Как заработать

Главная цель профессиональной деятельности врача. Кодекс врачебной этики рф. Самоконтроль по ситуационным задачам

Главная цель профессиональной деятельности врача. Кодекс врачебной этики рф. Самоконтроль
по ситуационным задачам

3)Совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

2. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

Раздел «Информированное согласие» содержится в документе:

а) Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в ЕвропЕ

ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СО СТОРОНЫ ВРАЧА…

    выступает как компонент его морального облика;

    подчеркивает гуманность медицинской профессии;

    способствует укреплению в системе «врач-больной»;

В ОСНОВЕ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК ЛЕЖАТ:

    объективные внешние условия работы врача, обстановка и условия;

    недостаточная подготовка и опыт врача;

    несовершенство методов обследования больного;

3 ГРУППЫ ЯТРОПАТОГЕНИЙ:

    ятропсихогении;

    ятрофизиогении;

    ятрофармакогении;

СОГЛАСНО ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОГО ВРАЧА, ВРАЧ ВПРАВЕ:

3) отказаться от работы с пациентом

ВРАЧ НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТОМ, ПЕРЕПОРУЧИВ ЕГО ДРУГОМУ СПЕЦИАЛИСТУ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

3) по личным мотивам

РАЗГЛАШЕНИЕМ ТАЙНЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:

2) без решения суда

В СОСТАВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ МОГУТ ВХОДИТЬ:

1) коллектив медицинского учреждения

5) священники, общественные деятели

ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ЭТО:

2) психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников

Ненамеренный вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника:

    может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.

Медецинская сестра должна:

    быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам не зависимо от пола, возраста характера заболевания

Выдержанность медецинской сестры

    нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками.

Подберите соответствующие определения.

    ятропсихогении – это В

    ятрофармакогении – это А

    ятрофизиогении – это Б

а) расстройства, связанные с негативными последствиями лекарственной терапии

б) заболевания, вызванные физическим воздействием медицинских мероприятий

в) нарушения, обусловленные воздействием на психику больного

    Может ли социальный статус быть критерием (основой) для принятия решений по поводу каких-либо медико-биологических манипуляций (забор органов или пересадка, клонирование, эвтаназия, генно-инженерные манипуляции и пр.)?

Информированное согласие пациента является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства. Данное правило нужно, чтобы:

А) обеспечить уважительное отношение к пациенту как к автономной личности, который вправе осуществить свой выбор,

Б) минимизировать возможность морального или физического ущерба, который может быть нанесен пациенту,

Г) создать условия, способствующие формированию духодоверия между врачом и больным.

Выберите 3 основных этических правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов:

А) правило правдивости,

В) правило информированного согласия,

Д) правило конфиденциальности.

В Хартии профессиональных медиков Европейской федерации врачей, Американского общества врачей Американского совета врачей (ABIM) обязательным для каждого врача считается:

А) приверженность честному общению с пациентами,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

Когда выпускники Берлинской медицинской школы в XVIII в. давали клятву, они произносили следующее: «Я буду относиться к моим … вежливо и дружески, как того требует величие моей профессии, и буду готов, не думая о личной выгоде, сотрудничать с ними при лечении больного»

    коллегам

НАЗОВИТЕ ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИЧИНАМИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА:

    все варианты верны

«ЕЖЕДНЕВНУЮ МОЛИТВУ ВРАЧА» СОЗДАЛ: М. Маймонид

НА 2-ОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Г.Я. ЮЗЕФОВИЧ ПРЕДЛОЖИЛ РАЗДЕЛЯТЬ ЯТРОПАТОГЕНИИ НА:

В СПИСОК «ДЕВЯТИ ПРАВИЛ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ» НЕ ВХОДИТ ПРАВИЛО:

    Поддерживайте тему разговора, выбранную собеседником.

Помимо медицинской этики, взаимоотношения медицинских работников регламентируются:

    законодательными актами;

    должностными инструкциями;

    распорядительными документами органов управленияздравоохранением;

Причинами возникновения врачебных ошибок являются:

    несовершенные методы исследования;

    недостаточные знания;

    отсутствие условий для оказания помощи.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    Регулятивная;

    Познавательная;

В СОВОКУПНОСТИ КАКИХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЙСТВУЕТ МОРАЛЬ:

    моральной деятельности;

    нравственных отношений;

ОБЫЧАИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:

    обычаи предполагают беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям;

    обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп;

НОРМЫ ПРАВА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ РЯДОМ ХАРАКТЕРИСТИК:

    правовые нормы имеют обязательный характер;

    правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции;

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

А) Моральный выбор духовно

Г) Поступок

Д) Поведение

1)совершённое субъектом действие

2)внутреннее, субъективное, осознанное побуждение

3)наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

4)совокупность совершенных субъектом действий

5)практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А5 Б3 В2 Г1 Д4

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Г) Совесть

1) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

2)философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности

3)сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства

4)элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

5)внутренний контроль, самооценка собственного намеренияили поступка с точки зрения его соответствия нормам морали

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а1, Б4, в3, Г5, Д2

КОГО НАЗЫВАЛИ “РЫЦАРЕМ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ”?

Манассеин В.А.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА: “ЛУЧШИЙ ТОТ ВРАЧ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВНУШАТЬ БОЛЬНОМУ НАДЕЖДУ: ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВОМ”

Боткин С.П.

СООТНЕСИТЕ:

а) Модель Гиппократа

1) Главный вопрос:"Как достичь социального доверия пациента?"

2) Режиме этой модели написаны следующие документы "Клятва","О враче", "Об искусстве"

ВОПРОС НА СООТВЕТСТВИЕ

1Благоразумие

2Уравновешенность

3Скромность

5Негодование

1середина между распущенностью и бесчувствием к удовольствию

2середина между гневливостью и безгневием

3середина между бесстыдством и стыдливостью

4между мотовством и мелочностью

5середина между завистью и злорадством.

ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КОНФУЦИЯ РАЗУМНОСТЬ - ЭТО...

2добродетель 1 части из разумных частей души;направленна на низшие предметы и связана с полезным для человека

НА КОМ ПРОВОДИЛИС ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАРАЖЕНИЯ СИФИЛИСОМ И ГОНОРЕЕЙ?

здоровые люди

паралитики

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ «В ПАРАЦЕЛЬСЕ МЫ ВИДИМ НЕ ТОЛЬКО РОДОНАЧАЛЬНИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ, НО ТАКЖЕ И В ОБЛАСТИ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ:

4. К. Г. Юнгу

ПО МНЕНИЮ ПЕРСИВАЛЯ, ВРАЧ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ:

1. деликатно

2. уравновешенно

ТОЛСТОГО И ЕГО СЕМЬЮ ЛЕЧИЛ:

1. Г.А. Захарьин

ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ:

4. К. Бернар

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ:

1. принцип справедливости

3. принцип «делай благо»

4. принцип «не навреди»

5. принцип уважения автономии пациента

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ - ЭТО...

Кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляют оптимальными с т.зр. выполнения ими своей профессиональной деятельности

Социально-философское истолкование культуры гуманистического назначения данной профессии

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И Т.Д. ВОЗНИКАЕТ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В ТАКИХ СЛУЧАЯХ:

трудно гарантировать подлинную добровольность согласия

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ - ЭТО ДОКУМЕНТ

этический

гарантийный, контролирующий

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Условием защиты социального статуса пациента

подтверждение и защитой неприкосновенности частной жизни

выражение доверия пациентов к медицинскому персоналу

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИП, КОГДА ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ХАРАКТЕРЕ И ЦЕЛЯХ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С НИМ СУЩЕСТВУЮЩЕМ РИСКЕ, ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВАХ ЛЕЧЕНИЯ:

автономии личности

В КАКОМ ГОДУ КУРС БИОЭТИКИ ВВЕДЕН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ЧЬЯ ЭТО ЦИТАТА - “ЧТО БЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ Я НЕ УВИДЕЛ ИЛИ НЕ УСЛЫШАЛ КАСАТЕЛЬНО ЖИЗНИ ЛЮДСКОЙ, Я УМОЛЧУ О ТОМ, СЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ ТАЙНОЙ”?

    Гиппократ

1.Какие бывают виды морали?

    Профессиональная

    Семейная

Поставь к термину соответствующее определение?

    Биоэтика

    Деонтология

А. раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного.

Б.это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

В. область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.

Г. в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни

Д. нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

1-В 2-А 3-Б 4-Д 5-Г

В КАКОМ ГОДУ БЫЛА ПРИНЯТА ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?

В КАКОМ ДОКУМЕНТЕ БОЛЕЕ ПОЛНО РАСМОТРЕНЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЭКСПЕМЕНТЫ?

4) Хельсинкская деклорация

«ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВРАЧА» ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАБОТАХ

Персиваля

ПОЛОЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ БИОЭТИКИ:

Принцип уважения автономии пациента

Принцип «делай благо»

Принцип справедливости

СООТНЕСИТЕ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ С ДАТОЙ ИХ ПРИНЯТИЯ

    Клятва российского врача а) 1982

    «Хельсинская декларация б) ноябрь 1994

    «Этический кодекс врача» в) 1847

    «Принципы медицинской этики г) 1964

1-б, 2-г, 3-в, 4-а

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

Пороговые элементы

Информационные элементы

Элементы согласия

ГОД ПРИНЯТИЯ «ДЕКЛАРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЕВРОПЕ»

КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ВРАЧ ПРОПАГАНДИРОВАЛ ГИППОКРАТА ЕЩЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ЕГО РАБОТ В РОССИИ? 1. М.Я.Мудров;

ЗАСЛУГИ Ф.П. ГААЗА, ПРОСЛАВИВШИЕ ЕГО 1. охранял особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь; 3.сконструировал облегченные кандалы; 4.лечил всех больных вне зависимости от их социального положения, проявляя мужество во время эпидемии холеры;

СООТНЕСИТЕ ВРАЧА И ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ИДЕИ: 1. Гиппократ – А. Не навреди больному.

2. Парацельс – Б. Делай больному благо, приноси пользу.

3. Персиваль – В. Признание обязательств врача не только к больным, но и к другим врачам, и к. обществу в целом

В ХЕЛЬСИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИНЯТОЙ 18-Й ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1964 ГОДУ И ПЕРЕСМОТРЕННОЙ НА 29-Й АССАМБЛЕЕ, ГОВОРИТСЯ: 1. Биомедицинские исследования, включающие человеческие объекты, должны отвечать общепризнанным научным принципам.

3. Объекты должны быть добровольцами – как здоровые, так и больные.

5. Отказ пациента от участия в эксперименте никогда не должен влиять на его взаимоотношение с врачом.

Source: StudFiles.net

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

Изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).



Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие , которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения , которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины - лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача , ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

Осознать и обозначить цель своего воздействия;

Учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

Выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

Личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

Речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

Внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

3)Совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

2. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

Раздел «Информированное согласие» содержится в документе:

а) Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в ЕвропЕ

ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СО СТОРОНЫ ВРАЧА…

    выступает как компонент его морального облика;

    подчеркивает гуманность медицинской профессии;

    способствует укреплению в системе «врач-больной»;

В ОСНОВЕ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК ЛЕЖАТ:

    объективные внешние условия работы врача, обстановка и условия;

    недостаточная подготовка и опыт врача;

    несовершенство методов обследования больного;

3 ГРУППЫ ЯТРОПАТОГЕНИЙ:

    ятропсихогении;

    ятрофизиогении;

    ятрофармакогении;

СОГЛАСНО ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОГО ВРАЧА, ВРАЧ ВПРАВЕ:

3) отказаться от работы с пациентом

ВРАЧ НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТОМ, ПЕРЕПОРУЧИВ ЕГО ДРУГОМУ СПЕЦИАЛИСТУ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

3) по личным мотивам

РАЗГЛАШЕНИЕМ ТАЙНЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:

2) без решения суда

В СОСТАВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ МОГУТ ВХОДИТЬ:

1) коллектив медицинского учреждения

5) священники, общественные деятели

ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ЭТО:

2) психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников

Ненамеренный вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника:

    может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.

Медецинская сестра должна:

    быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам не зависимо от пола, возраста характера заболевания

Выдержанность медецинской сестры

    нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками.

Подберите соответствующие определения.

    ятропсихогении – это В

    ятрофармакогении – это А

    ятрофизиогении – это Б

а) расстройства, связанные с негативными последствиями лекарственной терапии

б) заболевания, вызванные физическим воздействием медицинских мероприятий

в) нарушения, обусловленные воздействием на психику больного

    Может ли социальный статус быть критерием (основой) для принятия решений по поводу каких-либо медико-биологических манипуляций (забор органов или пересадка, клонирование, эвтаназия, генно-инженерные манипуляции и пр.)?

Информированное согласие пациента является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства. Данное правило нужно, чтобы:

А) обеспечить уважительное отношение к пациенту как к автономной личности, который вправе осуществить свой выбор,

Б) минимизировать возможность морального или физического ущерба, который может быть нанесен пациенту,

Г) создать условия, способствующие формированию духодоверия между врачом и больным.

Выберите 3 основных этических правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов:

А) правило правдивости,

В) правило информированного согласия,

Д) правило конфиденциальности.

В Хартии профессиональных медиков Европейской федерации врачей, Американского общества врачей Американского совета врачей (ABIM) обязательным для каждого врача считается:

А) приверженность честному общению с пациентами,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

Когда выпускники Берлинской медицинской школы в XVIII в. давали клятву, они произносили следующее: «Я буду относиться к моим … вежливо и дружески, как того требует величие моей профессии, и буду готов, не думая о личной выгоде, сотрудничать с ними при лечении больного»

    коллегам

НАЗОВИТЕ ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИЧИНАМИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА:

    все варианты верны

«ЕЖЕДНЕВНУЮ МОЛИТВУ ВРАЧА» СОЗДАЛ: М. Маймонид

НА 2-ОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Г.Я. ЮЗЕФОВИЧ ПРЕДЛОЖИЛ РАЗДЕЛЯТЬ ЯТРОПАТОГЕНИИ НА:

В СПИСОК «ДЕВЯТИ ПРАВИЛ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ» НЕ ВХОДИТ ПРАВИЛО:

    Поддерживайте тему разговора, выбранную собеседником.

Помимо медицинской этики, взаимоотношения медицинских работников регламентируются:

    законодательными актами;

    должностными инструкциями;

    распорядительными документами органов управленияздравоохранением;

Причинами возникновения врачебных ошибок являются:

    несовершенные методы исследования;

    недостаточные знания;

    отсутствие условий для оказания помощи.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    Регулятивная;

    Познавательная;

В СОВОКУПНОСТИ КАКИХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЙСТВУЕТ МОРАЛЬ:

    моральной деятельности;

    нравственных отношений;

ОБЫЧАИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:

    обычаи предполагают беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям;

    обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп;

НОРМЫ ПРАВА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ РЯДОМ ХАРАКТЕРИСТИК:

    правовые нормы имеют обязательный характер;

    правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции;

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

А) Моральный выбор духовно

Г) Поступок

Д) Поведение

1)совершённое субъектом действие

2)внутреннее, субъективное, осознанное побуждение

3)наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

4)совокупность совершенных субъектом действий

5)практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А5 Б3 В2 Г1 Д4

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Г) Совесть

1) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

2)философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности

3)сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства

4)элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

5)внутренний контроль, самооценка собственного намеренияили поступка с точки зрения его соответствия нормам морали

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а1, Б4, в3, Г5, Д2

КОГО НАЗЫВАЛИ “РЫЦАРЕМ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ”?

Манассеин В.А.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА: “ЛУЧШИЙ ТОТ ВРАЧ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВНУШАТЬ БОЛЬНОМУ НАДЕЖДУ: ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВОМ”

Боткин С.П.

СООТНЕСИТЕ:

а) Модель Гиппократа

1) Главный вопрос:"Как достичь социального доверия пациента?"

2) Режиме этой модели написаны следующие документы "Клятва","О враче", "Об искусстве"

ВОПРОС НА СООТВЕТСТВИЕ

1Благоразумие

2Уравновешенность

3Скромность

5Негодование

1середина между распущенностью и бесчувствием к удовольствию

2середина между гневливостью и безгневием

3середина между бесстыдством и стыдливостью

4между мотовством и мелочностью

5середина между завистью и злорадством.

ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КОНФУЦИЯ РАЗУМНОСТЬ - ЭТО...

2добродетель 1 части из разумных частей души;направленна на низшие предметы и связана с полезным для человека

НА КОМ ПРОВОДИЛИС ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАРАЖЕНИЯ СИФИЛИСОМ И ГОНОРЕЕЙ?

здоровые люди

паралитики

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ «В ПАРАЦЕЛЬСЕ МЫ ВИДИМ НЕ ТОЛЬКО РОДОНАЧАЛЬНИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ, НО ТАКЖЕ И В ОБЛАСТИ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ:

4. К. Г. Юнгу

ПО МНЕНИЮ ПЕРСИВАЛЯ, ВРАЧ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ:

1. деликатно

2. уравновешенно

ТОЛСТОГО И ЕГО СЕМЬЮ ЛЕЧИЛ:

1. Г.А. Захарьин

ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ:

4. К. Бернар

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ:

1. принцип справедливости

3. принцип «делай благо»

4. принцип «не навреди»

5. принцип уважения автономии пациента

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ - ЭТО...

Кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляют оптимальными с т.зр. выполнения ими своей профессиональной деятельности

Социально-философское истолкование культуры гуманистического назначения данной профессии

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И Т.Д. ВОЗНИКАЕТ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В ТАКИХ СЛУЧАЯХ:

трудно гарантировать подлинную добровольность согласия

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ - ЭТО ДОКУМЕНТ

этический

гарантийный, контролирующий

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Условием защиты социального статуса пациента

подтверждение и защитой неприкосновенности частной жизни

выражение доверия пациентов к медицинскому персоналу

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИП, КОГДА ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ХАРАКТЕРЕ И ЦЕЛЯХ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С НИМ СУЩЕСТВУЮЩЕМ РИСКЕ, ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВАХ ЛЕЧЕНИЯ:

автономии личности

В КАКОМ ГОДУ КУРС БИОЭТИКИ ВВЕДЕН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ЧЬЯ ЭТО ЦИТАТА - “ЧТО БЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ Я НЕ УВИДЕЛ ИЛИ НЕ УСЛЫШАЛ КАСАТЕЛЬНО ЖИЗНИ ЛЮДСКОЙ, Я УМОЛЧУ О ТОМ, СЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ ТАЙНОЙ”?

    Гиппократ

1.Какие бывают виды морали?

    Профессиональная

    Семейная

Поставь к термину соответствующее определение?

    Биоэтика

    Деонтология

А. раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного.

Б.это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

В. область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.

Г. в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни

Д. нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

1-В 2-А 3-Б 4-Д 5-Г

В КАКОМ ГОДУ БЫЛА ПРИНЯТА ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?

В КАКОМ ДОКУМЕНТЕ БОЛЕЕ ПОЛНО РАСМОТРЕНЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЭКСПЕМЕНТЫ?

4) Хельсинкская деклорация

«ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВРАЧА» ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАБОТАХ

Персиваля

ПОЛОЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ БИОЭТИКИ:

Принцип уважения автономии пациента

Принцип «делай благо»

Принцип справедливости

СООТНЕСИТЕ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ С ДАТОЙ ИХ ПРИНЯТИЯ

    Клятва российского врача а) 1982

    «Хельсинская декларация б) ноябрь 1994

    «Этический кодекс врача» в) 1847

    «Принципы медицинской этики г) 1964

1-б, 2-г, 3-в, 4-а

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

Пороговые элементы

Информационные элементы

Элементы согласия

ГОД ПРИНЯТИЯ «ДЕКЛАРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЕВРОПЕ»

КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ВРАЧ ПРОПАГАНДИРОВАЛ ГИППОКРАТА ЕЩЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ЕГО РАБОТ В РОССИИ? 1. М.Я.Мудров;

ЗАСЛУГИ Ф.П. ГААЗА, ПРОСЛАВИВШИЕ ЕГО 1. охранял особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь; 3.сконструировал облегченные кандалы; 4.лечил всех больных вне зависимости от их социального положения, проявляя мужество во время эпидемии холеры;

СООТНЕСИТЕ ВРАЧА И ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ИДЕИ: 1. Гиппократ – А. Не навреди больному.

2. Парацельс – Б. Делай больному благо, приноси пользу.

3. Персиваль – В. Признание обязательств врача не только к больным, но и к другим врачам, и к. обществу в целом

В ХЕЛЬСИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИНЯТОЙ 18-Й ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1964 ГОДУ И ПЕРЕСМОТРЕННОЙ НА 29-Й АССАМБЛЕЕ, ГОВОРИТСЯ: 1. Биомедицинские исследования, включающие человеческие объекты, должны отвечать общепризнанным научным принципам.

3. Объекты должны быть добровольцами – как здоровые, так и больные.

5. Отказ пациента от участия в эксперименте никогда не должен влиять на его взаимоотношение с врачом.

    Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

    Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)

    Современные взгляды на взаимоотношения врача и больного

    Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

    Исторические аспекты развития взаимоотношений врача и больного

    Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.

    Этика светского «платья эскулапа» и студента.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1 . Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

2) социальное доверие к профессии врача

3) уважение коллег

4) материальная выгода

5) личностный рост

2. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

1) право на отклоняющееся поведение

2) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

3. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

4. Правильным определением биомедицинской этики как науки является:

1) наука об отношении живых существ между собой

2) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

3) наука о должном

4) наука об умении правильно себя вести в обществе

5) наука о социальных, правовых, этических последствиях новой биомедицинской технологии

5. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

6. Этикет - это форма поведения, означающая

1) признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

3) особая условная вежливость

4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

5) способность человека к социальной адаптации

7. Мораль – это:

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

2) совокупность научных фактов

3) строгое соблюдение законов и конституции

4) игра ума

5) область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества

8. Основные принципы биоэтики:

1) не навреди, делай благо

2) принцип информированного согласия

3) принцип справедливости

4) уважение автономии пациента

5) все перечисленное верно

9. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

10. К ятрогениям в настоящее время относят нарушения связанные с:

1) отрицательным словесным воздействием на больного

2) нерациональным применением лекарственных средств

3) неправильным производством диагностических манипуляций

4) неправильным производством лечебных манипуляций

5) все перечисленное верно

Эталоны ответов:1 – 1 2 – 2 3 – 1 4 – 5 5 - 1 6 – 1 7 - 1 8 – 5 9 - 1 10 - 5

7. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

Ответ: Морально-этические представления, характерные для модели Гиппократа и Парацельса.

2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.

Чем определяется такой подход?

Ответ: Такой подход определяется экономической целесообразностью, что противоречит основополагающим принципам биомедицинской этики.

3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.

Ответ: материальные стимулы.

4. Объем средств выделяемых на обследование и лечение больных лимитирован рамками закона об обязательном медицинском страховании. В ряде случаев это приводит к тому, что пациент не может пройти такое обследование. Этот закон ограничивает также и действия врача, который вынужден либо отказаться от назначения необходимого, с его точки зрения обследования, либо искать пути, как обойти этот закон.

Особенно негативно он отражается на пациентах больших больниц, куда приезжают люди со всех городов страны.

Каковы этические основания этого закона?

Ответ: этическим основанием является необходимость обеспечить медицинскую помощь всем больным исходя из экономических возможностей здравоохранения (прагматический тип этических теорий).

5. Работая в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, молодой ординатор был свидетелем следующего случая. Во время дежурства случился рецидив кровотечения у больного, перенесшего 3-4 дня назад сложную операцию на бедре. Оперировавший его врач незамедлительно прибыл в отделение, хотя и жил на другом конце Москвы, а операцию по остановке кровотечения мог бы выполнить и дежуривший тогда хирург, грамотный специалист, кандидат медицинских наук. И лишь через некоторое время выяснилось, что из-за этого приезда врач с семьёй не попали на интереснейший спектакль, билеты на который практически невозможно было достать, и на который он очень хотел попасть.

Чем был определён поступок врача, пожертвовавшего семейным праздником?

Ответ: Врач выполнил свой врачебный долг следуя деонтологическому подходу в отношении к пациенту.

6. У 35-летней больной с доброкачественной опухолью шейного отдела спинного мозга во время операции произошел полный перерыв спинного мозга. У больной действуют только черепно-мозговые нервы и полностью сохранено сознание. В течение 2 лет продолжается искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ), и больная категорически настаивает на её прекращении. Врач принимает решение не продолжать ИВЛ.

Какими этическими представлениями определялось решение врача?

Ответ: В основе действий врача – прагматические представления о профессиональной этике, что не соответствует законодательству РФ.

7. В приемное отделение больницы с места ДТП машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии доставлена девушка 25 лет. Во время операции была констатирована клиническая смерть, проведение реанимационных мероприятий не приносило положительного эффекта. Из донорского центра поступило предложение об изъятии неповрежденных органов для трансплантации, однако реаниматологи продолжали реанимационные мероприятия.

Какими морально-этическими взглядами руководствовались врачи реаниматологи?

Ответ: Изъятие органов возможно лишь при констатации смерти мозга, реаниматологи руководствовались принципами деонтологии и законом РФ.

8. В поликлинику поступил вызов на дом к мужчине 47 лет, страдающему артериальной гипертонией. Был осмотрен участковым терапевтом, выставлен диагноз «Гипертонический криз». Назначена консультация невролога. При осмотре неврологом было заподозрено субарахноидальное кровоизлияние, но больной категорически отказывался от госпитализации, говоря, что это обычный криз и всё обойдется. Только благодаря настойчивости невролога и заведующего поликлиникой больного уговорили лечь в больницу, где диагноз субарахноидального кровоизлияния был подтверждён, назначено соответствующее лечение, и после курса терапии больной был выписан практически здоровым.

С какими моральными представлениями была связана настойчивость врачей?

Ответ: С деонтологическими представлениями.

9. В скоропомощной больнице отсутствует круглосуточная эндоскопическая служба, но больные с экстренной хирургической патологией, в том числе и с желудочно-кишечными кровотечениями, поступают круглосуточно. Наиболее эффективным и безопасным способом остановки кровотечения признан эндоскопический гемостаз. При отсутствии последнего больного пытаются лечить консервативно и при неэффективности выполняют хирургическое вмешательство, что для нег в условиях анемии, нарушения водно-электролитного баланса крайне неблагоприятно.

При поступлении пациента с желудочно-кишечным кровотечением ответственный хирург звонит эндоскописту, который в любое время суток приезжает в клинику и останавливает кровотечение. Следует отметить, что ночная работа эндоскописта не оплачивается.

Какие морально-этические представления определяют поведение эндоскописта?

Ответ: Врачи следуют принципам модели Гиппократа, Парацельса, деонтологии.

10. Старшая сестра отделения страдает демиелинизирующим заболеванием головного мозга. На фоне проводимой терапии удается добиться минимально прогрессирующих изменений, однако необратимые изменения уже есть, и они ограничивают трудовой режим. Она продолжает работать в отделении, однако не справляется со своими обязанностями. Часть коллектива жалеет ее, часть считает, что она должна перейти на должность ниже или уволиться. Каждый день возникают конфликты на фоне несогласованности в работе персонала отделения. Врачи, оценивая конфликтную ситуацию, посоветовали ей покинуть пост. В условиях нехватки и отсутствия кадров заведующая отделением оставила женщину исполнять обязанности старшей сестры.

Какие мотивы определили решение заведующей отделением?

Ответ: Решение продиктовано прагматическим подходом, производственной необходимостью.

I. ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

  1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
  2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
  3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению МЗ РФ.
  4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
  5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
  6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
  7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
  8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
  9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
  10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
  11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
  12. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
  13. Право на частную практику врача регулируется законом.
  14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
  15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной зашиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
  16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
  17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
  18. За свою врачебную деятельность врач прежде всего несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач прежде всего должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть.
  19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
  20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

II. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

  1. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной практики (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами больного. При необходимости врач обязан воспользоваться помощью своих коллег.
  2. Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения врач прежде всего должен руководствоваться заповедью "Non nocere!".
  3. За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста.
  4. Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
  5. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
  6. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.
  7. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.
  8. По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию другим врачом.
  9. Самореклама при общении врача с больным недопустима.
  10. При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях - орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это.
  11. При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
  12. Врачебную практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.

III. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ ВРАЧЕЙ

  1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
  2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
  3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
  4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
  5. Врачи-руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
  6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации.

IV. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

  1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
  2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
  3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
    - по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
    - по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
    - если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
    - в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
  4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
  5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
  6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.

V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

  1. Перед началом биомедицинских исследований, в том числе апробации новых лекарственных средств, биологически активных добавок, способов обследования и методов лечения врач должен получить согласие на их проведение этического комитета (комиссии или ученого совета) учреждения с утверждением плана (протокола) предполагаемого исследования, в котором должны быть четко определены цели и этические аспекты, ход эксперимента, возможные осложнения.
  2. Испытуемый после ознакомления с целями, методами, потенциальной пользой и возможным риском должен дать свое явно выраженное письменное согласие на участие в исследовании, которое по желанию пациента может быть беспрепятственно на любом этапе денонсировано им.
  3. В отношении пациентов, неспособных дать осознанное согласие на участие в исследовании, согласие должно быть получено в письменной форме от родителей или другого законного представителя - юридически ответственного лица. Подобные исследования могут проводиться только в интересах спасения жизни, восстановления или поддержания здоровья исследуемого, без нанесения ему вреда, ухудшения здоровья и течения имеющегося заболевания.
  4. Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях:
    - если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;
    - если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;
    - если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.
  5. Биомедицинские исследования на людях должны проводиться квалифицированными в научном плане врачами-исследователями под наблюдением компетентных специалистов. Исследователи обязаны прервать испытание в случаях появления признаков, опасных для жизни и здоровья испытуемого. Испытания на беременных женщинах, на плодах и новорожденных запрещаются.
  6. Испытатели обязаны застраховать свою ответственность на случай причинения неумышленного вреда здоровью испытуемых.
  7. В экспериментах на животных врач-исследователь должен соблюдать принципы гуманности, облегчая по мере возможности их страдания, стремиться к сокращению числа экспериментальных животных в максимально возможной степени.
  8. О результатах своих исследований врач после оформления авторского права на открытие, изобретение и др. должен через доступные ему средства профессиональной информации оповестить своих коллег.
  9. Врачи, особенно руководители научных коллективов, в научных публикациях должны строго соблюдать авторские права. Включение себя без достаточных оснований в авторский коллектив, либо умалчивание фамилий лиц, активно участвовавших в исследованиях, является нарушением принципов профессиональной этики.

VI. ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ В ТЕРМИНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ

  1. Врач должен приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить больному необходимую медицинскую помощь в экстремальных условиях.
  2. Врач не должен прибегать к эвтаназии, равно как и привлекать к ее исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными ему и разрешенными способами.
  3. Вопрос о прекращении реанимации, особенно в случаях, если нет энцефалографических подтверждений полного прекращения мозговой деятельности, следует по возможности решать коллегиально.
  4. Врач должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

VII. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, РЕПРОДУКЦИЯ, ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА

Действия врача, его морально-этическая ориентация при трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательстве в геном человека, в репродуктивную функцию определяются этико-правовыми и законодательно-нормативными актами РФ, Всемирной медицинской ассоциации и Всемирной организации здравоохранения.

Врач не должен эти области науки и практики использовать для извлечения личной финансовой выгоды.

  1. Врач не должен участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохранения, равно как и наркотических средств, алкоголя, табачных изделий.
  2. Публикации медицинского характера, выступления врачей на научных форумах, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны быть безупречными в этическом плане, ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.
  3. Врач обязан сообщать в Фармакологический государственный комитет МЗ РФ или в Федеральный центр по изучению побочных действий лекарств МЗ РФ о наблюдаемых им всех неизвестных, нежелательных побочных действиях лекарственных препаратов.
  4. В информационных мероприятиях, организованных с участием фирм-производителей лекарственных средств и медицинской техники, врач должен, прежде всего, ориентироваться на информационные цели и лично не проводить рекламную работу среди больных по покупке указанных средств до их государственной регистрации в установленном порядке.
  5. В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан России врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методов и средств оккультно-мистического и религиозного характера.

IX. ВРАЧЕБНЫЕ СПРАВКИ

Врачебные справки врач может выдать только в соответствии с действующими законодательными, нормативно-методическими и инструктивными документами.

Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы), а также профессиональные объединения, признавшие Этический кодекс врача официально.

Врач, не входящий в профессиональные ассоциации, объединения, может лично принять Этический кодекс врача и руководствоваться им в своей профессиональной деятельности.