Как заработать

Почему вы выбрали направление экономика эссе. Сочинение "Моя будущая профессия - экономист". Что должен знать экономист

Почему вы выбрали направление экономика эссе. Сочинение

Моя будущая профессия и ее значение для общества.

Я часто думаю о своем будущем: какое оно будет? Какому делу посветить себя? Ведь вокруг нас много всего интересного и необыкновенного. Существует много профессий. И одна из них очень близка мне – это профессия экономист. Выбор этой профессии основан на том, что я очень люблю математику.
Моя мама всю жизнь работает в торговой сфере. Она мне очень много рассказывала про торговлю, денежный оборот, как все устроено. Я смотрела, как она что-то пишет и считает, мне стало интересно следить за процессом. Со временем я стала интересоваться литературой на эту тему, мне хотелось проникнуться в эту структуру все больше и больше. Смотрела финансовые новости, пыталась проследить процесс развития экономики страны, следить за денежно-кредитными показателями.
Экономика – это наука. Она требует глубокого изучения. Она соединяет в себе два греческих слова «хозяйство» и «закон». Роль "экономики" как науки в обществе определяется отношениями между людьми в процессе своей практической деятельности.
Важно понять, что практическая деятельность или хозяйствование, включенное в орбиту человеческих отношений, направлено на получение и использование средств существования. Это дисциплина о том, как люди справляются со своими задачами в области производства и потребления.
Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились.
Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.
Вообще эта профессия - разнопрофильная.
Например, работает в плановых, финансовых и статистических органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Решает задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, организацией труда работников на производстве. Проверяет оформление отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета, технико-экономические работы по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам.
Экономист осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, составляет документы периодической отчетности. Анализирует действующие формы первичных документов и отчетности, разрабатывает предложения по их совершенствованию. В вычислительных центрах участвует в составлении проектов механизации счетной обработки задач различных типов, в разработке нормативов материальных и трудовых затрат, в определении стоимости работ и цен на услуги. Формулирует экономическую постановку задач, исследует возможность использования готовых проектов, алгоритмов и программ аналогичных задач.
В научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях собирает научно-техническую информацию, систематизирует и обобщает статистическую информацию. Рассчитывает материальные и трудовые затраты проводимых исследований, определяет их экономическую эффективность.
Существуют и другие экономические специальности: экономисты по договорной и претензионной работе, материально-техническому снабжению, сбыту и т.д.
Профессионал должен обладать важными качествами:
- умение много и напряженно работать;
- мужество и принципиальность;
- умение отстаивать интересы общества;
- математические способности;
- четкость;
- аккуратность;
- логическое и конструктивное мышление;
- эмоциональная устойчивость.
Квалифицированный специалист должен еще «вчера» думать, что будет завтра. Ведь одна из функций данной профессии – это анализ. Должен делать так, чтобы предприятие не оказалось в убытке. Обойти кризис, а если он наступил, то найти правильный выход из данной ситуации. Необходимо быть уверенным в себе и в том, что ты делаешь. Это очень ответственная работа. Не даром, потребовалось сотни лет, для того, чтобы получить на современном этапе отличных, высококвалифицированных специалистов. С каждым годом идет усовершенствование этой профессии, но не следует забывать о том, чтобы стать грамотным специалистом, надо закончить экономический ВУЗ. Там изучают теоретические основы экономики, статистику, основы финансовой и банковской деятельности. Кроме того, экономист обязательно должен хорошо знать специфику того предприятия, на котором ему предстоит работать.
Я люблю общаться с людьми. С детства я была очень стеснительным, малоразговорчивым, со временем я приобрела уверенность, стала более открытой и смелой. Я поняла, что надо много знать, совершенствовать свои знания. Чтобы получить хорошую работу необходимы глубокие и разносторонние знания. Мне хотелось бы стать настоящим специалистом, а для этого я поняла, что надо относиться к учебе и работе серьезно и ответственно.

Мой выбор - профессия экономист

Профессия - это основной род занятий, вид трудовой деятельности. В определённый период жизни, как правило, после окончания школы, наступает момент её выбора. Важно сделать правильный выбор, ведь ошибочное решение этого вопроса может испортить всю дальнейшую жизнь. Дело в том, что не только профессиональная реализация, но и уровень удовлетворённости жизнью зависит от выбора профессии. Вот почему, перед тем как принять судьбоносное решение, нужно тщательно обдумать различные варианты.

Какую роль играет профессия в жизни человека? Во-первых, она влияет на место будущей работы. Поскольку работать предстоит долгие годы, вплоть до пенсии, то важно, чтобы ежедневные походы на работу были не в тягость, а само место работы - не очень далёким. Во-вторых, надо выбирать профессию по душе. По крайней мере, в той сфере, которая тебя интересует.

Чтобы выбор был лёгким и безошибочным, важно принимать во внимание различные аспекты реальной жизни. Для принятия конкретного решения я проверяла актуальность и востребованность выбираемой профессии. Я пересмотрела множество профильной литературы, в том числе на сайтах в Интернете . Советовалась с родителями и преподавателями, посещала мотивационные тренинги и дни открытых дверей в университетах.

Зато теперь я не сомневаюсь и точно знаю, что в будущем выберу профессию экономиста.

Почему я хочу стать экономистом?

Решив в ближайшем будущем стать экономистом, я могу аргументировать свой выбор. Разумеется, я руководствовалась здравым смыслом и составила для себя пункты с плюсами этой профессии, которые определили мой выбор. Сейчас я их вкратце изложу.

Во-первых, экономист - профессия, которая востребована в современном обществе. Следовательно, я всегда без труда смогу трудоустроиться. Во-вторых, экономист - это звучит солидно, а я, признаюсь честно, тщеславна. Этим словом называют также учёных, работающих в сфере экономики, и такая аналогия мне очень льстит. В-третьих, работа экономиста хорошо оплачивается, что для меня имеет отнюдь не последнее значение. И наконец, мне всегда нравились точные науки, особенно математика. Мне по душе работа с цифрами, а вот составление текстов - писем, сочинений - не вдохновляет. Я считаю, что у меня аналитический склад ума. Знаю, что экономисты осуществляют анализ хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений. Это больше всего связано именно с математикой, точнее, с алгеброй. Я люблю решать различные алгоритмы и уравнения, поэтому с удовольствием буду ежедневно заниматься этим на работе.

Вот какие рассуждения предопределили мой выбор. Я амбициозна, поэтому хочу достичь финансовой независимости от родителей и заработать себе на жильё. А когда родители выйдут на пенсию, планирую материально помогать им.

Чтобы мои мечты воплотились в реальность, мне придётся много трудиться. Только так можно стать высококвалифицированным специалистом и достичь высот в своей профессии.

Таким образом, экономист - та специальность, с помощью которой я смогу реализовать свои интересы и способности. После окончания школы планирую поступать в экономический ВУЗ. Надеюсь на успешное окончание обучения в университете и удачное трудоустройство по профессии в дальнейшем будущем.

Моя профессия сегодня, завтра…

Введение.......................................................................................................... 3

1. Профессия экономист.................................................................................. 4

2. Специфика профессии................................................................................. 6

3. Перспективы профессии.............................................................................. 8

Заключение.................................................................................................... 11

Список использованной литературы........................................................... 12

Введение

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились.

Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.

Экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда.

В данной работе будут рассмотрены все плюсы и минусы профессии экономиста, основные требования, предъявляемые к кандидатам, и перспективы на будущее.

1. Профессия экономист

Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок в освоении новой техники и технологии.

Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера. Кроме того, он знает, как оценить результаты труда работников предприятия.

Экономист планового отдела определяет наиболее эффективные пути получения прибыли. Для этого он сначала рассчитывает, какие доходы можно получить в будущем и сколько средств для этого понадобится. Затем он считает прибыль и обдумывает, как ее использовать. Таким образом, он планирует хозяйственную деятельность предприятия. Потом экономист будет оценивать, насколько реализовался его план, то есть проводить анализ выполнения намеченных планов и достигнутых предприятием результатов. Он сделает выводы и приступит к разработке планов на следующую перспективу.

Задача экономиста по финансовой работе - сформировать и распределить доходы и накопления, обеспечить финансовыми ресурсами производство. Этот специалист следит за тем, чтобы предприятие выполняло свои финансовые обязательства перед государством и банками, правильно платило налоги, вовремя рассчитывалось с поставщиками.

Существуют и другие экономические специальности: экономисты по договорной и претензионной работе, материально-техническому снабжению, сбыту и т.д.

Тот, кто хочет быть экономистом, в первую очередь должен любить и хорошо знать математику. Кроме того, работа экономиста требует аккуратности и точности, а поскольку ему зачастую приходится отстаивать интересы предприятия, он должен быть принципиальным и честным человеком. Чтобы стать грамотным экономистом, надо закончить экономический ВУЗ. Там изучают теоретические основы экономики, статистику, основы финансовой и банковской деятельности. Кроме того, экономист обязательно должен хорошо знать специфику того предприятия, на котором ему предстоит работать.

Основным плюсом профессии экономиста является то, что экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда. Также неотъемлемым составляющим является высокая заработная плата.

Одно из основных требований работодателя к кандидатам является опыт работы на аналогичных должностях. В свою очередь, это представляет собой замкнутый круг, так как специалист, только закончивший ВУЗ, не имеет опыта работы, и ему будет сложно устроиться на должность экономиста.

Но в большинстве случаев выпускники все-таки находят применение своим знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке. Но по статистике около 50 % выпускников экономических специальностей предпочитают банки или консалтинговые компании.

К личным качествам, которыми должен обладать экономист относятся:

· Умение анализировать большой объем информации,

· Хорошая память,

· Высокая концентрация внимания,

· Терпение,

· Коммуникабельность,

· Организаторские способности.

Большим преимуществом этой профессии также является то, что начать можно с позиции рядового экономиста, а в перспективе - стать управляющим предприятием, который отвечает за развитие компании, ее конкурентоспособность, контролирует и координирует деятельность всех структурных подразделений. С опытом возрастают и доходы.

Основные решаемые задачи профессии «Экономист»:

· сбор, обработка, оценка первичной экономической информации;

· анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия;

· прогнозирование экономических явлений и процессов;

· участие в планировании хозяйственной деятельности предприятия;

· выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики;

· организация работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала, определению результатов хозяйственно–финансовой деятельности предприятия;

· практическое применение принципов и правил аудита основных хозяйственных операций.

Основные виды профессиональной деятельности специалиста:

· учетно-аналитическая;

· контрольно–ревизионная;

· аудиторская;

· консалтинговая;

· организационно–управленческая;

· нормативно–методическая.

2. Специфика профессии

К экономисту очень высокие требования. Он должен владеть солидным теоретическим багажом:

· разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового,

· уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию,

· уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции - распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов.

Чтобы справляться с этими задачами, экономист обязан прекрасно владеть математическим аппаратом. Не случайно на всех без исключения экономических факультетах изучению математики отводится очень большое место.

Информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, не могли не наложить своего отпечатка на работу специалистов этого направления. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд экономиста, но с другой - требуют повышенной компьютерной грамотности. Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего экономиста.

Прочных, но слишком узких знаний недостаточно, чтобы сделать действительно хорошую карьеру на экономическом поприще. Нужна еще и богатая общая культура, которую дает гуманитарное образование. Философия, социология, политология - науки, владение которыми помогает экономисту не терять широты мышления, уметь видеть за деревьями лес, иначе говоря, вписывать конкретные события экономической жизни в более широкий общественный контекст и давать им правильную оценку.

Особого упоминания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Ведь экономисту приходится действовать не в абстрактно-отвлеченной среде, а в реальных условиях хозяйственной жизни, подчиненной строгим правовым нормам и юридическим законам. Серьезно изучая право, студенты экономических факультетов не просто расширяют свой личный кругозор - они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.

Экономисту нужен так же английский язык. Грамотный экономист, где бы он ни работал, обязан знакомиться со специальной литературой, а она в основном появляется на английском. Да и сама терминология экономической науки во многом основана на английском языке. Знание еще одного иностранного языка, в основном немецкого или французского, также всячески приветствуется.

Главное качество любого экономиста - способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. Если более или менее сложные операции с числами и символами надолго вгоняют в ступор, будет очень трудно учиться на экономическом факультете и мучительно неинтересно работать.

Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Стабильность в работе ценится чрезвычайно высоко. Людям забывчивым, рассеянным от природы, лучше держаться от экономики подальше.

Большое значение имеет и общая эмоциональная устойчивость. Экономисту, особенно начиная с определенного уровня, приходится решать «уравнения» со многими неизвестными и брать на себя ответственность за риск. Умение сохранять «холодную голову», не поддаваться сиюминутным настроениям, строгий самоконтроль - бесспорно, положительные качества, а их отсутствие или прямая противоположность - веский довод лишний раз задуматься над правильностью сделанного выбора

3. Перспективы профессии

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

на тему «Почему я выбрал специальность экономист-менеджер на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

Введение ………………………………………………………………1

Причина выбора профессии ……………………………………..3-4

……...…..5-6

…………..……7-8

………………..……...9-11

Заключение …………………………………………………………12

…………………………...13

Введение

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились.
В смысловом плане слово «управление» близко к слову «экономика», обозначающему в переводе с древнегреческого языка правильность хозяйствования и домоводство.
Истоки менеджмента (управленческой деятельности) просматриваются уже в первых усилиях человека по упорядочиванию своего внутреннего мира, семьи, труда, противостояния природным силам. Управление объективно было востребовано в военных действиях людей, а затем оно стало приоритетным видом воинской деятельности.
Современный менеджмент – это отрасль научно-прикладного знания и опыт управленческой деятельности, ориентированный на обеспечение эффективного функционирования организации в условиях рыночной экономики. Он включает в себя управление интеллектуальными, сырьевыми, финансовыми ресурсами.

Немного об истории возникновения менеджмента. Простые формы упорядочения и организации совместного труда встречаются ещё в первобытнообщинном обществе, где управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, общины.

Различным аспектам управления уделили внимание и великие философы:
– Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) – дал характеристику управления, как особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсального управления.
– Платон (428 – 348 гг. до н.э.) – доказал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества, дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
– Аристотель (384 – 322 гг. до н.э..) заложил основу учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), в рамках которого указал на необходимость разработки «господской науки» обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Он отмечает, что «дело это хлопотное, поэтому, если есть возможность – возложить эти обязанности на управляющего».

То, что мы сегодня называем «менеджментом» (управлением – в вольном переводе) зародилось в Англии во времена промышленной революции в конце 18 в.

Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали начало внедрения новых принципов управления, что не стало неожиданностью.
В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики.

Причина выбора профессии

Восточная мудрость гласит: человек, увлеченный своей работой, живет дольше, чем тяготящийся ею. Эта философская мысль находит свое подтверждение во многих высказываниях. От изящного замечания английского экономиста Джона Беллерса: «Труд подливает масло в лампу жизни» - до размышлений русского хирурга Н.Н. Бурденко: «Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс».

Размышляя над данными высказываниями, мы видим, что работа приносит радость в жизни, удовлетворение и возможно продлевает саму жизнь человека лишь в том случае, если этот человек увлечен своей работой, если она любима. А любима и желанна работа в том случае, если она выбрана верно. Зона оптимального выбора профессии – это зона совпадения его интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей с потребностями общества. Но зачастую случается так, что выбранная профессия не удовлетворяет человека. С чем это может быть связано? На наш взгляд, одной из причин является несоответствие типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.

Уже в 9 классе перед многими учащимися встает вопрос о том, какую профессию выбрать, как правило, выбирая профессию, учащиеся совершают определенные ошибки, такие как выбор профессии «за компанию», перенос отношения к человеку на его профессию, незнание мира профессий, а так же незнание своих психологических особенностей, темперамента, характера, склонностей, способностей. К сожалению, в условиях современной школы мало уделяется внимания вопросам профориентации, а именно тому, как помочь ученику правильно выбрать свою будущую профессию.

Самой главной причиной выбора специальности экономист-менеджер на предприятии нефтяной и газовой промышленности для меня является её востребованность в современных рыночных условиях, потому что от работы менеджера зависит эффективность деятельности всей организации.

Получая квалификацию «экономист-менеджер», Вы получаете знания и практические навыки для решения следующих профессиональных задач:
разработка управленческих решений;
оперативное, тактическое и стратегическое планирование; анализ и контроль хозяйственных ситуаций;
проведение деловых совещаний;
оценка мотивации персонала;

Организация труда и заработной платы;
управление карьерой сотрудников.
В функции профессиональной деятельности экономиста-менеджера входит:
управление персоналом подразделений организации;
организация производства;
постановка экономических и управленческих задач;
контроль выполнения заданий;
анализ хозяйственной деятельности;
исследование тенденций развития организации и управление её развитием;
исследование рынка, разработка рыночных стратегий, оценка уровня конкурентов;
выполнение экономических расчётов по обоснованию управленческих решений.

Владение навыками менеджмента позволит:

Дать ответ на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении;
- использовать в технике новые методы организация труда и новые условия труда;
- активизировать деятельность групп людей, проявивших желание искать лучшие и эффективные приёмы и способы выполнения работы;
- развить достижения других наук, в т.ч. исследований в области человеческих отношений.

Перспектива и использование полученных знаний

Понятие «экономист-менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности.

Экономист-менеджер должен владеть основами рыночной экономики предприятия, методами рационального использования ресурсов и управления предприятием с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Для принятия правильных решений необходимо иметь знания в области высшей математики, основ информатики и вычислительной техники, экономической теории, экономико-математических методов и моделей, компьютерных информационных технологий; иметь навыки анализа конкретных экономических процессов и явлений, а также различных форм организации и управления производством.

Выпускник данной специальности подготовлен к работе в качестве экономиста-менеджера по следующим направлениям деятельности:

Административно-хозяйственной (руководители финансово-экономических служб предприятий и организаций);

Научно-производственной (организация и управление производственно-хозяйственной деятельностью, планирование, прогнозирование, составление бизнес-планов, разработка и внедрение ценовой и инвестиционной политики, инженерно-экономическое и математическое проектирование и моделирование производственных ситуаций, решение экономико-математических задач, проведение маркетинговых исследований, финансовый менеджмент).

Полученные знания позволяют свободно ориентироваться в международном бизнесе, иметь представление о методах и инструментах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, о мировой валютной системе и методам проведения валютно-финансовых расчетов по

внешне-торговым операциям. Также специалист может работать в плановых, производственных, финансовых отделах, бухгалтериях предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также нефтяной и газовой промышленности, работают в государственных, коммерческих, сберегательных банках, инвестиционных компаниях.

По окончании университета по специальности «Экономика и управление на предприятии» выпускники могут занимать должности экономиста, менеджера в следующих сферах деятельности: организационной, хозяйственной, планово-

экономической, инвестиционно-проектной, управленческой, научно-исследовательской и предпринимательской.

Полученные знания позволяют свободно ориентироваться в международном бизнесе, иметь представление о методах и инструментах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, о мировой валютной системе и методам проведения валютно-финансовых расчетов по внешне-торговым операциям.

На базе полученных знаний специалист может работать в следующих направлениях: организационно-управленческом, производственно-экономическом, социально-управленческом, проектно-экономическом, маркетинговом, внешнеэкономическом, аналитическом, и предпринимательском.

Экономист-менеджер может возглавлять предприятие (менеджеры высшего звена), а также возглавлять производственные подразделения предприятия (менеджеры среднего, низшего звена).

Работают экономисты-менеджеры на крупных и малых предприятиях всех отраслей промышленности и агропромышленного комплекса.

Свою квалификацию выпускники могут повышать путем обучения в аспирантуре и в институтах на факультетах повышения квалификации.

Основные дисциплины, составляющие базу специальности: экономическая теория, инженерно-экономическое проектирование и моделирование, универсальные системы обработки информации и статистика, основы техники и технологии, экономика предприятия отрасли, организация и планирование деятельности предприятия, теория управления (производственный менеджмент), бухгалтерский учет, маркетинг, инновационный менеджмент, финансы, денежное обращение и кредит, экономико-математическое моделирование, система налогообложения, основы внешнеэкономической деятельности, управление инвестиционными проектами, биржевое дело, операции с ценными бумагами, оценка недвижимости, основы банковского дела, финансовый менеджмент.

Понятия менеджмента и профессия менеджер

Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием в истории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт, новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такого не было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий. Вполне возможно, что менеджмент останется основным и наиболее весомым институтом общества до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. Это связано не только с тем, что менеджмент основан на природе современной индустриальной системы и на потребностях современных коммерческих предприятий, которым эта система должна предоставлять свои производственные и человеческие ресурсы.

Менеджмент является не только наукой и практикой, это и искусство, потому что многое зависит от способности человека проявлять свои интеллектуальные и лидерские качества. Не всё предопределено природой, многие качества развиваются в процессе обучения и практической деятельности.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия – человек, средством труда – оргтехника. Продуктом труда менеджера является управленческое решение.

Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций.

Связь между ними может быть описана следующей схемой:

Права и обязанности студента УГНТУ

ОБЯЗАННОСТИ

Самый главный закон нашей страны, Конституция РФ, гласит, что каждый гражданин Российской федерации имеет право на образование. И каждый же имеет полное право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но не каждый гражданин Российской федерации является студентом. На этот случай тоже предусмотрены всякие юридические тонкости. В общем студентом высшего учебного заведения становится лицо, зачисленное приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения.

С приобретением этого почётного звания, вы не должны забывать, что автоматически в нагрузку вам добавляются, совсем необременительные, с нашей точки зрения, обязанности. А суть их в следующем:

Студенты обязаны всемерно своей добросовестной учебой, научным поиском и достойным поведением хранить и приумножать лучшие традиции ВУЗа;

Овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и профессионально-образовательными программами;

Соблюдать Законы Российской Федерации в области образования, Устав ВУЗа, Правила внутреннего распорядка и другие Положения, имеющиеся в учебной части ВУЗа;

Беречь имущество Университета и нести в установленном порядке ответственность за его порчу;

Выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера и правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

За нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом университета и Правилами внутреннего распорядка, в том числе за академическую неуспеваемость, к обучаемому могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из Университета. Обучаемые с возмещением затрат на обучение могут быть также отчислены в случае нарушения условий договора.

На самом деле не всё так страшно как написано, главное быть в ладу со своей совестью и мозгами, и никакие обязанности обременять вас не станут. Лучше особое внимание уделите своим правам, их у нас гораздо больше, помните о них…

Каждый студент имеет право получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;

Участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Университета и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

Выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами;

Осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Университете, в порядке, предусмотренном отдельным Положением, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию с их руководителями);

Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

Бесплатно пользоваться в государственных ВУЗах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений ВУЗа в порядке, установленном Уставом ВУЗа; а также бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

Представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях ВУЗа;

Обжаловать приказы и распоряжения администрации ВУЗа в установленном законодательством РФ порядке;

Для студентов очной формы обучения не менее, чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее, чем семь недель.

Студент ВУЗа имеет право получать от администрации ВУЗа информацию о положении "в сфере занятости населения РФ".

Переходить с платного обучение на бесплатное в порядке, предусмотренном Уставом ВУЗа.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным

органом управления образования. (Право на академический отпуск)

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен местом в общежитии, отвечающим санитарным нормам и правилам, при наличии соответствующего жилищного фонда ВУЗа. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии. (Права проживающих в общежитии)

Студент имеет право на восстановление в ВУЗе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (платной или бесплатной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в ВУЗе студента, отчисленного по неуважительной причине, определяется Уставом ВУЗа. (Право на перевод и восстановление)

Студентам ВУЗов гарантируется свобода перехода в другой ВУЗ в порядке, установленном федеральным органом образования. При переходе из одного ВУЗа в другой за студентов сохраняются все права как за обучающимися впервые на данной ступени высшего профессионального образования. (Право на перевод и восстановление)

Получать образование по военной специальности в установленном законодательством РФ порядке (Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса является составной частью добровольной подготовки гражданина к военной службе. Подготовка офицеров запаса осуществляется в высших учебных заведениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты ВУЗов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с Уставом ВУЗа.

Заключение

Итак, выбрав профессию экономист-менеджер, в дальнейшем я планирую устроиться на работу в крупное предприятие нефтяной и газовой промышленности.

Высокие требования к подготовке специалистов менеджмента предъявляются в с вязи с возрастающей ответственность за подготовку и принятие управленческих решений.

Портрет современного экономиста-менеджера включает следующие характеристики: коммуникабельность, предприимчивость, креативное мышление, стремление к саморазвитию, ответственность и организованность. Надеюсь,что именно этими качествами я буду обладать по окончании учёбы в Уфимском Государственном Нефтяном Техническом Университете.

Список использованных источников

1.«Происхождение профессии экономист-менеджер», «История возникновения менеджмента»,

http://www.psunbrb.by/go/process/O_specialnostjakh/ Ehkonomika _ i .

2. Сетков В.И. Основы общего менеджмента (краткий курс). – М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации, «Вопросы психологии», 1988 №1 – с. 77-82.

4. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: 2003.

5. «Специальность Экономика и управление на предприятии»,

http://www.sseu.ru/edu/fac/ief/spec/ .

6. «Права и обязанности студента», http://www.studmost.ru.


Идеи величайшего экономиста Карла Маркса легли в основу идеи русской революции. Владимир Ленин нашел в них правду нового мира, нового устройства. Труды ученого изменили не только российскую, но и мировую историю. Именно на их основе был выстроен коммунизм в советской интерпретации. Джозеф Стиглиц критиковал политику Всемирного банка даже будучи главным экономистом этой организации. Он буквально заставил мировую общественность обратить внимание на помехи, которые свободный рынок создает в развивающихся странах. Пол Кругман и вовсе казался прорицателем, потому как на протяжении всего президентства Джорджа Буша предсказывал экономические последствия каждого решения первого лица государства и оказывался правым.

Сложно переоценить роль ведущих специалистов в мировой экономике. Но реально ли добиться подобных высот, окончив один из провинциальных российских ВУЗов? Кто такой экономист, что должен знать и на что может рассчитывать специалист? Поговорим об этом далее.

Кто такой экономист

Экономист – специалист в области экономических наук. В основе его профессиональной деятельности исследование, планирование и руководство деятельностью (прежде всего, хозяйственной). Вопреки распространенному мнению, экономика – это гуманитарная наука, а не техническая. Не стоит путать профессию со специальностью бухгалтера или финансиста. Это самостоятельная отрасль, а работа специалистов направлена именно на анализ, планирование, исследование последствий и рисков. Экономист может быть ученым (теоретиком) или руководителем (практиком). От должности зависит перечень обязанностей и задач.

Чем занимается экономист-практик:

  • Планирует деятельность компании.
  • Анализирует процессы, разрабатывает стратегии повышения экономической эффективности.
  • Определяет систему оплаты труда персонала, его финансовой мотивации.
  • Рассчитывает затраты и прибыль предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  • Контролирует финансовые процессы на предприятии.

Экономист-практик также может занимать должности в государственных учреждениях – например, быть министром экономического развития. Однако чаще подобные должности достаются теоретикам – ученым, способным смотреть на вещи шире и работать с более масштабными экономиками городов, регионов и стран. Практики чаще востребованы на предприятиях, в банках и других финансовых учреждениях, в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. В зависимости от квалификации специалист может занимать разные должности в структуре компании.

Ключевые особенности профессии

Главная задача специалиста на предприятии – организовать деятельность таким образом, чтобы оно было рентабельным, а прибыль постоянно росла. Для высоких доходов компании недостаточно одних только знаний экономики.

Потому важно обеспечить взаимодействие с инженерами, маркетологами, менеджерами по персоналу, вышестоящим руководством и другими звеньями организации.

Пример : экономист считает необходимым закупить недорогое китайское оборудование в условиях кризиса и сократить данную статью расходов на 30%. Но инженеры производства знают, что конкретно эта техника не позволит обеспечить выработку по норме и качество продукции. Если решение будет приниматься на основании одной только экономической составляющей – это приведет к краху. Потому так важен контакт с персоналом компании, с ее руководством.

Соответственно можно выделить базовые особенности профессии:

  1. Необходимость выстраивать контакт с персоналом компании, собирать информацию от экспертов в каждом конкретном вопросе.
  2. Участие в построении масштабных стратегий, умение обеспечивать их реализацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  3. Актуальность постоянного анализа ситуации на рынке и повышения собственной квалификации – рынок слишком быстро меняется.

Кроме того, каждое предприятие может требовать от специалиста выполнения разного круга задач. Так небольшая компания не может позволить себе содержать широкий штат персонала в сфере экономики и финансов. Соответственно экономист может брать на себя функции бухгалтера, финансиста, аудитора и других специальностей, которые к его основным должностным обязанностям относятся косвенно. Практика показывает, что экономистами в исходном понимании значения этой профессии преимущественно являются ученые и чиновники, которые абстрагированы от реалий современного производства.

Что должен знать экономист

Прежде всего, теорию. На практике работать этой должности могут менеджеры, специалисты по финансам и кредиту. Но в сравнении с узкими специалистами в отрасли они имеют ключевой недостаток – отсутствие профильного высшего образования. В ходе него закладывается самая мощная теоретическая база, которую важно уметь применять на практике.

Что должен знать экономист в первую очередь:

  • Теорию экономических наук.
  • Бухгалтерский учет.
  • Прецеденты из мирового опыта.
  • Алгоритмы выхода из кризиса.
  • Инвестиции и менеджмент.

Многие специалисты получают второе образование после трудоустройства. Например, при работе в компании, специализирующейся на производстве продуктов питания, они получают дополнительную профессию технолога производства. Это помогает повысить эффективность работы и понимание ключевых особенностей функционирования предприятия. Экономика в этом случае неразрывно связана с производством. И обеспечить максимальную прибыль компании, наименее болезненный выход из кризиса и эффективность труда можно только при экспертном знании специфики работы предприятия.

Какими личностными качествами должен обладать специалист

Аналитический склад ума . Экономист – прежде всего, стратег и отличный управленец. В этой ситуации ему необходимо много анализировать, видеть то, что не видит даже вышестоящее руководство компании.

Исследование рынка, мониторинг динамики экономического развития компании, выстраивание стратегии увеличения прибыли и сокращения текущих расходов – базовые задачи специалиста.

Аналитический склад ума и умение видеть картину рынка в нюансах – ключевые качества, которыми должен обладать специалист.

Перфекционизм . Психологи называют постоянное стремление к идеалам отклонением от нормы, но для экономиста оно в некоторой степени необходимо. Один упущенный нюанс может сделать неверной всю экономическую картину работы предприятия. В этой ситуации особенно важна самоотдача, готовность многократно перепроверять стратегии и идеи. Важную роль играет и постоянное развитие, стремление к самообразованию и изучению мирового опыта. Рынок не стоит на месте, и экономист нуждается в постоянном анализе ситуации.

Коммуникабельность . Специалисту-практику необходимо контактировать с сотрудниками предприятий, организаций, заведений и учреждений. Он не может быть экспертом по всем вопросам, потому умение получать профессиональное мнение от человека, который лучше разбирается в каком-либо вопросе, особенно важно. Не менее важно находить общий язык с руководством и убеждать его в правильности предложенной стратегии экономического развития или выхода из кризиса – на практике начальники редко доверяют подчиненным вне зависимости от квалификации и достижений сотрудника.

Где лучше всего учиться на экономиста

Презентация учебного заведения не должна сбить вас с толку. Негосударственные ВУЗы, онлайн-университеты – все это хорошо, но только не для первого образования. Его лучше всего получить в классическом государственном университете или институте. И чем более престижным будет выбранное вами учебное заведение – тем лучше.

  • Академия народного хозяйства и государственной службы.
  • Высшая школа экономики.
  • МГИМО.
  • Экономический университет им. Плеханова
  • МГУ им. Ломоносова.

Лидерство этих ВУЗов неоднозначное. В разных рейтингах в ТОП-5 входит СПбГУ, Финансовый университет при правительстве РФ и другие высшие учебные заведения.

Обращайте внимание не столько на статистические, сколько на реальные показатели. Узнайте в приемной комиссии, какой процент выпускников работает по специальности. Уточните усредненные данные по заработным платам. Обратите внимание на отзывы студентов и выпускников – эта информация постоянно меняется и будет актуальной только на момент поиска. Не ленитесь находить и анализировать ее.

Есть ли шанс у выпускников региональных, менее престижных ВУЗов на успешную карьеру? Безусловно. Выпускники престижных университетов имеют преимущества на старте, но по мере работы все преференции растворяются. Сможете вы сделать головокружительную карьеру или будете довольствоваться средней заработной платой – зависит только от вас. 90% лучших экономистов мира окончили престижные ВУЗы. Но попасть в оставшиеся 10% вполне реально, если вы этого действительно захотите.

Плюсы и минусы профессии

Говоря о преимуществах и недостатках, важно держать в голове их условность. В разных компаниях и организациях экономисты могут быть наделены разными полномочиями, к ним могут предъявляться разные требования. Поэтому отметим лишь те достоинства и недостатки, которые являются наиболее распространенными и претендуют на объективность.

Плюсы профессии экономист:

  • Шанс сделать головокружительную карьеру.
  • В среднем высокая заработная плата.
  • Престижная профессия.
  • Возможность занять руководящие должности.
  • Интересная работа для людей с аналитическим складом ума.
  • Существенное влияние.

Влияние специалиста выражается в его профессиональной роли: именно от правильности выбранной стратегии экономического развития будет зависеть судьба предприятия, а иногда и региона, страны, мировой экономики. Когда школьники пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия – экономист» они не всегда осознают значимость этой специальности. Но так же часто они забывают о существенных недостатках.

Минусы профессии экономист:

  • Сложность обучения.
  • Минимум бюджетных мест.
  • Преференции выпускникам престижных ВУЗов.
  • Сложная работа без инструкций и алгоритмов.
  • Необходимость постоянно совершенствоваться.

Отсутствие инструкций – один из ключевых недостатков. Если в школе вы привыкли учить формулы, теоремы и решать на основе полученных знаний шаблонные задачи, то тут все будет совсем иначе. Вы знаете, как руководитель крупной компании справился с кризисом. Но не знаете, что делать, когда ваша компания несет убытки из-за неудачи рекламной кампании. Потому ни о каких инструкциях и гарантиях верности принятого вами решения и речи быть не может.

Сколько получает экономист

Заработные платы разнятся не только в регионах – наблюдается существенная разница между максимальной и минимальной оплатой труда.

Средняя зарплата экономиста в России – 42 тысячи рублей. Но очевидно, что это «средняя температура по больнице». Порядка 70% специалистов работают в регионах и получают не более 25-27 тысяч рублей. Здесь разрыв существенный даже в сравнении со средними показателями по стране.

В столице средняя зарплата экономиста – 90 тысяч рублей. Но и здесь есть специалисты, которые работают за пресловутые 30 тысяч. Разрыв между максимальной и минимальной оплатой труда существенный. Согласно статистике, лучшие специалисты России в области экономики получают свыше 450 тыс. рублей в месяц. Естественно, доля их от общего числа крайне мала. Размер вашей заработной платы будет зависеть только от вас – никто не сможет гарантировать максимум.

Резюме

Если вы решили выбрать экономику в качестве сферы своего профессионального развития, то постарайтесь выбрать для обучения государственный и максимально престижный ВУЗ. Помните, что это не самая легкая профессия, она подойдет только очень ответственным, развитым людям с аналитическим складом ума. Вам придется много работать и рисковать, чтобы сделать отличную карьеру. Надеется на огромные зарплаты сразу после окончания университета не стоит.

Евгения Мельникова

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.