Кредиты

Письменная речь как особый вид речевой деятельности. Характеристика письма как вида речевой деятельности Речевой деятельности устной речи письму

Письменная речь как особый вид речевой деятельности. Характеристика письма как вида речевой деятельности Речевой деятельности устной речи письму

Лекция № 1 «Письмо как вид речевой деятельности. Особенности письменной речи и ее коммуникативные возможности»

Цель: Исследовать специфику письма как одного из видов речевой деятельности в коммуникативном аспекте.
Задачи: 1. Определить основные термины и понятия курса. 2. Обозначить аспекты изучения письменной речи. 3. Проанализировать особенности письма с точки зрения выполняемых функций. 4. Сформировать представление о коммуникативных возможностях письменной речи через ее сопоставление с устной речью.
План:
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
§ 2. Функции письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной речью.

§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
По подсчетам ученых, человек посвящает разнообразным формам речевой деятельности порядка 70 % своего «жизненного» времени. Основными видами речевой деятельности являются чтение, говорение, слушание, письмо.
Критерий владения основными видами речевой деятельности определяет степень коммуникативной компетенции человека – совокупности знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения (В.В. Соколова).
Характеристика основных видов речевой деятельности осуществляется с позиций теории деятельности, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. В рамках данного подхода функционирование каждого вида речевой деятельности рассматривается комплексно, с учетом различных факторов: характера намерений каждого из участников коммуникации и специфики их взаимоотношений, жанрово-типологической принадлежности текста, стилистических параметров, в целом – коммуникативной стратегии и смысловой программы, определяющих средства и способы достижения определенного коммуникативно-прагматического эффекта в общении. В русле обозначенного подхода под каждым видом речевой деятельности понимается осознанный волевой акт, а не ответное физическое действие в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы на поступивший из окружающей среды сигнал. Вследствие этого в современной исследовательской литературе разводятся понятия «физического процесса, связанного с речью» и «собственно речевой деятельности в разных ее видах». Последнему необходимо обучать, поскольку в речевую деятельность, таким образом понимаемую, человек «сам собой не врастает» (Л.С. Выготский).
Методика исследования письма как вида речевой деятельности предполагает сосредоточение внимания, во-первых, на изучении особенностей письменного речевого поведения отдельной языковой личности и, во-вторых, на анализе текстовой деятельности – специфичной формы коммуникации посредством письменных текстов разной жанрово-стилевой ориентации.
В лингводидактике под языковой личностью понимается человек, способный участвовать в речевой практике. Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать (Г.И. Богин). Задача развития языковой личности предполагает, в частности, совершенствование письменно-речевых способностей высшего уровня, который соотносится со следующими навыками и умениями:
1) целенаправленно создавать письменные тексты разной жанрово-стилевой ориентации, отвечающие прагматическим условиям общения;
2) работать над формированием и совершенствованием индивидуального письменно-речевого стиля, уметь обрабатывать собственный речевой опыт, накопленный в различных сферах и ситуациях общения;
3) редактировать текст с учетом орфографических, пунктуационных, стилистических и других видов норм письменной речи;
4) вырабатывать свободные навыки активной и самостоятельной интерпретации письменного текста;
5) воспринимать и усваивать разные виды информации из письменно-речевых сообщений;
6) обосновывать и понимать психологические процессы, отражающиеся в письменной сфере общения, уметь их прогнозировать и ими управлять.
При этом очевиден факт разделения основных видов речевой деятельности на рецептивные, направленные на восприятие готового речевого сообщения, и продуктивные, предусматривающие работу по созданию собственных текстов. Письмо относится ко второму типу.
Чрезвычайно важной проблема оптимизации речевого развития личности видится с позиций культуры письменной речи. Культура письма входит как составляющая в понятие общей культуры личности и представляет собой умелое и свободное использование письменных языковых средств с учетом соответствующей коммуникативной ситуации.
Письменная речь и письменный текст выступают объектами исследования для многочисленных областей научного знания (истории, философии, психологии и пр.). Перечень наиболее актуальных вопросов лингвистического изучения письменной речи включает ее рассмотрение со следующих позиций:
1) с точки зрения семиотики (учения о знаках) письменная речь анализируется в качестве определенного способа кодировки смысла в знаке. Буква выступает здесь как графический символ, отображающий на письме звук, алфавит – как тип визуальной знаковой системы;
2) графологический аспект предполагает выявление особенностей отражения в почерке психологических свойств пишущего;
3) с позиций нормативистики анализируются нормы письменной речи в их соотношении с нормами устной речи;
4) прагматический подход в исследовании письма основывается на выявлении различных способов его воздействия на адресата;
5) в аспекте теории речевых жанров изучаются жанрово-стилевые особенности письменных текстов;
6) гендерный аспект предполагает «прочтение» письменных текстов с позиций «мужского» и «женского» начал, осмысляемых в качестве определенных концептов культуры;
7) в рамках методологического подхода письменная речь выступает в качестве основного предмета рассмотрения в различных обучающих методиках;
8) юрислингвистика анализирует письменные тексты с точки зрения функционирования в них инвективных (оскорбительных) языковых средств.

Литература:
Бабаева Э.У. К проблеме отождествления личности по признакам письменной речи // Правоведение, 1968. № 6.
Б. де Куртенэ. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982.
Гельб И.Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М., 1982.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Лебедева Н.Б. Об аспектах юрислингвистики // Актуальные проблемы филологии. Барнаул, 1998.
Моргенштерн И.Ф. Психографология: Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. М., 1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
Нефедова Н.В. Основы культуры речи: Учебное пособие. Новочеркасск, 2000.
Осипов Б.И. Основные этапы истории русского письма // Язык и письмо. Волгоград, 1988.

Вопросы для самопроверки:
1. Какое место среди основных видов речевой деятельности занимает письмо? Сравните Вашу точку зрения с мнением некоторых исследователей (в частности, Маделин Беркли-Ален) о следующем процентном соотношении между разными видами речевой деятельности: слушание – 40%, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%. Попытайтесь прокомментировать эти количественные данные.
3. Как взаимосвязаны между собой все разновидности речевой деятельности?
4. В какой последовательности человек овладевает видами речевой деятельности?
5. Охарактеризуйте особенности письменно-речевой деятельности с позиций коммуникативного подхода, ориентируясь на актуальность тех или иных факторов текстообразования.
6. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры письменной речи.
7. Каковы лингвистические и экстралингвистические факторы, делающие речь человека грамотной?
8. Как соотносятся понятия «культура письменной речи» и «речевой этикет»?

§ 2. Функции письменной речи.
Велика роль письма в жизни языка, нации, отдельного человека. Перечень ключевых функций письменной речи таков:
1. Поскольку литературный язык восточных славян возникает именно в письменной своей разновидности, можно утверждать, что состояние системы письма и письменности в целом выступает критерием развития литературного языка.
2. Письменная речь является особой формой порождения и обозначения мысли, «вербализованной версией ментального представления события» (В. Дейк).
3. Письменные тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты, летописи и пр.) – материал, имеющий историческую значимость, это своеобразные документы эпохи.
4. Для всех письменных текстов характерна коммуникативная функция.
5. Письмо выступает как мощное средство обучения языку.
6. Письменно-речевая деятельность способствует обобщению и передаче человеческого опыта, ей свойственна функция средства развития культурного сознания цивилизации. С этих позиций видится целесообразным рассмотрение феномена письменной ментальности эпохи – отражения на письме специфичных черт определенной исторической эпохи и национального менталитета.

Литература:
Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.
Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. М., 1987.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Издание 2-ое / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М., 1998.
Фридрих И. История письма. М., 1979.
Щерба Л.В. Теория русского письма. М., 1983.

Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль письменности в человеческой культуре?
2. Какова причина появления такого жанра письменной речи, как дневник? Приведите примеры современных модификаций этого жанра.
3. Какая разновидность литературно-художественного творчества не имеет в качестве первичной формы своего существования письменную?
4. Расскажите о чертах письменной ментальности эпохи Петра I. Какими лингвистическими и экстралингвистическими факторами они мотивированы?
5. Какова роль технического прогресса в процессе развития письма и письменности?
6. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминировала бы какая-либо одна из функций письменной речи.

§ 3. Основные термины и понятия курса.
Письмо – 1) вид речевой деятельности; 2) знаковая система, отображающая письменную речь; 3) жанр письменного текста.
Письменная речь – особая форма порождения и обозначения мысли; речь, изображенная на бумаге или другом материальном носителе при помощи системы специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменный текст – продукт реализации письменной речи, имеющий определенную жанрово – стилевую природу.
Письменная форма коммуникации – особая, опосредованная через текст, форма общения между людьми, отличающаяся дистанцированным (во времени и пространстве) характером контакта между автором и адресатом, отсутствием невербального компонента в общении, наличием особой системы средств выражения.
Письменность – 1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.

Литература:
Земская Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.
Дьяконов И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. М., 1994.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику эпистолярному жанру «дружеское письмо» с учетом специфики письменной сферы коммуникации.
2. Каким образом «восполняется» нехватка невербальных средств общения при письменном контакте?
3. Насколько важен при письменном общении фактор пресуппозиции (дотекстовых знаний о ситуации общения)?
4. Объясните причину существования в старину на Руси письмовников – сборников образцов для составления писем. Как проявляется фактор отсутствия непосредственного контакта между коммуникантами в современных написанных и напечатанных текстах разных жанров и стилей?
5. Древние письменные знаки, буквы называются «письменами» (например, «рунические письмена», «древние славянские письмена» и пр.). В чем их значимость?

§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной.
Русский литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресатной направленности, определенными способами восприятия. Различия письменной и устной форм речи обусловлены следующими факторами:
1. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками (акустическим кодом). Письменная речь – видимая, передаваемая посредством букв (графического кода).
2. В условиях устного общения происходит визуально-слуховой контакт коммуникантов. В процессе письма становится задействованным визуально-моторный аппарат.
3. Письменная и устная формы речи характеризуются различными видами норм: к устной речи предъявляются, прежде всего, орфоэпические требования, к письменной речи – орфографические, пунктуационные, каллиграфические.
4. В устной сфере общения, как правило, имеет место непосредственная форма контакта между коммуникантами. В письменной сфере коммуникации автор текста и его адресат разделены временными и пространственными параметрами. Это затрудняет установление контакта, поэтому автор письменного текста должен стремиться в максимальной степени усовершенствовать текст, чтобы быть понятым.
5. Использование письменной формы выражения мыслей означает возможность продумывания речи, говорящий же вынужден мыслить и говорить одновременно. Письменный текст можно подвергнуть литературному редактированию – процессу адаптации к нормам письменной речи.
Данными различиями обусловлены коммуникативные возможности устной и письменной форм речи – потенциальные способности, репрезентируемые в коммуникации.
Устная речь представлена богатым выбором интонационных средств, включая мелодику речи, логическое ударение, громкость, четкость произношения, паузы. Необходимо учитывать также присутствие в устной сфере коммуникации невербальных способов передачи информации. В письменной речи интонацию заменяют знаки препинания, но они не отражают в полной мере всего разнообразия речи, поскольку система знаков препинания в русском языке основана на передаче синтаксической, а не интонационной структуры фразы. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц (Ср.: Он приехал – ударным может быть любое слово; Даже он приехал – ударным может быть только слово он). Но задуманная автором и воспроизведенная на письме интонация далеко не всегда совпадают, о чем свидетельствуют различия в чтении одного и того же текста разными людьми, даже мастерами слова. В устной речи интонация служит языковым средством передачи смысла, в сфере письменной коммуникации она может быть только производным, несамостоятельным явлением.
Отчасти в письменной сфере коммуникации «берут» на себя роль невербалики графические средства (кавычки, прописная буква, размер шрифта и пр.), начиная выполнять смыслообразующую функцию.

Литература:
Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка. М., 1985.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н. Ширяев. М., 1998.
Лаптева О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы языкознания, 1984, № 6.
Мучник Б.С. Письменная передача мыслей. Алма – Ата, 1979.
Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М., 1998.

Вопросы для самопроверки:
1. Назовите общие и различительные свойства устной и письменной форм речи.
2. О каком способе работы над письменной речью говорится в высказывании Т.А. Ладыженской: «Говорящий говорит набело, исправляя на ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может возвратиться к написанному, совершенствовать его многократно»?
3. Чем отличаются между собой «смежные» жанры устной и письменной научной речи: доклад и статья, лекция и раздел в учебнике? В рамках какого из функциональных стилей русского языка нельзя найти жанровые «параллели» относительно их устной и письменной разновидностей?
4. Какие свойства может «противопоставить» письменная речь таким характеристикам устной речи, как неподготовленность, линейность, необратимость, связь с непосредственным моментом речи, автоматизм и случайность в употреблении речевых средств?
5. К какой разновидности языка (устной или письменной) можно отнести чтение вслух написанного текста, фольклорные тексты, театральный спектакль, чтение готового текста научного доклада, текст SMS - сообщения?

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

  • графику – систему знаков-графем
  • орфографию – правописание, систему правил использования знаков
  • запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности
  • письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, — это выражение мыслей в графической форме.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

  • процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;
  • если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
  • формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;
  • овладение письменной речью наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

иностранный язык интернет письмо учебный

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Бодуэн де Куртенэ впервые обратил внимание на письмо как на самостоятельный лингвистический объект, и он по праву считается основоположником теории письма. Данный аспект в своих исследованиях рассматривали Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, П.К. Анохин и другие. Вопрос о существовании системы письменного языка, его автономности, частичной независимости от системы устного языка впервые поставили ученые Пражской лингвистической школы А. Артимович (1932), Й. Вахек (1964), а также Д. Нериус (1959), В. Истрин (1965), Е. Маевский (1976), И. Гельб (1982) и другие.

В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Возрастание роли письма в учебном процессе по ИЯ связано также с использованием в настоящее время творческих, интерактивных форм работы с языком.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, а письменная речь как процесс выражения мыслей в графической форме.

В современной методической литературе различают письмо и письменную речь.

Л.К. Мазунова отмечает, что «механизм письма состоит из двух звеньев: составления слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. В методическом плане различаются умения двух порядков: 1) владение графической и орфографической системами языка для фиксирования отдельных слов и 2) умения сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения. Умения первого типа в методической литературе принято называть письмом, второго - письменной речью. Отсюда следует, что «письмо» включает в себя «письмо как техническое умение» и «письменную речь»

По определению Е.Н. Солововой, письмо - это овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.

Г.В. Рогова указывает, что письмо является сложным речевым умением, которое позволяет обеспечить общение людей при помощи системы графических знаков. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Л.К. Мазунова дает следующее рабочее определение письма.

Письмо как объект овладения представляет собой специфическую речевую способность, обеспечивающую коммуникацию/общение посредством письменного языка и канонических текстов; данная способность длительно формируется в условиях специально организованной мотивированной письменной текстовой деятельности рецептивно - репродуктивно-продуктивного характера.

Коммуникация и общение являются неотъемлемыми компонентами естественного пользования языком в любой его форме - устной и письменной, и поэтому должны присутствовать в процессе обучения письму. Связь между коммуникацией и общением, устной и письменной формы языка отображена схематично. (см. схему №1 с.34)

Коммуникация, опосредуемая рецептивной текстовой деятельностью, мотивируя последнюю, обеспечивает 1) усвоение текстологических знаний, 2) овладение способами обращения с текстом - сжатие, расширение, трансформации, 3) концептуализацию предметно-содержательных, в том числе лингвокультурологических и формально- языковых знаний, а также 4) развитие умений создания текстов вторичных жанров.

Общение, опосредуемое продуктивной текстовой деятельностью, 1) обеспечивает психологически полноценные условия для порождения текста заданного образца (канона), т.е. создает естественно-мотивационную основу для продуцирования адекватного текста, 2) стимулирует текстотворчество (креативное письмо), 3) способствует развитию умения толерантного редактирования как метода коррекции созданного обучаемым текста.

Письменная речь включает в себя как обязательные элементы графические и орфографические навыки.

Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении.

Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности не только своей специфичностью, но и степенью распространенности использования ее в быту. Пользование письменной речью на иностранном языке имеет малую практическую значимость.

Структура письма

(СИСТЕМА)

КОММУНИКАЦИЯ

Письменная форма

Устная форма

КОММУНИКАЦИЯ

Схема 1. «Структура письма» предложена Л.К. Мазуновой

Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, т.к. в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе в работе над письмом важна орфография в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Письменная речь приобретает еще одну важную роль - она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.

По мнению психологов, письменное кодирование информации на любом языке представляет собой сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения и перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность: «программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания, выбор звуков, выход». Эта деятельность при выражении мыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. Во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1)кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде и 2)кодирование с помощью графического кода.

Анализ деятельности, осуществляемой в процессе формирования письменных сообщений, показывает, что письменная речь носит вторично кодовый характер. Эту точку зрения разделяют большинство ученых. Однако некоторые авторы утверждают, что графический код обладает определенной автономностью и не может трактоваться как вторичный по отношению к звуковому.

Два этапа формирования письменной речи (кодирование и декодирование, и кодирование в графике) и наличие устного упреждения определили связь письма с устной речью и чтением и сделали его важным средством обучения языку.

Факт, что при оформлении собственных письменных высказываний первым этапом являются те же операции, что и при формировании устных сообщений, дает основание отнести письменную речь к репродуктивной деятельности. Следовательно, упражнения в письменной речи помогают развитию устной речи.

Письмо как средство и как цель обучения присутствует в учебном процессе параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию уже на начальном этапе (например, заполнение анкеты) и достигать значительных результатов (написание рецензии), пользуясь сложными языковыми средствами.

Письменная речь характеризуется формализованностью как в плане языковых средств, так и в плане структуры текста. С развитием современных средств коммуникации эта формализованность усилилась многократно. Умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения. Овладение формальной структурой разных видов письменных текстов (языковой и содержательной) в изучаемом языке является важной целью обучения письменной коммуникации.

В современном межкультурном общении письма пишут от руки печатными буквами или печатают на соответствующей технике (ПК, мобильный телефон и т.д.).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции в письменной речи зависит не только от уровня владения конкретным иностранным языком, но и от общего уровня образованности пишущего, так как в основе лежит общее умение работать с информацией.

Существует несколько подходов к обучению письменной речи:

  • 1. Директивный (формально языковой) подход
  • 2. Лингвистический (формально-структурный) подход
  • 3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход

Сбалансированное использование вышеописанных подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности. В зависимости от целей обучения уровня владения языком и потребностей учащихся один из подходов может доминировать на определенном этапе учебного процесса.

Ориентация на процесс, а не на результат деятельности, самостоятельность учащихся в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений в виде стихов, сказок, рассказов и т.п. повышает мотивацию к изучению иностранного языка, что положительно сказывается на формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся на всех этапах овладения изучаемым языком.

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, А. А. Леонтьева и др. (50, 153, 155, 254). В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов чтения и письма, составляющих письменную форму реализации речевой деятельности, представлен в работах Р. И. Лалаевой (146 и др.).

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в «новейшей истории» человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как «Интернет» - общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла она из примитивных мнемонических знаков.

В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель - сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) - оставалась неизменной. В этом плане и завязывание узелков на память можно считать «прообразом» письменной речи. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты «узелковые записи», так называемые «квипу».

Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд «этапных» периодов.

Методика обучения украинского языка

Письмо как вид речевой деятельности

Письменная речь - это такой вид речевой деятельности, заключающийся в кодировании информации при помощи графических средств языка. Умение писать - это графически правильно изображать буквы алфавита, следуя орфографических норм; формулировать свои мысли в письменной форме.

Трудно переоценить роль письменной речи в жизни современного человека. С его помощью фиксируются полученные знания, происходит конспектирования, реферирования источников, интерпретировать исходный текст, создаются собственные высказывания. Поэтому совершенствование письменной речи учащихся является важным направлением деятельности учителя-словесника.

Овладеть письменным вещанием - значит научиться точно и грамотно выражать собственные мысли в разных жанрах, типах и стилях речи.

Правила написания слов, расстановки знаков препинания определяет украинский правописание. Смысловую сторону письма рассматривается методике связной речи, прежде всего методикой написания изложений и сочинений.

К умений и навыков монологического речи (устный или письменный перевод, устный или письменное произведение) принадлежат:

□ строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходим для реализации замысла материала;

□ учитывать тему высказывания;

□ выразительно отражать основную мысль, различая главный и второстепенный материал;

□ использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачи;

□ придерживаться норм литературного произношения:

□ сохранять единство стиля.

Писание относится к продуктивным видам речевой деятельности. Письмом (написанием) называют процесс создания текста с его последующей графической фиксацией. В письме выделяют технику и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием - орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной речи (типы, стили, жанры).

Коммуникативное написания имеет место в случае, когда необходимо передать определенный содержание некоему адресату. Это направляет работу словесника к составлению текста с его обязательным адресатом. На уроках развития речи дети учатся составлять художественные описания, рассказы, включая их в записи дневниковые записи, письма, заметки в газету и т.д.

Написание может быть полным или сокращенным. В связи с этим программой предусмотрено такие виды работ по развитию речи, как подробный и краткий пересказ, аннотация (краткое изложение содержания).

По степени готовности различают черновик и чистовик. Учителя-словесники во время подготовки к произведениям или других видов письменных работ рекомендуют детям использовать черновики, что важно для обработки мысли, ее совершенствования. Как и все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:

1. Этап предварительного ориентирования. На этом этапе тот, кто пишет, определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе планируется не только содержание, но и форма речи.

3. Реализация процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточный обратную связь. Тот, кто пишет, не видит непосредственной реакции того, кто читает, на каждую фразу. В писемному речи не задействованы невербальные средства общения (жесты, мимика). Это ужесточает требования к содержания письменной речи.

4. Контроль речевой деятельности. Проверяется форма и содержание написанного. Несмотря на особенности письменной речи, значительную роль играют фазы планирования и контроля.

Результатом письменной речи как вида речевой деятельности является письменная высказывания. Во время школьного обучения используются различные подвиды письменной речи: письменная речь - слушание, письменная речь - чтение, то есть ученик слушает и пишет (диктанты, переводы, конспекты, тезисы и т.п.), или читает и пишет (планы, аннотации, планы-конспекты).

Записи способствуют сохранению прослушанного или прочитанного материала, помогают лучшему его усвоению.

У человека с развитой речевой культурой работа над созданием текста начинается с осмысления предыдущего плана высказывания, который строится на основе авторского замысла, определяет основное содержание будущего текста. Этот план, сначала схематично, не расписан подробно, является точкой отсчета для развертывание мысли. Во время письма план терпит уточнений, изменений. С учетом этого плана намечается содержание речевых конструкций, отбираются синтаксические схемы и лексика. Если какая-то часть текста уже зафиксирована письменно, во время осмысление следующих частей автором берется во внимание, то, что уже создано.

Конечный результат достигается с помощью сопоставления и критического анализа "заготовок" текста.

Схарактеризуємо трудности, с которыми встречаются учащиеся при создании письменных высказываний.

К ним относится отсутствие мотивации. По мнению Л.Виготського, диалогическую устную речи возникает у детей из живого общения с другими, оно часто является реакцией ребенка на то, что происходит вокруг нее. Переходя к письменной речи, более условного, ребенок не понимает, для чего надо писать. Следовательно, организуя работу над произведениями важно учитывать психологические факторы, стимулирующие деятельность учащихся и вызывают творческий подъем. Важнейшим из них является мотив, что побуждает к деятельности. Формирование устойчивой мотивации - залог успешной работы детей над самостоятельными письменными высказываниями.

Малый словарный запас, неточное употребление слов мешают ребенку создавать собственные высказывания и передавать чужие. М.Рибникова писала, что подготовка письменных работ требует привлечения материала, речевых упражнений. Рассредоточена лексическая подготовка включает работу над значением и употреблением в речи новых и частично знакомых слов, объединенных в лексико-семантические и тематические группы. Группировка слов объясняется тем, что ассоциативные связи, которые лежат в основе лексико-семантических групп, способствуют активизации словарного запаса, имеющегося в речевой памяти учащихся.

О. Казарцевою выделены следующие этапы подготовки учащихся к письменных работ:

1. Моделирование речевой ситуации, что вызывает у детей потребность в создании письменного текста.

2. Организация наблюдений за действительностью (отбор фактов, предметов действительности, выбор точного слова, называет факт, событие и т.п.).

3. Организация работы по систематизации материала высказывание.

4. Организация предварительной подготовки текстов (черновиков).

5. Написание текста.

6. Организация редактирования.

7.6. Анализ текста

Работа по развитию речи учащихся обеспечивает тесную связь лингвистической теории с практикой и основывается на обработке текстов разных стилей и типов речи на анализе их содержания, структуры и языковых средств. Лингвистический анализ текста обеспечивает коммуникативно-деятельностный и функционально-стилистический подходы к обучение языку: анализируя текст, учащиеся усваивают его коммуникативные качества (роли в общении), стилистическую принадлежность и функции языковых единиц, а следовательно формируют и совершенствуют свою языковую и речевую компетенцию.

В ходе анализа учащиеся убеждаются, что объект лингвистики - текст (лат. textum - ткань, сочетание, вязь) является функционально завершенным речевым целым, основные задачи которого определяется определенной целью речевой деятельности. Текст рассматривается как промежуточное звено общения, как совокупность фраз и как смысловая структурная единство. Монолог или диалог считаются текстом, если они имеют соответствующую содержательную организацию, функционально направленную на достижение определенной цели, решение определенного коммуникативного задания.

Анализируя текст, необходимо учесть такие лингвистические понятия, как устные ее письменные тексты, художественные и не художественные, прозаические и стихотворные, монологические ii диалогические повествование, описание, размышление, абзац, макротекст и микротекст, контекст и другие. Устный текст - продукт живого речи, письменный - продукт письма или печатания. Каждый из них имеет соответственно свойства устной или письменной речи. Устный текст воспринимается на слух, письменный - визуально (зрением).

Во время анализа текста выделяются его признаки - семантика и функционально-коммуникативная значимость, выражающиеся соответствующим набором языковых средств.

Основными параметрами анализа текста являются:

определение темы и основной мысли текста;

выделение абзацев (мікротем);

определение стиля и типа речи;

анализ структуры текста;

анализ языковых средств (лексических, грамматических, стилистических).

Для анализа следует отбирать тексты разных стилей, однако, как свидетельствует практика, чаще всего используют тексты (отрывки) художественного стиля.

Действующими программами с украинского языка рекомендуется практиковать анализ текста с младших классов, постепенно усложняя приемы анализа и содержание анализируемых текстов. Лингвистический анализ художественного текста опирается на следующие принципы: 1) пространственно-временной соотнесенности текста с действительностью; 2) авторского отношения к изображаемому; 3) жанровой принадлежности текста; 4) учета особенностей ідіостилю писателя; 5) смысловой и структурно-грамматической организации текста; 6) анализа текста по уровням языка; 7) выявления конкретных средств создания образности. Придерживаясь данных принципов, осуществляем комплексный или частичный лингвистический анализ текста.

Формирование умений анализировать текст - процесс длительный и охватывает все этапы обучения языку в средней школе. Элементы такого анализа широко применяются на уроках украинского языка во время изучения теоретического материала на текстовой основе, постепенно входит в практику работы учителей-словесников. Комплексный лингвистический анализ текста широко используется на уроках связной вещания различных видов устных и письменных переводов и произведений.

Покажем применение такого анализа на конкретных примерах. Предлагаем отрывок из рассказа О.Копиленка "Сады цветут" во время проработки темы "Текст" в 5 классе.

Как будто густым молоком облитые фруктовые деревья. Вот виструнчились в весеннем наряде вишни, сливы, черешни, груши. И глаз от них не одведеш! Тянет к ним, подойдешь, любуешься и не намилуєшся.

Радость и для неутомимых тружениц - пчел. Они неспешно собирают нектар. Это первый весенний взяток.

А на земле - уйма уже настоящих весенних цветов. Недаром же этот месяц называется апрель.

Перед чтением (аудированием) текста предлагаем ряд вопросов (они могут быть записанными на доске), что поможет ученикам, опираясь на знания, приобретенные в младших классах или на предыдущих уроках, определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи, свои впечатления от текста.

1. О чем говорится в тексте?

2. Которую картину рисует автор?

3. С скольких частей состоит текст?

4. О чем говорится в каждой части?

5. Или соответствует ли заголовок содержанию текста?

6. Которую мнение высказывает автор этим текстом?

7. Или можно назвать этот текст художественным и почему? Какой это стиль?

8. Которое впечатление вызывает у вас этот текст? Почему?

9. Как доказать, что это текст художественного стиля?

После внимательного прочтения (прослухання) текста в ходе беседы необходимо выяснить, что это текст, а не сумма слов или предложений. Работу над определением темы текста начинаем с заголовка "Сады цветут". Ученики могут предложить свои варианты

- "Пора цветения сады", "Сады в цвету", "Цветут сады".

Темой произведения является изображение поры цветения садов, картины весеннего сада. В тексте есть ряд слов и выражений (ключевых слов), которые раскрывают его содержание - сады, облитые молоком, весенний наряд, нектар, весенние цветы, апрель.

Далее обращаем внимание детей на то, как автор раскрывает тему текста: он сочетает описание фруктовых деревьев, цвета с эмоциональным выражением своего восхищения увиденным картиной, продолжает рассказом о тружениц-пчел и завершает обобщением про лучшую весеннюю пору - месяц называется апрелем. Рассмотрев таким образом все компоненты текста, приходим к выводу, что тема сочинения - это сгусток его содержания, выраженный одним предложением (а может быть и словом). Но содержание текста конкретизирует, детализирует тему. Следовательно, в нем есть микротема. В анализируемом тексте их три (три абзаца). Каждый из них несет дополнительную и более подробную информацию о цветении садов. Первая микротема - картина цветущего сада и восхищение ею автора. Здесь выделяются детали содержания (виды фруктовых деревьев, их внешний вид), восхищение этой картиной (глаз не одведеш, любуешься и не намилуєшся). Первая микротема наиболее точно раскрывает общую тему текста и по содержанию ближайшая к его заголовка. Вторая микротом . (второй абзац) - рассказ о пчел-тружениц и первый весенний взяток - нектар. Эта рассказ дополняет информацию, представленную в первой мікротемою: действительно тяжелые представить себе расцветший сад без насекомых, особенно пчел, что перелетают с цветочка на цветочек и собирают целебный нектар. Автор будто "оживляет" картину, органично сочетая элементы флоры и фауны - неотъемлемые атрибуты живой природы, но вводит их в определенные пространственно-временные границы. Третья микротема (третий абзац) - общая картин, весеннего пространства, покрытого цветами. И логический вывод - так же апрель.

В анализируемом тексте главная мысль достаточно прозрачна. Это счастливая пора пробуждение природы, радость ее восстановления, вечность всего сущего на земле, вера в необыкновенную красоту всего, что нас окружает. Определяя главную мысль, обращаем внимание на то, что иногда она может быть заголовком к тексту. В нашем случае - не подтекст, обеспечен темой и содержанием произведения. Автор свое восхищение красотой весеннего сада, апрельской порой передает нам, и уже с первых слов текста в нашей сознании формируется мысль " Господи, какая прекрасная наша земля, особенно весной . Спасибо тебе, Боже, за эту красоту и за все, что ты сотворил для нас, таких неблагодарных детей Твоих. Люди ! Радуйтесь всему, что окружает нас, любите все, что радует нас, берегите все, что служит нам".

Рассматривая структуру текста, обращаем внимание на смысловые связи между абзацами (мікротемами). Автор "ведет" читателя (слушателя) от созерцания картины цветение сада (конкретного) к обобщенному выводу - весна. Логические переходы от одного абзаца к следующему создают единство конкретного (первый и второй абзацы) и обобщения (третий абзац). Этому способствует монологическая форма текста. Пользуясь случаем, акцентируем, что монологическая форма текста способствует органическому связи темы и основной мысли произведения. Этому же служат средства связи в тексте . Прежде всего это ключевые слова-тематический словарь: сады, фруктовые деревья, цветут, пчелки, нектар, цветы, апрель. Однако есть в этом тексте и другие средства смысловой связи предложения, что обеспечивает его смысловую целостность. Таким повтор слова "весенний" (в весеннем наряде, весенний взяток, весенних цветах в) в каждом абзаце.

Лингвистический анализ текста предполагает определение функций языковых единиц разных уровней и их влияние на стиль текста. Поскольку анализируется художественный текст, то следует обратить внимание учащихся на то, какое впечатление вызывает текст и за счет чего автор этого достигает. Итак, анализ языковых средств текста подчиняем его образно-эстетической функции. Дети должны понять, что автор берет обычные языковые средства, но вводит их в такой контекст, где они выигрывают теми эстетическими гранями, которые вызывают у читателя (слушателя) удивление, восхищение, приносят ему наслаждение.

Рассмотрение лексического материала текста позволяет установить, что в художественном стиле в основном используется общеупотребительная лексика, которая в сочетании со словами, для которых свойственна коннотация, служит средством создания художественного образа весны. Анализируя текст, стоит обратить внимание и на особенности синтаксиса. В тексте есть комплекс единиц, выражающих пространственно-временную его признак: сравнительный оборот "как будто густым молоком облитые фруктовые деревья" сразу вызывает в воображении картину цветущего сада. Восхищение красотой цветение фруктовых деревьев автор передает рядом односоставных предложений "И глаз от них не одведеш! Тянет к ним , подойдешь, любуешься и не намилуєшся ". Размеренную рассказ про пчелок-тружениц (второй абзац) автор строит с помощью двусоставных полных и неполных (эллиптических) предложений. Такие же предложения использованы и в итоговом третьем абзаце, является заключительной частью рассказа о весне, пленила все окружающее пространство.

Анализ текста дает целостное представление о его идейно-смысловую нагрузку и систему языковых средств, которые его выражают. В процессе обучения украинского языка комплексный лингвистический анализ текста применяется сравнительно редко, хотя современная лингводидактика ориентирует учителя на текстовую основу уроков, использование текстов для усвоения лексических, грамматических, стилистических явлений. Следовательно, возникает потребность в систематическом применении элементарного анализа текста, что обеспечивает понимание функций языковых единиц в речи и формирование коммуникативных умений и навыков учащихся на разных этапах обучения.