Как заработать

Вербальная и невербальная коммуникация презентация. Презентация вербальные средства общения. Средства для вербального общения

Вербальная и невербальная коммуникация презентация. Презентация вербальные средства общения. Средства для вербального общения

План работы:

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие, функции и структура невербального
общения.
Изучение индивидуальности человека по позе,
жестам и мимике.
Изучение индивидуальности человека по другим
невербальным источникам.
Практические задания.
Список источников информации.

Понятие, функции и структура невербального общения

Невербальное
общение

это
процесс
коммуникации посредством неречевых знаковых
систем.

Структура невербального общения

Визуальная
система
(мимика, жесты, позы)
Тактильная
система
(прикосновения и
рукопожатия)
Акустическая
система
(громкость, темп, тембр,
паузы)
Ольфакторная
система
(приятные и неприятные
запахи окружающей среды)

Соотношение вербальной и невербальной составляющих в процессе общения

10%
Речь
30%
60%
Интонация
Поза, жесты, мимика

Наиболее значимыми составляющими невербального общения являются:

ЖЕСТЫ
ПОЗА
МИМИКА

Мимические признаки
эмоционального
состояния

Надо принять
решение через
силу
Внутренний
конфликт и попытка
найти компромисс с
самим собой ярко
отражаются на лице
и поведении: лицо
напряжено,
руки
прикасаются ко лбу.
Призыв к
компромиссу
Доброжелательное
выражение лица и
корпус наклонен в
сторону собеседника.
Доволен
Довольное
лицо,
расслабленное
положение
тела.
Руки за голову, нога
на ногу.
Демонстрирую
уверенность
Высоко
поднятая
голова,
широкая
улыбка,
расправленные
плечи – все это
выдает уверенного в
себе человека.

Доминирование
Взгляд
внимательный,
серьезный.
Лицо
спокойное.
Руки
скрещены, большие
пальцы
могут
указывать
вверх.
Этот
человек
чувствует
свое
превосходство.
Готовность
подстроиться
под
собеседника
Наклон корпуса и
внимательный
взгляд, говорят о
том, что человек
внимательно следит
за вашей речью.
Открытость
намерений
Приветливая
улыбка,
прямой
взгляд,
ладони
открыты.
Скорее
всего
данный
человек искренен и
настроен
дружелюбно.
Ложь
Рот
прикрытый
ладонью
и
испуганный взгляд.
Зачастую
это
признак того, что
собеседник от вас
что-то скрывает.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДИСТАНЦИЙ В ОБЩЕНИИ
ДИСТАНЦИЯ
ИНТИМНАЯ
ЛИЧНАЯ
РАССТОЯНИЕ
СОБЕСЕДНИКИ
СИТУАЦИЯ
МЕНЕЕ 40-50 СМ
РОДИТЕЛИ, ДЕТИ,
ВЛЮБЛЕННЫЕ
ДУХОВНАЯ
БЛИЗОСТЬ, ПОЛНОЕ
ДОВЕРИЕ
ОТ 0,4 М ДО 1,2 М
ДРУЗЬЯ,
ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
ДОВЕРИЕ,
ОБСУЖДЕНИЕ,
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
ОТ 1,2 ДО 2 М
ПРИЯТЕЛИ, КОЛЛЕГИ
ПО РАБОТЕ
ОБМЕН
НОВОСТЯМИ,
ДЕЛОВОЕ
ОБЩЕНИЕ
ФОРМАЛЬНАЯ
ОТ 2 ДО 4 М
НАЧАЛЬНИК ПОДЧИНЕННЫЙ
ДЕЛОВЫЕ
ПЕРЕГОВОРЫ

Взаимная ориентация людей в пространстве

В
А
А
В
Позиция непринужденного общения
А
В
Позиция соперничества
А
В
Позиция сотрудничества
Независимая позиция

Задание 1. Определение эмоций по выражению лица

На основании анализа представленных
изображений на слайдах, определите, в
каком
эмоциональном
состоянии
находится человек.

???

Счастье

1
Небольшие морщинки
в уголках глаз
2
Щеки приподняты
3
Уголки
губ
приподняты

???

Удивление

1
Брови приподняты
2
Глаза
широко
раскрыты
3
Рот открыт

Задание 2. Умение понимать реакцию
людей
Вам необходимо выбрать фотографию, которая
должна
соответствовать
утверждению.
предложенному
слева

схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М. Руденко.Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Интернет энциклопедия практической психологии
[Электронный
ресурс].

Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/
3. Научная электронная библиотека [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.

Невербальные способы общения в педагогическом процессе

Выполнила: Болдырева Н.И.


Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.


Невербальная коммуника​ция осуществляется в процессе речевого об​щения параллельно с вербаль​ной и является важнейшим средством обще​ния и взаимопони​мания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабун​ская и др.). Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербаль​ных средств переда​ется и получается лишь 20-40% информации. Осталь​ная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.



Невербальные средства общения облег​чают взаимное приспособление друг к другу и соз​дают возмож​ность координировать совместные дейст​вия. Способность выражения невербаль​ными средст​вами своих намерений, чувств и состояний зави​сит от культуры человека. Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:


1. Визуальные: а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выраже​ние лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуаль​ные контакты; кожные ре​акции (покраснение, побледне​ние, вспотение и др.); б) проксемика (пространственная и временная организа​ция общения): расстояние до собе​седника, угол поворо​та к нему, простран​ство общения; в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей тело​сложения (признаки пола, возраста, расы); г) средства преобразования природного телосложения: одежда, при​ческа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие пред​меты в руках.


2. Акустические: а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то​нальность): громкость, тембр, ритм, высота звука; б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо​хи, хлопанье.


3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, по​целуй.


4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.


Основными задачами невербального общения являются следующие: создание и поддержка психологического контакта, регу​ляция про​цесса об​щения; придание новых смысловых оттенков словесному тек​сту, правиль​ное толкование слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .


Невербальные движе​ния, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотно​сятся с речью: 1) выра​жают то же самое, что и речь; 2) предвосхищают значения, пере​данные ре​чью; 3) выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) могут за​полнять или объ​яснять периоды молчания, указывая на намере​ния говоря​щего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) могут за​менять отдельные слова или фразу; 6) могут регулиро​вать поток речи, акцен​тировать ту или иную часть вербального общения





Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, по​зы, рассчи​танные на восприятие реципиентов, предназначенные для пере​дачи эмоциональ​ной и интеллектуальной информации, имеющие соци​ально-фик​сированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повсе​дневном обще​нии людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему об​разуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизво​димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос​приятие и пред​назначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, кото​рые непро​извольны, неосознанны и не рас​считаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного на​блюдателя). Выбор жеста обу​словлен личност​ными особенностями, отношениями ме​жду партнерами по общению, си​туацией общения.



Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопро​во​ждающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важ​ную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в со​стоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспри​нять невер​бальную информацию собеседника, что затрудняет процесс ком​муника​ции.



Нормами пространственной и временной организации обще​ния зани​ма​ется наука про​ксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространст​венной психологией». Э. Холл предло​жил 4 категории пространственной коммуни​кации, четыре четких пространственных зоны, которые как кон​центриче​ские круги на воде окружают друг друга. 1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, по​скольку именно ее че​ловек охраняет так, будто это его собственность. Раз​решается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюблен​ные, близкие друзья и родственники.


2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние исполь​зуется при обыденном обще​нии со знакомыми людьми. Эта дистанция обыч​но разде​ляет нас, когда мы находимся на прие​мах, офици​альных вечерах и друже​ских вечеринках.


3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоя​нии мы обща​емся при официаль​ных встречах с посторон​ними людьми, то есть такое рас​стояние при​нято при общении с людьми, которых мы не очень хоро​шо знаем.


4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При об​щении с боль​шими группами людей и лектору, и слуша​телям будет удобнее пере​давать и воспринимать инфор​мацию на та​ком удалении друг от друга.


В процессе педагогического общения доминирует роль языка как по​ли​функциональной знаковой системы по сравнению с невербальными сис​те​мами. Семантика слова, значение грамматических кате​горий языка вне​лич​ностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть воспри​няты слушающим по-раз​ному – в зависимости от инто​нации говорящего, от доб​рой (или насмешливой) улыбки, от не​ожиданного жеста. Это обус​ловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обо​га​щается одновремен​ным комплексным вос​приятием знаков другой сис​темы – невербальной. Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессио​нально необходимое для учителя.

1 слайд

Тема 1. Вербальные средства коммуникации Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер

2 слайд

План Речь-основное средство вербальной коммуникации. Функции языка Типы приема и передачи информации. Человеческая речь как источник информации. Стили речи. Речевые средства общения. Сущность позитивного общения

3 слайд

Функции языка Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Этническая. Язык как средство объединения народа.

4 слайд

Способы передачи и приема информации Естественный язык Образное мышление - восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст (правда, особого свойства), несущий немалую информационную нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии. Сенсорика-понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует (он, вообще, может быть ненаблюдаем), но при этом передает информацию, и она воспринимается коммуникантами.

5 слайд

Что необходимо учитывать при коммуникации У каждого человека от природы существуют все три типа мышления. У разных людей по отношению друг к другу эти типы распределены в процентном отношении неодинаково. Значительный приоритет одного мыслительного типа у человека приводит к редукции двух других.

6 слайд

Все типы мышления развиваемы, врожденное распределение их не является постоянным на протяжении жизни, возможна тенденция к смещению Не исключено, что соотношение трех мыслительных типов в известной мере связано с расовыми особенностями, не цивилизационными, а именно расовыми.

7 слайд

Существует несколько видов речевой деятельности: говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; слушание - восприятие содержания звучащей речи; письмо - фиксация содержания речи на бумаге; чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации. С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

8 слайд

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей: Научный Официально-деловой Публицистический Разговорная речь

9 слайд

Позитивное, уверенное общение означает что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. вы избегаете специальных терминов, словесных сокращений, иносказаний или жаргонизмов, которые незнакомы собеседнику. вами принято во внимание такие аспекты, как образование, социальное положение и официальный статус собеседника, используете язык, который понятен другому человеку, а не тот, который покажет, насколько вы умный и как «превосходите» слушателя.

10 слайд

Принципы прямого позитивного общения Высказывайтесь прямо. Говорите именно то, что вы думаете или чувствуете, не полагайтесь на свое умение рассказывать истории. Сражайтесь с проблемой, а не с человеком. Есть серьезная разница между фразами «почему ты не можешь убирать за собой?» и «пожалуйста, наведи порядок на рабочем столе». Будьте конкретны, не прибегайте к обобщениям. Сравните фразы «ты всегда опаздываешь» и «почему ты утром снова опоздала?».

11 слайд

Не перестарайтесь с извинениями! Как часто мы говорим: «Извините, но я не могу сегодня работать допоздна» - когда мы совсем не обязаны извиняться Не пускайтесь в пространные объяснения. Не бойтесь употреблять местоимение «я». Вместо того чтобы говорить: «Не думаете ли вы, что было бы неплохо продолжать исследования?» - примите на себя ответственность за авторство идеи: «Я думаю, следует продолжить исследования». Честность. Я имею в виду честность как готовность быть откровенным с самим собой и как позитивное, уверенное выражение своих чувств.

12 слайд

Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я». «Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня». «Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы». «В этом доме не курят за обедом». «Я сержусь, когда ты уходишь, не дослушав меня». «Я считаю, что добровольные увольнения могут быть решением проблемы». «Я прошу вас не курить за столом во время обеда».

Перебивание собеседника

Поспешные выводы.

Поспешные возражения

Непрошенные советы

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений через рефлексивные ответы (выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование).

Применяется когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно», «Понимаю» и т.д.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?, Пожалуйста, уточним это».

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...» и т.д.

Перефразирование - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По - Вашему мнению...».

Cлайд 1

Cлайд 2

Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления. К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации. Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом). Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Cлайд 3

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта). В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры: Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.