же, как и ревизионная комиссия акционерного общества. Основное отличие заключается в том, что если в акционерном обществе образование ревизионной комиссии обязательно всегда, то в обществе с ограниченной ответственностью она создается в обязательном порядке только в случаях, если количество участников общества составляет более пятнадцати, либо если образование ревизионной комиссии предусмотрено уставом общества.

Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов хозяйственных обществ проводится в обязательном порядке. Заключение по результатам этой проверки должно быть представлено участникам в числе прочих материалов при подготовке общего собрания. Общее собрание не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора).

В производственном кооперативе для контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью общее собрание членов кооператива также избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или ревизора, если число членов кооператива менее двадцати.

Одним из важных условий соблюдения принципа независимости ревизионной комиссии (ревизора) кооператива является то, что ее члены не могут одновременно являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов кооператива.

Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива осуществляет проверку финансового состояния кооператива по итогам работы за финансовый год, проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива по поручению общего собрания его членов, наблюдательного совета кооператива или по требованию не менее чем десяти процентов членов кооператива, а также по собственной инициативе.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива вправе требовать от должностных лиц кооператива представления необходимых для проверки документов. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива представляет результаты своей проверки общему собранию членов кооператива и наблюдательному совету кооператива.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности исполнительные органы кооператива могут привлекать внешних аудиторов из числа лиц, обладающих правом на осуществление такой деятельности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности кооператива аудиторами осуществляется также по решению наблюдательного совета кооператива или по требованию не менее чем десяти процентов членов кооператива. В последнем случае услуги аудитора оплачиваются членами кооператива, потребовавшими проведения такой проверки.

Положение о ревизионной комиссии должно быть разработано в соответствии с гражданским законодательством, включая законодательство о соответствующей организационно-правовой форме и уставе организации. Положение должно определять статус, состав, компетенцию, полномочия ревизионной комиссии, порядок ее работы и взаимодействия с иными органами управления обществом. Учитывая, что каждая организационно-правовая форма организации имеет свои особенности, рассмотрим вопросы образования и деятельности ревизионной комиссии в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Состав и правовой статус ревизионной комиссии. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор). Голосование может проводиться отдельно по каждой кандидатуре в члены ревизионной комиссии или списком. Решение о включении конкретного лица в состав ревизионной комиссии принимается, если за него проголосовали владельцы (их законные представители) более чем пятидесяти процентов обыкновенных акций общества, принимающих участие в собрании.

Общим собранием может быть избран единоличный ревизор или ревизионная комиссия в составе не менее трех человек. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Ревизионная комиссия избирается на срок, предусмотренный уставом общества, с правом его продления по решению собрания акционеров.

В ревизионную комиссию могут быть избраны как лица из числа участников или наемных работников общества, так и лица, не являющиеся его участниками или наемными работниками. Однако для обеспечения независимости в состав ревизионной комиссии не имеют права входить члены совета директоров (наблюдательного совета), генеральный директор (президент) общества, исполнительные директора, члены счетной комиссии, главный бухгалтер и другие штатные работники бухгалтерской службы.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Федеральным законом «Об акционерных обществах», определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества (положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам его работы за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем десятью процентами голосующих акций общества.

По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества и бухгалтерской службе.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Компетенция ревизионной комиссии .Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово-хозяй­ственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут проводиться по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в совокупности не менее чем десятью процентами голосующих акций общества, а также во всякое время по собственной инициативе комиссии.

При выполнении своих функций ревизионная комиссия осуществляет следующие виды работ:

    проверку финансовой документации общества, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;

    проверку законности заключенных договоров от имени общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

    анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

    проверку соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных нормативов, правил, ГОСТов, ТУ и пр.;

    анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявление резервов улучшения экономического состояния предприятия и выработку рекомендаций для органов управления обществом;

    проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств;

    проверку правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления;

    проверку правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания акционеров;

    проверку соблюдения имущественных интересов общества при совершении исполнительными органами общества от его имени крупных сделок или сделок, интерес к совершению которых имеют члены этих органов или другие участники общества;

    анализ решений собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств;

    правовой контроль за деятельностью органов управления, должностных лиц общества, подразделений, служб, филиалов и представительств;

    изучение причин, повлекших возникновение убытков от финансово-хозяйственной деятельности или условий несостоятельности (банкротства) общества.

Права и полномочия ревизионной комиссии. Для надлежащего выполнения своих функций ревизионная комиссия имеет право:

    получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные ревизионной комиссией документы, необходимые для ее работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса;

    требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом;

    созывать собрание акционеров, если выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;

    требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;

    привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;

    ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил и инструкций, принимаемых обществом;

    ставить перед советом директоров (наблюдательным советом) общества вопрос о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа и должностных лиц в случае выявления допущенных ими нарушений, а также при обнаружившейся некомпетентности должностных лиц;

    ставить перед общим собранием акционеров вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) в случаях выявления допущенных ими нарушений, а также обнаружившейся их некомпетентности.

Обязанности ревизионной комиссии и ее членов. При проведении проверок члены ревизионной комиссии обязаны надлежащим образом изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров.

Если член ревизионной комиссии в течение срока действия предоставленных ему полномочий прекращает выполнение своих функций, то он обязан уведомить об этом совет директоров за месяц до прекращения своей работы в составе ревизионной комиссии. В этом случае собрание акционеров на своем ближайшем заседании проследит замену члена ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия обязана:

    своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты осуществленных ревизий и проверок в форме письменных заключений, отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом;

    соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведений, являющихся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;

    требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.

Ревизионная комиссия представляет в совет директоров (наблюдательный совет) не позднее чем за десять дней до годового собрания акционеров заключение по итогам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, в котором должны содержаться:

    подтверждение достоверности данных, отраженных в отчетах и иных финансовых документах общества;

    информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по собственной инициативе, по письменному запросу владельцев не менее десяти процентов обыкновенных акций общества или большинства членов совета директоров.

Заседания ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях, которые проводятся по утвержденному плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их результатам. Член ревизионной комиссии может требовать созыва экстренного заседания комиссии в случае выявления нарушений, требующих безотлагательного решения ревизионной комиссии.

Заседания ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 50% ее членов. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения ревизионной комиссии утверждаются простым большинством голосов присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя ревизионной комиссии.

Члены ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания особое мнение и довести его до сведения правления, совета директоров и собрания акционеров.

Ревизионная комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря. Председатель комиссии созывает и проводит заседания, организует текущую работу ревизионной комиссии, представляет ее на заседаниях правления, совета директоров, собрания акционеров, а также подписывает документы, выходящие от имени ревизионной комиссии.

Секретарь ревизионной комиссии организует ведение протоколов ее заседаний, доводит до адресатов акты и заключения ревизионной комиссии, подписывает документы, выходящие от имени ревизионной комиссии.

Досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии .Член ревизионной комиссии вправе по собственной инициативе выйти из ее состава в любое время, письменно известив об этом остальных ее членов. Полномочия члена ревизионной комиссии прекращаются автоматически в связи с его вхождением в совет директоров, исполнительную дирекцию, в ликвидационную комиссию или занятием должности генерального директора, главного бухгалтера, работника бухгалтерской службы.

Полномочия отдельных членов или всего состава ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров по таким основаниям, как:

    отсутствие члена ревизионной комиссии на ее заседаниях или непринятие участия в ее работе в течение шести месяцев;

    ненадлежащее изучение членами ревизионной комиссии (ревизором) при проведении проверок всех документов и материалов, относящихся к предмету проверки, что повлекло неверные заключения ревизионной комиссии общества;

    грубые или систематические нарушения ревизионной комиссией сроков и формы отчетов по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

    совершение иных действий (бездействия) членов ревизионной комиссии, повлекших неблагоприятные для общества последствия.

В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины числа, предусмотренного уставом общества, совет директоров обязан созвать внеочередное общее собрание акционеров для избрания нового состава ревизионной комиссии. Оставшиеся члены ревизионной комиссии исполняют свои функции до избрания нового состава ревизионной комиссии внеочередным общим собранием.

В случае досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии полномочия вновь избранных ее членов действуют до момента избрания (переизбрания) ревизионной комиссии годовым общим собранием, следующим через установленное число лет за годовым общим собранием, на котором был избран состав ревизионной комиссии, прекративший свои полномочия досрочно.

В случае досрочного прекращения полномочий всего состава ревизионной комиссии в целом члены ревизионной комиссии слагают полномочия после избрания нового состава ревизионной комиссии на следующем внеочередном или годовом общем собрании. Если внеочередное общее собрание досрочно прекратило полномочия состава ревизионной комиссии в целом или ее отдельных членов, в результате чего их число стало менее половины числа членов ревизионной комиссии, указанного в уставе, то в течение не более трех рабочих дней с момента принятия данного решения совет директоров обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания, включив в повестку дня пункт об избрании нового состава ревизионной комиссии.

Совет директоров (наблюдательный совет) устанавливает срок внесения предложений по кандидатам в состав ревизионной комиссии. Дата окончания срока внесения предложений (заявок) должна определяться в зависимости от даты информирования о проведении внеочередного общего собрания.

Вносить предложения по кандидатам в состав ревизионной комиссии могут акционеры, имеющие в соответствии с уставом право на выдвижение кандидатов в органы управления и контроля общества на годовом общем собрании. Выдвижение кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом для выдвижения кандидатов в органы управления и контроля общества для избрания на годовом общем собрании.

При проведении внеочередного общего собрания в очной форме информация о сроках выдвижения кандидатов включается в текст сообщения о созыве внеочередного общего собрания. Срок выдвижения кандидатов для избрания ревизионной комиссии на внеочередном общем собрании, проводимом в смешанной форме, доводится до сведения акционеров при информировании их об итогах общего собрания, досрочно прекратившего полномочия членов ревизионной комиссии, в порядке и сроки, предусмотренные уставом для соответствующей формы собрания.

Требования о досрочном прекращении полномочий отдельных членов ревизионной комиссии или ее состава в целом вносятся в повестку дня внеочередного общего собрания.

Вознаграждение членов ревизионной комиссии. Представление рекомендаций относительно вознаграждения и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии, относится к исключительной компетенции совета директоров. Размер вознаграждения утверждается ежегодно общим собранием акционеров в абсолютной или относительной величине. При утверждении размера вознаграждения в относительной величине конкретная сумма является средней расчетной величиной, определяемой за каждый конкретный период. При этом за базу средней величины на усмотрение общего собрания могут быть приняты:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством;

б) средняя заработная плата работников общества;

в) средняя заработная плата должностных лиц общества;

г) средний размер вознаграждения, выплачиваемого члену совета директоров.

Вознаграждение не выплачивается членам ревизионной комиссии, отсутствовавшим на половине ее заседаний за истекшее полугодие или не участвовавшим в ее работе. Вознаграждение выплачивается из чистой прибыли общества.

Вопрос формирования ревизионной комиссии недостаточно четко сформулирован в законодательстве, а сложившаяся судебная практика вызывает больше вопросов, чем ответов.

Напомним, что ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

В обществах с небольшим количеством акционеров при незначительном объеме финансово-хозяйственной документации создавать ревизионную комиссию нет необходимости. В этом случае может быть избран ревизор, правовой статус которого аналогичен статусу комиссии. Практика показывает, что коллегиальность органа делает его работу более громоздкой и бюрократичной. Комиссия может превратиться в орган, работающий от заседания к заседанию, члены которого выкраивают время для эпизодических проверок или только для годовой проверки. Ревизор, в отличие от ревизионной комиссии, может организовать работу практически на ежедневной основе с привлечением профессионалов.

На двух стульях не усидишь

Лица, являющиеся членами совета директоров, а также занимающие иные должности в органах общества, не могут одновременно входить в ревизионную комиссию (п. 6 ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)).

Данное положение противопоставляет деятельность ревизионной комиссии органам управления, тем самым подчеркивая ее контрольную функцию. На практике может возникнуть ситуация, когда акционером в список кандидатов для избрания в члены совета директоров и ревизионную комиссию предложена одна и та же кандидатура. Как поступить?

Статьей 53 Закона об АО установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включение вопроса в повестку дня общего собрания акционеров, однако указанное основание в перечне отсутствует. Это означает, что данный кандидат должен быть включен в список кандидатур. Однако следует оценить возможные риски: например, если кандидат будет избран в оба органа. В силу указаний п. 1 ст. 66 Закона об АО досрочно могут быть прекращены полномочия только всех членов совета директоров. Статья 85 Закона об АО не содержит указания о возможности прекращения полномочий одного члена ревизионной комиссии, что в случае избрания одного лица в оба указанных органа повлечет неблагоприятные последствия в виде необходимости проведения еще одного внеочередного общего собрания с вопросами повестки дня о формировании указанных органов. А это не всегда можно сделать.

В таком случае следует обратиться к положениям ст.10 ГК РФ, не допускающим действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При несоблюдении требований, предусмотренных п. 1 указанной статьи, суд общей юрисдикции, арбитражный или третейский может отказать лицу в защите его права.

Так, ФАС Московского округа при вынесении постановления от 21.07.2004 по делу № А41-К1-23331/03 расценил подобное выдвижение одной кандидатуры в члены совета директоров и ревизионную комиссию злоупотреблением права. Согласно ст. 10 ГК РФ это является основанием для отказа в защите права.

Таким образом, законодательство четко сформулировало норму, регулирующую порядок определения персонального состава ревизионной комиссии, руководствуясь которой общество и его акционеры не должны злоупотреблять правами.

Строгий допуск

Владельцы акций — члены совета директоров (наблюдательного совета) или лица, занимающие должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО).

При применении этого правила возникает множество спорных ситуаций. В частности, как определять акции, принадлежащие членам совета директоров, голосующих при избрании ревизионной комиссии на годовом общем собрании, когда полномочия прежнего состава совета пока не прекращены, а решение об избрании нового состава еще не принято? Чьи акции не принимают участие в голосовании: членов совета директоров прежнего либо избираемого состава?

Учитывая судебную практику, можно сделать вывод, что при подсчете голосов по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии не следует учитывать голоса действующих членов исполнительных органов. Однако позиция судов вызывает некоторое сомнение. Вероятно, положение закона о том, что акции членов совета директоров и лиц, занимающих иные должности в органах управления, не участвуют в голосовании, направлено, в первую очередь, на ограничение влияния лиц, входящих в органы управления, а также на формирование контролирующего органа, действующего в один период с органами управления.

Часто на практике возникает вопрос, что делать в ситуации, когда все акционеры общества занимают должности в органах управления или являются членами совета директоров? Лучший вариант — созвать общее собрание и избрать органы управления без участия в процессе лиц, занимающих должности в органах управления.

Следует учесть, что акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием с нарушением требований указанного закона, иных нормативных правовых актов РФ, устава общества, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения, либо если данным решением были нарушены его права и (или) законные интересы.

Суд вправе оставить обжалуемое решение в силе, если голос данного акционера не мог повлиять на общие результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков этому лицу (п. 7 ст. 49 Закона об АО).

Иск о признании решения собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона об АО, иных правовых актов или устава ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в собрании (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“»).

Так, Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.07.2010 по делу № А51-21746/2009 указал, что в случае, когда в обществе два акционера и оба занимают должности в органах управления, коллегия не признает нарушения, допущенные при избрании ревизора, существенными, поскольку для удовлетворения требований акционера о признании недействительным оспариваемого решения собрания требуется совокупность трех условий:

  • нарушение требований закона, иных правовых актов РФ или устава;
  • акционер не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения;
  • решением нарушены его права и законные интересы.

При оценке рисков в процессе подготовки к общему собранию и принятии решения об избрании членов ревизионной комиссии в случае, если все акционеры занимают должности в органах общества, следует учитывать, что никто из акционеров при обжаловании решения собрания не сможет доказать факт нарушения своих прав и законных интересов, так как его голос не мог повлиять на результаты общего голосования.

Рассмотрим ситуацию, когда акционеры, занимающие должности в органах управления, выдают доверенности представителю с правом голосования по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии. Поскольку вне зависимости от оформления полномочий, удостоверенных доверенностью, право собственности на акции принадлежит лицу, занимающему должности в органах управления общества (члену совета директоров), эти ценные бумаги не участвуют в голосовании по данному вопросу в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Порядок прежде всего

При избрании ревизионной комиссии важно соблюдать порядок созыва общего собрания, соблюдение кворума и определение круга лиц, которые не могут участвовать в голосовании.

Несоблюдение порядка избрания может привести к признанию решения о выборе ревизионной комиссии недействительным. Вопрос досрочного прекращения полномочий членов комиссии (всего состава или отдельных лиц) и избрания нового состава можно решить на внеочередном собрании, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющих требовать его созыва.

Порядок избрания членов ревизионной комиссии и их деятельности целесообразно закрепить в локальном акте организации. При этом положения данного акта и устава не должны противоречить Закону об АО.

Работа ревизионной комиссии — обязанность акционерной компании. Несоблюдение требований законодательства может привести к ответственности по ч. 1 ст. 15.23.1 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается решением Новосибирского областного суда от 30.03.2010 № 7-129/2010, в котором указано, что обязанность включения в повестку дня годового общего собрания вопроса об избрании ревизионной комиссии (ревизора) является императивной и не ставит решение данного вопроса в зависимость от установленного уставом срока полномочий комиссии.

Принципы деятельности корпоративного контрольного органа

1. Независимость от давления отдельных акционеров и (или) администрации. Ни акционеры, в том числе составляющие большинство, ни представители исполнительных органов не вправе оказывать давление на ревизионную комиссию с целью склонить ее в пользу своей позиции. Условия организационного и финансового обеспечения деятельности комиссии утверждаются собранием.

2. Заинтересованность в делах общества. Ревизионная комиссия ориентируется на сформулированные и зафиксированные (в учредительных и внутренних документах, решениях собраний и совета директоров) интересы общества. При этом она проверяет правомерность и согласованность решений органов общества (непротиворечивость друг другу), но не оценивает их целесообразность.

3. Защита законных прав акционеров. Ревизионная комиссия следит за обеспечением равенства прав всех акционеров.

4. Презумпция добросовестности и лояльности проверяемых лиц. В случае обнаружения нарушений и ошибок комиссия исходит из предположения о добросовестном заблуждении, а не злом умысле проверяемых лиц. Обратное может утверждаться только при наличии соответствующих доказательств со стороны комиссии.

5. Совмещение контрольной и консультационной функций. Ревизионная комиссия ориентируется не только на выявление проблемных областей деятельности общества, но и на консультационную поддержку органов общества, позволяющих разрешать проблемы.

6. Участие в управлении в качестве наблюдателя. Представитель комиссии обязательно должен быть приглашен на собрания акционеров, заседания совета директоров. По усмотрению исполнительного органа представитель комиссии может быть приглашен также на отдельные собрания (совещания), организуемые исполнительным органом. По результатам этой работы ревизионная комиссия вправе направить соответствующему органу рекомендации, направленные на совершенствование его работы.

7. Объективность. Ревизионная комиссия стремится к объективному рассмотрению ситуации, по возможности избегая оценочных высказываний в своих документах.

8. Приоритет стратегических целей. Ревизионная комиссия отдает приоритет контролю исполнения стратегических и долгосрочных решений и оценке рисков.

9. Полная информационная доступность. Для ревизионной комиссии не существует информации, которую она не вправе получить. При этом она несет ответственность за сохранение конфиденциальных данных. При необходимости члены комиссии подписывают с обществом соглашения (договоры) о неразглашении конфиденциальных сведений.

В данной статье рассмотрим вопросы по составу и избранию ревизионной комиссии.

Создание ревизионной комиссии и подтверждение ею финансовой отчетности общества является обязательным.

Многие руководители не представляют себе роль ревизионной комиссии в финансово-хозяйственной деятельности организации, об этом свидетельствуют протоколы ревизионных комиссий. Деятельность ревизионной комиссии в обществе не должна дублировать функции бухгалтерии общества. Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве. Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии позволяет повысить эффективность и качество управления бизнесом. Ревизионная комиссия не относится к органам управления общества и действует самостоятельно, независимо от деятельности органов общества.

На практике часто в состав комиссий входят лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы либо занимающие должности в органах управления общества. В соответствии с требованиями, установленными п.3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об АО) , достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Можно сделать вывод, что члены ревизионной комиссии должны быть знакомы с порядком составления и содержания тех документов, с которыми им предстоит работать. Для этого целесообразней рекомендовать в состав ревизионной комиссии лиц, имеющих специальное бухгалтерское или экономическое образование, чтобы дополнительно не привлекать к работе специалистов указанных профессий, так как именно ревизионная комиссия дает заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет общества и сведений, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества.

Для того чтобы понять кто может входить в состав ревизионной комиссии и ответственность ее членов рассмотрим в данной статье.

Требования к кандидатам в члены ревизионной комиссии.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные формы собственности - Общества с ограниченной ответственностью и Акционерные Общества. Какие требования согласно законодательству они предъявляют к членам ревизионных комиссий, кем и как избираются.

В соответствии с п.6 ст.32 Федерального закона от 08 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) членами ревизионной комиссии общества могут быть как участники, так и лица, не являющиеся участниками общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

В ст.32 Закона об ООО сказано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор. А аудитором может быть как физическое, так и юридическое лицо на основании ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Получается, что функции ревизионной комиссии может выполнять и юридическое лицо. В законодательстве по этому вопросу четких разъяснений нет.

В акционерных обществах.

Согласно ст.85 Закон об АО членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, при этом не имеет значения, являются либо не являются эти лица акционерами общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

Избрание членов ревизионной комиссии

В обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 47 Закона об ООО ревизионная комиссия избирается на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью. На основании под. 5 п. 2 ст. 33 Закона об ООО избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО данный вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу общества.

Решение об избрании ревизионной комиссии (ревизора) принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия решения по данному вопросу не предусмотрена уставом общества.

На основании абз. 1 п. 9 ст. 37 Закона об ООО, допускается возможность предусмотреть в уставе общества проведение кумулятивного голосования при принятии решений по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

В закрытом акционерном обществе.

Согласно п.1 ст. 48 Закона об АО ревизионная комиссия избирается общим собранием, и решение данного вопроса находится в его исключительной компетенции. При этом акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора).

В ЗАО, где учредители (акционеры) одновременно являются членами совета директоров, избрание ревизионной комиссии будет невозможным. С точки зрения Закона об АО этот вопрос может быть разрешен с использованием абз.2 п.1 ст.64, в котором говорится о том, что в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. Поэтому, если в устав ЗАО внести подобные коррективы (если им это не предусмотрено), то право голосования за всеми акционерами остается, и ревизионная комиссия (ревизор) может быть избран в соответствии с требованиями закона.

В открытом акционерном обществе.

В соответствии с п.2. ст. 9 Закона об АО, решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей не только по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества и избрания органов управления общества, но также и по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества.

На основании п. 4 ст. 9 Закона об АО большинство в три четверти голосов необходимо при избрании не только органов управления общества, но и ревизионной комиссии или ревизора общества.

Согласно ст. 47 Закона об АО установлено, что вопрос избрания членов ревизионной комиссии отнесен к числу вопросов, которые в обязательном порядке должны рассматриваться на годовом общем собрании акционеров общества. Согласно час. 2 ст. 50 Закона об АО определено, что избрание членов ревизионной комиссии не может проводиться в форме заочного голосования.

Члены ревизионной комиссии выбираются из кандидатур, предложенных акционерами. В соответствии со ст. 53 Закона об АО, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Такое предложение должно поступить в общество не позднее 30 дней после окончания финансового года. Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров дополнительно определено, что при выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию (ревизоры) может прилагаться письменное согласие выдвигаемого кандидата и сведения о кандидате. При избрании членов ревизионной комиссии существует ограничение, предусмотренное абз. 2 п. 6 ст.85 Закона об АО, устанавливающее, что акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также лицам, занимающим должности в органах управления обществом, не участвуют в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии. Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в открытых акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации назначают своего представителя в ревизионную комиссию. Так как избрание членов ревизионной комиссии, согласно п. 1 ст. 47 Закона об АО, это вопрос повестки дня годового собрания акционеров, то из этого следует, что ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается сроком на 1 год.

Таким образом, в зависимости от организационно правовой формы общества и ее функций выбирается численный состав ревизионной комиссии. Компетенция ревизоров определяется высшим органом управления и закрепляется в уставе, а так же детализируется в положении о ревизионной комиссии.

Как уже было сказано выше задачи ревизионной комиссии, определяются законодательством и высшим органом управления. Но планы и порядок ревизионной комиссии утверждается председателем ревизионной комиссии, и прописываются в положении о ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия несет ответственность перед общим собранием за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и полномочий.

Только проведение систематического анализа хозяйственной деятельности общества, наряду с контролем основных финансовых показателей общества и причин их изменения, позволяет говорить о работе ревизионной комиссии в обществе.

Для обществ, работающих в различных отраслях хозяйственной деятельности, тем не менее могут быть определены общие финансовые показатели, которые обязательно должны контролироваться ревизионной комиссией. Это величина получаемой ежеквартально прибыли обществом, себестоимость единицы изготовленной продукции, количество реализованных единиц, величина заработной платыработников общества и аналогичные параметры. Все это позволит ревизионной комиссии общества действительно и в полном объеме выполнять свои функции, которые ей предусмотрены законодательством. В отчетных документах ревизионной комиссии не должно быть общих и пустых фраз типа "не соответствует действительности" и т.п., а должны содержаться конкретные описания нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками общества и должностными лицами. Только такая работа ревизионной комиссии общества окажет действительную помощь руководству общества, так как позволит своевременно выявлять нарушения в финансово-хозяйственной деятельности общества. Ведь вся деятельность ревизионной комиссии должна быть направлена на обеспечение доверия к обществу, к его финансовой отчетности и обеспечивать защиту капиталовложений и активов общества.