Полезное

Обзор системной камеры Olympus PEN Mini (E-PM1). Цифровые зеркальные фотоаппараты Olympus

Обзор системной камеры Olympus PEN Mini (E-PM1). Цифровые зеркальные фотоаппараты Olympus

OLYMPUS Е-1 - первая камера стандарта 4/3 (Four Thirds System). Название стандарт получил от матрицы, которая по размерам равна гипотетическому видикону с внешним диаметром 4/3 дюйма. Однако в камере установлена матрица ПЗС с размером кадра 18×13,5 мм. Пока единственным производителем матриц, присоединившимся к этому стандарту, является фирма Kodak, и в данной камере установлена 5,1 Мп матрица . По поводу матрицы все более или менее подробно расписано на сайте Стандарт предусматривает и посадочные размеры объектива. Однако здесь уже ничего не ясно. Поскольку на сайте приведен красивый чертежик, на котором стрелочками показаны основные измерения, но почему-то вопреки законам логики и черчения там вместо размеров написаны названия отрезков (the diameter of lens mount, the size of the image circle, the flange-focal distance, и т.д.) и указано то, что они стандартны.

Как мне объяснили в фирме Olympus, предполагается, что стандарт открыт для присоединения. Недавно было объявлено, что, кроме Olympus, Kodak и Fujifilm, к стандарту присоединились также Mitsushita Industrial Co., Ltd., (Panasonic), Sanyo и Sigma. К чему собственно они примкнули, мне так и не ясно, причины у них тоже могут быть самые разные: кто-то собирается выпускать матрицы, кто-то - объективы. Абсолютно логичной мне здесь кажется только позиция Sigma, которая выпускает объективы под очень многие стандарты, и почему бы ни включить в свою линейку еще один? Если бы Olympus не счел нужным отказаться от собственного байонета ОМ (Olympus OM-Mount) и сохранил его и на новой цифровой камере, то, вероятно, Sigma с удовольствием выпускала бы объективы и под него. А вот собирается ли Sigma отказываться от своего собственного байонета на своих цифровых камерах, это еще большой вопрос. О стандартных креплениях объективов и логике их развития я собираюсь написать в отдельной статье, здесь же только констатирую, что, решив возобновить выпуск зеркальных камер со сменной оптикой, фирма отказалась от стандарта ОМ и использовала новый, который на сегодняшний день поддерживается единственной камерой, которую мы и рассматриваем – Olympus E-1. Стандарт, кроме того, предусматривает и протокол общения объектива с камерой. Про него мне тоже ничего не известно, однако потенциально он очень революционный, поскольку все управление объективов осуществляется посредством моторов. Фокусировочное кольцо на объективе не перемещает механически линзы, а передает информацию камере, а камера дает команды мотору. Аналогично чисто электрически устанавливается и диафрагма. Система является полным антиподом системы Pentax, в которой и управление диафрагмой, и фокусировка осуществляются через механические сопряжения камеры и объектива. Электрическое управление фокусировкой очень непривычно, однако потенциально позволяет вводить поправки на величину диафрагмы. Так, если ручная фокусировка осуществляется при полностью открытой диафрагме, когда доля краевых лучей, несколько сильнее преломляющихся объективом, является доминирующей, а при закрытой диафрагме изображение формируется только центральными лучами и точка фокусировки смещается, как, например, у такого известного объектива как Sonnar 50/1,5 (Юпитер-3), то теперь автоматика камеры могла бы это учесть и сдвинуть одновременно с закрытием диафрагмы точку фокусировки. У тех объективов, с которыми тестировалась камера, видимо, этот эффект либо отсутствует, либо автоматика пока не реализует потенциально заложенные в нее возможности. В этой камере много систем, призванных компенсировать несовершенство оптики. Так, есть электронный фильтр, корректирующий падение яркости изображения к краям кадра при съемке широкоугольными объективами. Однако опять же с теми объективами, с которыми мне пришлось тестировать, эффективность этой системы была не очень высокой, т.е. результат действия фильтра скорее угадывается, чем реально существует. Осмотр с поверхности

По внешнему виду и габаритам камера практически не отличается от других цифровых зеркалок: 141×104×81 мм, вес без батарей 660 г.

Матрица размером 18×13,5 мм имеет активную зону 17,4×13,1 мм. В результате получается кадр размером 2560×1920 с размером чувствительных элементов 6,8×6,8 мкм, перед которыми размещены красный, зеленый и синий фильтры. В камере впервые применена оригинальная система очистки матрицы от пыли: «Supersonic Wave Filter». Система заставляет матрицу вибрировать, и таким образом стряхивать с нее пыль, которая прилипает к несохнущему клею на границе матрицы. Система очистки запускается при каждом включении камеры и может быть запущена и из меню.





Общение с компьютером осуществляется через USB 2,0 или FireWire IEEE 1394. Соединение с компьютером через оба интерфейса показали практически одинаковые результаты, 2 Мб/с, что раза в три больше, чем через USB 1, но раза в два меньше, чем позволяют получить специализированные устройства для чтения карт памяти.



Камера подсоединена к компьютеру через IEEE 1394


Камера подсоединена к компьютеру через USB 2.0



512 Data FAB FireWire MD1-II-FV PCMCIA Card Reader



Скорость чтения/записи карты Apacer Photo STENO Pro через Apacer Internal USB 2.0

Удивительно, но в этой камере используются только карты памяти Compact Flash, и Olympus не воспользовался возможностью продвигать свой собственный стандарт карт памяти, xD. На питание камеры используется Li-ионный аккумулятор BLM-1 (1500 мА·ч), по габаритам абсолютно аналогичный аккумуляторам других цифровых зеркалок, однако, естественно, без малейшего намека на совместимость контактных групп.


На снимке телеконвертер EC 1,4х, можно детально рассмотреть конструкцию байонета.

Кроме того, анонсирован переходник на объективы серии ОМ. Для практической работы этого более чем достаточно, но возможность выбора существенно меньше, чем у других зеркалок, где фактически существуют всегда несколько объективов со схожими фокусными расстояниями.

Новая линейка объективов не опозорила легендарную марку ZUIKO. Характеристики объективов, включая MTF (ЧКХ), приведены в файлах в формате pdf: , . В макрообъектив я готов просто влюбиться. Перемещение объектива таково, что необходимости в удлинительных кольцах практически никогда не возникнет. 35мм кадр можно переснять один к одному, используя камеру как пленочный сканер. Индекс экспозиции камеры изменяется от ISO 100 до ISO 800, в режиме ISO BOOST возможна установка чувствительности ISO 1600 и ISO 3200. Как видно из приведенной таблицы шумов, последний режим стоит использовать только в случае крайней нужды. В камере предусмотрены 2 системы шумоподавления: Noise Filter и Noise Reduction.

Отсутствие встроенной вспышки компенсируется наличием высококлассной согласованной с камерой вспышки FL-50.

Программы

В комплекте две программы: Olympus Viewer и Olympus Studio. Первая полностью рабочая, а вторая, к сожалению, - 30-дневная полностью функциональная демонстрационная версия.

Разрешение


Справа центр, слева край кадра. Изображение при верстке увеличено вдвое. Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с. Баланс белого - 3600К, мира освещена галогенной лампой накаливания.

Спектральные характеристики


Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с, Баланс белого - 3600 К, мира освещена галогенной лампой накаливания.


Эта таблица получена из RAW файлов с коррекцией баланса белого и экспозиции +1EV.

Любопытно, что две части одной программы по-разному отображают цветовую температуру, при которой был сделан снимок:

Шумы


Сравниваются шумы камер Canon 300D , D60, Pentax *istD , OLYMPUS E1, соответственно, построенных на 6 Мп КМОП матрице Canon,6 Мп ПЗС Sony ICX413 AQ и 5 Мп ПЗС Kodak KAF-5101CE. Изображение при верстке увеличено вдвое.

Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартного отклонения.

EOS 300D (P2) EOS D60

Pentax *istD

OLYMPUS E1

ISO
3200 113 5,45 104 7,78
112 7,8 112 11,95
115 5,76 104 9,79
106 13,61 88 26,39
1600 118 4,35 - - 106 3,25 104 4,18
128 4,89 - - 105 4,41 112 6,72
116 4,84 - - 107 3,68 104 5,49
97 7,18 - - 100 8,13 89 13,78
1000 - - 112 3,32
- - 120 4,38
- - 111 4,13
- - 97 5,98
800 116 3,16 113 2,73 102 1,76 119 2,52
126 3,85 122 3,65 102 2,62 128 4,12
114 3,51 111 3,21 103 2,02 117 3,41
97 4,90 98 5,25 100 4,01 101 7,36
400 114 1,86 117 1,81 105 1,08 121 2,23
126 2,43 126 2,14 104 1,88 130 3,07
111 2,18 115 2,18 107 1,27 119 2,67
93 3,20 102 2,97 101 2,78 102 4,60
200 115 1,27 116 1,45 108 0,87 106 1,65
128 1,52 125 1,70 108 1,08 113 2,44
112 1,64 114 1,73 109 0,99 104 2,14
94 2,50 100 2,27 104 1,59 91 3,55
100 117 1,02 114 1,14 108 1,30
130 1,40 124 1,26 116 2,08
115 1,28 111 1,30 106 1,71
98 1,45 99 1,75 94 2,78
Фото

Ремарка: периодически сталкиваюсь с Nikon , но как-то не возникало потребности копать глубже. Вероятно (крамолу скажу!), нет такой уж разницы между двумя заклятыми друзьями, Кеноном и Никоном. А вот Олимпус – другой. Не хуже, не лучше – просто другой.

E - system

Система 4/3 (она же E - system ): первая система цифровых зеркальных фотоаппаратов, разработанная «с нуля». Конкуренты - в той или иной мере – «стыковали» цифровые зеркальные фотоаппараты с существующими линейками объективов и аксессуаров. Е-система разрабатывалась практически «с нуля». Фотоаппараты перечислены в хронологическом порядке.

E -1

В конце 2003 года Олимпус представил свой первый цифровой зеркальный фотоаппарат – Olympus E -1. Модель стала результатом совместной работы Olympus и Kodak в области цифровых технологий, о начале которой было объявлено в феврале 2001 года. Olympus E -1 стал еще и первым зеркальным фотоаппаратом фирмы с момента распада системы OM в 2000/2002. Поклонники марки встретили модель прохладно: ожидался фотоаппарат с матрицей большего разрешения. Модель оснащалась CCD матрицей производства Kodak , размером 18*13,5 мм и разрешением в 4,9 Мп. E-1 отличается интересными дизайнерскими находками и техническими нововведениями. Корпус из магниевого сплава, фотоаппарат пыле и влаго защищен, применена эффективная система очистки матрицы от пыли SSWF . Дисплей 1,8 дюйма. Размеры 141*104*81 и вес 735 грамм.

А свою линию на то, что в цифровой фотографии качество объективов важнее многопиксельности матриц, Олимпус гнет и по сей день.

E -300 (он же EVOLT E-300 )

Критика «малопиксельности» усилилась в 2004 году. Понятно, что поклонников марки разочаровывать не стоило и Олимпус в конце года объявил о выходе Olympus E -300, оснащенного CCD матрицей от Kodak с эффективным разрешением в 8 мегапикселей. Успокоившись с новым количеством пикселей, критики принялись за невнятный дизайн модели: плоский верх, который объяснялся использованием видоискателя системы Porro (вместо обычной пентапризмы изображение передавалось в видоискатель через систему из 4 зеркал). Большее количество пикселей, однако, не означает, что Е-300 – аппарат одного класса с E -1: модель положила начало линейке любительских цифровых зеркальных фотоаппаратов Олимпус. Корпус из алюминия, ISO всего лишь 100-400 (правда «расширяемые» до 800 и 1600). Размер 147*85*64, вес с аккумулятором 624 грамма, без – 580 грамм.

Е-500 (EVOLT E -500)

Через год Олимпус удивил поклонников, выпустив в сентябре новую модель цифровой «зеркалки»: Olympus E -500. И не давно ожидаемое продолжение «первой» серии, а замену E -300, с более традиционным дизайном. Спецификации остались практически неизменными, но Е-500 начинает конкурировать с моделями начального уровня от Canon и Nikon . Размер 130*95*66, вес – 479 грамм.

E -330

Весной 2006 года Olympus объявляет новую модель фотоаппарата E -системы: Olympus E -330. Это первый в мире цифровой зеркальный фотоаппарат с системой "Live-View" или Live Preview, столь знакомой всем владельцам компактных цифровых фотоаппаратов. Новостями, кроме системы Live View , в Е-330 стали новая матрица LiveMOS от Panasonic с 7,5 эффективными Мп, откидывающийся дисплей размером 2.5 дюйма и разрешением 215 000 пикселей, новый 49-зонный экспонометр. Остались без изменений видосикатель системы Porro и ISO 100-400. Размеры 140*87*72. Вес с аккумулятором 617 грамм, без – 539.Показано 4/3rds сотрудничества он оснащен 7,4 Мп Live-MOS изображений от Panasonic, его нового партнера.

E -400

Осенью 2006 года все ждали замену Olympus E -1. Олимпус же объявил о выпуске самого компактного и легкого цифрового зеркального фотоаппарата в мире – Olympus E -400. Е-400 открыл линейку цифровых зеркальных фотоаппаратов Олимпус «начального уровня». Фирма начала пользоваться преимуществами системы 4/3, позволяющей делать миниатюрные фотоаппараты. Матрица Kodak, CCD 10 Мп . Размер 130*91*53, вес 435 грамм с аккумуляторами, 375 – без. По непонятным причинам модель официально в США не поставлялась.

E-410 (EVOLT E-410)

Объявлен весной 2007 года – через полгода после выхода предшественника. Практически повторяет характеристики Olympus E -400, но использует 10-мегапиксельную матрицу LiveMOS от Panasonic .

E-510

Продолжатель дела Olympus E -500, объявленный одновременно с Olympus E -410 в марте 2007 года, Е-510 - фотоаппарат, призванный упорядочить линейку цифровых «зеркалок» от Олимпус: 4-я серия – фотоаппараты начального уровня, 5-я – для продвинутых любителей. По характеристикам схож и с Е-410, и с Е-500. Идентичная с Olympus E -410 матрица с режимом Live View , дисплей 2,5 дюйма. Главное нововведение и отличие – внутрикамерная система стабилизации изображения, делающая все объективы стабилизированными. От «младшего брата» фотоаппарат отличается и размерами с весом: 136*92*68, 535 грамм с аккумуляторами, 460 – без.

E -3

Долгожданная замена Olympus Е-1 появилась лишь через 4 года: E-3 объявили в октябре 2007 года. Для цифровой фотографии срок очень немалый. Е-3 в линейке Olympus занимал верхнюю позицию и на момент выхода конкурировал с Canon 40 D и Nikon D 300. Матрица 10.1 Мп, Live View , внутрикамерный стабилизатор изображения, магниевый корпус, пыле и влаго защита, ISO 100-3200, 2.5 дюймовый подвижный дисплей – очень неплохие характеристики. Внимание потребителей маркетологи также привлекали к новой 11-точечной системе автофокуса, видоискателю со 100% охватом, выдержкам до 1/8000 и 5 кадрам в секунду при серийной съемке. Удивляет отсутствие лампы подсветки автофокуса – используется встроенная вспышка, как и в младших моделях. Размер 142*116*75, вес 800 грамм.

E-420

Olympus E -420 появился через год после Е-410, в марте 2008 года. Фотоаппараты практически идентичны за исключением некоторых незначительных изменений, наиболее заметным из которых был чуть больший (2,7 дюйма) по размерам дисплей. Размеры 129,5*91*53, вес с аккумулятором 445 грамм, без – 380 грамм.

E -520

Объявлен через 2 месяца после Olympus E -420 – в мае 2008 года. Традиционно для Olympus изменений по сравнению с предшественником практически нет. Чуть больше дисплей (2,7 дюйма), чуть лучше система стабилизации, изменена система меню (как и в Е-420). Остальное без изменений.

E -30

Вышел в декабре 2008 года и занял промежуточную в линейке Olympus позицию между «топовым» Е-3 и любительской 5й серией. Двухзначный Олимпус призван составить конкуренцию Canon 50 D , Nikon D 3000 и Sony A -700. По сравнению с Е-3 отсутствует пыле и влаго защита, корпус выполнен из пластика, меньше видоискатель (98%). Однако, дисплей больше (2,7 дюйма), есть функция внутрикамерной подстройки автофокуса (до 20 объективов), встроенные цифровой уровень, а главное: новая 12,3 мегапиксельная LiveMOS матрица от Panasonic . Размер 142*108*75 мм, вес – 695 грамм без аккумулятора, 768 грамм – с аккумулятором.

E -620

Объявлен в марте 2009 года. Вероятно, 6я серия пришла на замену 5й – для того, чтобы увеличить отрыв от фотоаппаратов начального уровня 4й серии. По размерам ближе к фотоаппаратам начального уровня, но по функциональности – к двухзначной серии. Видоискатель с 95% покрытием, 7-точечный автофокус, подвижный 2,7 дюймовый дисплей, ISO 100-3200. Размер 130*94*60, вес с аккумуляторами 521 грамм.

Е-450

Март 2009 – очередная вариация 4й серии от Olympus . Практически идентичен Е-420, за исключением того, что используется новый процессор. Попытка продлить жизнь очень успешной модели.

E -600

Урезанная модель T -620, официально поставляемая только в Америку. Объявлена в сентябре 2009 года.

E -5

Объявлен 14 сентября 2010 года. Заявлено (по сравнению с Olympus E -3) о новом процессоре, новой 12.4 мегапиксельной матрице, трехдюймовом подвижном дисплее с разрешением 921 000 точек, функции видеозаписи, ISO 6400 и использовании карт памяти SD и CF . Размер 142*116*75, вес – 813 грамм.

05.02.2011 5272 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus анонсировала новую профессиональную зеркальную фотокамеру Olympus E-5. К основным особенностям можно отнести: новая двенадцатимегапиксельная матрица, новый процессор обработки изображений TruPic V, возможно видеозаписи 720p со звуком, десять встроенных фильтров, ISO 6400, новое переработанное меню камеры, слоты для карт памяти CF и SD, новый батарейный блок BLM-5. Olympus E-5, как и предыдущий флагман системы Е-3, выпускается в защищенном исполнении корпуса.

Основные характеристики:
- Матрица 12.3 Мп; 4032x3024; формат системы 4/3 (17.3х13.0 мм)
- Объективы системы 4/3. Коэффициент фокусного расстояния 2х.
- Носитель Карты памяти Compact Flash и SD/SDHC/SDXC
- Монитор 3.0", 920000 точек, поворотный в двух плоскостях
- Формат файлов - RAW (ORF), JPEG, RAW+JPEG; видео - Motion JPEG (AVI) до 1280х720p при 30 кадр/с, со звуком моно (есть разъем для внешнего стереомикрофона)
- Связь - совмещенный AV-выход/USB, мини-HDMI, вход внешнего питания, вход стереомикрофона, проводное ДУ, разъем управления вспышками PC Sync, беспроводное управление вспышками, ИК ДУ (опционально)
- Габариты - 143x117x95 мм (корпус без объектива, габаритные размеры)

Основные отличия Olympus E-5 от модели E-3 следующие:


  • Разрешение матрицы увеличено до 12 Мп (по сравнению с 10 Мп).
  • Монитор остался поворотным, но его размер и разрешение выросли (3" и 920000 точек против 2.7" и 230000 точек).
  • В брекетинг-серии теперь может быть 2, 3, 5 или 7 кадров (раньше - только 3).
  • Диапазон чувствительности расширился до ISO 6400 (против ISO 3200).
  • К режимам цвета добавились Арт-фильтры (влияние беззеркальной линейки PEN).
  • Появилась видеосъемка HD 720p (видео не было ну у Е-3, ни вообще в зеркалках 4/3).
  • В режиме «живого вида» добавлен контрастный автофокус.
  • Появился электронный уровень (по двум координатам, как в модели E-30).
  • Появилась функция распознавания лиц, мультиэкспозиция, различные соотношения сторон кадра.
  • Добавился третий режим стабилизатора изображения (для вертикального ведения).
  • Появилась точная подстройка автофокуса под разные объективы (как в модели Е-30).
  • Появилась возможность добавление авторской информации.
  • Появился выход HDMI и разъем для стерео-микрофона (которого раньше и не могло быть, раз не было видеосъемки).
  • Вместо карт памяти формата xD теперь поддерживается SD (при этом второй разъем для Compact Flash сохранен).
  • Новый аккумулятор BLM-5 увеличенной емкости (сохраняется и совместимость с BLM-1).

Произошли изменения в эргономике (набор и расположение кнопок на задней панели), доработано меню.

Поскольку между выходом моделей Е-3 и Е-5 прошло около трех лет, многие ожидали более впечатляющего скачка в спецификациях. Наибольшей критике подвергается разрешение матрицы, составляющее 12 Мп - по меркам сегодняшнего дня этот параметр выглядит несколько недостаточным. Напомним, выходящие сейчас зеркальные модели конкурентов в основном оснащены матрицами 14-18 Мп.

Однако далеко не все определяется мегапикселями. Более того, по заявлении ведущих разработчиков Olympus, компания вообще не придает первостепенного значения количеству мегапикселей. Главное - конечное качество картинки (с этим трудно не согласиться). Необходим оптимальный баланс между оптикой, матрицей и процессором (см. наше интервью с Тошиюки Терада (Toshiyuki Terada, SLR Product Planning) и Юкихико Сугита (Yukihita Sugita, General Manager of SLR Product Planning Department) в сентябре 2010 года).

Дизайн и управление

Хотя система 4/3 изначально задумывалась компанией Olympus как потенциально подходящая для создания относительно малогабаритных камер, зеркальные флагманы Olympus (ранее Е-3, а теперь Е-5) таковыми не являются и примерно соответствуют как по размерам, так и по весу моделям близкого уровня, построенным на матрицах формата APS-C (тому же Canon 7D, или Nikon D300s). Тем не менее, в руке Olympus E-5 лежит чрезвычайно удобно, и работать с ним не тяжело. Конечно, оценка эргономики всегда в значительной мере субъективна, но на мой взгляд, Е-5 - один из самых удобных и продуманных в плане управления аппаратов.

Имеются два диска, или колесика, управления. Переднее расположено под кнопкой спуска затвора (его удобно вращать средним пальцем, не снимая указательный с кнопки спуска), заднее - как раз под большим пальцем. Усилие вращения оптимально, не слишком жесткое, но и не разболтанное - четкие пощелкивания, хорошо воспринимаемые даже в перчатках.

Менее очевидно с первого взгляда, однако на ощупь очень заметно, что блок кнопок навипада (четыре стрелки и центральная кнопка ОК) также передвинулся - правее и ниже. Теперь, чтобы дотянуться до них, большой палец правой руки нужно тянуть заметно дальше от его исходного состояния, и выворачивать кисть приходится сильнее.

Кроме того, исчез замок крышки отсека карт памяти, теперь крышку можно открыть, просто сдвинув вбок. Выглядит менее солидно и надежно, хотя, впрочем, именно так сделано и у Canon 7D.

На верхней панели нет диска режимов - такой подход вообще характерен для зеркалок старшего уровня. Для переключения режимов используется тот же принцип, что и для управления другими параметрами - нажатие кнопки с одновременным поворотом дисков управления.

Режимы, функции, меню

У Olympus E-5 три варианта зоны фокусировки - мульти (используются все 11 точек), одна точка, либо своеобразный вариант, при котором задается одна приоритетная точка, однако в случае, если камера сфокусироваться по ней не сможет, она использует одну из трех или четырех соседних (на нижней иллюстрации они обозначены не сплошным квадратиком, а рамкой).

Для ручного выбора зоны можно использовать как кнопки навипада, так и два диска управления. Передний диск двигает точку влево-вправо, а задний - вверх-вниз. При выходе за край вспыхивают все 11 зон, а далее точка появляется с противоположной стороны. Впрочем, нюансы алгоритма можно настраивать в меню, как и очень многие другие детали функционирования камеры. Аппараты Olympus вообще отличаются большой гибкой конфигурирования, и E-5 в этом смысле не исключение - и это еще мягко говоря. Что касается автофокуса, то он быстр и очень точен.

Для навигации по меню используются не только кнопки навипада, но и, опять же, диски управления, причем с той же идеологией - задним диском передвигаемся по пунктам меню вверх-вниз (или изменяем значения параметра), а передним - двигаемся влево-вправо (при этом автоматически двигаемся по дереву меню вглубь или, наоборот, к корню). Звучит, может быть, несколько невнятно, но на практике, если приноровиться, передвижение чрезвычайно быстрое. Система двух дисков - лучшее, что я знаю, для навигации по меню. К сожалению, для выбора параметра требуется подтверждающее нажатие кнопки ОК - которое по сути-то вовсе не является необходимым.

Кроме того, в Olympus E-5 использованы Арт-фильтры - процессорные алгоритмы обработки, типичные для камер этого производителя последнего времени. Интересно здесь не то, что их много (10 штук), и даже не то, что набор хорош. Главное, что Арт-фильтры не являются в E-5 самостоятельными «сюжетными программами», где почти никакие настройки недоступны; Арт-фильтры реализованы в одном ряду с цветовыми схемами, соответственно, все настройки камеры продолжают работать (баланс белого, экспокоррекция и прочее).

На кнопку Fn, расположенную в зоне большого пальца правой руки, можно назначить одну из следующих функций: Определение лица, Репетир диафрагмы, Установка баланса балого в одно касание, База (мгновенное переключение зоны автофокуса между текущим положением и заранее заданной позицией - очень полезная функция), Ручной фокус, Включение RAW (или RAW+JPEG), Выбор P-A-S-M (поворотом диска), Тестовый снимок без сохранения, Мои настройки 1-2-3-4, Подводная съемка, Индикатор уровня, Увеличение снимка, Режим стабилизатора, Отключено.

Отметим настройку интенсивности шумоподавления, имеются четыре уровня - Отключено, Слабо, Стандарт, Сильно.

Olympus E-5 позволяет подстраивать систему экспозамера, а именно, вводить сдвиг экспозиции, шагами по 1/6 EV, причем независимо для каждого из трех базовых типов экспозамера. Не могу сказать, что такая подстройка необходима, но сама возможность впечатляет.

Выводы и оценки

Плюсы

Отличное качество изготовления, шасси из магниевого сплава.
Пылевлагозащищенное исполнение, позволяющее использовать аппарат при неблагоприятных погодных условиях.
Эффективная система очистки матрицы от пыли.
Встроенная система оптической стабилизации изображения на сдвиге матрицы, с которым любой установленный объектив становится стабилизированным.
Отличный оптический видоискатель - большой, светлый.
Высокое разрешение монитора 920000 точек.
Монитор поворотный по двум осям - что полезно для съемки в необычных ракурсах, со штатива и т.д.
Качественные снимки (однако при высоких значениях ISO уступают лидерам класса).
Наличие брекетинга по балансу белого, ISO, вспышке.
Точная подстройка баланса белого, раздельно для каждого пресета.
Подстройка экспозамера, раздельно для каждого из трех типов.
Быстрый автофокус и высокая отзывчивость камеры в целом.
Достаточно высокая скорость серийной съемки - 5 кадров/сек.
Настраиваемые Режимы цвета и Арт-фильтры.
Функция SAT (Shadow Adjustment Technology) с регулируемой интенсивностью.
Внутрикамерная обработки RAW файлов.
Возможность сохранения авторской информации в EXIF’е.
Великолепная конфигурируемость камеры, определение множества нюансов работы.
Неплохая реализация режима «живого вида» (хотя контрастный автофокус медленный).
Функция электронного уровня, позволяющая обеспечить строгую горизонтальность камеры.
HD видеосъемка (однако не Full HD, а формата 1280x720p@30).
Разъем для подключения внешнего стереомикрофона при видеосъемке.
Микроподстройка АФ под разные объективы.
Беспроводное управление внешними вспышками.
Поддержка двух форматов карт памяти - CF и SD (от непопулярного формата xD отказались).
Долгое время работы аккумулятора.
Подстройка информации о степени заряда аккумулятора.
Опциональная батарейная ручка HLD-4.

Минусы

Нет датчика отключения экрана при поднесении лица к видоискателю.
В режиме «живого вида» - медленный автофокус.
Во время видеосъемки - запись звука только моно (хотя есть разъем для стереомикрофона).
Два разъема карт памяти не могут работать в режиме копирования или автоперехода при заполнении.
В сравнении с E-3 - пропала кнопка IS, а также фиксатор отсека карт памяти.

Эргономика 10/10
Аппарат чрезвычайно удобен. Активно используемые два диска управления ускоряют работу. Логика везде продумана, объемное меню хорошо структурировано. Богатые возможности конфигурирования позволяют определить множество нюансов работы камеры и подстроить их под свои предпочтения. По части эргономики Olympus E-5 - одна из лучших моделей, которые нам доводилось тестировать.

Функциональность 9/10
Набор функций широк и разнообразен. В одной модели удачно сочетаются функции «любительского» характера и по-настоящему профессиональные возможности. Однако в количественном выражении некоторые параметры выглядят слабовато для флагмана системы. Серийная съемка 5 кадр/сек - неплохо, но можно бы и побыстрее; точек автофокуса одиннадцать - обычно хватит, но можно бы и побольше. Хороший фотоаппарат, не обязан снимать видео, но уж коли видеосъемка имеется, отчего ж не Full HD?..

Качество снимков 10/10
Инновационный подход к формированию изображения - тонкий АА-фильтр и улучшенные процессорные алгоритмы - принес свои плоды. Картинка на редкость детализирована, контуры словно подчеркнуты, контраст на микроуровне необычно высок. Однако неприятного эффекта перешарпа при этом не возникает. Хотя в Olympus E-5, как и в других аппаратах стандарта 4/3, используется матрица меньшего физического размера, чем APS-C, можно сказать, что E-5 не уступает конкурентам по детализации изображения.

Однако это справедливо для невысоких значениях чувствительности. По мере роста ISO Olympus E-5 начинает сдавать позиции, и это при том, что и диапазон ISO у него не рекордно широк.

Цена/качество 7/10
Высокая стоимость - пожалуй, главный недостаток Olympus E-5. Возможно, она и адекватна профессиональному уровню всепогодной защищенности этой камеры, богатому набору функций и удобству работы с ней. Однако все познается в сравнении, а конкуренты могут предложить конкурентоспособные модели по более низкой цене.

Если компания Olympus найдет возможности существенно снизить стоимость E-5, то привлекательность аппарата может резко вырасти, а наша Общая оценка превратится в десятку. Нынешняя же цена может отпугнуть большое количество потенциальных покупателей.

Общая оценка 9/10
Безусловно, Olympus E-5 - это лучшая камера системы 4/3. В ней собрано все лучшее, все нюансы отточены, все детали доведены до ума. Достойный апгрейд для владельца любого зеркального аппарата Olympus, включая предыдущий флагман E-3. Аппарат, соответствующий высокому уровню объективов Zuiko Digital.

Новинка Olympus E-PL7, в отличие от своего прародителя, первого поколения семейства E-PL, уже не выглядит какой-то дешёвой мыльницей. Впрочем, это касается и предыдущих поколений E-PL, но последнее особенно хорошо, к тому же производитель подтянул не только внешность, но и технические параметры. Отличий от прямого предшественника, E-PL6, тут хватает, причём они приближают серию, изначально задуманную как бюджетную, к флагманам семейств PEN и OM-D. Что бросается в глаза сразу, причём без ознакомления с заявленными техническими характеристиками, так это дисплей, разрешение которого существенно возросло — теперь оно не меньше, чем у топовых моделей. Процессор теперь такой же, как и у камер OM-D E-M1/E-M10, да и точек фокусировки столько же, сколько у данных фотоаппаратов, — 81 штука, хотя у формально старшего в семействе фотоаппарата E-P5 точек фокусировки лишь 35. Не менее интересным новшеством является и встроенный модуль Wi-Fi.

⇡ Технические характеристики

Olympus E-PL7
Сенсор изображения 4/3″ МОП, 17,3 × 13,0 мм, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,1
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO
Видео : MOV (MPEG/4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 4608 × 3456, 3200 × 2400, 1280 × 960
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720, 640 × 480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-25 600 с шагом 1/3, 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000-60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы замеры в 324 зонах; мульти, точечная, центрально-взвешенный, тень, светлая зона
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет (внешняя вспышка FL-LM1 входит в стандартный комплект поставки)
Автоспуск, с 1-30 секунд (до 10 экспозиций)
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 037 тыс. точек
Видоискатель Нет (навесные видоискатели доступны опционально)
Интерфейсы HDMI, USB, A/V-выход
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-50, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 114,9 × 67 × 38,4 (без выступающих частей)
Масса, г 357 (включая батарею и карту памяти)
309 (только корпус)

⇡ Комплект поставки

На тестирование камера была предоставлена в минимально достаточной комплектации — аккумулятор, зарядное устройство, стандартный комплектный объектив и… всё. Ни коробки, ни инструкции, ни даже диска с комплектным ПО. Полноценные коммерческие поставки включают также USB-кабель, наплечный ремень, крышку корпуса, маломощную внешнюю вспышку, диск с дополнительным ПО и полное руководство пользователя.

⇡ Внешний вид

Если судить по корпусу, то новинка, на первый взгляд, мало отличается от E-PL6. Впрочем, в какой-то мере это можно сказать о большинстве «беззеркалок» Olympus семейства PEN. Крепко сбитый компактный корпус, качественное лакокрасочное покрытие и в целом весьма высокое качество сборки. Мы уже не раз акцентировали внимание на том, что не важно, в какой стране собран фотоаппарат, и куда важнее, на каком заводе было дело. E-PL7 производится на вьетнамском заводе компании, но, как уже отмечалось выше, качество сборки от этого не пострадало.

Несмотря на общую схожесть, отличия от предшественника есть, и существенные. Рокировка органов управления произведена таким образом, что теперь с фотоаппаратом можно работать одной рукой, причём это не только возможно, но и весьма удобно как в режиме съёмки, так и в режиме просмотра. Например, у E-PL6 клавиши удаления и перехода в режим просмотра были расположены в верхнем левом углу тыльной панели, поэтому при просмотре приходилось использовать левую руку. В новинке же данные кнопки переехали в нижний правый угол. Кроме того, клавиши масштабирования (одна из которых программируемая) смещены чуть правее, и теперь наклонный дисплей не мешает с ними работать. Однако от всех этих рокировок немного пострадала клавиша видеозаписи, которую переместили на тыльную поверхность — слишком близко к выступающему дисплею, поэтому у обладателей крупных пальцев с этой клавишей могут быть сложности.

Итак, с лицевой стороны находятся только байонет объектива и чрезвычайно яркая лампа подсветки автофокуса.

Как уже отмечалось, на тыльной стороне все органы управления были перенесены в правую часть. Тут находятся клавиши масштабирования, видеозаписи, входа в меню, смены режима отображения информации, перехода в режим просмотра, удаления, а также круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша, дополненная кнопкой ввода по центру. Стоит отметить, что, в отличие от PL6, в E-PL7 вращающегося бортика у круглой клавиши нет, ведь теперь он окружает клавишу спуска затвора, благодаря чему по способу управления фотоаппарат стал больше походить на классические зеркалки.

Помимо спусковой клавиши и диска управления, сверху расположен «горячий башмак» с возможностью подключения различных специальных аксессуаров, пара микрофонов, системный динамик, диск выбора режимов работы, а также небольшая клавиша питания.

Снизу находится только разъём установки на штатив, а также отсеки для аккумулятора и карты памяти, скрытые единой крышкой.

Левая боковая поверхность пустует. Справа же находится резиновая заглушка, под которой скрыты разъёмы подключения кабелей USB/AV и HDMI.

Камера создает снимки максимального размера 4608 x 3456 пикселей, что приблизительно равняется 16 МП. Такой же Live MOS Sensor можно найти в моделях , E-PM2, E-PL6 и в моделях серии OM-D: , E-M5, E-M10, но конечно, это не означает, что качество снимков с этих камер будет идентично.

Отличной особенностью Pen E-P5 является встроенная система стабилизации, которая работает в 5-ти направлениях (5-axis). И действительно, стабилизатор у камеры очень хороший, при этом можно использовать более дешевые объективы без стабилизатора. В меню можно очень гибко настроить работу системы стабилизации, а также приоритет работы оной при использовании объективов которые тоже имеют стабилизатор.

Если немножко углубиться в теорию, то 16 МП сенсор с 2Х имеет очень низкий дифракционный порог. Если бы делали полноформатные камеры, с такими же физическими размерами пикселя, как у Pen E-P5, то в итоге бы получили 64 МП камеру:) Если немного упростить – то такой сенсор требует хорошей оптики.

Pen E-P5 с советским дальномерным объективом, установленным через переходник ‘М39-Микро 4/3’

Камера может использовать значения ISO от 200 до 25.600. Правда, есть одна хитрость. После того, как включаешь ISO 6400 и выше, на дисплее появляется надпись ‘Расширенное’. Фактически, базовый диапазон ISO составляет 200-5000 единиц. Также, можно включить ISO LOW, эквивалентное значению ISO 100. При выборе значения ISO 200 или ISO Auto появляется надпись ‘Рекомендованное’. Лично я не люблю раздутые значения ISO, например, такие как ISO 25.600, так как на практике снимать на этих значениях нет никакого смысла.

На мой взгляд камера очень агрессивно подавляет шум на высоких значения ISO, создавая “гладкую” картинку, при этом напрочь лишает ее деталей. Уровень шума при разных значениях ISO смотрите сами, в архиве снимков .

Камера может работать в режиме Авто-ISO, при этом можно задать диапазон ISO от 200 до 25.600 единиц. Нельзя задать порог ISO 100 и значение минимальной , также функция Авто ISO не работает в режиме ‘M’. Кстати, Авто-ISO можно включить в меню не только для режимов P, A, S, но и для остальных.

E-P5 может снимать с максимальной скоростью 9 кадров в секунду , что впечатляет. Правда, не особо велик.

Буфер:

  • При любых настройках качества в формате RAW помещается около 17-18 снимков.
  • Около 30 снимков в формате JPEG L Fine 4:3, если снимать с отключенными функциями улучшающими изображение, такими как подавления шума, контроль виньетирования и т.д.
  • Около 15 снимков в формате JPEG с включенными дополнительными настройками.

Обратите внимание, что камера автоматически исправляет много недочетов объектива, например дисторсию и виньетирование, потому увидеть “голую” работу объектива достаточно сложно.

В комплекте поставки не идет бленда. Такой объектив подойдет для большинства фото задач. M.Zuiko 14-42mm 1:3,5-5,6 IIR MSC может служить первым объективом, для того, чтобы дать возможность владельцу прочувствовать возможности камеры и сделать наброски для покупки того или иного, более качественного объектива под определенные задачи.

Кружочки в зоне нерезкости на прикрытой диафрагме. Видны следы от плохо отшлифованной задней линзы.

Важно: объективы для Микро 4/3 подходят для всех камер этой системы. Так, объективы Olympus M.Zuiko Микро 4/3 можно без проблем использовать и на камерах Panasonic G, которые тоже относятся к стандарту Микро 4/3 (Micro Four Thirds).

Архив с оригиналами фотографий в формате RAW можно скачать по этой ссылке (557 МБ, 39 фото).

Цены на современные фотоаппараты Olympus в популярных магазинах можете .

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят , а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog , или большие интернет магазины, такие как Rozetka . Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress .

Итоги

Olympus Pen E-P5 – очень приятный функциональный инструмент. Отлично подойдет всем желающим быстро получить качественный снимок, а также продвинутым пользователям, которые любят поковыряться в меню и поснимать на разные объективы. M.Zuiko 14-42mm 1:3,5-5,6 IIR MSC – простенький штатный объектив, учитывая стоимость Olympus Pen E-P5, я бы не пожалел денег и приобрел более качественную оптику для такой камеры.