Как заработать

Формирование плана фхд бюджетного учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности государственных образовательных учреждений. Факультет Экономики и Финансов

Формирование плана фхд бюджетного учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности государственных образовательных учреждений. Факультет Экономики и Финансов

В связи утверждением приказа Минфина № 186н порядок составления плана ФХД на 2020 год медучреждениям придется составлять по-новому.

Как именно изменился порядок составления плана ФХД на 2020 год, что делать, если произошло изменение показателей и куда отправлять электронную версию документа, расскажем в статье. Новая инструкция доступна для скачивания.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Обоснования доходов

Чтобы соблюсти порядок составления плана ФХД на 2020 год, медучреждения должны применять новый документ – приказ Минфина № 186н от 31.08.2018 года : полный текст приказа с приложениями смотрите в Системе Главный врач.

С момента начала действия этого приказа утратил силу предыдущий документ – приказ 81н.

Главные изменения:

  1. В приказе отсутствует текстовый формат.
  2. Вместо 5 таблиц в тексте документа содержится 2 раздела – выплаты и поступления, а также сведения по выплатам на закупку услуг, товаров и работ.
  3. Соответственно, формируя новый план ФХД на 2020 год, важно учитывать показатели не только по выплатам, но и по поступлениям.
  4. Медучреждения, у которых есть долгосрочные обязательства, могут составлять документ не на текущий срок и плановые период, но и на более долгий срок. Такие расходы включают в графу 8 – «За пределами планового периода».
  5. Бюджетный блок теперь содержит разбивку выплат и поступлений по годам – отдельные таблицы по каждому году заполнять больше не нужно.

С 2020 года вступают в силу новые правила для ФХД. Инструкция от Минфина, как составить предварительный план ФХД на 2020 год, приведена в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

Обоснование доходов – одна из ключевых частей финансового плана клиники. Плановые поступления необходимо разбить на показатели по каждому подразделению.

Доходы рассчитываются исходя из стоимости и объемов услуг, которые оказывает медучреждение.

Если в конце финансового года учредитель организации решил вернуть остаточные целевые субсидии в бюджет – укажите этот возврат в соответствующей графе поступлений отдельной строкой.

Рядом с суммой должен стоять знак «минус» (разъяснения Минфина в письме № 02-06-10/225 от 24.01.2013 года).

Доходы медучреждений от хозяйственной деятельности формируются в основном за счет платных услуг. Запланировать эти доходы поможет представленный ниже алгоритм, состоящий из 5 шагов.

При этом руководители клиник должны помнить, что на платной основе можно оказывать только те медуслуги, которые содержатся в лицензии. Их список и цены следует закрепить в прейскуранте.

Единая форма прейскуранта не утверждена, поэтому клиника может разработать собственный вариант.

Названия и коды услуг должны соответствовать номенклатуре медуслуг, которая утверждена приказом Минздрава № 804н от 13.10.2017 года.

Прямого требования в законе нет, но следование номенклатуре поможет избежать замечаний надзорных органов.

Обоснования расходов

План ФХД на 2020 год должен содержать подробное обоснование расходов медицинской организации. Все правила к обоснованиям содержит все тот же приказ Минфина № 186н.

Отметим несколько моментов:

1. В действующих требованиях Минфина на содержится форма обоснований – их должен довести до клиники ее учредитель. Если он этого не сделал, организация разрабатывает формы самостоятельно.

2. Расчеты следует производить по видам расходов – на страховые взносы, оплату труда, транспортные услуги, услуги связи и т.д.

3. Расчет отчислений по каждому виду затрат следует делать по правилам, указанным в пп. 24-43 приказа 186н.

Например, расходы на плановое повышение квалификации врачей считайте исходя из количества обучаемых и стоимости обучения на одного человека.

4. Отдельно в план ФХД на 2020 год, скачать инструкцию по заполнению можно в начале статьи, включите показатели по каждому коду видов расходов (КВР).

5. По требованию учредителя медорганизация предоставляет расчеты отдельно по каждому источнику финансирования. Например, если медучреждение платит зарплату сотрудникам за счет дохода от платных услуг и средств ОМС – составьте две разные таблицы для обоснования этих расходов.

6. Для обоснования своих расходов для ФХД, медорганизация может использовать действующие регламенты и стандарты, нормы расчета материально-технических и трудовых ресурсов, СанПиНы, ГОСТы, СНиПы и т.д.

Обратите внимание , что законом не установлена обязанность по использованию кодов услуг. Медорганизация вправе самостоятельно сформировать прейскурант, а также принять решение, руководствоваться утвержденной номенклатурой медуслуг и соответствующими кодами или нет.

6. Несмотря на то, что новый план ФХД на 2020 год не содержит требования указывать источники финансирования, выделять их все-таки нужно, если того требует учредитель.

7. Оформляющая часть содержит подписи сотрудников, ответственных за содержательную часть.

Обычно это уполномоченные главврачом сотрудники, например, главный экономист, а также сам руководитель организации.

Федеральные медорганизации должны сформировать план ФХД в информационной системе «Электронный бюджет». Документ будет принят, если будет подписан усиленной квалифицированной ЭЦП.

Также для организации работы с предварительным планом Минздрав разработал специальный программный комплекс, через который клиники предоставляют расчеты-обоснования для проверки и согласования учредителем.

Муниципальные и региональные больницы формируют планы своей финансовой деятельности с помощью региональных систем.

Утверждение плана

Каждая медорганизация должна утверждать план по требованиям учредителя, также на ход этой процедуры влияет тип организации.

Сроки сдачи отчётности также устанавливает учредитель, Минфин на них не влияет. Поэтому в этом году сдавать ФХД необходимо в сроки, которые определил учредитель.

Период планирования также может быть разным у каждой организации. Обычно это следующий финансовый год и плановый период на один год, но он может быть больше.

Для многих организаций выбор периода зависит от того, на какой срок принят муниципальный или региональный закон о бюджете.

Если у клиники имеются долгосрочные обязательства, которые превышают периоды бюджетного планирования, отдельные части плана могут быть реализованы в периоды сверх этого срока.

Для этого в плане ФХД выделена отдельная графа.

Бюджетные медучреждения сдают свои планы в региональные департаменты или министерство здравоохранения.

В некоторых случаях учредители клиник передают это право руководителям организаций. Для автономных учреждений схема другая – сначала план ФХД одобряет наблюдательный совет, а потом – руководитель.

Корректировка показателей

Как бы тщательно медицинская организация ни планировала свои финансы, в некоторых случаях в план ФХД приходится вносить изменения.

Когда это может понадобиться:

  • необходимо распределить остатки средств на начало текущего финансового года, в том числе остатки субсидированных средств;
  • меняются объемы выплат и поступлений;
  • реорганизация юридического лица.

Чтобы внести корректировки, составьте обоснования новых показателей и сформируйте новый план. Если сократились выплаты, нужно убедиться, что они не меньше кассовых расходов, которые уже были произведены.

Если в план ФХД на 2020 год нужно внести корректировки, учредитель может их не согласовать.

Это возможно в двух случаях:

  • медорганизация не заплатила штраф, платежи по суду, не вернула в бюджет субсидии;
  • в текущем финансовом году поступила дебиторская задолженность, недостачи и т.д.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.

План финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД или ПФХД) образовательного учреждения (ОУ) – это базовая нормативная документация, отражающая в себе формирование показателей о доходах и расходах каждой отдельной организации, а так же стабильность внутреннего и внешнего обеспечения.

Кто составляет план ФХД образовательного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности уполномочен составлять особый орган, организация деятельности которого соблюдается в рамках бюджетных и муниципальных организаций. Период составления документа обусловлен нормативно-правовой законодательной базой:

  • один финансовый год, если бюджетный ОУ рассчитан на идентичный период;
  • один финансовый год в рамках планового периода, если это предусматривают финансирование и бюджет.

В любом случае, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения должен составляться на основе шаблона, который соответствует всем параметрам и требованиям учредителей. Участники составления ПФХД образовательной организации имеют право вносить поправки и корректировать содержание плана в специальном программном обеспечении («Электронный бюджет», «АКЦ-планирование» и их аналоги), однако ПО должно быть разработан и допущен к использованию учредительным органом.

Требования и изменения в 2018 году

Формирование и разработка отчетного плана ОУ, в соответствии с которым будет осуществляться организационная, хозяйственная и финансовая деятельность, должны происходить в соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3.3, подпункт 6).

Требования к составлению ПФХД были расширены и дополнены на основании Приказа Минфина No81н:

  • поправка терминов на основе изменения Бюджетного Кодекса РФ;
  • дополнительные правила в отражении расходов ОУ;
  • предоставление отчётности о производимых строительных работах на отдельных объектах.

Ввиду новых дополнений, датируемых 2018 годом, в плане финансово-хозяйственной деятельности ОУ требуется указать:

  • обоснование расходов по всем видам финансового обеспечения;
  • перечень закупок, необходимых для реализации организационной и хозяйственной деятельности ОУ в заданный период времени;
  • данные о зарезервированных под строительство целевых средств.

Вышеперечисленные указания являются обязательными для исполнения, а отраслевые государственные органы, в случае необходимости, имеют право вносить дополнительные поправки и требования к последовательности составления и содержанию плана ФХД.

При необходимости, учредительный орган ОУ имеет право корректировать структуру финансового плана, для производства оценки заблаговременно до начала следующего отчетного периода.

Состав нормативных документов

Документационный прогноз финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации должен отражать в себе порядок и сферы применения всех видов финансирования:

  1. Средства, полученные для реализации муниципальных (государственных) заданий
  2. Средства, полученные для исполнения перспективных образовательных целей задач.
  3. Средства, полученные ОУ в результате оказания учащимся платных услуг.
  4. Средства, полученные из других источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству РФ: гранты, благотворительность и прочее.

Особое внимание при составлении плана ФХД образовательного учреждения следует уделить остатку денежных средств из бюджета за прошлый отчетный период, если таковой имеется. Необходимо указать причины неиспользования данных средств, а так же их дальнейшее применение в рамках нового финансового плана.

Самый важный документ, отражающий направление воспитательно-образовательной деятельности организации, должен состоять из трех разделов:

  1. Заглавный раздел «карта-визитка»: включает в себя общие данные о действующей организации, реквизиты, контакты для обратной связи и прочее.
  2. Содержательный раздел: включает в себя информационные, справочные и пояснительные блоки в соответствии с установленным форматом повествования.
  3. Оформляющий раздел: включает в себя данные о составителях и учредителях данного документа.

Шаблон, отражающий базовую структура плана ФХД ОУ согласно Требованиям No81н:

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАГОЛОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Титульный лист
1. Полное наименование бюджетного (муниципального) образовательного учреждения, ИНН, КПП.

2. Наименование учредительного органа, на который возложены функции контроля и управления организацией.

3. Наименование органа, который несет ответственность за состоянием лицевого счета организации.

4. Суммы денежных средств, указанные в ответном документе с точностью до двух знаков после запятой.

5. Фактический адрес образовательной организации.

6. Данные о лицах, исполняющих обязанности директора, бухгалтера, составителя документа, а также других должностных лиц, с личными подписями каждого.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Текстовая часть. Содержание.
1. Цели и задачи образовательного учреждения: направление деятельности на удовлетворение личностных, культурных, нравственных, духовных и интеллектуальных потребностей общества; развитие у детей активной жизненной позиции, сохранение и приумножение культурных и интеллектуальных ценностей.

2. Виды деятельности ОУ: реализация стандартных общеобразовательных и дополнительных углубленных программ обучения.

3. Перечень услуг, предоставляемых платно.

4. Стоимость балансового имущества ОУ: закрепленного за учреждением в рамках государственного обеспечения; приобретенного на государственные средства с целью расширения материальной базы и улучшения инфраструктуры организации; купленного на средства, полученные в результате оказания платных услуг.

5. Стоимость движимого имущества, которое находится на балансе.

Таблица 1 «Состояние финансового счета ОУ»
Отражение материальных ценностей:

· нефинансовые активы (ценное государственное имущество, недвижимость на балансе);

· финансовые активы (все виды дебиторской задолженности в рамках деятельности организации);

· кредитные обязательства.

Таблица 2 «Показатели расходов и поступления финансирования»
Данный раздел ПФХД является прогнозом трат и денежных поступлений, который составляется с учётом прошлого опыта (на основе финплана ОУ за прошедший финансовый год или плановый период). Особое значение при прогнозировании имеют следующие показатели:

· остаток денежных средств на балансе на начало нового отчетного периода;

· общая сумма финансовых поступлений на основе субсидий, финансирования на решение госзаданий, дополнительных инвестиций, прибыли от оказания платных образовательных услуг, выручки от реализации активов и ценных бумаг;

· общая сумма выплат: оплата коммунальных услуг и аренды помещения, выплата заработной платы сотрудниках, уплата налогов, пользование транспортными услугами и услугами связи и прочее;

· остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Таблица 2.1 «Показатели расходов на оплату необходимых товаров, услуг и работ»
Показатели по данной категории трат указываются в виде общей суммы, основанной на перечне данных по расходам, с указанием суммы, которая была зарезервирована на удовлетворение данных нужд при составлении плана ФХД за указанный отчетный период.

Расчёты производятся за основной плановый период, включая финансовый год в соответствии с нормативными актами;

· ФЗ No44 «О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг…»

· ФЗ No223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

Таблицы 3 и 4 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение ОУ»
К данному виду финансирования относятся денежные средства, которые идут на обеспечение контрактных обязательств. В таблицах необходимо указать:

1. Размер денежного остатка на начало текущего отчетного периода.

2. Прогноз ожидаемых поступлений (на основе прошлого опыта).

При этом необходимо сделать сноску в Таблице 4 о сроках и объёме выполняемых контрактных обязательств.

СПРАВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Приложение No1 «Сведения о применении субсидий, направленных на возмещение нормативных трат»
Приложение оформляется в виде таблицы, в которой необходимо указать:

· полное наименование образовательного учреждения;

· наименования бюджетов;

· наименование государственного органа, уполномоченного правом учредителя;

· наименование органа, ведущего отчётность за состояние лицевого счета организации.

Приложение No2 «Обоснование по выплатам»
Приложение включает в себя расчёты, выполненные в виде таблиц с пояснениями

Альтернативная форма главного финансового документа

Чтобы руководящий состав ОУ имел полное и раскрытое представление о материальном состоянии организации и грамотно и рационально производил расход финансирования, в последние несколько лет широко практикуется видоизменение структуры плана ФХД. Для бюджетных (муниципальных) организаций автономного типа приемлема несколько иная структура главного отчетного документа:

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа Помещается после «шапки» в виде оглавления с указанием страниц
Учетная карта образовательного учреждения Составляется в виде таблицы с указанием следующих данных:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Юридический адрес организации с указанием почтового индекса.

3. Дата и место прохождения государственной регистрации.

4. Контактные данные.

5. ФИО руководителя организации и главного бухгалтера.

7. Коды, значимые за организацией в результате их присвоения Росстатом и другими органами контроля.

8. Размер уставного капитала и муниципальной доли организации.

Обобщенное описание финансовой и хозяйственной ситуации Указание направления деятельности ОУ, наличие лицензий и других свидетельств установленного образца, позволяющих осуществлять вышеуказанную деятельность. Подробное описание деятельности управляющего состава.
Анализ состояния бюджета и перспектив развития В данном разделе отражены показатели в динамике следующих данных:

· количество учащихся;

· численность управляющего состава, педагогов и обслуживающего персонала;

· доходу образовательной организации;

· выплаты заработной платы (в том числе и задержки выплат по причине нехватки средств);

· материально-техническое обеспечение;

· оценка качества образовательных услуг.

Маркетинг Расходование финансирования с целью поддержания имиджа учебного заведения, реклама и распространение образовательных услуг на платной основе. Привлечение абитуриентов и инвесторов.
Описание образовательных услуг и учебного процесса Актуальность и качество образования, проходящего на платной основе.
Направления деятельности ОУ Информация о деятельности образовательного учреждения за последние несколько лет, для отслеживания соответствия в динамике
План доходов Прогноз возможных доходов по следующим направлениям:

· бюджетное финансирование;

· внебюджетные доходы;

· иные источники получения дохода (инвестиции субсидии, гранты благотворительность).

Материально-техническая база В данном разделе необходимо указать в денежном эквиваленте совокупность всех объектов, находящихся на балансе (зданий, подобных помещений, предметов мебели и прочее), а также указать сумму недостающих средств, для улучшения материально-технического обеспечения.

Здесь же необходимо уточнить возможные источники дополнительного финансирования и график его получения.

Состояние кадров Указать, есть ли необходимость в организации новых рабочих мест:

· количество вакантных мест;

· усредненная заработная плата работника на замещение;

· общие показатели начислений в фонд оплаты труда.

Оценка риска Здесь отображаются возможные ситуации образования дефицита средств и способы его устранения.
Полный финансовый план ОУ на один финансовый год В форме таблиц указываются все возможные траты средств из бюджета ОУ (заработная плата, налоги, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи, оплата работ сторонних учреждений и прочее).
Источники финансирования Перечисление всех возможных источников дополнительного финансирования:

· собственные средства организации, полученные в рамках законной деятельности ОУ;

· бюджетные средства, направленные на осуществление госзадания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ Производится учредительными органами и управляющим составом, в рамках реализации основной деятельности учебного заведения.

При условии получения субсидий, необходимо отразить в плане ФХД способ освоения данных средств учебным заверением.

Утверждение плана ФХД образовательной организации

Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения проводится в следующей последовательности:

  1. Проект плана и его дубликат заверяются подписями руководителя учебного заведения, бухгалтера и составителя документа, а также гербовой печатью ОУ.
  2. Проект плана ФХД в двух экземплярах предоставляется в департамент государственного органа, выполняющего учредительные функции. Документ проверяется и утверждается в течение 5 рабочих дней.
  3. План проверяется комитатами по управлению инвестициями, представителями планово-экономических разделов и органами бухгалтерского учёта. В случае одобрения, уполномоченный орган визирует экземпляры документа и передаёт их заместителю главы отдела по согласованию. Если план необходимо доработать, он возвращается руководителю учебного заведения, который обязаны внести поправки в течение 2 рабочих дней.
  4. Если замечаний к составу документа нет, — заместитель передаёт оба экземпляра для дальнейшего утверждения директору департамента.
  5. В течение следующих 30 дней разрабатывается бюджет организации, и, в случае необходимости, в план могут вноситься поправки и коррективы. После формирования бюджета, подписанный и утверждённых план ФХД ОУ возвращается директору учебного заведения.

Согласно Требованиям No81н (пункты 21 и 22), директор учебного заведения сам может утвердить план финансово-хозяйственной деятельности в случае, если учредительный орган дал такое право. Такой метод практикуется в ОУ автономного типа.

Законодательством предусмотрен механизм свечения поправок в уже утверждённый план финансово-хозяйственной деятельности, который осуществляется в следующих случаях:

  • изменение размера бюджетного финансирования;
  • увеличение объёма внутренней прибыли организации;
  • фиксирование трат, не предусмотренных в плане ФХД.

В будущем ожидаются и другие поправки к нормативной документации, так как существующий шаблон имеет ряд недоработок, касающихся средств, поступающих в распоряжение ОУ на временной основе.

В соответствии с законодательством РФ бюджетные учреждения обязаны планировать финансово-хозяйственную деятельность и закреплять порядок ее ведения в отдельном документе. То, каким образом он должен составляться, также регламентируется на уровне нормативных актов. В чем заключаются особенности формирования деятельности бюджетной организации? Какие сведения могут отражаться в нем?

Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности

Рассмотрим для начала то, что представляет собой документ, о котором идет речь. Финансово-хозяйственная деятельность — это совокупность управленческих решений организации, связанных, прежде всего, с планированием и распределением доходов и расходов хозяйствующего субъекта с учетом норм права, требований, предписаний и рекомендаций компетентных органов власти, которые имеют отношение к деятельности учреждения.

В случае с бюджетной системой сущность финансово-хозяйственной деятельности понимается, в целом, аналогичным образом. То, каким образом должен формироваться и утверждаться план, о котором идет речь, определено на уровне федерального законодательства РФ. Данные процедуры достаточно строго регламентированы в соответствующих нормах права.

Орган власти, который имеет основные компетенции в части регулирования планирования доходов и расходов государственных и муниципальных структур — Министерство финансов России. Данная государственная структура издает различные нормативные акты, которые регламентируют порядок учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Прежде чем рассматривать то, в каком порядке должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, пример соответствующего документа, изучим, таким образом, то, какие источники права регулируют формирование данного источника.

Составление плана финансовой деятельности регулирующее законодательство

Главный нормативный акт, который должен соблюдаться при составлении плана, о котором идет речь — Приказ Минфина России № 81н, принятый 28.06.2010 года. В нем отражены требования к соответствующему плану. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений федеральных источников - ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «Об автономных учреждениях».

Положения Приказа № 81н должно учитывать государственное либо муниципальное бюджетное учреждение, а также автономное. Рассмотрим содержание соответствующего нормативного акта подробнее. Начнем с его общих положений.

Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения

Важнейшей нормой рассматриваемого раздела Приказа № 81 можно считать ту, в соответствии с которой план, по которому формируется бюджетная смета учреждения, должен разрабатываться ежегодно в случае, если бюджет принимается на 1 финансовый год, либо с учетом планового периода (если он входит в период действия нормативного акта, утверждающего государственный финансовый план). При необходимости учредитель той организации, которая формирует рассматриваемый документ, может детализировать его структуру с точки зрения отражения в нем поквартальных или помесячных показателей.

Приказ № 81: составление плана

Приказ № 81 также определяет то, каким образом должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Пример любого документа соответствующего назначения должен составляться с учетом данных требований.

Источник, о котором идет речь, должен формироваться, исходя из того, что показатели в нем отражаются по с точностью до 2 знаков, указываемых после запятой. План должен соответствовать форме, которая разработана учредителем бюджетной организации учетом требований, отраженных в Приказе № 81.

Так, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (пример его фрагмента будет приведен ниже), должен состоять из следующих частей:

Заголовка;

Основной содержательной области;

Оформляющей части.

Заголовочная часть плана

В заголовке должны отражаться:

Гриф утверждения плана, в котором фиксируются название должности, подпись сотрудника, у которого имеются полномочия по утверждению документа, ее расшифровки;

Дата введения плана в оборот;

Название документа;

Дата формирования плана;

Название бюджетного учреждения, подразделения, в котором разработан документ;

Название органа власти, учредившего бюджетную организацию;

Прочие реквизиты, необходимые для идентификации учреждения — ИНН, КПП, код по специальному реестру;

Что касается плановых показателей по доходам, то государственное или муниципальное бюджетное учреждение должно при их определении учитывать аналогичные субсидии, а также:

Поступления в результате оказания организацией коммерческих услуг по уставу, то есть — по основным видам ее деятельности;

Доходы от продажи ценных бумаг — в случаях, предусмотренных законодательством.

Справочно могут фиксироваться:

Величина публичных обязательств перед гражданами, которые должны быть исполнены организацией в денежной форме;

Суммы бюджетных инвестиций;

Величина денежных средств, которые находятся во временном управлении учреждением.

Сведения, отражаемые в плане, могут формироваться организацией на основе той информации, что получается от учредителя. Некоторые из соответствующих показателей могут носить расчетный характер — например те, что имеют отношение к получению доходов от оказания коммерческих услуг.

Расходы на содержание инфраструктуры учреждения, которые связаны с закупкой тех или иных товаров, работ и сервисов, должны быть детализированы в планах:

По закупкам в целях обеспечения государственных либо муниципальных нужд по законодательству о контрактных правоотношениях;

По закупкам, которые осуществляются в соответствии с положениями ФЗ № 223.

Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа

Существует также ряд нюансов, характеризующих процедуру утверждения рассматриваемого плана. Так, можно отметить, что орган власти, учреждающий социальные учреждения и иного профиля государственные и муниципальные организации, имеет право ввести в оборот единую форму документа, предназначенного для использования как автономными, так и бюджетными структурами или же 2 самостоятельные формы для каждого типа организаций. Аналогичным образом могут приниматься правила по заполнению соответствующих документов.

План, а также дополняющие его сведения, могут быть уточнены непосредственно учреждением после того, как будет утвержден нормативный акт о бюджете. После — направлен на утверждение, которое осуществляется с учетом норм, зафиксированных в требованиях по Приказу № 81н. В случае, если уточнения связаны с выполнением учреждением государственного задания, то они вносятся с учетом тех показателей, что установлены в соответствующем задании. Кроме того, в расчет берется целевая субсидия, выделенная в целях его выполнения. Соответствующие требования также установлены Приказом № 81н.

Изменение плана хозяйственной деятельности

В ряде случаев бюджетная смета, отражаемая в плане, о котором идет речь, может быть изменена. Данная процедура предполагает формирование нового документа соответствующего типа, положения которого не должны противоречить в части кассовых показателей исходной версии плана. Решение о корректировке документа принимается директором организации.

Как может выглядеть план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения? Пример данного документа в части одного из ключевых компонентов — на картинке ниже.

Очень важно соблюсти установленные законодательно, а также на уровне решений органа власти, учредившего бюджетную организацию, требования к структуре и содержанию соответствующего плана.

Как составить и изменить план ФХД на 2017 год

Главный редактор справочной системы "Экономика ЛПУ"

План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения, чтобы обобщить информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. В данной рекомендации рассмотрим, как составить или изменить план ФХД.

Основные изменения формирования плана ФХД на 2017 год

При формировании плана ФХД на 2017 год учтите изменения, которые Минфин России внес в приказ № 81н.

Главное изменение: к проекту плана ФХД на 2017 год необходимо приложить обоснования или расчеты плановых показателей, которые использовали при его формировании.

В этом году экономисту необходимо обосновать показатели проекта плана ФХД на 2017 год и плановый период. Информацию представьте учредителю в таблицах. Их заполните отдельно по кодам финансового обеспечения по следующим затратам:

– расходы персоналу;

– уплата налогов, сборов и иных платежей;

– расходы на закупки.

Минздрав России утвердил форму таких таблиц в приложении к приказу № 81н. Учтите: учредитель может изменить их формат. Например, ввести новые графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели. Если какие-либо затраты не включены в план ФХД, таблицу по ним не заполняйте.

Пример: Расчет (обоснование) расходов на оплату земельного налога

Суть изменений

До внесения изменений

После внесения изменений

Обоснования (расчеты) плановых показателей по расходам:

– выплаты персоналу (зарплата, командировки);

– выплаты по уходу за ребенком;

– социальные и иные выплаты населению;

– безвозмездные перечисления организациям;

– прочие расходы (кроме закупок);

– закупки товаров, работ, услуг

На 2017 год нужно обосновать показатели проекта плана ФХД. Вместе с проектом плана отправьте учредителю расчеты плановых показателей.

Минфин России утвердил формы расчетов и правила, как их составлять

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

1. Изменили название графы 5:

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания»

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета , бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)»

2. Изменили, как заполнять показатель поступления от грантов по строке 120 графы 10:

На 2016 год учитывали только гранты из бюджета в виде субсидий

В плане на 2017 год учитывайте гранты из бюджета и гранты от физлиц и организаций

Как заполнить план ФХД

План ФХД составляют автономные и бюджетные учреждения (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. , п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г.).

Минфин России утвердил Единые требования к Плану ФХД (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель. Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429.

План ФХД составьте на периоды, как утверждено законом (решением) о бюджете:

– финансовый год – на один год;

– финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей Плана ФХД. Например, по временному интервалу или в разрезе видов медицинской помощи.

Чтобы составить План ФХД на 2017 год показатели и сведения внесите в отдельные таблицы. Так, в таблицу 1 включите показатели финансового состояния. В таблицу 2 включите показатели по поступлениям и выплатам. При этом выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг отразите в отдельной таблице 2.1. Сведения о средствах во временном распоряжении учреждения отразите в таблице 3. Справочную информацию включите в таблицу 4.

План ФХД состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей частей. Данные в табличной части отразите в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н).

Заголовочная часть

В заголовочной части Плана ФХД укажите:

– в грифе «УТВЕРЖДАЮ»: должность уполномоченного утверждать план, его подпись с расшифровкой и дату. Предельную дату, чтобы утвердить План ФХД, устанавливает учредитель (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036);

– дату, когда составили документ;

– наименование учреждения;

– наименование подразделения, если План ФХД составляет подразделение;

– наименование учредителя;

– дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (подразделение): адрес фактического местонахождения, ИНН, КПП;

– финансовый год (финансовый год и плановый период);

Такие правила установлены пунктом 8 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н.

Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана ФХД по поступлениям и выплатам заполняйте на этапе, когда Минфин России формирует проект бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основание для подготовки – информация от учредителя о планируемых объемах расходных обязательств:

– целевых субсидий;

– бюджетных инвестиций по полномочиям госзаказчика .

После того как утвердят закон (решение) о бюджете, показатели Плана ФХД уточните.

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

– субсидий на выполнение госзадания;

– целевых субсидий;

– грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;

– поступлений от приносящей доход деятельности.

Данные о субсидиях, грантах в форме субсидий и бюджетных инвестициях формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации учредителя. А подразделения составляют эти данные на основании информации от головного учреждения.

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации.

Если в течение года вы получаете доходы, которые не учли в Плане ФХД, то внесите в него изменения.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

– на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

– социальные и другие выплаты населению;

– налоги, сборы и другие платежи;

– безвозмездные перечисления организациям;

– прочие расходы;

– закупку товаров, работ, услуг.

Общую сумму расходов на закупки товаров, работ, услуг детализируйте в плане-графике по Закону. А если проводите закупки по Закону, то в плане закупок.

Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат. Для федералов порядок расчета устанавливает Правительство РФ. А значения нормативов – учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 000).

На местах порядок расчета утверждают органы власти субъектов и местная администрация.

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения самостоятельно определяют объемы выплат в пределах общей суммы субсидий на госзадание. В том числе перераспределяют средства по видам расходов, при этом обязательно уточняют показатели Плана ФХД.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то отнеситесь внимательно к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.) или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: условия соглашения по госзаданию определяют показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому, если в учреждении плановые выплаты превысили объем нормативных затрат, оцените, не приведет ли это к нарушениям.

Если в течение года у учреждения изменились потребности в товарах (работах, услугах), а также появились другие незапланированные расходы, в План ФХД внесите изменения.

Ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности бюджетные и автономные учреждения представляют учредителю отчет об исполнении Плана ФХД.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за его содержание:

– руководителя учреждения или подразделения (уполномоченного им лица);

– руководителя финансово-экономической службы или другого уполномоченного руководителем лица;

– исполнителя документа.

Кто утверждает План ФХД

У бюджетных и автономных учреждений есть различия в порядке утверждения Плана ФХД.

План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Но по распоряжению учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения.

Автономное учреждение передает План ФХД на рассмотрение наблюдательному совету, который по итогам выносит заключение. Его копию учреждение направляет учредителю для ознакомления. А затем с учетом заключения наблюдательного совета План ФХД утверждает руководитель учреждения.

План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного (автономного) учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, которые установит учредитель.

Когда вносить изменения в План ФХД

Чтобы внести изменения в План ФХД, составьте новый План ФХД. Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, которые были проведены до внесения изменений.

Изменения в показатели по поступлению и выбытию

Когда нужно внести изменения? Сделайте это, если в течение года у учреждения появились незапланированные доходы или расходы. В частности, изменения вносите:

в показатели по доходам, если поступит:

– страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;

– возмещение расходов , которые учреждение произвело ранее (например, возмещение больничных, от военкомата за время военных сборов);

в показатели по расходам, если:

– у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;

– образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Внимание: когда составляете План ФХД, старайтесь учесть все ожидаемые доходы и спланировать расходы учреждения в течение предстоящего года.