Как заработать

Процессы социализации презентация. Презентация на тему: Человек в процессе социализации. Профессиональные интересы, склонности и способности

Процессы социализации презентация. Презентация на тему: Человек в процессе социализации. Профессиональные интересы, склонности и способности

АО «Академия Гражданской Авиации» Презентация на тему: Выполнил: студент группы АТ(АВ)-13,2 Оралхан Самат

Слайд 2: Содержание

Введение 1) Теория социализации личности 2) Этапы социализации 3) Стадии социализации 4) Процесс социализации 4.1) Агенты социализации 4.2) Побочные эффекты социализации 5) Основные институты социализации 6) Контроль социализации 7) Заключение 8) Список литературы

Слайд 3: Социализация личности

это процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит. Социальный опыт включает в себя: Нормы Правила Ценности Социальные отношения Культура труда

Слайд 4: Теории социализации

Слайд 5

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Слайд 6: Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Слайд 7: Процесс социализации и жизненный сценарий личности

Слайд 8: Схемы жизненных подъемов и спадов:

Возраст 16 -18 лет. Избавление от доминирования. Возраст 18 - 22 года. Уход из родной семьи. Возраст 22 - 28 лет. Построение реальной жизни. Возраст 29 - 34 года. Кризис вопросов. Возраст 35 – 43 года. Кризис безотлагательности. Возраст 43 – 50 лет. Достигнутая стабильность. Возраст 50 лет и старше. Умудренность опытом.

Слайд 9: Стадии социализации

Адаптация (детская социализация) Механизмами социализации в детском возрасте выступают психологические механизмы: имитация, идентификация, стыд и вина.

10

Слайд 10: Стадии социализации

2. Индивидуализация Формирование идентичности является важнейшей задачей подросткового периода. Также важную роль в этот период играет развитие моральных норм. Наступление половой зрелости – это биологическое событие, юношество – это социальный статус.

11

Слайд 11: Стадии социализации

3. Интеграция Критериями статуса взрослого человека являются: Принятие ответственности за себя; Самостоятельное принятие решений; Обретение финансовой независимости.

12

Слайд 12: Стадии социализации

4. Трудовая стадия Благополучие взрослого человека складывается из шести элементов: Самоодобрение Позитивные отношения с другими людьми Автономия (личная свобода) Умение владеть обстановкой Цель жизни Непрекращающийся личный рост

13

Слайд 13: Стадии социализации

5. Послетрудовая стадия Были предложены две теории для объяснения благополучного протекания старения: Теория устранения Теория активности

14

Слайд 14

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей. Процесс социализации

15

Слайд 15

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

16

Слайд 16

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

17

Слайд 17

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются: язык; ценности и нормы поведения; навыки и умения; статусы и роли; поощрения и санкции.

18

Слайд 18

Социальный статус – это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д. Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.

19

Слайд 19

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

20

Слайд 20

21

Слайд 21: Агенты социализации

Первичные агенты социализации: родители, друзья, родственники, соседи, воспитатели, тренеры, учителя и пр. Вторичные агенты социализации: социальные институты (армия, политические организации, СМИ, профессиональные круги и пр.)

22

Слайд 22: Побочные эффекты социализации

Десоциализация – отказ от ранее усвоенных норм и правил поведения в обществе Ресоциализация – усвоение новых культурных норм и ценностей


23

Слайд 23: Основные институты социализации

Семья – один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Группа ровесников – выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.). Школа – действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

24

Слайд 24: Основные институты социализации

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально. Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело – призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

25

Слайд 25: Социальный контроль – это …

… совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок.

26

Слайд 26: Социальный контроль может быть …

Формальный (безличный) Осуществляется правоохранительными органами Неформальный Предполагает неофициальность и применяется в небольших группах: насмешки, критика и т.д.

27

Слайд 27: Элементами социального контроля являются …

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания, ожидания и шаблоны поведения в конкретных ситуациях. (например, обычаи, традиции, табу, законы и т.д.) Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. (награды, премии, стипендии, арест, увольнение, бойкот)

28

Слайд 28: Стратегии социального контроля

Наказание Замещение Легализация преступлений без жертв Внутренний контроль Создание служб социальной помощи

29

Последний слайд презентации: Социализация личности

Заключение Таким образом, социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Слайд 2

В обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают: ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Слайд 3

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.

Слайд 4

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

Стадия адаптации (рождение - подростковый период). Стадия идентификации. Стадия интеграции. Трудовая стадия. Послетрудоваястадия (пожилой возраст).

Слайд 5

Стадии процесса социализации личности по Эриксону:

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Стадия детства (от 4 до 6 лет).. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). Стадия юности (от 21 до 25 лет). Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). Стадия старости (старше 55/60 лет). На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Слайд 6

Первичная и вторичная социализация.Агенты социализации.

Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Слайд 7

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: Семья Родители Друзья Ровесники Школа(учителя) Спорт(тренеры) И т.д. В современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ и Интернет

Слайд 8

Вторичная социализация процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями руководители учреждений организаций официальные представители государства и его органов. СМИ

Слайд 9

Параметры влияющие на взаимоотношения между членами семьи, на их совместную жизнь, на детское развитие:

1. Параметр демографический. 2. Параметр социально-культурный. 3. Параметр социально-экономический. 4. Параметр технико-гигиенический.

Слайд 10

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая структура - микросистема. Вторая структура - мезосистема. Третья структура - экзосистема. Четвертая структура - макросистем. Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Слайд 11

Социальный контроль

Является важнейшим результатом социализации и заключается в регулировании его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой. Социальный контроль может быть: формальным неформальным

Слайд 12

Девиантное поведение

Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своей цели. Этот выбор связан с девиантным поведением, т.е. таким, которое не соответствует социальной норме. Т Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за богатством и властью выбирают социально запрещённые или противозаконные средства и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Таким образом, девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации в данном конкретном случае.

Слайд 13

Социальный статус

  • Слайд 14

    Социальный престиж

    Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа. Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре. Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например: престижными считают образование, полученное в хорошем учебном заведении высокая должность; определенноеместо проживания (столица, центр города). Е Если же говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

    Слайд 15

    В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

    биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.

    Слайд 16

    Заключение

    Социализация - сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности развитие творческого мышления развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

    Слайд 17

    потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств способность самостоятельно принимать решения уважение к законам, моральным ценностям социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства воспитание национального самосознания гражданина

    Посмотреть все слайды

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

      курсовая работа , добавлен 28.06.2013

      Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

      курсовая работа , добавлен 26.01.2016

      Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.

      курсовая работа , добавлен 20.10.2014

      Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

      контрольная работа , добавлен 21.10.2010

      Проблемы социализации личности и языковой политики. Место языковых норм среди ценностей в постсоветском пространстве. Реформы высшего образования, их роль в формировании студенческой среды. Отражение социализации личности студента на усвоении языков.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2015

      Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

      курсовая работа , добавлен 17.03.2012

      Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

      Тема урока:

      Социализация. Агенты социализации.


      1.Профессиональные интересы, склонности и способности

      2.Социализация.

      3.Агенты социализации.


      Интересы – это побуждения познавательного

      характера. Интересы связаны с потребностью

      человека.

      Интересы различают:

      • по содержанию (например, музыкальные, технические);
      • по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
      • по глубине (глубокие или поверхностные);
      • по длительности (устойчивые или неустойчивые)

      Профессиональный интерес – это эмоционально

      окрашенное отношение человека к определённому виду

      деятельности.


      Склонность

      Склонность – это нечто большее чем просто

      познавательное побуждение, это активное, сознательное преобразующее отношение к чему- либо.

      • Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов.
      • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

      Интересы

      Склонности

      Хочу знать

      Хочу сделать


      Способности

      Способности - это индивидуальные

      особенности личности, обеспечивающие ему

      успех в деятельности.

      Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность .

      • Талант выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
      • Гениальность наивысшая степень творческих проявлений личности.

      Виды способностей

      СПОСОБНОСТИ

      Общие

      Специальные

      Педагогические,

      спортивные,

      технические,

      математические,

      художественные,

      организаторские,

      литературно-лингвистические

      Интеллект,

      работоспособность,

      целеустремлённость и др .


      Понятие и сущность социализации

      В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований.

      Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.


      Социализация- это

      • начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

      Стадии социализации:

      • Детство Юность Зрелость Старость
      • Начальная Продолженная

      (ранняя) (зрелая)


      • Вторичная (продолженная)

      Овладение индивидом специальными знаниями и навыками - профессиональная социализация;

      Включение индивида в систему общественного разделения труда;

      Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства

      (зрелость, старость).

      • Первичная (ранняя или начальная)

      Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение первоначальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

      (детство, юность)

      Стадии социализации


      Факторы и средства социализации

      Факторы

      социализации

      Мегафакторы

      (мега – очень

      всеобщий)

      Макрофакторы

      (макро – большой)

      Мезофакторы

      (мезо – средний,

      промежуточный)

      Микрофакторы

      общество,

      государство

      типу поселения, в которых они

      живут (регион, село, город, поселок);

      по принадлежности к аудитории тех

      или иных СМК (радио, телевидение);

      по принадлежности к тем или иным

      субкультурам

      семья, домашний очаг, сосед-

      ство, группы сверстников,

      воспитательные, общественные,

      государственные, религиозные

      и частные организации,

      миросоциум


      • Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное . Это процесс формирования личности , который осуществляется в результате взаимодействия с себе подобными.

      • Социализация – это поиск человеком своего социального места, обретение политической (права голосовать и быть избранным), экономической (устройство на работу), социальной (создание собственной семьи, отделение от родителей) самостоятельности.

      • Агенты- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
      • Институты - официальные учреждения, формальные организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

      Агенты социализации-

      конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей

      Родители, братья, сестры, родственники, учителя (первичная социализация)

      Сотрудники телевидения, предприятия, полицейские (вторичная социализация)

      Институты социализации- это социальные

      учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

      Семья, школа (первичная социализация)

      Средства массовой информации, армия, церковь

      (вторичная социализация)


      Виды социализации

      Первичная социализация

      сущность

      Вторичная социализация

      Сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека

      Агенты и институты

      Родители, братья, сестры, родственники, друзья, тренеры

      Сфера социальных, формальных отношений

      Их функции

      Государство, производство, СМИ, армия, суд, церковь, школа.

      Каждый- множество функций, взаимозаменяемы

      Узкоспециализированы: каждый- 1-2 функции


      • Покажите на 3 примерах воздействие различных социальных институтов на социализацию личности ( C6 . стр. 53 ТЗ).
      • Назовите любые 3 фактора социализации личности.
      • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о социализации личности. (С5.стр. 34 ТЗ)

      А4 стр. 46 ТЗ

      А)В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

      Б)В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

      1)Верно А; 3)верны оба;

      2) Верно Б; 4) оба неверны.