Полезное

Авторитарный демократический попустительский стили. Попустительский стиль воспитания. От чего зависит величина конформности человека

Авторитарный демократический попустительский стили. Попустительский стиль воспитания. От чего зависит величина конформности человека

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Особенности стиля:

Ø общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, со всем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности;

Ø такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью;

Ø этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.

Вследствие чего:

Результаты работы обычно низкие;

Люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;

Нет никакого сотрудничества;

Нет стимула добросовестно трудиться;

Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;

Подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;

Идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы менеджмента

Внешняя и внутренняя среда организации.. организация группа людей деятельность которых координируется для достижения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность менеджмента. Принципы, методы и модели управления
Современный менеджмент. Значение термина «менеджмент» в настоящее время. Менеджмент – управление в социально-экономических системах. Направления менеджмента. Организация как основа менеджмента. Пон

Принципы управления
1. Принцип целенаправленности предполагает четкую постановку целей перед каждым подразделением и работником, соотнесение целей с необходимыми ресурсами. 2. Принцип планомерности

Общие характеристики организаций
Все организации друг от друга отличаются по разным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций харак

Формальная и неформальная организация
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Группы людей, создан

Концепция жизненного цикла организации
В социальной сфере, в которой мы живем, для достижения своих целей мы должны объединяться с другими людьми. Такое объединение может быть формальным и кратковременным, а может быть долговременным и

Стили руководства: понятие, виды, характеристика
С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Сначала мы сталкиваемся с управлением автомобилем, позже с управлением оборудованием, химическими и ядерными реакциями, ростом и разв

Одномерные» стили руководства
Используя для анализа различные источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу отн

Теория Х
Теория Х описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое

Теория У
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оп

Авторитарный стиль управления
Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отс

Демократический стиль управления
Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими

Индивидуализированный стиль
Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать. Можно сказать, что индивидуализированный стиль- это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководител

Многомерные» стили руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельст

Функции управления
Понятие функции менеджмента. Работы А. Файоля по выделению функций. Разделение и специализация труда в управлении. Факторы, необходимые для выделения функции менеджмента: содержание функции, процес

Сравнение стратегического и оперативного управления
Характеристики Оперативно-тактическое управление Стратегическое управление 1.Миссия организации Производство

Принципы планирования
· Преемственность стратегического и текущего плана. Состав текущих планов должны повторять основные разработки стратегии фирмы · Социальная ориентация · Ранжирование объектов по с

SWOT –анализ
Применение метода SWOT позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще организации и внешними возможностями и угрозами. В SWOT- анализ помещается конкретный список слабых

Организация
Организационной структурой - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами

Иерархия потребностей по А. Маслоу
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы ХХ века, Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда
В своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежн

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
Во второй половине 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и

Теория ожидания
Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на

Теория справедливости
Теория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом. Теория справедливости постулирует, что люди субъ­ективно определяют отношение полученного вознаграждения к затра­ченным усилиям и затем

Теория мотивации Портера – Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы те

Стимулирование труда
Стимулирование Материальное Моральное Денежное Не денежное

Виды контроля
1. Оперативный контроль:связан с процессами, которые необходимы организации для преобразования ресурсов в продукты или услуги. Может принимать три формы,они различаются временем ос

Методы документального и фактического контроля
1.Проверки: производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплин

Научные школы менеджмента
Школа научного управления и ее представители. Административная (классическая) школа и ее представители. Школа человеческих отношений и ее представители. Школа поведенческих наук и ее представители.

Управление конфликтами в организации
Природа конфликта в организациях: Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, старающимися отстоять свою точку зрения. Модель процесса

Есть много теорий и советов как воспитывать ребенка, что бы он вырос и был ответственным и нравственно здоровым человеком. Одним из сложных аспектов воспитания является поиск стиля воспитания, а так же согласование его эффективности в паре с родителем. Существуют различные стили воспитания, и попустительский стиль является одним из наиболее спорных. У него есть много плюсов, так же как и минусов.
Так что же такое попустительский стиль воспитания? Попустительский стиль, так же известный как снисходительный или дозволительный, несет в себе воспитание детей таким образом, что не какие требования им не предъявляются. Родители реагируют на желания детей и проводят с ними время, но они не контролируют их и не учат вести себя соответствующим образом. Попустительский стиль воспитания противоположность тому виду воспитания, где родители строги и требуют выполнение четких правил от своих детей. Достоинством попустительского стиля является то, что дети вырастают независимыми и могут принимать собственные решения в жизни. Так же существует вероятность того, что они станут испорченными ребятишками и будут пресекать все виды власти. Здесь мы обсудим в деталях й стиль воспитания, его достоинства и недостатки.

Характеристика попустительского стиля семейного воспитания

Попустительский стиль воспитания является стилем, где нет четких границ установленных для поведения ребенка. Родители лелеют ребенка с любовью и вниманием, но не упрекают его за неисправное поведение. Они не наказывают ребенка за любые проступки и правонарушения, они так же не исправляют поведение ребенка. Такие родители твердо убеждены, что ребенок должен делать свой собственный выбор, и как родители, они должны полностью поддерживать такое решение.

Эффекты попустительского стиля

Одним из самых негативных последствий такого стиля в том, что ребенок становится слишком испорченным из-за чрезмерной снисходительности своих родителей. Ребенок не понимает, что правильно и не правильно, а его либеральные родители не объясняют ему этого. Дети такого стиля воспитания думают что весь мир будет относится к ним так же как и родители и это несет в себе последствия в будущем ребенка. Кроме того, такие дети склонны к истерике и ведут себя возмутительным образом, когда не получают того, чего они хотят. Так же подростки с таким стилем воспитания могут воспользоваться своими мягкими родителями и заниматься анти общественной деятельностью.

В основном попустительский стиль подходит для детей застенчивых, замкнутых в себе. И этот стиль воспитания дает им возможность роста как личности, с формированием своего характера и собственным мнением. Однако такой стиль не будет эффективен для трудных и мятежных детей. Они станут манипуляторами и будут брать от своих родителей то, что захотят.
Это все что касается попустительского стиля воспитания. После прочтения об этом стиле, вы должны понять, что это не самый лучший способ воспитывать детей. Многие родители, которые начинают следовать этому стилю, могут делать это потому, что они сами были воспитаны в очень строгой окружающей среде и хотят компенсировать это на своих детях. Не зависимо от причин, принятие такого стиля воспитания не является идеальным способом для воспитания ребенка. Как родитель вы должны не только проявлять любовь к своему ребенку, но и научить его жизни, отличать правильное от неправильного.

Стили воспитания

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.


Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Не подслушивать телефонные разговоры.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Попустительский стиль:


Особенности
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Гиперопека:


Особенности
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора.

Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – «домашний деспот»:
- требовательность и нетерпимость к желаниям других;
- избалованность и капризность, эгоизм;
- манипулирование окружающими;
- высокомерие и надменность;
- своенравность.

2 вариант – зависимая личность:
- безынициативность, беспомощность;
- пасует перед трудностями;
- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
- с трудом контактируют со сверстниками.

Рекомендации
- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
- Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;
- Стимулируйте общение со сверстниками.
- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.
- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

Демократический стиль :


Особенности
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные характеристики этого стиля:

Взаимоприятие;
- взаимоориентация.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

Активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Уважаемые родители!
Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.

И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Список литературы:


1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.

2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. www.pk19.ru/userfiles/files/konf_types.doc

6. http://www.camp.ru/journal/view.htm?id=29

Статью подготовили педагоги-психологи подростковой школы Гончарова С.А., Щедловская М.П.

Методическое сопровождение: Воробьева Е.А.

Посейте поступок - пожнете привычку,
посейте привычку - пожнете характер,
посейте характер — пожнете судьбу.
У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • типы темпераментов родителей, их совместимость;
  • традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
  • научно-педагогическая литература, которую читают родители;
  • уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания.

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна — спору нет!»
А. С. Пушкин

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат - отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».

Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками их ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости, на праздники класса, в походы. Они должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
  • обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
  • давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
  • создавать такие ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
  • проводить консультации для таких родителей с привлечением ‘ специалистов;
  • привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.

Авторитарный стиль

Авторитарному стилю присущи единоличное принятие решений, а также слабый интерес к работнику как личности. Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, определяет цели, распределяет задания и строго контролирует выполнения. Он убежден, что лучше понимает цели организации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными. Решения руководителя имеют характер приказов, которые должны беспрекословно выполнятся подчиненными, в противном случае им следует ждать санкций. Сотрудникам предоставляется лишь минимум информации об общем положении дел.

Авторитарный стиль может быть эффективен при решении однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их на материальную систему мотивации, и, прежде всего денежное вознаграждение.

Высокой ответственности;

Строго самоконтроля;

Широкого предвидения;

Способности принятия решений;

Хороших организаторских качеств.

При этом предполагается, что подчиненные рассматриваются, как исполнители приказов, так как средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

Признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;

Правильно воспринимали и строго выполняли распоряжения руководителя;

Отказывались от реализации своих прав.

При этом стиле руководства мотивация сотрудников существенно ограничивается тем, что руководитель отделяет себя от починенных, дает им мало интересную работу и угрозой наказания порождает у них страх.

Демократический стиль

В противоположность авторитарному стилю руководства демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их самостоятельность при решении задач. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.

При демократическом стиле производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня руководителя и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивацию сотрудников.

Демократический стиль имеет ряд отличительных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделили девять таких черт:

1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которой предполагает отказ руководителя от исполнения части своих задач и передачу их членам группы, а также их широкое повседневное сотрудничество.

2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности сотрудников. Демократический стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работника.

3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных и горизонтальных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение задач, а также развитие межличностных отношений.

4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров и компромиссов. В конфликтных ситуациях демократичный руководитель использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.

5. Ориентация на людей. Первостепенное внимание руководителя к коллективу позволяет сотрудникам осуществлять влияние на трудовые процессы, что повышает удовлетворенность трудом и пребывания в коллективе.

6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием демократического стиля.

7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителя. Эта черта имеет особенность, что демократичный руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов сотрудников, которые не ставятся в прямую зависимость от экономической эффективности предприятия.

8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц.

9. Ориентация на развитие персонала. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их трудовой мотивации.

Эффективность использования демократического стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых задач.

Руководитель широко информирует не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При демократическом стиле руководитель не прибегает к формальной власти, он пользуется деловым авторитетом, связанным с выполнением им функций эксперта.

Использование демократического стиля предъявляет к руководителю следующие требования:

Открытость;

Доверие к сотрудникам;

Отказ от личных привилегий;

Невмешательство в выполнение заданий;

Контроль по результатам.

При демократическом стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать текущие задачи самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта, тяга к творчеству и личностному росту, интерес к работе, высокая значимость мнения о них коллег.

Применение демократического стиля требует от сотрудников:

Желание брать на себя ответственность;

Готовности и способности отвечать за свои действия;

Самоконтроля.

Преимущества демократического стиля состоят прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников, но его использование может замедлять процесс принятия решений.

Попустительский (нейтральный) стиль

Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В коллективе отсутствует всякое структурирование труда, четкое разделение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок труда, регулирования отношений. В крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью уклоняется от своей управленческой роли.

При попустительском стиле уровень производительности наиболее низкий, часто этот стиль сопровождается ростом фрустрации и агрессивности сотрудников. Обычно наблюдается низкая трудовая дисциплина, нередко появляются неформальные лидеры с негативным отношением к целям организации, новые или более слабые работники часто подвергаются притеснениям со стороны более сильных. Из-за этого и ряда других подобных моментов попустительский стиль был признан как неприемлемый.

Характерные черты стилей руководства приведены в приложении в таблице 1.

Либеральный стиль

Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из имеющихся средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен. Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а «дистанция» такого руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. Руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна