Кредиты

Социальный контроль в жизни общества. Обществознание. Социальный контроль. Формальный и неформальный социальный контроль

Социальный контроль в жизни общества. Обществознание. Социальный контроль. Формальный и неформальный социальный контроль

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.

Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля — обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).

Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.

В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.

Функции системы социального контроля

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:

1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют личность в социальное окружение;
  • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  • контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

  • формально определены;
  • закреплены в нормативных актах;
  • подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

  • не закреплены официально;
  • поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

  • они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
  • выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:

  • неформальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны неформального окружения, т.е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т.д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т.п.);
  • формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т.п.);
  • неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.);
  • формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

  • через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;
  • через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;
  • через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

  • процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества - социальных предписаний;
  • процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

Девиантность

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным . Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.

Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Социальное взаимодействие и социальный контроль

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает:

  • индивидов (совершающих действия);
  • изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
  • влияние этих изменений на других индивидов;
  • обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим

Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»

Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

  • Передачу информации;
  • Получение информации;
  • Реакцию на полученную информацию;
  • Переработанную информацию;
  • Получение переработанной информации;
  • Реакцию на эту информацию.

Социальный контроль - система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:

  • осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
  • обеспечивает следование социальным нормам.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Велимир
  • Цевенская конвенция

Смотреть что такое "Социальный контроль" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Большой Энциклопедический словарь

    Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Политология. Словарь.

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - Контроль, который общество осуществляет над индивидами внутри его. Формами такого контроля, прежде всего, являются процессы социализации и вытекающей из него интернапизации норм и ценностей общества. Этот термин обычно не используется для… … Толковый словарь по психологии

    Социальный контроль - Одна из дисциплин социальной психологии. изучающая воздействие социальной среды на человеческое поведеиие. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов подкрешения, убеждения и пропаганды… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный С.К. задается… … Новейший философский словарь

    социальный контроль - механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - (SOCIAL CONTROL) По мнению большинства социологов, социальный контроль достигается сочетанием послушания (compliance), принуждения и приверженности социальным ценностям. Например, Т. Парсонс (Parsons, 1951) определял социальный контроль как… … Социологический словарь

    Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений… … Большая советская энциклопедия

    Социальный контроль - (см. Контроль социальный) … Экология человека

Книги

  • Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Авторский курс , Гилинский Яков Ильич. Предлагаемая книга - четвертое, переработанное, значительно дополненное и исправленное монографическое издание известного ученого, которая может служить как учебником криминологии для…

МОУ «Архангельская СШ»

Открытый урок по обществознанию

Тема: «Социальный контроль»

11 класс

Подготовила:

Учитель обществознания

Абдалина А.С.

Тема: «Социальный контроль».

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

Основные понятия:

    Социализация;

    Нормы,

    Санкции,

    Самоконтроль,

    Внешний контроль,

    Социальные предписания.

Ход урока:

    Организационный момент

    Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока. (слайд 1)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

И так тема нашего урока «Социальный контроль» (слайд 2)

Эпиграф

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин ( французский писатель и поэт, политический деятель. )

Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка. (слайд 3)

Давайте выясним если данная тема в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию?

Да, тема № 3 «Социальные отношения» 3.9 Социальный контроль (слайд4)

    Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течении урока видели его перед собой.

Проблемное задание (по ПОПС-формуле)(слайд 5):

План изучения нового материала: (слайд 6)

1.Социальный контроль.

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

3.Формы контроля.

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1. Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, которые сопровождают человека всю жизнь . Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

(слайд 7)

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

(Слайд 8)

- Каковы же функции социального контроля?

Выясним это выполнив задание. (Приложение 1 )

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие .

Правильные ответы: IB, 2Е, ЗБ, 4Д, 5И, 6Ж, 7А

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

2.

(Слайд 8)

Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.

- Каким образом подобное происходит?

Во-первых, нормы - это еще и ожидани: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.

Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

- Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

А вот, Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

С/Р с учебником 87- 88

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Примеры

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Проверка таблицы.

Слайд 12

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

1) формальные

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

2) неформальные

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

12112

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

3.

Слайд 13

Комментарии учителя схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Слайд 14

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Проявления

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

2) внешний

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

22122

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

4.

Слайд 15

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

    Подведение итогов

- Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы (слайд16)

П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)

О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)

П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)

С – следствие (в результате делается вывод «В этой связи…»)

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

    Закрепление

С/Р Задание на карточках. (слайд 17)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ) ( Приложение 2 )

Социальные нормы

3) честь 8) совесть

5) неформальные санкции

Ответ: 741928

    Рефлексия (слайд 18)

    Что хотели?

    Чего достигли?

    Как этого достигли?

    Домашнее задание (слайд 19)

Параграф №10. Вопросы 1-4, практикум № 1-2 (устно)

Выставление оценок

Приложение 1.

1. Каковы же функции социального контроля?

Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие.

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных_(7), например уголовных или административных.

Приложение 2.

2.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ)

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

Любящие пофилософствовать и поругать общество люди часто рассуждают о свободе, которой, с их точки зрения, так не хватает человеку в современном мире. Однако, живя в обществе, мы должны считаться с его , даже если они нам не нравятся. Потому что анархия, безвластие, а значит, и произвол сильного гораздо хуже, чем любые законы. К тому же влияние общества проявляется не только на формальном, но и на неформальном, психологическом уровне. И это очень значимое для нас влияние называется социальным контролем.

Несмотря на название, социальный контроль – это необязательно надзор общества за каждым его членом и насильственное управление поведением людей. Это прежде всего незаметное и часто практически неощутимое влияние. Социальный контроль воспринимается как внешняя, подавляющая сила, только если человек сознательно или неосознанно нарушает общепринятые нормы, не оправдывает ожидания членов его сообщества.

Воспитанный в рамках определенного социума человек проходит еще в детстве, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому он может и не замечать действия социального контроля, ведь его и принципы не противоречат общепринятым.

Поэтому в психологии социальный контроль рассматривается прежде всего как влияние общества на формирование социально приемлемого поведения индивида. И только в случае асоциального поведения, нарушения групповых норм, уклонения от выполнения обязанностей своей социальной роли становится заметна другая сторона социального контроля – принуждающая и подавляющая.

Таким образом, социальный контроль нельзя рассматривать как внешнюю силу по отношению к полноценному, социализированному члену общества. Любой нормальный взрослый человек является таким же проводником социального контроля, как и другие люди. В отличие от социального, формально-правовой контроль осуществляют специальные органы государства, стоящие как бы над обществом.

Инструменты социального контроля

Формальный контроль опирается на возможности и статус государственных институтов, в том числе на силовые структуры, суд, СМИ. Это дает возможность широко использовать и воспитательные меры, и средства убеждения, и меры принуждения. Социальный контроль работает совсем по-другому. Хоть такие каналы, как убеждение, принуждение и воспитание, у него тоже имеются, но инструменты, механизмы и способы воздействия в социальном контроле совсем другие.

Механизм психического подражания

Этот механизм назван основным инструментом неформального контроля еще в XIX веке в труде основателя социальной психологии Г. Тарда. Психическое подражание – очень древнее явление, обеспечивающее выживание и стабильное существование любого социума: не только человека, но и высших животных.

У человека подражание проявляется в копировании (чаще неосознанном) поведения, приемов общения, средств и форм коммуникации окружающих людей. Именно этот механизм считается основным и самым действенным инструментом социализации и социального контроля в раннем детстве. Причем подражание у людей играет даже более важную роль, чем у животных, потому что человеческий ребенок рождается практически полностью лишенным врожденных, инстинктивных форм поведения. Прямохождению, речи, предметной деятельности, рациональному мышлению он учится у взрослых, преимущественно через подражание. Тогда как, например, щенка не нужно учить лаять и вилять хвостом – это заложено у него природой.

В старшем возрасте, когда человек уже может осмыслить свои поступки, подражание продолжает играть огромную роль. Те нормы поведения, которым следует наше ближайшее окружение, усваиваются прежде всего через подражание. И часто это происходит неосознанно, а стереотипы поведения закрепляются на . Поэтому усвоенные нормы соблюдаются автоматически, можно сказать, рефлекторно.

Никакое убеждение, а тем более принуждение в этом случае уже не нужно, и социальный контроль проходит интериоризацию, то есть становится внутриличностным. Более того, нарушение другими людьми социальных норм вызывает чувство дискомфорта, неправильности, желание прекратить асоциальные действия. То есть усвоив правила поведения и групповые ценности, человек сам становится проводником социального контроля.

Механизм психического подражания делает работу социального контроля незаметной, и человек просто его не ощущает и не задумывается о нем, не чувствует ни насилия, ни принуждения общества.

Экспектации

Вы замечали, как часто мы делаем не то, что нам хочется, а то, что от нас ждут окружающие: родные, друзья, коллеги? Нет, они не заставляют нас силой или убеждением, часто они вообще ничего не говорят. Просто мы знаем, что эти люди ждут от нас определенных поступков, и поэтому совершаем их. Для этого есть несколько причин:

  • мы не хотим огорчать друзей и близких;
  • стремимся заслужить уважение или поддержать ;
  • понимаем необходимость соответствовать принятой роли;
  • просто привыкли делать то, что ждут от нас более авторитетные, значимые, взрослые люди.

Эти социальные ожидания и называются экспектациями (от англ. expectation). Не высказываемые вслух, не навязанные силой, они управляют нашим поведением. Наиболее показательным примером влияния экспектаций является следование стереотипам . Так, зная, что ждут люди от продавца, врача, сотрудника ЖКХ, представители этих профессий сознательно или неосознанно стараются соответствовать ожиданиям. Интересно, что данный механизм играет не только позитивную роль. Например, сотрудник ГИБДД тоже знает эти экспектации.

В семье, в кругу друзей, в сообществе коллег – везде экспектации являются действенным инструментом социального контроля. Муж звонит жене, если задерживается на работе, потому что знает – супруга ждет этого звонка. Сотрудник офиса остается после окончания рабочего дня, чтобы доделать горящий проект совместно с коллегами, потому что знает – они ждут от него именно такого поступка.

Экспектации, конечно, не являются жестко заданными, и, случается, люди не следуют им, не оправдывают ожидания окружающих. Тогда социум применяет к ним .

Санкции

Это важный инструмент социального контроля, выполняющий функции как принуждения, так и поощрения. Термином «социальные санкции» обозначается любое действие социума, направленное на регулирование поведения человека в соответствии с групповыми нормами. Санкции бывают двух видов:

  • позитивные или поощряющие, демонстрирующие одобрение социума и поддержку действий одного из его членов;
  • негативные или осуждающие – различные формы наказания или принуждения, направленные на индивидов, нарушающих общепринятые правила и нормы.

Социальные психологи считают, что позитивные санкции работают эффективнее негативных, так как поощрение стимулирует к свершению правильных, полезных для общества поступков. А вот наказание и осуждение может вызвать обиду, раздражение, гнев и даже отторжение и демонстративное асоциальное поведение.

Большинство социальных санкций, как позитивных, так и негативных, связаны с общественным мнением – той сферой, в которой ставятся и решаются все общегрупповые проблемы, в том числе связанные с поведением отдельных членов группы. Правда, чаще всего это касается только таких поступков, которые затрагивают интересы социума в целом.

Общественное или групповое мнение – это отношение социума к каким-то значимым для него событиям, в том числе и к действиям отдельных людей. Оно считается интегральным явлением, то есть результатом взаимодействия людей, обсуждающих важный вопрос или событие. В средствах массовой информации можно встретить такую фразу: «Он является выразителем общественного мнения». С точки зрения психологии, это неверно. Выразителем мнения социума не может быть отдельно взятый человек, даже лидер, такое мнение не является и «средним арифметическим». И даже, бывает, не совпадает с точкой зрения большинства членов социума. Вот такой парадокс. Для исследования общегрупповой точки зрения по какому-то вопросу в психологии есть специальные методики, например, фокусированное групповое интервью, по-другому – метод «фокус-групп».

Общественное мнение – очень действенный инструмент социального контроля. Часто от осуждения 1-2 человек можно и отмахнуться – это их личное мнение, и оно ничуть не более значимо, чем ваше. Но осуждение сообщества в целом человеком переживается очень тяжело. Оно иногда создает настолько гнетущую психологическую атмосферу, что нарушитель норм бывает вынужден покинуть группу, оставить свою работу, а то и переехать на другое место жительства.

Но и одобрение общественного мнения воспринимается очень позитивно, оно словно дает человеку крылья, вдохновляет на важные, значимые поступки, побуждает жертвовать собственными интересами ради блага социума. Недаром же есть такая поговорка: «На миру и смерть красна».

Функции социального контроля

Социальный контроль – важная часть жизни общества, которое без него вообще бы не могло существовать. Он важнее формально-правового, так как опирается не на законы, принятые группой людей, а на потребности общества, на традиции, на нормы, почитаемые большинством членов группы. Нередко социум даже менее строг к нарушителю формального закона, чем к тому, кто не уважает групповые нормы и традиции. Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:

  1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
  2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.
  3. Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.
  4. Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
  5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
  6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.

Начинает рассмотрение самых "западающих" тем по обществознанию. И начинаем мы с социального контроля (в кодификаторе тема 3.9 "Социальный контроль"). Из школьного курса мы помним, что есть такое социальное явление, как отклоняющееся или девиантное поведение. Причем неважно, позитивное это поведение или негативное. Усилия, которые общество направляет на предотвращение такого поведения, и называются социальным контролем.

Социальный контроль - это действующий способ регулирования отношений между гражданином (индивидом) и обществом. В результате такое взаимодействие приводит к стабильности и порядку в обществе.

Это понятие может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. И если в широком смысле это совокупность всех видов контролирующих действий, которые на данный этап развития существуют в обществе, то в узком смысле это всего лишь мнение людей или всего общества в отношении действий и поступков людей, а также их ежедневного поведения.

Социальный контроль включает в себя в обязательном порядке такие элементы, как социальные нормы и социальные санкции . Вы должны четко понимать эту нерушимую взаимосвязь при решении любых типов вопросов, которые встретятся вам на ЕГЭ. Существует социальный контроль, он базируется на социальных нормах, если эти нормы не выполняются, наступают социальные санкции. Санкции - это необходимая реакция со стороны общества на отклоняющееся поведение отдельного гражданина или группы людей.

В свою очередь социальные санкции подразделяются на следующие виды:

1. Формальные (негативные), то есть штрафы, тюремное заключение и иные наказания за нарушения закона.

2. Формальные(позитивные), то есть любые поощрения со стороны официальных и государственных структур. Это могут быть награждения любого рода, присвоение академических и иных званий.

3. Неформальные (негативные), которые могут проявляться в осуждении человека со стороны общества в оскорбительном тоне, выговоре, демонстративном игнорировании.

4. Неформальные (позитивные), которые выражаются в одобрении, поощрении и благодарности официальных и неофициальных лиц, друзей, знакомых, коллег. Это может проявляться в похвале, одобрительной улыбке и иных проявлениях доброго расположения.

Принято выделять две формы социального контроля.

1. Внутренний социальный контроль или самоконтроль. Данная позиция предполагает, что человек самостоятельно скорректирует свои поступки, согласно принятым нормам.

2. Внешний социальный контроль, как совокупность всех социальных институтов и иных механизмов регулирования общественного поведения. Формальный (институциональный) контроль основан на поддержке таких социальных институтов, как полиция, армия или судебные органы. Неформальный же держится на одобрении или осуждении близких и родных, друзей и знакомых.

Особое значение придается мнению членов общества, которое базируется на обычаях и традициях и поддерживается, прежде всего, через СМИ. В процессе социализации человека, социальные нормы усваиваются настолько прочно, что фактически и не требуют жесткого контроля. В случае их нарушения, человек испытывает чувство неловкости, вины и стремиться, максимально быстро, самостоятельно исправить ситуацию. В данном случае, проявлением социального контроля будет совесть человека.

Эти нормы остаются в области человеческого сознания и являются рациональными предписаниями, которые фактически формируются на уровне подсознания человека или уровне его стихийных импульсов. Такое понятие, как самоконтроль человека, основывается на волевом усилии и сдерживании своих порывов.

Конечно, социальный контроль по-разному себя проявляет в различных типах общества. Если в традиционном обществе он держится на неписаных традициях и обычаях, то в современном обществе основу социально контроля составляют писаные или формальные нормы (законы, распоряжения, указы, инструкции).

Формальный контроль приобретает институциональную поддержку в лице политических партий и общественных движений, системы образования. Так, например, школа контролирует ученика посредством системы оценки знаний и экзаменов. Правительство осуществляет контроль посредством налоговых сборов и оказания помощи населению. Государство осуществляет социальный контроль через систему правоохранительных органов, каналы СМИ и через другие доступные ресурсы.

Все большую роль в России начинают играть общественные организации, которые осуществляют контроль в сфере торговли, рынка труда, экологической безопасности и защиты окружающей среды. Такого рода контроль может осуществляться как на микро, так макро уровне.

Субъектом этого контроля или надзора становится государство, превращаясь в специализированный общественный институт. В данной ситуации важен баланс контроля и доверия, поскольку излишний контроль влияет на развитие человека, уровень его самосознания и сводит на нет волевые усилия и проявления свободного гражданина.

Остановимся на методах социального контроля, которые могут проявляться в:

- изоляции , то есть установлении физических барьеров между девиантом и обществом, без усилий исправить поведение или перевоспитать человека.

- обособление или ограничение контакта девианта с другими членами социума, не предполагая полной изоляции и допуская возможность изменения поведения и возвращения в общество. При условии готовности выполнять общепринятые нормы.

-реабилитации , т.е. активном взаимодействии с девиантом с целью подготовки его к возвращению в социум и добровольного исполнения предписанных социальных ролей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социальный контроль должен придерживаться "золотой середины", а человек - соотносить свободу выбора с необходимостью нести ответственность за этот выбор.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.