Кредиты

Как назывался знаменитый торговый путь средневековья. Особенности и формы средневековой торговли. Почему рост городов вел к расширению торговли

Как назывался знаменитый торговый путь средневековья. Особенности и формы средневековой торговли. Почему рост городов вел к расширению торговли

В торговлю в средние века входило множество различных особенностей. Основной ролью была внешняя торговля с другими городами и странами. Развитие сельского хозяйства, а также скотоводство, то приветствовалось в любой общине феодального типа. Практически всё, что необходимо было для пропитания, производилось непосредственно в самом хозяйстве. Люди старались покупать на рынках только то, что в их местности просто не производится. К таким товарам в основном относилось вино, соль, хлеб или же сукно. Но иногда на рынке появлялись товары ливантийского производства, которые практически сразу же уходили с прилавков.

Товары с востока практически всегда делились на две основные группы. К первой категории относились товары, которые можно было взвесить или посчитать или отмерять по метрам. А вот ко второму типу товаров относили лёгкие специи, которые было сложнее достать и измерялись они только унциями. Это могли быть как различные специи, так и масла и благовония или же красители натурального производства. Роль таких товаров в быту многих народов занимала первое место.

В экономике Европы находилось множество ткацких производств, которые просто перестали бы существовать без восточных красителей. Большинство народа, к мясу добавляли острые приправы с востока, без которых мясо казалось им безвкусным и пресным. Помимо различных приправ среди восточных товаром можно было найти различные травы, которые обладали лечебными свойствами. Но даже несмотря на то, то местные народы практически не смогли бы выжить без восточных товаров, товарооборот этой продукции был не столь велик как ожидалось.

Местная товарно-денежная система обмена сельскохозяйственного товара на приспособления ремесленников в средние века значительно повлияла на развитие многих городов. А после того, как была введена рента оплаты деньгами, торговля пошла в гору. Благодаря тому, что теперь была введена денежная рента, в товарно-денежные отношения стали вовлечен все сельскохозяйственные угодья и деревни. Сначала он был несколько мал и всего некоторые продукции крестьян попадали на рынок, да и покупателей в небольшом городе сложно было найти. Да и за счёт того, что процветала монополия, крестьяне могли торговать своими товарами только в своём городе или ближайшей деревне.

Связи с рыночной экономикой во многих городах средневекового типа были совершенно малы. Таким образом в Германии на юго-западных землях, дистрикт города составлял всего на всего 140 квадратных километров. В большинстве случаев, все города располагались друг от друга на расстоянии не более 20 километров, а в Англии и подобных странах, города располагались друг от друга ещё ближе. Один юрист из Англии, выдвинул своё мнение о том, что торговые расстояния между городами, должны составлять не более 10 километров.

Вероятнее всего, было негласное правило, согласно которому, любой крестьянин должен был добираться на быках до соседнего города за несколько часов. Это было необходимо для того, чтобы совершив покупки, он мог засветло вернуться домой в тот же день. На рынке были в основном товары, которые производились на сельскохозяйственных угодьях или же их изготавливали опытные ремесленники, которые посвятили ремеслу всю свою жизнь. Конечно, рыночная экономика в целом зависела только от того, на сколько урожайным окажется новый год.

Постепенно совместно с развитием производства, стали появляться всё новые должности в разных отраслях производства, что давало возможность людям зарабатывать деньги и снова тратить их на рынках.

Москва, 28 апреля - «Вести. Экономика». Торговые пути формировались с самых древних времен, когда торговцы из разных стран перевозили свои товары, чтобы продавать их и покупать в других странах. Товары были доступны только там, где их производили, поэтому торговцам приходилось проделывать долгий путь, чтобы доставить их покупателям в других странах. Эти торговые пути способствовали культурному обмену, а также развитию экономики. Кроме того, они способствовали распространению религиозных взглядов, идей, инноваций и даже бактерий. Ниже мы расскажем об основных торговых путях, которые сформировались в древности. 1. Шелковый путь - самый знаменитый торговый путь в мире

Великий шёлковый путь - караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Маканчерез Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин «Шелковый путь» был введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия. В IV-IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию. Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты - арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Он служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении 2. Дорога специй

Дорога специй - сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным. Во времена царя Соломона сухопутная часть дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города Эцион-Гавер (нынешний Эйлат). По этому пути доставляли не только специи с Островов Пряностей (корица, имбирь, перец) из Индии, но и ценные породы дерева и слоновую кость из Восточной Африки, шёлк из Китая, золото, серебро, драгоценные камни. В зависимости от военно-политической обстановки отдельные участки дороги специй, как и любого другого торгового маршрута, могли смещаться в сторону более безопасных районов. Так, например, во времена царя Ирода основным портом для торговли пряностями на этом маршруте на берегу Средиземного моря была Кейсария, а во время крестовых походов караваны из Петры, обходя район конфликта, шли южнее, выходя к Средиземному морю в районе Эль-Ариша, но эта торговля никогда не прерывалась. Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий. 3. Дорога благовоний

Путь благовоний - торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра, доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благовония - в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи. Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвало обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути. Торговля благовониями началась, по-видимому, во II тысячелетии до н. э. Когда римляне в начале нашей эры взяли в свои руки морской путь в Индию и тем самым поставили под угрозу торговлю благовониями в прибрежных районах, которая велась через Аден, значение важного торгового центра приобрела столица государства Хадрамаут Шабва. Поэтому ароматические смолы отныне приходилось доставлять в порт Кана (в 15 км западнее сегодняшнего посёлка рыбаков Бир Али в Йемене), а оттуда - в Шабву. В Кану шли также благовония из Сомали и Эфиопии. Если начальники верблюжьих караванов отклонялись от установленного маршрута, им грозила смертная казнь. В пустыне разрешено было перемещаться только организованными караванами по строго отмеченным путям. Любое отклонение от этих правил считались самым тяжким преступлением и наказывались смертью. Караваны были жизненным источником для Шабвы. Поэтому только одни ворота были отведены для прохода каравана. Богатство и важность Шабвы заключались в позиции города, который был важным местом сбора и организации торговых караванов для пересечения великой пустыни Руб аль-Хали. Участники караванa должны были заплатить одну десятую часть стоимости товара, которую давали жрецам городских храмов во имя главной богини Сиин. В Шабве было 60 религиозных храмов, и город был административным и религиозным центром древнего государства Хадрамаут. Весь годовой сбор ароматических смол население было обязано приносить в храмы Шабвы, и никому не разрешалось вывозить за пределы страны ни одного кусочка смолы. Однако попыток нарушить этот запрет, вероятно, было немало. Со временем торговля благовониями пришла в упадок, блеск южноаравийских городов померк. И лишь редкие караваны продолжали ходить по старым дорогам, проложенным задолго до открытия благовоний, перевозя необходимую для жизни соль. 4. Янтарный путь

Янтарный путь - древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400-1392 гг. до н. э.). Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейски удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий. Пунктом доставки камня-сырца являлся южный город Римской империи - Аквилея (на границе Италии и Словении).

Высокого развития в эпоху принципата достигла в Аквилее техника обработки янтаря, который поставляли в город с побережья Балтики через римскую провинцию Паннония. Из порта Аквилея янтарные товары уплывали в Грецию, Египет, Сирию, Индию и другие далёкие страны. В Средней Азии определились два направления торговых путей: Сырдарьинское и Амударьинское: активизируется торговля янтарём с середины I тысячелетия до н. э., особенно в первые века н. э., вплоть до V в. н. э. Следуя вдоль Сыр-Дарьи, янтарь проникает в Ферганскую долину, активно охватывая её западные и юго-западные районы, и далее на восток, к границам Китая. В раннем средневековье внутренние пути становятся более разветвлёнными. На северо-восток - это Чуйская долина. На юго-восток - Зеравшанская долина, крайней восточной точкой оказывается Западный Памир, верховья реки Пяндж. В конце двадцатого века в рамках охраны культурного наследия Европы возникла программа создания туристических янтарных маршрутов. Они повторяют древние торговые пути от Балтийского моря до стран Средиземноморья. 5. Чайный путь

Древний чайный путь, или Чамагудао, возник во времена династии Тан (618–907) и достиг своего расцвета во времена династии Сун (907–1270), когда ежегодно в Лхасу перевозили до семи с половиной тонн чая. Маршруты древних караванов чайного пути пролегали в глубине гор, на юго-западе Китая. Это одни из самых высокогорных дорог в мире - магистрали, связывавшие Тибет с внутренними районами страны, исторические свидетельства сосуществования и добрососедских отношений между ханьцами, тибетцами и другими народами. Перевозки осуществлялись как с помощью конно-гужевого транспорта, так и в пешем порядке. 6. Соляная дорога

Соляная дорога - древний торговый путь, по которому проходила транспортировка соли, что также отражено в названии дороги. Соляная дорога обеспечивала Риму монополию на соль и стала одним из источников процветания города. В Риме дорога начиналась у Porta Salaria стены Аврелиана и вела через внутренние районы Центральной Италии до Труэнтского лагеря на побережье Адриатического моря, расстояние в 242 километра. Вдоль дороги расположены подземные захоронения - катакомбы, в основном христианские: цеметерий Jordanorum ad S. Alexandrorum, катакомбы святого Панфила, Присциллы (языческие и христианские захоронения), Тразона, святой Фелиции. Среди прочих здесь был похоронен Иасон Римский. 7. Транс-сахарский торговый путь

Транссахарский торговый путь - очень древний. Вдоль двух главных дорог, пересекающих пустыню с юга на север, были найдены изображения колесниц. Из этого исследователями был сделан вывод, что через Сахару ещё в древности пролегали торговые пути. Жившие там гараманты были посредниками в торговле слоновой костью, карбункулами и рабами между Севером (Карфагеном, Древним Римом) и Югом. Главные караванные торговые пути несколько раз смещались. Так до XI в. основной караванный путь проходил через средневековую Гану, с XII в. он переместился на восток, соединив малийские золотые рудники с торговыми городами Северной Африки. Малийское золото, как и многие другие товары (шкуры, страусиные перья и пр.) попадали на Ближний Восток и оттуда нередко в Европу. С XV в. главный караванный путь стал проходить через хаусаленд. Падение средневекового Мали в конце XV в., истощение золотых рудников в области Бамбука и образование крупного государственного образования Сонгай привели к смещению торговых путей на восток - из Западного в Центральный Судан. После установления морских путей сообщения между побережьем Западной Африки и Европой в первой половине XIX в., транссахарская торговля начала приходить в упадок, тем не менее, она продолжала существовать до конца первой четверти XX в. 8. Оловянный путь

Оловянный путь - торговый путь Северной Евразии во второй половине II тысячелетия до н. э. По этому маршруту оловянная руда из месторождений, расположенных на территории Центрального, Южного и Восточного Казахстана, Алтая и севера Средней Азии, переправлялась далеко на запад для нужд очагов металлообработки Евразийской металлургической провинции эпохи поздней бронзы: дербеденовского (Среднее Поволжье, Приуралье) и лобойковского (Среднее Поднепровье, Подонцовье). Монополия в оловодобыче принадлежала андроновским племенам (фёдоровская культура), в постандроновское время - носителям саргаринско-алексеевской (бегазы-дандыбаевской) культуры. Трансевразийский «оловянный путь» пролегал на запад двумя ветвями. Первая шла через Средний Урал (ареал черкаскульской культуры, позднее - межовской культуры) к Среднему Поволжью и Покамью (ареал сусканской культуры), где функционировал дербеденовский очаг металлообработки. Вторая ветвь пути пролегала через Южный Урал, Степное Поволжье и Подонье к Днепру, где действовал лобойковский очаг.

УДК 316.4.051

ЕВРОПЕЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аборвалова Ольга Николаевна,

доцент, кандидат социологических наук, доцент Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Саратов, Россия

aborvalova@yandex. ru

В статье рассматривается специфика развития торговли в странах Европы в период феодализма, формирование купеческих гильдий, как формы организации торгового сообщества. Прослеживается влияние религии на развитие торговых отношений.

Ключевые слова: феодальная торговля; купеческие гильдии; религия и торговля; ярмарочная торговля; Ганзейский торговый союз.

EUROPEAN TRADE IN THE MIDDLE AGES Olga Aborvalova,

associate Professor, PhD in Sociology, Associate Professor

Saratov Institute (Branch), Russian State Trade and Economic University,

Saratov, Russia aborvalova@yandex. ru

This article discusses the specifics of the development of trade in Europe in the feudal period, the formation of merchant guilds as a form of organization of the trading community. Shows the influence of religion on the development of trade relations.

Keywords: feudal trade; merchant guilds; religion and trade; Fair trade; the Hanseatic trade union.

Вплоть до XIII в. развитие европейской торговли, равно как и российской, значительно сдерживало наличие факторов объективного характера, к которым следует отнести слабую покупательную способность основной массы населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Кроме этого, феодальная раздробленность усиливала власть сеньоров, пользуясь которой они собирали многочисленные пошлины - за выставление товара, вымеривание и взвешивание, проезд через переправу и др. Так, например, во Франции, при провозе товаров по реке Луаре пошлина взималась 70 раз . Продажа товаров на рынках была так же обременена различными платежами. Купец даже дома не мог продавать больше определенного количества товара, не прибегая к сеньориальным весам, мере или аршину, а за это надо было платить.

Развитие торговли тормозило плохое состояние дорог, мостов (или их полное отсутствие), из-за чего доставка товаров была крайне затруднена, особенно в периоды межсезонья. Немаловажную роль играло отсутствие ночлега и безопасности по пути следования на дорогах. В связи с чем, купцы были вынуждены сами сопровождать свои товары верхом, с мечом у седла, пытаясь защитить себя и перевозимый груз.

В тоже время, самое далекое путешествие было и самым выгодным для купца. Желание получить прибыль, уравновешивалось переносимыми тяготами, риском и опасностями путешествия. Купец средневековья всегда в дороге. Неслучайно купцов этого времени называли «пыльные ноги».

Законный статут купцов обеспечивал им особое место в обществе, вместе с этим, из-за бродячего образа жизни, на них, всюду смотрели, как на чужаков. Никто не знал происхождения этих вечных скитальцев, большая часть которых не была свободного происхождения. Хотя по существующему Закону этого времени, свободным считался любой человек, который не был приписан к

господину, а доказать обратное было практически невозможно. Отсюда следовало, что купцов, можно было позиционировать как свободных людей. Если аграрная культура сделала из крестьянина человека, нормой для которого было рабство, то торговля сделала из купца человека, нормальным условием жизнедеятельности которого была свобода.

Для защиты своих интересов средневековые купцы объединялись в особые торговые корпорации - гильдии. В XI - XII вв. такие гильдии существовали в Англии, Франции, Фландрии, Г ермании. Известны они были и в России.

Участники гильдии, объединявшей купцов какого-либо города (как в Европе), или торговавшие определенным видом товаров (как в России, например, «суконщики», «виноторговцы» и др.) сообща охраняли перевозимые товары, добивались их выгодного сбыта через ярмарочную торговлю, создания подворий, получения правовых и таможенных льгот. В своем городе гильдии гарантировали купцам выгодную для них продажу привозимых товаров, закрепляя за собой монопольное право на розничный сбыт, который был более доходным. Как правило, каждая гильдия имела свое управление. Во главе гильдии стоял старейшина, его помощники и выборный совет.

В период раннего средневековья отношение католической церкви к торговле и купечеству было крайне противоречивым, что, в свою очередь, оказывало существенное влияние на развитие торговли. С одной стороны, торговля воспринималась служителями католической церкви как необходимое занятие для получения экономической выгоды, с другой - расценивалось как ремесло, неугодное богу. Особое негодование вызывало ростовщичество. Апологеты христианской церкви сулили ростовщикам адские муки. Ростовщичество было официально запрещено христианам. Каноническое право боролось против выдачи денег в рост (ростовщичество), которое церковь осуждала, называя это лихоимством. Заимодавцами могли быть только иноверцы, то есть евреи. Религиозная нетерпимость провоцировала гонения на евреев, их расселение в гетто, как норму отношений. В Х1-Х11 вв. отношение

католической церкви к торговле и купечеству меняется. Это связано с тем, что в рассматриваемый период церковь, накопив значительные богатства и приобретя крупные земельные владения, стала оказывать активную поддержку купцам, искореняя предубеждения против них со стороны сеньоров.

XII и XIII вв. характеризует устойчивое развитие общественных систем, рост народонаселения, увеличение частоты межстрановых сообщений. Все это ведет к тому, что торговля быстро набирает высокие темпы и становится чрезвычайно деятельной.

Самое оживленное торговое движение в средние века, так же как и в древние, совершалось по Средиземному морю, центром которого была Византия. Это было обусловлено тем, что ее владения занимали большую часть восточного берега Средиземного моря, включая и Черное море. Византия оказывала посреднические услуги в торговле Востока с Западом - Азии с Европой. Сюда приезжали итальянские, немецкие, болгарские, русские, персидские, арабские купцы. Со времени крестовых походов, когда морские силы Византии пришли в упадок, на Средиземном море начали господствовать торговые флоты итальянских городов - Венеции, Генуи, Пизы и некоторых других. Во времена Латинской империи главную торговлю Востока захватила в свои руки Венеция. Ее колония Тана, расположенная в устье Дона (Азов, близ древнегреческой колонии Танаис), стала перевалочным пунктом восточных товаров, приходивших из Средней Азии по Каспийскому морю, Нижней Волге и Нижнему Дону. Впоследствии, после восстановления Византийской империи с помощью генуэзцев, торговое преобладание на Черном море перешло в руки последних. Генуэзцы основали в Крыму несколько процветающих колоний, из которых наибольшее значение получила Кафа (древняя Феодосия). Главным товаром этой восточной торговли служили невольники, которых венецианцы и генуэзцы покупали в портах Черного моря, Сирии и Египта. В описываемое время Россия находилась под гнетом татарского ига и многие знатные фамилии

Венеции и Генуи разбогатели, торгуя русскими пленниками, которых они покупали у татар.

Другая торговая магистраль, параллельная Средиземному морю, открывала западноевропейским купцам доступ на скандинавские, немецкие и русские рынки: это были Северное и Балтийское моря, которые заменили сухопутные дороги. Но производившаяся здесь торговля была отлична от той, которая развилась на Средиземном море.

Средиземноморская торговля снабжала Европу лишь предметами роскоши, Балтийское и Северное моря обеспечивали ее сырыми продуктами. Любекские, бременские и амстердамские судовщики ездили в Англию за шкурами, в Берген - за норвежским лесом, в Швецию - за смолой и за древесной золой для окраски, в Ревель и Ригу - за продуктами, которыми торговали на новгородских ярмарках, за русскими мехами, кожами и салом. В обмен на товары, которыми снабжалась вся Европа, они приобретали в Брюгге высоко ценимые повсюду фландрийские ткани, а также пряности, съестные припасы и ценные вещи, привозившиеся сюда со Средиземного моря, и развозили их по северным странам.

Средние века были эпохой внутренних морей, а средневековая торговля в значительной мере была морской или речной. Купцы предпочитали речные дороги сухопутным, как более дешевые и безопасные.

Однако с середины XIII в. начинает устанавливаться регулярное сообщение и по большим дорогам. В это время большие и малые дороги усеяны рынками, куда сходились купцы и потребители для заключения сделок. Рынков было в средние века бесчисленное количество: сеньоры устраивали рынки на своих землях и привлекали сюда купцов с тем, чтобы взимать за продажу товаров и постановку лавок плату.

Наряду с этим формируются крупные торговые центры, такие как рынки Руана, Реймса, Орлеана, Тулузы и др. Таковым был, например, гостиный двор в Париже, больше напоминавший восточный базар: торговцы швейным товаром

торговали по пятницам, суконщики - по субботам. Различные места были отведены кожевникам, сапожникам, медникам и торговцам железными изделиями, белошвейкам и лоскутникам, торговцам рыбой, зерном, мукой и хлебом. В дни, назначенные для торговли тем или другим товаром, коммерсанты данного цеха, имевшие лавки в Париже, обязаны были запирать свои магазины и торговать в гостином дворе под страхом штрафа, который в случае непослушания удваивался.

Средние века - период расцвета ярмарочной торговли, которые функционировали в определенное время. Важную роль, в развитии ярмарочной торговли, сыграла католическая церковь. Возникновение ярмарки было обусловлено, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена товарами. Покровительство духовного лица обеспечивало приезжающим на ярмарку безопасный проезд, обмен товаров, а также справедливое решение спорных вопросов в ходе торга. Кроме этого, осуждая междоусобные войны, церковь запрещала рыцарям сражаться в воскресные дни, церковные праздники, а также в дни проведения ярмарок. Церковь грозила отлучением, если клятва, данная рыцарями, нарушалась.

Некоторые исследователи, например, И. Кулишер , полагают, что торговля находилась в тесной связи с богослужением и часто происходила в церковные праздники. Даже слово «месса» обозначает и обедню и ярмарку. Иногда торговля происходила в самом храме одновременно со службой. Провозглашенный здесь «Божий мир» позволял избегать столкновений между рыцарями и иноземными купцами. Впоследствии торговля была перенесена на площадь перед церковью (как и в России, например, Макарьевская ярмарка), на которой производился обмен. Залогом мира был водружаемый на рыночной площади крест, что означало покровительство сеньора и церкви. Под их охраной находился не только каждый присутствующий на ярмарке, но и каждый на расстоянии в милю от нее, пока действовала ярмарка. Нарушение рыночного мира наказывалось присутствующим на ярмарке должностным

лицом - рыночным судьей. Кроме того, многие ярмарочные города, к примеру, такие как Кельн, Нюрнберг, Прага и др., были популярны потому, что там находились почитаемые верующими христианские святыни, привлекающие многочисленных паломников.

Значимой вехой развития торговли в северной Европе является возникновение в XIII в. Ганзейского союза - торгового объединения северонемецких городов во главе с Любеком. К XIV - XV вв. в этот союз входило уже до 100 городов, в том числе и некоторые прибалтийские города -Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига.

Экономическая роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами практически всей Европы и отчасти Средиземноморья. Система торговых отношений Ганзы опиралась на несколько торговых контор в основных производящих районах Европы - Лондоне, Венеции, Новгороде и др. В Любеке - столице Ганзы, собирались общие съезды ганзейских городов.

Военные силы Ганзы состояли из флота и войск отдельных городов. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеческого патрициата. Интересы отдельных групп торговых городов часто не совпадали, разрешать спорные вопросы, был призван ганзейский апелляционный суд.

Активному развитию торговли способствовали великие географические открытия XV - XVII вв. Из стран Америки в Европу стало поступать огромное количество невиданных ранее, редких товаров. Распродать быстро товары, привезенные на больших судах, было достаточно сложно. Чтобы облегчить этот процесс и ускорить поставки товаров в розничную торговлю требовались оптовые торговцы. В этой ситуации богатые купцы скупали доставленный товар и затем распространяли его по розничным торговцам различных стран. Таким образом, развитие оптовой торговли, в лице купца - посредника, позволяло мореплавателям быстрее делать свой товарооборот, следствием чего

стало увеличение общего объема перевезенных и проданных за определенный промежуток времени товаров.

В это время купечество западной Европы расширяет круг своей торговой деятельности за счет привлечения стран Африки, Америки, Азии, принимая активное участие в их эксплуатации. Образуются большие торговые компании, которые настолько значительны, что добиваются установления торговой монополии в странах и даже регионах мира, как например, Ост-Индийские компании и др.

Географические открытия содействовали перемещению торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. Вследствие чего произошел спад торговли и экономический упадок Италии, Германии и, наоборот, в Англии, Нидерландах рост торговли и, как следствие, усиление экономики этих стран.

Открытие новых стран и, последовавшее за этим, новых торговых путей привело к значительному росту товарооборота между государствами, таким образом, можно говорить о том, что торговля стала приобретать мировой характер. Это ускорило процесс разложения феодализма и способствовало возникновению капиталистических отношений.

Развитие внешней торговли привело к созданию в этот период новых форм организации торгового капитала. Это различные торговые компании, в том числе и акционерные, биржи и т.п. Параллельно с торговым капиталом в этот период развивается ссудный, или банковский капитал, пришедший на смену средневековому ростовщичеству.

С укреплением централизованных государств постепенно менялись приоритеты: интересы феодалов и городов уступают место

общегосударственным интересам, и, оформлению торговой политики государства. В большей степени, это была политика протекционизма, т.е. политика поддержки отечественных купцов в конкурентной борьбе с иностранными купцами.

В целом расширение масштабов торговли вело к ликвидации территориальной замкнутости и ограниченности феодальных вотчин, способствовало усилению предпринимательской инициативы. Экономика первоначального накопления капитала двигалась в сторону свободы предпринимательства в торговле.

Литература

1. История экономики. Учебник. /Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И,Н. Шапкина. М., 2009.

2. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., 2002.

Рецензент:

Шахматова Н.В., доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Средневековая торговля

Торговые сделки были характерны для средневекового общества во все века его существования. Даже в период раннего феодализма, при полном господстве натурального хозяйства, торговля окончательна не исчезала, хотя и не носила регулярного характера. Ее роль увеличилась с появлением товарно-денежных отношений, вызванных возникновением и развитием средневековых городов; торговая деятельность становится неотъемлемой чертой феодального общества.

Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.

Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.

Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.

Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.

Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.

Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии - 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии - еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.

Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.

С развитием производства возникает хозяйственная специализация разных областей по отдельным продуктам (хлеб, вино, соль, металлы) и меняется характер местной торговли. Она становится более регулярной, менее зависящей от различных внешних факторов, увеличиваются ее масштабы. Расширяются и торговые связи рыночных центров: возникают более крупные рынки, на которых концентрируется продукция не только ближайшей округи, но и более отдаленных мест, переправляющаяся затем в другие области и страны. Такими центрами, например, становятся Ипр, Гент и Брюгге во Фландрии, Бордо в Аквитании, Ярмут и Лондон в Англии.

Однако не следует преувеличивать масштабы этого процесса. Во-первых, он характерен только для отдельных районов континента, там, где специфика географических и исторических факторов создала особо благоприятные условия для ранней товарной специализации хозяйства; во-вторых, связи таких рынков оставались неустойчивыми и зависящими от различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Так, Столетняя война прервала складывавшуюся виноторговлю Бордо в Англии и торговлю английской шерстью в Нидерландах; вхождение Шампани в состав Французского королевства затруднило приток фландрских и английских товаров на знаменитые шампанские ярмарки и послужило одной из причин их упадка. Формирование устойчивых областных, региональных рынков - явление, присущее в основном позднему феодализму; в эпоху развитого средневековья мы встречаем только отдельные его проявления.

Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, - южного, средиземноморского, и северного, континентального.