Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности, значит существуют индивидуальные различия в восприятии. Эти различия велики, но можно выделить определенные типы этих различий. К ним в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим , восприятием.
Целостный, или синтетический , тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом меньше всего обращают внимание на детали и подробности, они улавливают смысл целого, а не детальное содержание. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом. Лица с детализирующим, или аналитическим , типом наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный . Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности . Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени; это зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Существуют различия восприятия по степени преднамеренности . Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с
(32) перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.
Развитие восприятия.
Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.
Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором. По Мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов: 1 - становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом; 2 - дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз; затем, на более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга (причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения).
Важнейшим условием развития восприятия - является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.
Как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.
Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
33. Иллюзии и галлюцинации, их виды и причины возникновения.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях процессы восприятия могут нарушаться. Однако отклонения восприятия могут наблюдаться у вполне здоровых людей. К ним относятся иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют: - по органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные и т.д.; - в зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия: физические, физиологические и психические иллюзии.
Физические иллюзии объясняются объективными физическими законами и не зависят от самого человека (улавливается и фотоаппаратом) (ложка в стакане воды кажется изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха). Физиологические иллюзии находят свое объяснение в особенностях устройства и деятельности наших органов чувств (если надавить сбоку на глазное яблоко, предмет, на который мы смотрим, раздвоится из-за увеличения диспарантности его изображения на сетчатках глаз). Психические иллюзии связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с некоторыми психологическими особенностями восприятия. У здоровых людей на фоне различных психических состояний (ожидание, тревога или страх) часто возникают психические иллюзии (в темной комнате мы пугаемся фигуры у окна, а это лишь пальто; в каждом дереве, стоящем у дороги, мы видим человека, которого ждем).
К иллюзиям часто приводит неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения можно извлечь несколько значимых образов.
Особенно многочисленны зрительные иллюзии (обманы зрения), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Выделяют следующие виды зрительных иллюзий: 1.Иллюзии, связанные со строением глаза (иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке - кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне или при малых яркостях фона - обратная картина). Так белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне. 2.Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. 3.Иллюзии, обусловленные контрастом. Величина фигур зависит от окружения (кружки - иллюзия Эббингауза). 4.Перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую её часть не изолированно, а всегда в известном целом. (иллюзия Мюллера-Лайера - прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большого различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом, хотя они одинаковы (иллюзия Ястрова). 5.Кажущееся искажение направления линий за счёт штриховки, пересечений с другими линиями (параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий - иллюзия Цельнера). 6.Известен ряд иллюзий. Иллюзия, возникающая при восприятии лица на фотографии или рисунке: глаза будут смотреть прямо на вас всегда независимо от угла, под которым мы на него смотрим. Эта иллюзия ещё не получила полного объяснения.
Зрительные иллюзии были обнаружены также и у животных. На практическом использовании иллюзий основана маскировка, которая для животных, птиц, рыб, насекомых является защитным приспособлением (пр. мимикрия – слияние с фоном, или использование деформирующего рисунка, нарушающего очертания тела).
Причины , вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Например, иллюзия стрелы объясняется свойством целостности восприятия: мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении, и свойства всей фигуры ошибочно переносим на её части (если целое больше, то больше и его части). Однако не для всех видов зрительных иллюзий найдено убедительное толкование.
Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так известна иллюзия тяжести А.Шарпанье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объёму предмета, то меньший по размеру будет восприниматься как более тяжёлый (и наоборот). В основе этой иллюзии: то, что мы знаем - чем больше величина, объём, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает иллюзия. В области осязания известна иллюзия Аристотеля: если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснёмся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не один шарик, а два.
Иллюзии так же могут возникать под влиянием предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке установки по методу Узнадзе. После многократного (33) восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные, большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета. Контрастные иллюзии часто наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений: после холодного раздражителя, тепловой раздражитель кажется горячим, после ощущения кислого или солёного усиливается чувствительность к сладкому.
Итак, иллюзия характеризуется наличием сенсорных сообщений, неправильно расшифрованных одним человеком, а иногда многими людьми.
Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе - это "мнимое, ложное восприятие".
Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами человека, находящегося во власти галлюцинаций. Они переживаются как истинно воспринимаемые, т.е. люди во время галюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.
Мы можем на6людать галлюцинации при психических заболеваниях, а также у здоровых людей в экспериментах с сенсорной изоляцией или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом сне.
Галлюцинации обычно классифицируются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и другие. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (дым, пламя, туман), или наоборот, показаться более четкими, чем образы реальных предметов. Величина, цвет, подвижность явлений так же характеризуются большой амплитудой. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение.
Большое значение в психиатрической диагностике придается подразделению галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации). Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном пространстве того или иного анализатора и «больные не только думают, что они видят и слышат, но и на самом деле видят и слышат» (Э. Крепелин). Поведение больных обычно соответствует содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат то же, что и они. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных тем, что при них нет полной чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о видимом и слышимом, добавляя «как будто», хотя они при этом и настаивают на реальности своих галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный образ развёртывается в представляемом, а точнее – интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэтому больные могут сообщать о возможности «видеть» за линию горизонта или через непрозрачные преграды, а также сообщают о голосах «внутри головы». Иногда из группы псевдогаллюцинаций выделяют экстракампинные галлюцинации , которые проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за стеной, «слышат» за многие сотни километров.
У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно возникают зрительные или слуховые галлюцинации, похожие на псевдогаллюцинации.
Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на простые (фотопсии – восприятие вспышек света, звёздочек, искр; акоазмы – восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вербальные – восприятие членораздельной речи).
Также галлюцинации возникают в условиях сенсорной изоляции. Здесь известен эксперимент, проведённый в Университете Мак-Гила в 1956 году Героном и его сотрудниками. Также известен эксперимент Лилли, нейрофизиолога, который в 1953 году попытался проверить на себе, какой опыт организм, погруженный в водную среду, может приобрести в условиях полного отсутствия взаимодействия с привычным ему окружением. Он провёл несколько часов, изолировавшись в кессоне (большой резервуар, наполненный водой с высокой концентрацией соли, температура воды близка к температуре тела человека). С тех пор были изучены многие особенности «кессона», с целью понять каким образом возникает эта внутренняя реальность. Первостепенную роль здесь играет отсутствие эффекта гравитации, т.к. испытуемый сохраняет 90% энергии, которую в обычных условиях тратит на преодоления собственной тяжести, и эта энергия может быть направлена на внутреннюю деятельность.
34. Представления, их основные характеристики.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление». Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашею предыдущею опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений: - представления памяти (представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления); - представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, И если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики:
- наглядность . Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.
- фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
- неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям.
) Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.
Таким образом: С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: - сигнальную (сущность состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду); - регулирующую (тесно связана с сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача); - настроечную (проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности).
Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.
35.Классификации представлений (по модальности, содержанию, степени обобщенности), их характеристика.
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д .; 2) по степени обобщенности ; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий.
Классификация представлений, в основу которой положены ощущения, т.е. по видам анализаторов :
Зрительные представления . Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а необъемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях - бесцветными. Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.
В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков. Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.
Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.
Другой класс представлений - двигательные представления . По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда
мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.
Еще один тип представлений – пространственные представления . Термин «пространст:венные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.
Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например, когда необходимо добраться из одной точки в другую, мы представляем себе маршрут и движемся по нему; образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из сознания , мы можем ошибиться в передвижении, например проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по маршруту пространственные представления очень важны. Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин.
Также все представления различаются по степени обобщённости : на единичные и общие . Одно из основных отличии представлении от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий . При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольны е представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
36. Индивидуальные особенности представлений и их развитие.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа (примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида).
Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлении двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлении, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь , они широко пользуются наглядными образами и т. д.
Все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.
Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у детей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.
Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы не возможен процесс овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост словарного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музыкальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в самостоятельном пении их.
Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в этом возрасте так же в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. Однако первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то, что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.
Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Наши представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.
Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах у нас воспроизводятся в виде зрительных образов.
Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Например, если вы предложите ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.
Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Исследования показали, что есть люди, которые не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.
37. Особенности внимания как психического процесса. Объективные и субъективные явления внимания и невнимания.
Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности - будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации - предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба проблемы внимания и история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии. Было время, когда понятие внимания устранялось из научной психологии, объявлялось фикцией и источником псевдопроблем. Вместе с тем прикладные аспекты внимания продолжали занимать умы представителей разных профессий: педагогов, актеров, юристов, врачей, операторов технических систем, космонавтов и др. Благодаря этому шло непрерывное обогащение фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий, объяснительных схем и моделей этого «загадочного» процесса.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления: некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе; другие отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Пример: школьник делает задание, его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием .
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать её избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие.
Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, - менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей
деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная аналогия - это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть на какой-то предмет, но при этом думать совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг - зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания.
Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени .
Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других.
Субъективно, состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части. Единицы фокальной области устойчивы, осознаются ясно и отчетливо, ярко и живо, а содержания периферии сознания – смутно и как бы сливаются. О ясности сложных, целостных образов говорят в тех случаях, когда в них различимы детали, и об отчетливости, если эти образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания. Итак, с внутренней стороны внимание характеризуется повышенной ясностью и отчетливостью восприятия тех предметов, на которых оно сосредоточено.
(Также можно сказать, что состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: на фигуру и фон (гештальт-психология), или по Титчинеру использовать метафору волны – max внимания на гребне).
С внешней стороны (объективно) состояние внимания характеризуется двоякого рода изменениями в наших движениях. Во-первых, имеет место ряд движений приспособительного характера, в результате которых привлекший внимание раздражитель может успешнее воздействовать на наш воспринимающий орган. В случае «внутреннего внимания», т.е. внимания к представлениям или мыслям, в качестве такого приспособительного движения должна рассматриваться, например, установка нами наших глаз на бесконечность: она устраняет из поля зрения все перед нами находящееся и тем помогает фиксировать привлекшую наше внимание мысль. Во-вторых, когда мы внимательны, мы задерживаем все движения, не носящие подобного приспособительного характера; задумываясь, всматриваясь или прислушиваясь, мы обычно перестаем двигать руками, перестаем говорить, замедляем шаги. Кроме того, состояние внимания сказывается и на внутренних двигательных процессах нашего организма, прежде всего на дыхании. При внимании дыхание затормаживается. Также объективной характеристикой внимания является мнемический критерий – «Подлинное искусство памяти – это внимание».
К явлениям невнимания относятся состояния рассеянности. Они различаются как по своему характеру, так и по причинам, которые предположительно, их вызывают. Рассеянность первого вида может быть результатом усталости, головной боли, монотонной деятельности, тогда глаза устремляются в пространство, звуки, доносясь из вне сливаются в однообразный гул, сознание затопляется случайными неконтролируемыми восприятиями и воспоминаниями обрывочного характера. Но также выделяют состояния мнимой рассеянности, когда рассеянность выступает негативным следствием глубокой внутренней концентрации, она делится на поэтическую (человек находится в состоянии мечтательности, грёз наяву) и профессорскую (концентрация на проблеме, поиск решения задачи и т.п.) рассеянность. Ученическая рассеянность выступает как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания, здесь внимание непроизвольно и хаотически перемещается с одного внешнего объекта на другой. Старческая рассеянность характеризуется плохой переключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией. Также выделяют класс феноменов привычного невнимания: мы не замечаем тиканье часов, давления одежды и обуви, биения сердца, дыхания и т.п.
38. Классификация видов внимания.
В современной психологии принято выделять несколько видов внимания, по следующим основаниям:
1. По объекту (по модальности (качеству) деятельности):
Чувственное (сенсорное)
Умственное (направлено на мысль)
Исполнительное (направлено на движение)
Аффективное (на эмоцию)
Непосредственное (объект интересен сам по себе)
Опосредованное (производное, апперцептивное – объект интересен в связи с чем-либо, что привлекает человека)
Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) – зависит от особенностей объекта. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, и в зависимости от внутренних условий непроизвольное внимание делится на: 1. вынужденное внимание (определяется особенностями стимула, характером внешнего раздражителя, сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя, это: резкие запахи, громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, взрывы, ритмичное повторение слабого стимула и т.п., также внимание привлекает новое, неожиданное, странное. Это врождённое, интенсивное внимание); 2. невольное внимание (зависит от индивидуального опыта субъекта, определяется особенностями организма, это: голод, усталость и т.п. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.); 3. привычное внимание (общая направленность личности, определяется интересами субъекта, это т.н. профессиональное внимание)
Произвольное (активное, целенаправленное) – зависит от особенностей субъекта. Его главная особенность – оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание – это поведение ума. В зависимости от условий, произвольное внимание делится на: 1. собственно произвольное (лёгкие условия); 2. волевое (включает усилия, когда есть помехи, трудности); 3. выжидательное (если человек предупреждён и ждет); 4. спонтанное (послепроизвольное).
Непроизвольное (min активности)
Произвольное
Послепроизвольное / спонтанное (max активности) - Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным (в отличие от подлинного непроиз.вн-я послепроизвольное внимание остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами; в то же время в отличие от произ.вн-я здесь нет или почти нет волевых усилий).
Целостный ,или синтетический ,тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части.
Лица с другим типом восприятия - детализирующим , или аналитическим , склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.
Существуют и другие типы восприятия - описательный и объяснительный .
Лица, относящиеся к описательному типу , ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.
Лица, относящиеся к объяснительному типу , не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Такжевыделяют объективный и субъективный типы восприятия . Дляобъективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Лица с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.
Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.
Существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие .
При непреднамеренном восприятии люди не руководствуются заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.
Преднамеренное восприятие регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении . Наблюдение - преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность - характеристика активности восприятия.
Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность.
Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов.
По мнению Б .М .Теплова , восприятие у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. По мнению А . В . Запорожца , развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этапсвязан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. В процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Важнейшим условием развития восприятия является труд , который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре . В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.
Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».
Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов.
Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка , небольшой его практический опыт . Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том , что воспринимается ; пропуск многих деталей ; ограниченность воспринимаемой информации . Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
|
Несмотря на то, что для всех людей характерны общие особенности восприятия, каждый из нас наделен индивидуально-своеобразными отличиями этого процесса. Индивидуальный характер восприятия проявляется в разной динамике, точности, глубине, эмоциональности и тому подобных характеристиках нашего восприятия.
Виды восприятия информации
При восприятии информации у человека могут доминировать те или иные образы, например, слуховые, зрительные и т.д. Человека, у которого зрительные образы преобладают в восприятии информации, называют визуалом. Типичной познавательной позицией для визуала является стремление смотреть, представлять, наблюдать. Из истории науки известно, что такой тип восприятия был характерен для А. Эйнштейна. «Я мыслю зрительными ощущениями», – так говорил о себе великий ученый.
Человека, у которого преобладают слуховые образы в восприятии информации, называют аудиалом. Типичной познавательной позицией для него является слушать и говорить.
Человека, у которого преобладают гаптические образы в восприятии информации при их сочетании с обонянием и некоторыми другими чувственными впечатлениями, называют кинестетиком. Типичной познавательной позицией для него является действовать и чувствовать. В стрессовой ситуации такой человек старается «спрятаться» в одном доминирующем сенсорном канале. В комфортных условиях открываются все сенсорные каналы человека, что является предпосылкой для творческой деятельности.
Типы восприятия
В зависимости от индивидуальных различий, выделяют следующие типы восприятия:
- аналитический, синтетический и аналитико-синтетический;
- субъективный, объективный и субъективно-объективный;
- художественный, мыслительный и художественно-мыслительный.
Для аналитического типа характерно, прежде всего, «застревание» деталей объектов и явлений. Такие люди сосредоточиваются на всех подробностях, однако, для них бывает иногда проблемой понять общую суть явления. Для людей синтетического типа свойственно обобщенное отражение явлений и определение главной сути происходящего. Они воспринимают общее впечатление, не придавая значения деталям, не склонны углубляться в них. Для аналитико-синтетического восприятия в равной степени характерны попытки понять суть явления, и фактически его подтвердить. Они одновременно воспринимают и детали, и предмет, и явление в целом.
Для субъективного типа восприятия характерна окраска образов воспринятых объектов или событий собственными эмоциями, переживаниями, колебаниями, своим отношением к ним. Такое восприятие является достаточно неорганизованным. Для объективного типа, напротив, присуща точность, беспристрастность и нейтральность при восприятии явлений. Субъективно-объективный тип сочетает в себе черты двух предыдущих.
Художественный тип восприятия характеризует людей, у которых доминирует первая сигнальная система – образ. Им легче воспринимать образную информацию (в основном, визуальную или слуховую). У мыслительного типа доминирует вторая сигнальная система – слово. Вербально представленная информация (также преимущественно визуальная или слуховая) ими воспринимается легче. У людей с художественно-мыслительным типом восприятия не наблюдается однозначного доминирование второй или первой сигнальной системы.
Мужчины и женщины: различия в восприятии – видео
Восприятие -непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.
Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - поэтапно (сукцессивно).
Восприятие осуществляется посредством действия.
Результативность восприятия зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
Нейрофизиологические основы восприятия
Механизмом (физиологическим) восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета , то одним из физиол. механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от связи раздражителей, их соотношений.
Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.
Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы.
Классификация восприятий:
1)в зависимости от модальности рецепторов: зрительные, слуховые и осязательные восприятия.
2)сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени.
3)в зависимости от участия воли, целенаправленности: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), произвольное.
4)в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).
5)в зависимости от сложности деятельности восприятие бывает одноактным и поэтапным, последовательным.
Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Наблюдение – это специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса.
Общие закономерности восприятия:
1) осмысленность и обобщенность;
2) предметность;
3) целостность; 4)структурность;
5) избирательная направленность; 6)апперцепция; 7) константность.
1.Осмысленность и обобщенность восприятия.
Восприятие связаны с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки.
Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет структуру:
Выделение из потока информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы;
Актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);
Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;
Окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.
Установка – это зависимость восприятия от опыта и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.
Наиболее простой формой осмысливания является узнавание . Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет - это значит воспринять предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (стол, дерево), дифференцированным , когда объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки (так, пароход мы издали узнаем по наличию трубы и не думаем, что это лодка).
2. Псих. образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.
3.Целостность восприятия. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.
Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.
4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.
5.Избирательная направленность восприятия . Из бесчисленного количества предметов и явлений мы выделяем некоторые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов . (при осмотре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступника, вещ. доказательства).
Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).
Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.
6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов. Апперцепция бывает личностной и ситуативной.
Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.
7.Константность восприятия (от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия - освещенности, расстояния, угла зрения.
При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Аконстантность - зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физ., физиолог. и психич.причинами.
Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).
Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения .
Восприятие формы -сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.
При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.
При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит периодическое колебание внимания - возникает его флуктуация.
Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.
Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.
Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (=5).
Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения .
Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз
Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динамический глазомеры:
-статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности;
-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.
Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.
Осязание -один из основных источников наших пространственных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят контур, объем, рельеф и фактуру предмета.
Различаются пассивное и активное осязание:
-пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;
-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;
-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизирует стратегию восприятия.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:
-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);
-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);
-хроногнозии - субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).
При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.
Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных - переоценивается.
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.
Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.
Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности свойственны неполнота и неточность восприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.
Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность восприятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их.
2.Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.
На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.
Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.
Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.
Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные - объединяющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.
3. Восприятие речи. С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов.
Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.
Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.
Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.
Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.
Учет закономерностей восприятия в следственной практике.
При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений, необходимо:
Выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество предмето в, расстояние между ними, их размеры .
Правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность.
Учесть особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
При производстве предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий .
К объективным относятся физические условия первоначального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).
К субъективным факторам опознания относится псих. состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков).
При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова) .
Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.
Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью решения вопроса.
Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следующем:
1)в сравнении и сопоставлении сходных предметов;
2)в быстром восприятии наибольшего количества особенностей предмета;
3) в обнаружении ничтожных, малозаметных изменений в объектах;
4) в выделении существенного с точки зрения цели наблюдения.