Инвестиции

Подводные камни юбилея военно-промышленной комиссии. Подводные камни юбилея военно-промышленной комиссии Возрождение ВПК в современной России

Подводные камни юбилея военно-промышленной комиссии. Подводные камни юбилея военно-промышленной комиссии Возрождение ВПК в современной России

В декабре 2017 года исполняется 60 лет со дня основания Военно-промышленной комиссии.

6 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании государственной комиссии совета министров СССР по военно-промышленным вопросам, первым председателем которой стал Дмитрий Федорович Устинов. Комиссия объединила под своим руководством оборонные предприятия. На комиссию были возложены задачи по организации и контролю за работами по созданию всех видов вооружения и военной техники. Итогом создания комиссии был расцвет российской "оборонки": под ее руководством были созданы системы ракетно-космической обоороны и предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противокосмической обороны. Были созданы новейшие подводные лодки, надводные корабли всех классов, стратегическая авиация и комплексы сухопутных войск. Также предприятия ВПК производили сложную технику гражданского назначения: оборудование для энергетического машиностроения и атомного флота, сельхозтехнику, автомобили, мотоциклы, холодильники, телевизоры и многое другое.

В 1999 году ВПК стала Комиссией по военно-промышленным вопросам Правительства Российской Федерации, в 2006 году она была переименована в Военно-промышленную комиссию.

Президент России Владимир Путин поздравил ветеранов и работников оборонно-промышленного комплекса на торжественном вечере в Кремле, посвященном 60-летнему юбилею ВПК.

«Благодарю вас за очень большую и очень ответственную работу, за ваш вклад в решение важнейших стратегических задач. Особые слова признательности - ветеранам, всем тем, кто стоял у истоков ВПК, налаживал ее сложную. многогранную работу. В разные исторические эпохи вы создавали, укрепляли и сберегали отечественный оборонно-промышленный комплекс - тот громадный потенциал, который и в наши дни продолжает служить России. Сегодня Военно-промышленная комиссия занимается ключевыми вопросами военной промышленности, оснащением армии и флота, обеспечивает тесное взаимодействие вооруженных сил, предприятий разных отраслей, конструкторских бюро и исследовательских центров. Все это требует глубокого понимания характера текущих и перспективных вызовов в сфере обороны и безопасности, тенденций в сфере развития науки и технологий, досконального знания всех аспектов производства, умения находить выверенные, обоснованные управленческие решения», - сказал президент.

Журнал «Редкие земли» поздравляет всех причастных к этому празднику, и желает процветания и удач во всех начинаниях.

Уважаемые коллеги! Дорогие ветераны! Друзья!

Поздравляю вас со знаменательной датой – 60-летием Военно-промышленной комиссии. Благодарю за большую и очень ответственную работу, за ваш вклад в решение важнейших, без всякого преувеличения, стратегических задач.

Особые слова признательности – ветеранам, всем, кто стоял у истоков ВПК, налаживал ее сложную, многогранную работу. В разные исторические эпохи вы создавали, укрепляли и сберегали отечественный оборонно-промышленный комплекс, тот громадный потенциал, который и в наши дни продолжает служить России.

Сегодня Военно-промышленная комиссия занимается ключевыми вопросами развития оборонной промышленности, оснащения армии и флота, обеспечивает тесное взаимодействие Вооруженных Сил, предприятий разных отраслей, конструкторских бюро и исследовательских центров. Все это требует глубокого понимания характера текущих и перспективных вызовов в сфере обороны и безопасности, тенденций развития науки и технологий, досконального знания всех аспектов производства, умения находить выверенные, обоснованные управленческие решения.

И конечно, нужно уделять особое внимание работе с людьми, с кадрами, делать все, чтобы на предприятия, в оборонно-промышленный комплекс приходили молодые, хорошо подготовленные специалисты, чтобы профессиональные традиции продолжались.

Вы знаете, что мы уже выходим на реализацию новой десятилетней Государственной программы вооружения, в том числе учитывая опыт применения нашего оружия и техники в ходе успешной антитеррористической операции в Сирии. Необходимо эффективно выстраивать и дальше продолжать эту работу, обеспечить практически стопроцентное выполнение гособоронзаказа, а именно на такие показатели удалось выйти в последние годы.

Кроме того, перед оборонным комплексом поставлена задача расширения выпуска высокотехнологичной, нацеленной на экспорт продукции гражданского и двойного назначения – только что говорил на краткой встрече с ветеранами и молодыми специалистами, – доля этой продукции к 2030 году в общем производстве должна составить половину, 50%.

Все эти планы Комиссия обязана учитывать в своей работе, добиваться качественного, сбалансированного, эффективного развития оборонно-промышленного комплекса страны, а он, напомню, объединяет более 1300 предприятий и организаций, на которых трудятся два миллиона специалистов разных профессий.

Сейчас только говорили о том, что в последние годы было проведено переоснащение оборонного комплекса, предприятий оборонки, вложены большие деньги – три триллиона рублей. Это серьезные ресурсы, и нужно обязательно сделать так, чтобы они эффективно заработали.

Три года назад статус Военно-промышленной комиссии был значительно повышен, и, как ее председатель, рассчитываю, что ваша работа и впредь будет нацелена на результат, будет служить России, надежной защите национальных интересов, жизни, безопасности наших граждан.

Безусловно, желаю вам успехов, здоровья и всего самого доброго вам и вашим близким. И конечно, позвольте поздравить вас с наступающими новогодними праздниками. Всего вам доброго. Благодарю вас за работу!

Строго говоря, самой ВПК 60 лет назад не появилось: 16 марта 1953 года при Совете министров был создан так называемый "Специальный комитет" во главе с Л.П. Берия. Комитет координировал ключевые оборонные проекты того времени - работу Первого и Третьего главных управлений Совмина (ядерный проект и проект ПВО Москвы соответственно).

Просуществовал он, к слову, недолго: был ликвидирован 26 июня 1953 года вместе с арестом Берия. Однако этот комитет считается прародителем той структуры, которая возникла чуть позже, в декабре 1957 года, - комиссии Совмина по военно-промышленным вопросам (или Военно-промышленной комиссии). На ВПК замыкался оперативный контроль над деятельностью "девятки" - девяти оборонных министерств СССР. Она же вырабатывала решения о выделении ресурсов под оборонные программы.

В 1991 году ВПК была распущена, в 1999 году воссоздана, и с этих пор настойчиво ищет свое место в эклектичной структуре принятия решений постсоветского оборонного комплекса. В данный момент Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ представляет собой главный орган координирования оборонной промышленности, курируемый профильным вице-премьером.

При правительстве и не при делах

Современное состояние вертикали управления оборонкой характеризуется нарастанием неопределенности и "ручного режима" в управлении по мере продвижения снизу вверх. Решения по ключевым военным программам или реорганизации активов в "оборонке" принимаются высшим политическим руководством "на индивидуальной основе" - в каждом конкретном случае - по-своему, в процессе контактов с лоббистами тех или иных решений.

ВПК же как важное связующее звено между промышленным и политическим менеджментом регулярно оставалась крайним в этом процессе, в лучшем случае пассивно присутствуя при "решении вопросов". Поэтому при вице-премьере Сергее Иванове (2007-2011 гг.), который входил в ближайший круг Владимира Путина и сам по себе достаточно глубоко вникал в оборонно-промышленные темы, ВПК как институт в значительной степени находилась в тени, уступая прямому "решению вопросов" высшего руководства страны с капитанами производства.

Уже тогда функции комиссии и перечень реально курируемых тем считались неуточненными, а штат специалистов признавался недостаточным. Однако всерьез эту проблему вскрыл только чудовищный провал гособоронзаказа (ГОЗа) 2011 года, стартового года новой госпрограммы вооружений (ГПВ-2020).

Именно к этому моменту административная реформа Минобороны, осуществляемая Анатолием Сердюковым, дошла до своего апогея, выразившегося в прямом подчинении военному ведомству сразу двух федеральных служб, непосредственно работающих с военными закупками: Рособоронпоставки и Рособоронзаказа. В самом же министерстве затеяли резкую перестройку системы заказа, отобрав все права у главкоматов видов вооруженных сил и резко загрузив работой профильный департамент военного ведомства.

Параллельно с этим резко вырос объем размещения контрактов по ГПВ-2020. Однако жесткая "мытарская" позиция сердюковской команды, требовавшей резкого снижения предлагаемого промышленностью ценника на закупаемое на фоне тотального аврала привела к тому, что гособоронзаказ-2011 фактически был провален.

ВПК Сергея Иванова ничего не сумела с этим сделать. Была ли у нее такая возможность - вопрос открытый. Конфликт промышленности и военных со Знаменки удалось хотя бы частично расшить только привлечением к арбитражу тяжелой артиллерии в лице Игоря Сечина и Владимира Путина.

По итогам 2011 года Сергей Иванов ушел на повышение (возглавил администрацию президента), а на его место пришел Дмитрий Рогозин, с самого начала развивший кипучую активность в деле защиты интересов промышленности от посягательств военного ведомства. В конечном итоге Рогозин получил право на расширение полномочий ВПК и контроль за Рособоронзаказом - ключевой структурой, обеспечивающей наблюдение за исполнением ГОЗа.

Вопрос сугубо политический

Проблема нынешней ВПК даже не в том, что она до недавнего времени имела незначительный штат и неуточненные полномочия. Даже если комиссия заработает как надо и станет тем, чем она была в советское время (и чего от нее ныне добивается Рогозин), это просто делегирует проблему на уровень выше.

Еще раз повторимся: ВПК в ее нынешнем виде с большим трудом, но может стать "наконечником" солидарных интересов оборонной промышленности и прикладной профильной науки. Но площадкой для стратегического модерирования взаимоотношений правительственных чиновников и военных с директорским корпусом "оборонки" она стать не сможет, за исключением второстепенных технических вопросов, которые и так разрешаются в рабочем порядке. Концептуальные столкновения заказчика и исполнителя распутывать куда сложнее.

Советская схема управления "оборонкой" с ВПК при Совмине требовала для стабилизации дополнительной площадки авторитетного политического арбитража. Таким элементом балансировки для всех органов хозяйственного управления в СССР всегда были партийные структуры соответствующего уровня. Давление мощнейшего оборонного комплекса нужно было чем-то уравновешивать, т.к. влияние промышленности в Совмине только росло, нередко перекрывая даже голос заказчиков-военных.

Элементом балансировки для всех органов хозяйственного управления в СССР всегда были партийные структуры соответствующего уровня. Работу ВПК плотно курировал отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, который в 1958 - 1981 годах возглавлял Иван Сербин. Функции ВПК и оборонного отдела частично пересекались, что иногда порождало конфликты, однако авторитет высшей партийной структуры и аппаратная жесткость Сербина, за глаза прозванного "Иван Грозный", позволяли влиять на решения комиссии Совмина, которая всегда была ближе к интересам конечного производства.

Но над этим отделом существовал и еще один уровень - позиция секретаря ЦК по оборонным вопросам. В разные годы этот пост занимали, например, Л.И. Брежнев, Д.Ф. Устинов, Г.В. Романов - люди первого эшелона коллективного руководства времен "развитого социализма".

Функциональных аналогов этой надстройке, уполномоченной и способной принимать стратегические решения по оборонной тематике, в России в настоящий момент нет.

Светит ли администрации президента оборонный отдел?

Осторожно можно отметить, что отдаленным аналогом системы контроля, близкой к партийной, ныне выступает администрация президента. Но в ее штатном расписании, заточенном на работу с кадрами федеральной исполнительной власти и контролем за регионами, нет ни соответствующего профильного аппарата (аналога оборонного отдела ЦК), ни высокопоставленного руководителя (рангом не ниже заместителя главы АП), ответственного непосредственно перед главой государства.

Тем временем, руководитель АП Сергей Иванов в своем недавнем интервью отметил, что, уйдя из правительства и ВПК, продолжает плотно следить за ключевыми оборонными программами. То есть перед нами продолжение ситуации "ручного управления" с непрозрачной ответственностью.

Решения принимаются и проводятся на основании личного или молчаливого поручительства высшего эшелона политического руководства, а где-то на один-два шага от облаков в пустоте вдруг возникает срединный уровень управления "оборонкой" (ВПК), от которого вниз начинают тянуться привычные иерархии бюрократии. Но сама ВПК сверху открыта эманациям сановного космоса, непостижимого рациональным путем.

Трудно понять, как тут следовало бы поступить. Сделать ВПК де-факто верхней структурой модерирования почти нереально. Она, во-первых, к этому не приспособлена структурно, являясь центром координации государственной военной промышленности. А значит, обладает лоббистским потенциалом, лояльным к производственникам. Во-вторых, это будет против всех аппаратных правил эпохи, когда верхние уровни принятия стратегических решений замыкаются на президента и его аппарат.

Не говоря уже о том, что управлять таким сложным по положению дел сектором, как "оборонка", насыщенная лоббистами-тяжеловесами, с нынешнего уровня подотчетности практически невозможно. Тут нужно быть не просто вице-премьером по должности, а входить в недлинный перечень влиятельных соратников президента, принимающих решения. (Это, к слову, случай Сергея Иванова до ухода на Старую площадь - он в нулевые годы курировал ВПК и как министр обороны, и как вице-премьер.)

Таким образом, это не решает проблемы "ручного режима" и не приближает государство к созданию прозрачной системы институтов регулирования оборонного комплекса. Какова альтернатива?

Завести оборонный отдел в АП - например, сымпровизировав на базе расширения аппарата профильного помощника президента? То есть узаконить нынешний "ручной режим", хоть в чем-то подтолкнув его из разряда неформальных "понятий" в сторону институциализации управления и ответственности.

Это, во-первых, умножение бюрократии и увеличение контрольных уровней (не ключевое, но существенное возражение), а, во-вторых, опять же идет против правил эпохи.

Ведь уже сколько раз подчеркивалось, что АП в дела правительства не вмешивается, а только участвует в подготовке поручений президента. Если в рамках этих правил заводить контрольную структуру в составе АП, тогда и ВПК придется передавать на Старую площадь, сводить там военных, заинтересованные министерства и топ-менеджмент оборонных монополий и оформлять решения теми же самыми поручениями президента в адрес Белого Дома.

Эти длинные, утомительные рассуждения призваны очертить то главное минное поле, на котором ВПК может подорваться на седьмом десятке своих лет. Вопросы отладки ГОЗа и ценообразования в промышленности жизненно важны, но их-то, при кропотливой работе, можно решить. Этим занимались весь 2011 год и продолжают делать сейчас, что хорошо сказалось на текущих темпах размещения ГОЗа.

А вот в вопросах подчинения, курирования, расшивки конфликтов и баланса интересов и полномочий может крыться масса подводных камней. Особенно в России, где формальные титулы иногда значат не столь много, как фамилия человека, их носящего.

История ВПК

6 декабря 1957 года постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 1350-639 была образована Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, которой было поручено руководство и контроль за работами по созданию и быстрейшему внедрению в производство ракетного и реактивного вооружения и других видов военной техники, а также координация этих работ между отраслями промышленности оборонного комплекса (далее — Военно-промышленная комиссия).

Военно-промышленная комиссия продолжила деятельность Третьего главного управления Совета Министров СССР и Специального комитета Совета Министров СССР, которые внесли весомый вклад в создание системы ПВО г. Москвы и ядерного оружия.

Под руководством Военно-промышленной комиссии в Советском Союзе были разработаны образцы военной техники в самых высокотехнологичных сферах систем вооружения, обеспечив тем самым ракетно-ядерный паритет и контроль над стратегическими вооружениями.

20 марта 2006 года для реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса была образована Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 231).

10 сентября 2014 года Указом Президента Российской Федерации № 627 в целях реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военно- технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности Военно- промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации была преобразована в Военно-промышленную комиссию Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина. Рабочим органом ВПК РФ является Коллегия. Ее возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ Д. О. Рогозин.

В конце 2017 года коллегия ВПК планирует провести ряд юбилейных мероприятий в связи с 60-летием работы Военно-промышленной комиссии.

В Доме правительства к 60-летнему юбилею со дня создания Военно-промышленной комиссии (ВПК) была создана галерея портретов ее бывших руководителей. Импровизированная экспозиция открывается портретом маршала Советского Союза Дмитрия Устинова, который был первым руководителем этого органа (1957-1963) и завершается изображением спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, который руководил ВПК с марта 2006 по декабрь 2011 года. Кроме того в галерее представлены фотографии заместителя председателя Совета Министров СССР Леонида Смирнова (1963-1985), заместителя министра оборонной промышленности, первого заместителя председателя Совмина СССР Юрия Маслюкова (1985—1988 гг. и 1991), заместителя председателя Совмина СССР Игоря Белоусова (1988-1990). Галерея расположилась в фойе Коллегии ВПК России.

Заседание Военно-промышленной комиссии / Фото: kremlin.ru

Военно-промышленная комиссия РФ отмечает юбилей. Шестьдесят лет назад, 6 декабря 1957 года, была создана Государственная комиссия Совмина СССР по военно-промышленным вопросам. Портал profiok.com рассказывает о том, почему отсчёт ведётся именно с этой даты, хотя управление оборонной промышленностью в нашей стране начало выстраиваться намного раньше.

До войны: мобилизация любой ценой

Война всегда предполагает особую чёткость и согласованность действий. Не случайно первый орган, управлявший обороной государства в масштабе страны, появился именно во время войны. В 1915 году, во время Первой мировой войны, появилось так называемое Особое совещание по обороне (дословно название звучало так: «Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства»). Этот правительственный орган, куда вошли промышленники и представители органов государственной власти, возглавлял военный министр. Особое совещание по обороне решало вопросы снабжения армии и координировало деятельность промышленных предприятий по производству необходимой продукции. Предприятия, кстати, не всегда были отечественными: существовали специальные российские подразделения в Японии, США и Великобритании, размещавшие заказы у производителей в этих странах. Выражаясь современным языком, Совещание по обороне размещало и управляло исполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ). Существовали также военно-промышленные комитеты – структуры, обеспечивавшие производство необходимых вооружений на частных предприятиях.

После событий 1917 года в управлении промышленностью, в том числе военной, произошёл целый ряд преобразований. После нескольких реорганизаций оборонные предприятия оказались в подчинении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Собственно, об обороне тогда никто особо не думал: заводы осваивали мирное производство, вооружённые силы сокращались, военные расходы – тем более. Так продолжалось до начала 1930-х годов, пока в воздухе снова не запахло войной.

С 1932 года оборонные предприятия перешли в подчинение Наркомата тяжёлой промышленности, от которого в 1936 году отпочковался Наркомат оборонной промышленности. В 1938 году при Комитете обороны Совнаркома создаётся Военно-промышленная комиссия (ВПК), состоявшая из военного руководства, а также руководителей органов безопасности и промышленности. В состав этой комиссии, например, входили Климент Ворошилов (нарком обороны), Михаил Каганович (нарком оборонной промышленности), Николай Ежов (глава НКВД) и Николай Вознесенский (председатель Госплана). Основной задачей ВПК была подготовка предприятий оборонного и необоронного профиля для выполнения заказов Комитета обороны. Проще говоря, имелась в виду мобилизация всех производств страны для выполнения общей задачи.

ВПК рассматривала мобилизационные заявки, проверяла расчёты, составляла сводный мобилизационный план (сопоставляя его с Госпланом СССР!), распределяла задания между наркоматами СССР и союзных республик, контролировала распределение заказов между конкретными предприятиями и их исполнение, предлагала меры по наращиванию производственных мощностей, обеспечивала распределение рабочей силы (включая инженеров и техников), следила за накоплением и хранением мобилизационных запасов, а также за использованием в производстве различных технических изобретений. Если между различными ведомствами возникали разногласия, окончательное решение было за ВПК.

Во время Великой Отечественной войны руководство оборонным производством взял на себя Государственный комитет обороны.

Послевоенный период: постепенное формирование системы

После окончания Великой Отечественной войны на первый план вышли задачи восстановления народного хозяйства. Поэтому поначалу руководство страны не создавало никакого единого органа по управлению военной промышленностью, а развитием отраслей руководили отдельные отраслевые бюро – по судостроению, авиастроению, машиностроению и так далее.

О восстановлении системного руководства оборонкой заговорили в 1948 году. Одним из инициаторов постановки этого вопроса был Дмитрий Фёдорович Устинов, на тот момент занимавший должность министра вооружений. По его мнению, координацией работы всех отраслей оборонки и созданием новых образцов вооружений и военной техники должен был заниматься единый орган. В результате в 1951 году при президиуме Совмина СССР появилось Бюро по военно-промышленным вопросам, которое занималось снятием и постановкой на вооружение тех или иных видов продукции, планированием научно-исследовательских работ, обсуждало планы военных заказов. Правда, это был совещательный орган: окончательные решения всё равно принимал Совет Министров.

В 1953 году последовал очередной ряд реорганизаций: были ликвидированы отраслевые бюро, а координацией деятельности различных отраслей оборонки занимались заместители председателя Совмина СССР, а также Бюро Совмина.

6 декабря 1957 г. при Президиуме Совета министров СССР была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам (ВПК). Этот орган проработал 34 года – вплоть до распада Советского Союза. Сегодня можно сказать, что расцвет советской оборонной промышленности пришёлся именно на период существования ВПК.

Военно-промышленная комиссия координировала работы по созданию новых видов вооружения и военной техники, совместно с Госпланом занималась развитием оборонных отраслей, отвечала за выполнение планов, за повышение технологического уровня производства, за качеством и себестоимостью продукции, участвовала в разработке программ вооружения, предлагала цифры по расходам СССР на разработку и производство вооружений и военной техники. Всё это происходило следующим образом: сначала Комиссия тщательно изучала материалы и готовила государственные решения, а после их принятия – контролировала выполнение.

С течением времени сфера деятельности Комиссии расширялась. С начала 1960-х годов ВПК контролировала формирование и утверждение планов НИОКР по созданию вооружений и военной техники, с конца 1960-х она координировала разработку химического и ядерного оружия, с 1970-х – лазерного оружия и создание так называемых нетрадиционных видов вооружения. Под руководством Военно-промышленной комиссии в СССР были созданы высокотехнологичные образцы военной техники, что обеспечило нашей стране уверенные позиции на международной арене.

Военно-промышленная комиссия курировала деятельность девяти министерств, обеспечивавших развитие разных отраслей оборонки. Легендарная «девятка», о которой, надо сказать, до сих пор периодически вздыхают представители отечественной оборонки, включала в себя министерства оборонной, авиационной, судостроительной, электронной, электротехнической, радио- и химической промышленности, а также общего и среднего машиностроения. При этом ВПК была вправе при необходимости привлекать ресурсы всех гражданских ведомств, имевших отношение к производству военной продукции. Решения, принятые Комиссией, были обязательны к исполнению – точно так же, как и решения Совмина.

В состав Военно-промышленной комиссии входили представители руководящих органов Советского Союза, а также представители НИИ, конструкторских бюро и военно-промышленных предприятий, министерства обороны. Важно, что это были не просто, выражаясь современным языком, менеджеры. Это были инженеры, учёные, представители производственного сектора, отлично знающие специфику своих институтов и производств и готовые вносить предложения, достойные реализации.

При ВПК был также создан научно-технический совет, куда входило более сотни известных учёных вплоть до академиков и членкоров АН СССР.

Заседания Военно-промышленной комиссии проводились, как правило, еженедельно и всегда в одном и том же месте – в Овальном зале Кремля.

На протяжении всех 34 лет существования ВПК без неё не обходилось принятие ни одного важного решения, относящегося к оборонной сфере. Управление развитием советской оборонки из единого центра позволило СССР создать новые образцы вооружения и военной техники, не уступающие по качеству зарубежным аналогам. В итоге был достигнут стратегический паритет со странами НАТО и Соединёнными Штатами Америки. Развивались ядерные вооружения и система ракетно-космической обороны, развивались судостроение и авиация, в промышленное производство внедрялись самые смелые конструкторские решения.

Возрождение ВПК в современной России

После довольно длительного провала в управлении военно-промышленным производством в 1990-е годы руководство страны вновь вспомнило о комплексном подходе к руководству оборонкой. По всей видимости, решения принимались на основе изучения опыта СССР, а значит, исторические традиции было решено сохранить и продолжить. Летом 1999 года при правительстве была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам, а в 2006 году указом президента она была преобразована в Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ.

Несколько лет ВПК возглавлял зампред правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов, затем – вице-премьер Дмитрий Рогозин (с 2012 по 2014 год).

10 сентября 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Военно-промышленная комиссия перешла под его непосредственное руководство. Дмитрий Рогозин занял пост заместителя председателя ВПК и председателя коллегии ВПК. Такая реформа обеспечила повышение статуса ВПК – а значит, решение вопросов, связанных с оборонной промышленностью, стало происходить ещё более чётко.

Сегодня Военно-промышленная комиссия решает задачи создания новых образцов вооружения и военной техники, координирует выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, курирует вопросы военно-технического сотрудничества, реализует программы импортозамещения в ОПК, следит за модернизацией предприятий ОПК и помогает им решать задачи, связанные с диверсификацией производства.

«Оборонная промышленность в последние несколько лет и правда изменилась до неузнаваемости, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Системный подход творит чудеса: предприятия, наконец, почувствовали себя частью единого целого, обрели уверенность, что государство не бросит их на произвол судьбы по мере снижения объёмов ГОЗ, как это произошло в начале 1990-х. Важно, что системное управление лидеры ВПК видят не только в сугубо менеджерских задачах, но и, например, в управлении прикладными научными исследованиями. Совсем недавно в ВПК был введён институт генеральных конструкторов и генеральных технологов, что позволяет консолидировать усилия по созданию перспективных систем вооружения.

Важно, что коллегия ВПК много сил уделяет формированию кадрового потенциала отрасли. При активном участии заместителя председателя коллегии ВПК РФ Олега Ивановича Бочкарёва ИНЭС разработал спецкурс для руководителей предприятий ОПК «Стратегическое управление» , в рамках которого повысили квалификацию несколько сотен лидеров отечественной оборонки. Олег Иванович Бочкарёв с удовольствием встречается не только с директорами предприятий, но и с перспективными молодыми специалистами – например, он лично присутствовал на финале всероссийского конкурса «Молодой аналитик» . Когда оборонщики видят, что ими не просто «рулят», а стараются выстраивать диалог, работа идёт намного продуктивнее.

Что касается опыта СССР, то он действительно бесценен и его правда можно использовать – конечно, с поправкой на современные условия. Не так давно мы проводили семинар для слушателей спецкурса «Стратегическое управление» , где выступал Георгий Дмитриевич Колмогоров, занимавший в советское время пост председателя Госкомитета СССР по стандартам. Преемственность традиций ощущалась прямо в процессе диалога: было заметно, что нынешние оборонщики и представитель советского ОПК отлично понимают друг друга. Впрочем, ничего странного: по большому счёту, задачи у них схожие.

Отсюда и пожелания сегодняшней ВПК: единства целей, чёткости и верности традициям. Лидерам российской оборонки есть на кого равняться».

Управленцы с большой буквы