Заработок в Интернете

Сертификация квалификаций. Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального. Что отличает сертификацию персонала от оценки и аттестации

Сертификация квалификаций. Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального. Что отличает сертификацию персонала от оценки и аттестации

Независимая оценка квалификации как один из показателей качества подготовки выпускника

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая (2012 года № 597 Правительству Российской Федерации поручено разработать к 2015 году предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификации с участием объединений работодателей |и профессиональных сообществ, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации в соответствии с профессиональными стандартами.

Процедура независимой сертификации – процесс независимой оценки уровня квалификации выпускников, посредством которого экспертная комиссия подтверждает, что уровень квалификации выпускника соответствует требованиям квалификационной характеристики, требованиям профессионального стандарта (при наличии).

Экспертная комиссия – орган, осуществляющий процедуру независимой сертификации выпускников.

В состав экспертной комиссии включаются представители работодателей, иных организаций, которые осуществляют координацию и контроль за проведением процедуры независимой сертификации на различных этапах.

В 2016 году в рамках формирования в Республике Татарстан системы независимой оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций принято решение о реализации «пилотного» проекта по сертификации квалификаций по 2 перспективным для нашей республики направлениям: нефтехимия и машиностроение. В этой связи были определены основные участники проекта :

По направлению «Нефтехимия» ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО «ТАНЕКО» совместно с ресурсным центром «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» г. Нижнекамска (профессии «Аппаратчик» и «Машинист технологических насосов и компрессов»);

По направлению «Машиностроение» ПАО «КАМАЗ» совместно с ресурсным центром «Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б.Васильева» г. Набережные Челны (профессия «Слесарь по ремонту автомобилей»).

Цель проекта:

Внешняя оценка качества подготовки выпускников

Задачи проекта:

Расширение возможностей выпускников для трудоустройства на ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО»

Планирование профессиональной карьеры

Повышение квалификации с учетом требований работодателей

Организаторы проекта:

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

АО «ТАНЕКО»

ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки».

Социально-экономический эффект внедрения и реализации:

Независимая сертификация несет выгоду всем участникам:

Выпускник: наличие сертификата соответствия повышает его шансы занять желаемую должность;

Предприятие: Кадровые службы получат объективную информацию о квалификации работников, страхуют себя от возможных проблем некомпетентности кадров;

Техникум: имеет объективную оценку качества своих образовательных программ.

Конкурентные преимущества: наличие сертификата у выпускников, объективная информация о квалификации работников у предприятий, объективная оценка результатов образовательного процесса техникума.

30 июня 2016 года на базе ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» прошла процедура независимой оценки квалификации выпускников по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» и «Машинист насосных установок».

В этой связи предприятиями совместно с ресурсным центром был определен механизм реализации независимой оценки качества образования выпускников на предмет профессиональных (корпоративных) стандартов, разработаны и утверждены соответствующие «дорожные карты» и реализован комплекс подготовительных мер, в том числе:

Формирование экспертных и апелляционных комиссий в состав которых вошли исключительно представители базовых предприятий, то есть оценку «качества» выпускников ресурсного центра будут проводить только независимые представители профильных предприятий. Председателями экспертных комиссий были назначены главные инженера производств ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО ТАНЕКО.

Обучение членов сертификационных комиссий по 72 -часовой программе «Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала » . Обучение проводилось силами самих предприятий;

Разработка контрольно-измерительных материалов по вышеуказанным профессиям в соответствии с ФГОС. Осуществлялось совместно с предприятиями;

Определение рабочих мест для проведения сертификационного экзамена выпускников;

Изготовление сертификатов, удостоверяющих уровень квалификации выпускникам, успешно прошедшим процедуру сертификации.

Независимой экспертизе подверглись 31 выпускник техникума по компетенции: «Аппаратчик перегонки» и 27 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок».

Профессиональный экзамен (независимая экспертиза) проходил в 2 этапа: теоретический (тестовое задание) и практический (практическая квалификационная работа и выполнение задания на компьютерном тренажере). Основной акцент при проведении независимой экспертизы был основан на практической работе. Практическая работа выполнялась на действующих пилотных установках, рабочие места были максимально приближены к рабочим местам на производстве. По компетенции: «Аппаратчик перегонки» было предусмотрено выполнение работы по обслуживанию абсорбционной колонны тренажерной установки, которая включает в себя пуск установки, ведение процесса абсорбции и останов установки с соблюдением всех правил охраны труда и выполнение заданий на компьютерном тренажере «Пуск и останов деэтанизатора (колонны) К-410», а по компетенции «Машинист насосных установок» выполнение работы по замене манометра на работающем насосе с переключением на резерв, при этом пускали и останавливали насосы, устанавливали прокладки, подбирали манометры по рабочему давлению.

Сертификация проходила на высшем уровне. Несмотря на волнения выпускники с представленными задачами успешно справились. В результате подтвердили квалификацию 31 выпускник по компетенции «Аппаратчик перегонки», 22 выпускника по компетенции «Машинист насосных установок», 5 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок» квалификацию не подтвердили.

Процент получения сертификатов составляет среди выпускников техникума по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» -100%, а по компетенциям «Машинист насосных установок» -93%.

По завершению профессионального экзамена экспертной комиссией была дана высокая оценка подготовки будущих рабочих.

Ресурсный центр ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» готовит выпускников рабочих профессий и специалистов среднего звена для особо опасных промышленных производств ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО» и группа компаний Татнефть ОАО «ТАИФ- НК». От качества знаний выпускников зависит безопасность и благосостояние населения города и района. Поэтому работодатель, заинтересован как никогда в высококвалифицированных специалистах и уже на этапе независимой оценки квалификации выпускников имеют возможность выявления лучших ребят для дальнейшего карьерного роста будущих руководителей. Ведь не секрет, что многие выпускнинкиТехникума нефтехимии и нефтепереработки сегодня занимают высокие руководящие посты. Например,

1. Шуйский Василий Николаевич - заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам ПАО «Нижнекамскнефтехим»

2. Андрей Юрьевич Егоров – директор МУП "Водоканал", депутат Государственного Совета РТ пятого созыва

3. Раченчук Юрий Борисович - главный метролог ПАО «Нижнекамскнефтехим»

И таких примеров много. У нас создан эффективный социальный диалог между профессиональным образованием и предприятиями ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК» и др. С ними заключены договора о сотрудничестве. Выпускники техникума всегда являются востребованными кадрами для предприятий города и района.

Таким образом, выпускник получает сертификат о подтверждении квалификации, работодатель объективную информацию о будущем работнике, техникум – объективную оценку качества образовательного процесса.

Нижнекамскнефтехим, ТАНЕКО и техникуму еще предстоит сделать качественный анализ, выявить недостатки, решить открытые вопросы инновационного проекта. Но то что это необходимо делать – это уже бесспорно!!!

Сертификация работников по добровольному согласию

Сертификацией квалификации называется специально разработанный механизм, которые предназначается для применения при определении соответствия работников требованиям профессионального стандарта. К тому же, это современная и достаточно эффективная система оценки, построенная на основании общепринятых и единых критериев. Данный процесс предполагает процедуру присвоения статуса работникам согласно уровню их знаний, которые были получены путем обучения, а также осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты представляют собой официально утвержденные нормативные документы, в которых указаны требования к выполнению персоналом различных трудовых функций.

Квалификация – это уровень готовности сотрудника к выполнению определенной работы в пределах конкретного вида деятельности на достаточно высоком уровне.

Сертификацией называется процедура, проводимая с целью подтверждения соответствия уровня квалификации работника требованиям, перечисленным в профессиональном стандарте. Она проводится путем объективной, комплексной оценки знаний и навыков сотрудников.

Сертификация: на чем основана процедура?

Основой сертификации являются результаты обучения, которые рассматривают в качестве целого комплекса знаний, навыков, профессионального опыта, а также моральных ценностей специалиста. Такие умения могут быть получены человеком как в процессе формального образования, так и в различных неформальных ситуациях.

Результаты обучения или так называемой компетенции определяются в отдельную квалификационную группу по современным профессиональным стандартам. Все квалификации работников принадлежат к какому-нибудь отдельному уровню. Именно ее оценка и позволяет проверить соответствуют ли знания сотрудников занимаемым должностям. При успешном прохождении сертификации испытуемый получает специальный сертификат.

Формальным образованием считается обучение, осуществляемое в специально созданной среде, например, на предприятии или же в учебном учреждении. Обучающиеся люди проходят его целенаправленно и по окончании курсов имеют сертификат либо диплом.

Неформальное образование – это процесс получения дополнительных знаний и умений непосредственно в ходе организованной деятельности, которую нельзя относить к формальному обучению. Однако, как и в первом случае, человек получает его целенаправленно.

Кроме того, в наше время выделяют еще один способ получения образования – спонтанный. Он предполагает приобретение необходимых профессиональных навыков в повседневной жизни, при общении с разными окружающими людьми. С точки зрения времени и целей, такое обучение не структурировано, а также не организовано. К тому же, в большинстве случаев знания человеку даются нецеленаправленно.

Нужна ли сертификация?

На сегодняшний день экономика развивается достаточно быстрыми темпами. Кроме того, можно проследить появление устойчивой тенденции к совершенствованию процессов, которые каким-либо образом касаются рынка труда. Благодаря полному переходу к рыночной экономике, отличающейся свободным перемещением различных услуг и товаров, а также денежного капитала, рабочей силы и конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, возникла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов с широкой компетенцией и способностью самостоятельно решать различные профессиональные задачи.

Открытие филиалов многих западных компаний послужило одной из основных причин повышения требований к уровню подготовки персонала. Постоянное обновление технологий и различного оборудования, которое сопутствует активное внедрение компьютерной техники и процессов, связанных с ней, в управление работой организаций, требует того, что работники должны получать соответствующую квалификацию, обладать необходимыми знаниями и профессиональными навыками.

В наше время на предприятиях осуществляются самые разные виды работ, которые отличаются друг от друга степенью сложности. Помимо этого, при их выполнении требуется разная ответственность работников. Согласно общепринятой системе, их ранжируют на восемь отдельных уровней, которым должна обязательно соответствовать подготовка специалистов.

Результаты, полученные при проведении сертификации квалификации, можно использовать для:

  1. Признания наличия квалификации, вне зависимости от того, каким способом она была получена;
  2. Возможности получить хорошую должность в соответствующей сфере деятельности;
  3. Существенного уменьшения сроков специального обучения, а также проведения профессиональной подготовки.

Необходимо отметить, что такая сертификация не меняет ранее полученного базового образования и не может поставить под сомнение его качество. Процедура проводится с целью подтверждения компетентности работников в конкретной сфере деятельности и их соответствия требованиям, предъявленным профессиональными стандартами и работодателями.

Согласно закону, действующему с 1.07.2016 года, профессиональные стандарты являются обязательными при получении любой должности. Соответственно, в таком случает нужно иметь сертификат соответствия выбранной квалификации.

Преимущества, которые получают специалисты, прошедшие сертификацию:

  1. Персональное преимущество в довольно быстром продвижении вверх по карьерной лестнице;
  2. Наличие гарантии на высокое качество услуг, предоставляемых в сфере профессиональной деятельности;
  3. Получение официального документального подтверждения профессионального мастерства, а также квалификации, выданное независимой организацией;
  4. Заметное улучшение конкурентоспособности и имиджа;
  5. Обеспечение потребности различных компаний в высококвалифицированном персонале;
  6. Повышение уверенности в своих возможностях, максимальный психологический комфорт;
  7. Доверие руководства компании и других сотрудников.

Цена сертификации квалификации

На сегодняшний день стоимость прохождения процедуры сертификации соответствия квалификации определенному профессиональному стандарту составляет 25500 рублей. Цена на каждую последующую сертификацию – 15500 рублей.

Преимущества подтверждения одновременно нескольких квалификаций

Каждый человек, который занимает должность, не полностью соответствующую его квалификации, имеет право рассчитывать на то, что знания и опыт, полученные ним в процессе выполнения рабочих обязанностей, станут полезными на другой должности. Так, например, он является бухгалтером, но еще параллельно выполняет обязанности финансового директора, посещал специальные курсы по повышению квалификации, и имеет достаточно навыков, чтобы официально получить должность более высокий пост. Однако, если у него нет диплома о том, что у него есть финансовое образование, то вряд ли руководство назначит его финансовым директором предприятия.

В данной ситуации отличным выходом станет сертификация профессиональной квалификации. Этот документ поможет подтвердить наличие навыков, которые полностью отвечают требованиям профессионального стандарта соответствующей должности.

Сертификат соответствия квалификации представляет собой универсальный документ, имеющий официальное подтверждение. С его помощью человек имеет возможность найти для себя должность в полном соответствии с собственным опытом и знаниями.

Сертификация квалификаций - это механизм, определяющий соответствие специалистов требованиям профессиональных стандартов, современная система оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев. Это процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям, полученным в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Квалификация - готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт - это нормативный документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям.

В основе сертификации, находятся результаты обучения, которые понимаются как совокупность знаний, понимания, опыта и ценностей/отношений и могут быть продемонстрированы по завершению обучения. При этом результаты обучения могут быть получены не только в процессе формального образования, но и неформального и спонтанного обучения.

Результаты обучения (иначе - компетенции) отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификация, в свою очередь, относится к определенному уровню. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после выдается или не выдается соответствующий сертификат.

Таким образом, сертификация - это подтверждение компетентным органом того, что результаты обучения (знания, умения, опыт/компетенции), освоенные человеком в рамках формального, неформального или спонтанного обучения прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов.

Что лежит в основе сертификации?
Необходимость сертификации

На современном этапе развития экономики наметилась и развивается устойчивая тенденция к интеграции процессов, затрагивающих рынок труда. Переход к рыночной экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров и услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, обуславливает необходимую подготовку высокого уровня квалификации работника, обладающего широкой компетенцией и умением самостоятельно принимать решения. С приходом западных фирм требования к квалификационным уровням работников становятся все более сопоставимыми с теми, которые предъявляются в бизнесе на Западе. Изменение техники, технологических процессов на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации функции управления требуют соответствующей квалификации работника, высокого уровня знаний, полученных работником как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения.

В настоящее время все работы, встречающихся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, определяются степенью сложности и ответственности их выполнения и ранжируются на 8 уровней. Уровень работника является показателем уровня его квалификации.

Результаты сертификации квалификаций могут обеспечить:

    признание квалификации независимо от способа их получения;

    расширение возможности трудоустройства граждан;

    сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения.

Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение, а подтверждает компетентность специалиста современным требованиям работодателей и нормативным документам.

С 1 июля 2016 года профстандарты становятся обязательными при устройстве на работу.

Сертификат соответствия квалификации профстандарту становится необходимым документом.

Преимущества сертифицированных специалистов

    Документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалиста.

    Гарантия качества услуг в области профессиональной деятельности.

    Персональное преимущество для роста карьеры.

    Обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах.

    Уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.

Формальное образование или обучение - обучение, осуществляемое в специально организованной и структурированной с т.з. целей, времени и ресурсов среде (в учебном заведении, на предприятии). Является целенаправленным со стороны обучающегося и приводит к выдаче диплома/сертификата.

Спонтанное обучение - обучение в ходе повседневной жизни, в семье, на работе и т.д. Не организовано и не структурировано с точки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило не является целенаправленным со стороны обучающегося.

Неформальное обучение - обучение, осуществляемой в ходе спланированной деятельности, которая формально обучением не является (с точки зрения целей, времени или поддержки обучения). Неформальное обучение также является целенаправленным со стороны обучающегося.

Стоимость сертификации соответствия квалификации профстандарту - 25 000 рублей .
Сертификация каждой последующей - 15 000 рублей .

Зачем мне подтверждать несколько квалификаций?

В случае, если ваша должность не полностью соответствует вашим текущим знаниям и навыкам, вы можете претендовать на то, что опыт, полученный вами в процессе работы, достаточен для успешной работы на другой должности. Например, вы работаете в должности бухгалтера, имеете соответствующее образование, проходили курсы повышения квалификации и т.д. Однако на работе вы также выполняете функции финансового директора, и за время работы вы уже набрались достаточно опыта, чтобы претендовать на эту должность. Но так как вы имеете бухгалтерское образование и множество "корочек" о том, что вы первоклассный бухгалтер, вас никто даже не будет рассматривать на должность финансового директора.

И здесь вам может помочь сертификация профессиональных квалификаций. Так как это документ, который подтвердит наличие у вас знаний и умений, соответствующих профстандарту финансового директора, и позволит вам претендовать на данную должность.

И это лишь один пример, в котором вы можете подтвердить свою квалификацию как бухгалтера, а также подтвердить полученые неформально знания и навыки финансового директора. Сертификат соответствия квалификации - это универсальный документ, который позволяет вам найти работу в соответствии со своими реальными знаниями и умениями.

Сертификация профессиональных квалификаций начала активно развиваться в России более двух десятилетий назад, что было обусловлено растущей потребностью отечественной экономики в квалифицированной рабочей силе и необходимостью появления эффективного и универсального инструмента ее оценки.

Современное состояние сертификации профессиональных квалификаций в России

Сертификация персонала дает возможность подтвердить наличие у соискателя различных квалификаций, включая приобретенные за границами формального образования. Кандидаты, имеющие профессиональные сертификаты, получают существенные конкурентные преимущества на рынке труда, автоматически становясь более интересными для работодателей.

Несмотря на сохраняющуюся (и даже усиливающуюся) актуальность вопросов сертификации персонала, в стране по сей день отсутствует единая и стабильная система сертификации квалификаций, хотя в последнее время были предприняты важные шаги в этом направлении:

  • запущен процесс активной разработки профстандартов (уже в первом квартале 2015 г. их число превышало 400) и начато практическое их использование в сфере профобразования и занятости;
  • учрежден и приведен в действие Национальный совет при Президенте по профквалификациям, инициировавший появление советов по профквалификациям, задачами которых стала организация и курирование процесса сертификации персонала в отдельных отраслях и сферах деятельности (уже действует более 10 таких органов);
  • разработан проект Федерального закона «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющего термин «сертификация профессиональных квалификаций» и описывающего принципы единообразного подхода к оценке квалификаций, включая осуществляемую путем сертификации.

Сертификация персонала: кем инициируется, кому и чем интересна

Сертификация персонала является добровольной процедурой. Пройти ее могут занятые граждане, имеющие статус безработных, выпускники учреждений профобразования. При этом наличие/отсутствие гражданства РФ не имеет значения.

Материальные затраты, связанные с сертификацией квалификаций, несет ее инициатор, в качестве которого может выступать не только сам соискатель, но также работодатель, учебное заведение, служба занятости и т. д.

При этом каждый из возможных инициаторов сертификации персонала будет преследовать собственные цели:

  • работник получит официальное, объективное и котируемое на рынке труда подтверждение имеющейся у него квалификации;
  • работодатель удостоверится в необходимой квалификации работающего персонала или кандидатов на открытые вакансии, а также получит информацию для разработки адаптационных программ и определения потребности в обучении и развитии компетенций в целях повышения реальной квалификации сотрудников;
  • различным органам власти результаты сертификации будут полезны при составлении перспективных планов регионального и отраслевого развития;
  • ВУЗы и СУЗы результатами сертификации квалификаций смогут подтвердить качественный уровень своих образовательных программ.

Что отличает сертификацию персонала от оценки и аттестации?

Несмотря на близость этих терминов, между ними существуют явные различия.

Под сертификацией здесь понимают процесс подтверждения соответствия уровня квалификации конкретного человека требованиям, содержащимся в профстандарте. Сертификацию всегда проводит сторонний компетентный орган.

Аттестация направлена на выявление степени соответствия работника требованиям занимаемой им должности, прописанным в должностной инструкции. Аттестационный процесс регулируется нормативными материалами федерального и отраслевого уровня (в трудовой сфере). Аттестация может быть внешней и внутренней.

Оценка персонала - наиболее укрупненное из рассматриваемых понятий, подразумевающее любые действия, выполнимые в процессе функционирования системы управления персоналом и направленные на получение исходной информации для планирования потребности в кадрах и повышения их квалификации, а также при подборе персонала в целом и финальном отборе претендентов на открытые позиции в частности.

Петр Слизевич

Российская экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. Какой должна быть система оценки квалификаций, и какую роль в ней должны играть работодатели? Почему необходимо развивать систему независимой сертификации специалистов, и кто больше всех заинтересован в ее развитии? Об этом «ВК» рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Лейбович.

Сегодня все выпускники системы профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). Насколько она удовлетворяет требованиям времени?

Процедура государственной итоговой аттестации, которая проходит в любом учреждении профессионального образования, решает две задачи. Первая: определить, насколько человек освоил образовательную программу. Вторая: оценить профессиональную квалификацию.

Задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, потому что у образовательных учреждений есть определенные технологии, есть контрольно-измерительные материалы, тесты, есть система промежуточной и итоговой внутренней аттестации, есть колоссальный опыт государственной итоговой аттестации.

А вот задача оценки профессиональной квалификации - напротив, решается неудовлетворительно. Хотя именно этот вопрос в первую очередь интересует работодателя. Поэтому система оценки квалификации сегодня нуждается в совершенствовании.

Специалисты предлагают в дополнение к ГИА ввести еще одну процедуру - независимую сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей. Зачем она нужна?

Во-первых, нужно учитывать, что существует несколько траекторий получения квалификации. Это обучение по программам профессионального образования (начального, среднего и высшего). Это профессиональный опыт, который получается в практической деятельности. Это постепенное повышение квалификации на основе определенного базового образования - в соответствии с современной концепцией «обучение на протяжении всей жизни».

Поэтому система сертификации квалификаций должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации различными путями.

И второе. Современная экономика России коренным образом отличается от советской. Она в своем подавляющем большинстве представлена негосударственными предприятиями. А наша система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась все-таки государственной. Соответственно, произошло разделение интересов самой системы профессионального образования и работодателей. Введение процедуры независимой сертификации позволит в полном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста.

На какой стадии сегодня находится работа по созданию отечественной системы независимой сертификации квалификаций персонала?

— Нужно сразу оговориться, что мы не считаем системой сертификации то, что сегодня делается, например, при подготовке рабочих кадров, на предприятиях, где в рамках итоговой аттестации присваиваются соответствующие разряды и выдаются документы. Не является независимой системой сертификации и то, что сегодня происходит в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях профессионального образования. В этом смысле массовой независимой системы сертификации, которая получила бы широкое распространение, у нас пока не существует.

Но в то же время мы сегодня имеем достаточно много примеров локальных рынков сертификации, которые складываются в стране. Например, сертификацию по собственным методикам и технологиям и на своих ограниченных объемах потребителей осуществляет Национальный союз кадровиков. Существует независимая сертификация у бухгалтеров, особенно в области международного бухучета, у гильдии риелторов и в других секторах.

- Какие проблемы необходимо решить в процессе создания независимой системы сертификации квалификаций?

Здесь вопрос не только в том, что в России уровень доверия к результатам образования не очень велик, хотя это важно. Вопрос в том, что изменилась сама экономика. Сейчас мы переживаем достаточно широкую, а иногда и полную смену технологических и трудовых процессов. И на предприятиях используются те квалификации, которые нигде толком не описаны. А значит, их нельзя ни различать, ни оценивать, ни сертифицировать.

Если же говорить о новом поколении документов - о профессиональных стандартах, которое сегодня развивается, то они как раз и предназначены для того, чтобы четко описать квалификации на определенном выработанном и согласованном языке. И, соответственно, они являются необходимой базой, на основе которой должна проводиться оценка квалификаций и их сертификация. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Но мы не должны забывать, что разработка профессиональных стандартов ведется не так давно. А без этой основы, без этого фундамента об объективной оценке квалификаций говорить довольно сложно.

- В состоянии ли государство справиться с проблемой в одиночку?

Мы понимаем, что силами государства сейчас эту проблему решить невозможно. В советское время по заданиям Госкомтруда работу по описанию квалификаций и по их четкому структурированию вообще-то делали предприятия. Сейчас совершенно другая система, и все равно инициатива в этом вопросе постепенно должна быть передана, прежде всего, работодателям.

- А какое участие в оценке профессиональной квалификации кадров принимают работодатели сегодня?

Если говорить об оценке, которая происходит в рамках государственной процедуры, ГИА, то просто есть нормативный документ, обязывающий образовательные учреждения включать в экзаменационные комиссии представителей работодателей. Но чаще это просто «почетная обязанность». Потому что если нет процедуры и соответствующих инструментов оценки квалификации и нет специалистов непосредственно с предприятий, которые эту оценку производят, то говорить о том, что работодатели реально участвуют в процессе оценки, довольно сложно.

- Что может стать для работодателей мотивом заняться созданием независимой системы сертификации?

Основной мотив работодателей — это конкурентоспособность. Хотя с другой стороны, мы видим, что интерес предприятий к повышению производительности труда может быть, не очень велик - просто потому что значительная часть российской экономики сегодня не находится в конкурентной среде. Но тот сектор российской экономики, который в силу определенных заградительных барьеров пока находится в неконкурентной среде, будет сужаться.

И уже сегодня мы видим, что целый ряд поручений президента предполагают прямое задание государственным структурам, госкорпорациям по разработке профессиональных стандартов.

Поэтому интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. В качестве примера можно привести сектор авиастроения, сектор автомобилестроения, металлургию, сектор информационных технологий (IT). Разработав свои профессиональные стандарты, они естественно, ищут пути их активного внедрения. Конечно, для такого внедрения сертификация — не единственный путь, но это очень важный стимул, важный мотив для их использования в системе образования.

Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест. Они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации. А включение сведений о соискателях в соответствующие федеральные базы данных квалифицированных специалистов, которые планируется поддерживать в рамках этой системы, значительно повысит их личную конкурентоспособность на рынке труда.

Как, по вашей оценке, обстоят дела с созданием независимой системы сертификации профессиональных квалификаций в Самарской области?

Что касается Самарской области, то я хочу напомнить, что вы были одним из пионеров реализации проекта реформы системы образования, который шел при поддержке Всемирного банка. Это достаточно известный проект, он аккумулировал ряд новых направлений развития образования, которые потом внедрялись в масштабе Российской Федерации. Соответственно, в рамках этого проекта апробировалось и то, что связано с созданием сертификационных схем. Поэтому в Самарской области такой опыт существует.

Накопленный опыт, безусловно, важен — он позволит Самарской области быстро продвигаться вперед при широком внедрении сертификационных процедур. Но между экспериментальным этапом и массовым внедрением проходит некоторое время. И мы сейчас как раз и работает над созданием системных инструментов совместно с Министерством образования и науки России, с Рособрнадзором.

Я исхожу из того, что начиная со 2-го полугодия 2011 года в 2012 году эта работа получит серьезный импульс и поддержку как со стороны объединений работодателей, крупных компаний, так и со стороны государства через федеральную целевую программу развития образования. Эти работы сейчас ведутся.