Жидкие нефтяные дорожные битумы , имеющие жидкотекучее состояние при положительных температурах, используется в качестве вяжущего материала в асфальтобетонных смесях, применяемых как в холодном (с температурой 15...20 °С), так и теплом, подогретом до температуры около 100. °С состояниях. Жидкие битумы получают преимущественно путем компаундирования вязкого битума с разжижителем. Такие битумы часто называют разжиженными. Иногда жидкие битумы получают в виде остатка от переработки нефти. Свойства разжиженных битумов в большей степени определяются свойствами используемых разжижителей. Со временем жидкие битумы загустевают за счет испарения летучих фракций, окисления и других процессов. Важнейшие свойства жидких битумов : вязкость, скорость загустевания и свойства остатка после испарения летучих фракций, адгезия, температура вспышки, погодоустойчивость и др. Одним важнейшим признаком разжижения битумов является скорость формирования их структуры, которой определяется и скорость формирования покрытий. В зависимости от скорости испарения легких фракций разжижения и скорости загустения (формирования структуры) жидкие битумы подразделяются на два класса: 1) среднегустеющие (СГ) — густеющие со средней скоростью и получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами; 2) медленногустеющие (МГ) и марки МГО, получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей. Класс битума устанавливается по количеству испарившегося разжижителя при выдерживании образца битума в термостате при определенной температуре или вакуум-термостате.
В зависимости от класса и вязкости, жидкие битумы имеют марки :
СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;
МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;
МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
Цифры в индексах марок битумов означают пределы условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, в секундах. Битумы классов МГ и СГ до последнего времени практически не выпускаются в нашей стране, хотя ГОСТ 11955 предусматривает такие битумы. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 11955 (табл. 1).
Густеющие со средней скоростью жидкие битумы (СГ) предназначаются для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны. Медленногустеющие битумы (МГ и МГО) предназначаются для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
Жидкие нефтяные битумы класса СГ приготавливают путем разжижения вязких битумов керосином, бензином, лигроином и др. Медленногустеющие битумы МГ получают, применяя в качестве разжижителя масляные нефтепродукты, природные смолистые нефти, мазут и т.п. Медленногустеющие битумы могут быть природными — тяжелые смолистые нефти. Разжижение вязких битумов нередко изменяет дисперсную структуру вяжущего, вызывая часто коагуляцию дисперсной фазы, отрицательно сказывающуюся на его свойствах. Поэтому, в каждом конкретном случае, разжижитель должен быть соответствующим образом подобран с учетом его фракционного состава и полярности, аналогичной вязкому битуму.
Для приготовления жидких битумов путем разжижения вязкие битумы должны иметь температуру, не превышающую 120 °С (примерно 80—90 °С при применении легких разжижителей). Используются в этих условиях вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245—90 с глубиной проникания иглы не более 90.
Таблица 1. Технические требования к битумам нефтяным жидким дорожным марок СГ, МГ и МГО
№ п/п |
Наименование показателей |
МГ 40/70 |
МГ 70/130 |
МГ 130/200 |
МГО 40/70 |
МГО 70/130 |
МГО 130/200 |
CГ 40/70 |
СГ 70/130 |
СГ 130/200 |
Метод испытаний |
|||
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с |
по ГОСТ 11503 |
|||||||||||||
Количество испарившегося разжижителя, %, не менее |
по ГОСТ 11504 |
|||||||||||||
Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже |
по ГОСТ 11506 |
|||||||||||||
4 | Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 100 | 110 | 110 | 120 | 160 | 180 | 45 | 50 | 60 | по ГОСТ 4333 | |||
Испытание на сцепление с мрамором и песком |
Выдерживает в соответствии с контрольным образцом №2 |
по ГОСТ 11508 |
Фракционный состав нефтепродуктов, используемых в качестве разжижителей, указан в табл. 2.
В жидкие битумы для обеспечения необходимого сцепления с мрамором или песком при необходимости вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).
При сливе, наливе и применении жидких битумов , установлены следующие температуры нагрева для марок:
от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;
от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130;
от 90 до 100 °С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.
Таблица 2. Фракционный состав разжижителей для марки битумов БНД 60/90
Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С. Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.
Жидкие битумы , к которым добавлены катионактивные вещества, испытывают на сцепление с песком. Жидкие битумы с анионактивными веществами — с мрамором.
Гарантийный срок хранения жидких битумов для класса СГ — 6 месяцев, класса МГ — 8 месяцев, класса МГО — 1 год.
Методы испытаний
Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517—85. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг.
Испытание на сцепление с мрамором и песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для СГ и МГ — методом Б.
Жидкие битумы , к которым добавлены катионактивные вещества, испытывают на сцепление с песком;
жидкие битумы с анионактивными веществами — с мрамором.
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов по ГОСТ 1510—84 со следующими дополнениями:
жидкие битумы классов СГ и МГ должны храниться в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой;
в документе о качестве жидкого битума указывают минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.
ГОСТ 11955-82
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ
ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕ
Технические условия
Дата введения 01.01.84
Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 ( , п. 4) и п. .
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1. марки
1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:
Густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;
Медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;
МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;
МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.
Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:
СГ МГ
Температура начала кипения, ° С, не ниже................. 145 -
50 % перегоняется при температуре, ° С, не выше..... 215 280
96 % перегоняется при температуре, ° С, не выше..... 300 360
В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностноактивные вещества (анионные или катионные).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Норма для марки |
|||||
ОКП
|
ОКП |
ОКП |
ОКП |
ОКП |
|
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 ° С, с |
|||||
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее |
|||||
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, ° С, не ниже |
|||||
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ° С, не ниже |
|||||
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком |
Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2 |
Продолжение
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
|||
ОКП |
ОКП |
ОКП |
ОКП |
||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 ° С, с |
По ГОСТ 11503 с дополнением по настоящего стандарта |
||||
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее |
По ГОСТ 11504 |
||||
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, ° С. не ниже |
По ГОСТ 11506 |
||||
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ° С, не ниже |
По ГОСТ 4333 |
||||
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком |
Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2 |
По ГОСТ 11508 и п. настоящего стандарта |
Примечания:
1. (Исключен, Изм. № 1) .
2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 ° С.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3 ).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 ° С.
3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.
Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.
3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.
3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.
При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:
от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;
от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130;
от 90 до 100 ° С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.
3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов следует применять спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака.
В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517 .
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517 . Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг.
5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б.
Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком;
жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором.
5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503-74 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 ° С выше температуры испытаний.
(Введен дополнительно, Изм. № 3 ).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510 .
По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433 .
Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 № 3367
Изменение № 2 Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94)
Наименование государства |
Наименование национального органа стандартизации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Армения |
Армгосстандарт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузстандарт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Госстандарт России |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Узбекистан |
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕ ГОСТ 11955-82 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Дата введения 01.01.84 Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 4 таблицы и п. 4.2. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. марки1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны; медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей. 1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов: СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200; МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200; МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
Продолжение
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 ° С. 3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С. Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией. 3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ. 3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов. При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок: от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70; от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130; от 90 до 100 ° С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200. 3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов следует применять спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. 3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510-84 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517-85. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг. 5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508-74 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б. Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором. 5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503-74 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 ° С выше температуры испытаний. (Введен дополнительно, Изм. № 3).6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510-84 . По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433-88. Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей нефтехимической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ В.В. Фрязинов, Р.А. Ахметова, Н.И. Шерышева, О.В. Карпова, Н.А. Маликова, Б.С. Марышев, И.А. Плотникова, Л. М. Гохман, Д.С. Шемонаева, С.Л. Александрова, И. А. Чернобривенко, А. Г. Кашина 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 № 3367 Изменение № 2 Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94) Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС № 1189
Жидкие нефтяные дорожные битумы , имеющие жидкотекучее состояние при положительных температурах, используются в качестве вяжущего материала в асфальтобетонных смесях, применяемых как в холодном (с температурой 15...20 °С), так и теплом, подогретом до температуры около 100 °С состояниях. Жидкие битумы получают преимущественно путем компаундирования вязкого битума с разжижителем. Такие битумы часто называют разжиженными. Иногда жидкие битумы получают в виде остатка от переработки нефти. Свойства разжиженных битумов в большей степени определяются свойствами используемых разжижителей. Со временем жидкие битумы загустевают за счет испарения летучих фракций, окисления и других процессов. Важнейшие свойства жидких битумов: вязкость, скорость загустевания и свойства остатка после испарения летучих фракций, адгезия, температура вспышки, пого-доустойчивость и др. Одним важнейшим признаком разжижения битумов является скорость формирования их структуры, которой определяется и скорость формирования покрытий. В зависимости от скорости испарения легких фракций разжижения и скорости загустения (формирования структуры) жидкие битумы подразделяются на два класса: 1) среднегустеющие (СГ) - густеющие со средней скоростью и получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами; 2) медленногустеющие (МГ) и марки МГО, получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей. Класс битума устанавливается по количеству испарившегося разжижителя при выдерживании образца битума в термостате при определенной температуре или вакуум-термостате. В зависимости от класса и вязкости, жидкие битумы имеют марки: СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200; МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200; МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200. Цифры в индексах марок битумов означают пределы условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, в секундах. Битумы классов МГ и СГ до последнего времени практически не выпускаются в нашей стране, хотя ГОСТ 11955 предусматривает такие битумы. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 11955 Густеющие со средней скоростью жидкие битумы (СГ) предназначаются для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны. Медленногустеющие (МГ и МГО) предназначаются для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей. Жидкие нефтяные битумы класса СГ приготавливают путем разжижения вязких битумов керосином, бензином, лигроином и др. Медленногустеющие битумы МГ получают, применяя в качестве разжижителя масляные нефтепродукты, природные смолистые нефти, мазут и т.п. Медленногустеющие битумы могут быть природными - тяжелые смолистые нефти. Разжижение вязких битумов нередко изменяет дисперсную структуру вяжущего, вызывая часто коагуляцию дисперсной фазы, отрицательно сказывающуюся на его свойствах. Поэтому, в каждом конкретном случае, разжижитель должен быть соответствующим образом подобран с учетом его фракционного состава и полярности, аналогичной вязкому битуму. Для приготовления жидких битумов путем разжижения вязкие битумы должны иметь температуру, не превышающую 120 ° С (примерно 80-90 °С при применении легких разжижителей). Используются в этих условиях вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245-90 с глубиной проникания иглы не более 90. В жидкие битумы для обеспечения необходимого сцепления с мрамором или песком при необходимости вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные). При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагрева для марок: от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70; от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130; от 90 до 100 °С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200. БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕ Технические условия ГОСТ 11955-82 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Дата введения 01.01.84 Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 4 и п. . (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. марки1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны; медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей. СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200; МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200; МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
Продолжение
|