Кредиты

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в. Таможенный тариф как доход государства Таможенные доходы

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в. Таможенный тариф как доход государства Таможенные доходы

Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.

При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России повышался, но не удовлетворялся спрос на потребительские и промышленные товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, – это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор. В этот период формируются фритредерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сборов.

Фритредеры считали, что каждая страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые требуют в абсолютном выражении меньше затрат труда, чем в других странах, и обменивать их на другие товары, которые с наименьшими затратами производятся в этих странах. Представители фритредерского направления в России отстаивали политику свободной торговли, а не покровительства русской промышленности, которая продолжает производить товары дороже иностранных, что препятствует росту потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России.

Фискальные интересы абсолютистского государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного потребления.

Увеличение таможенного дохода казны было незначительным. В период 1857 – 1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного облегчения тарифа. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности. Понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов казны.

Согласно таможенной политике 1870-х гг. тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства. В 1875 г. торговый баланс России был пассивным. Для выравнивания баланса в 1876 г. было решено брать пошлины не в бумажных деньгах, а в золотой валюте. В 1888 г. пошлины повысили на 10 – 20%, а в 1890 г. – еще на 20%. Все это снизило привоз товаров из-за границы и сделало торговый баланс активным.

Повышение ввозных пошлин пополняло казну и имело покровительственное значение для русской промышленности.

Главной частью таможенного дохода являлись таможенные пошлины с привозных товаров.

Основное усилие во внешней торговле перемещается на Дальний Восток в Приморскую область и Среднюю Азию. Удвоили таможенный доход таможни русско-германской границы.

В два раза увеличился сбор пошлин и соответственно таможенный доход на Одесской таможне, которая является третьей в списке ведущих таможен России по таможенному доходу. Таможенные доходы занимали второе место в косвенных доходах государства. Растут таможенные доходы в начале XX в. и существенно пополняется государственная казна России.

Связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.  


Глава 5. Таможенные доходы 155  

Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не только характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин , но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.  

Глава 5. Таможенные доходы 157  

Методика определения таможенных доходов  

В основу методики исчисления таможенных доходов положено определение таможенной стоимости товара , которая составляет налогооблагаемую базу . Под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством порядке и используемая в целях таможенного обложения, т. е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей . Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможенных целей, таких, как таможенная статистика , контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.  

Глава 5. Таможенные доходы 159  

Глава 5. Таможенные доходы 161  

Наиболее значительно повысился за время Витте таможенный доход, возросший с 122,6 млн руб. до 241,5 млн руб., или на 97%. Это увеличение зависело главным образом от увеличения импорта, но отчасти объяснялось и повышением ставок таможенных пошлин , отношение которых к стоимости импорта за 1892-1900 гг. составило 34% против 27% за 7 лет с 1885 по 1891 г. Наибольшее фискальное значение имело обложение чая, давшее в 1892 г. 36,7 млн руб., а в 1903 г. - 57,4 млн руб., т.е. на 56,5% больше. За то же время ценность привезенного чая возросла на 38,5%, т.е. рост обложения значительно опережал темпы роста импорта этого товара.  

ГЛАВА /ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ  

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ - одна из доходных статей государственного бюджета . Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин , пограничных налоговых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнями товаров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов . В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы -лицензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.  

Если прямые ограничения, как правило, связаны с запретом, то косвенные направлены на уменьшение объемов внешнеэкономической деятельности и не содержат открытого запрета, хотя могут его предполагать. Среди наиболее распространенных нетарифных барьеров можно выделить следующие контингентирование, означающее установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров, в пределах которой внешнеэкономические операции осуществляются относительно свободно (как правило, осуществляются путем составления списков товаров, ввоз-вывоз которых ограничивается определенным процентом от объема национального производства) лицензирование, предполагающее получение разрешения правительственных органов на осуществление внешнеэкономических операций (продажа лицензий является таможенных доходов).  

Лицензирование же, в свою очередь, предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей . Отметим, что в некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.  

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ - поступления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов, выручки от реализации конфискованных таможнями товаров, а также штрафов, налагаемых за нарушение таможенного режима.  

В настоящее время страна переживает глубокий финансовый кризис . Алмазы, кофе, хлопок, слоновая кость и др. продукты конголезского экспорта в огромных количествах вывозятся контрабандным путем, что лишает пр-во значительных таможенных доходов и выручки в иностранной валюте . В 1961 г. дефицит бюджета выразился в 9 384 млн. фр. (доходы 3882 млн., расходы 13266 млн. фр.). В бюджете 1962 г. в результате произведенного повышения налогов доходы увеличились до 5,5 млрд. фр., однако в связи с большим ростом расходов дефицит составил 13,4 млрд. фр. На 1963 г. расходы были утверждены в 23,4 млрд. фр., а доходы- 13,2 млрд. фр., т. е. бюджет сведен с дефицитом в 10,2 млрд. фр. В 1963 г. повышены подоходный налог и налоги на потребление. В доходах бюджета основное место принадлежит налогам и в первую очередь косвенным налогам - таможенным пошлинам и акцизам.  

Подавляющую долю ресурсов государственного бюджета СССР составляют доходы и накопления социалистического хозяйства. Кроме налога с оборота и отчислений от прибылей от предприятий, учреждений и организаций, поступили крупные суммы доходов машинно-тракторных станций, средств государственного социального страхования , таможенных доходов и доходов от реализации товаров , полученных по репарациям, разного рода других неналоговых доходов , а также суммы подоходного обложения колхозно-кооперативных предприятии и организаций. В "общем объеме бюджета поступления из доходов и накоплений социалистического хозяйства составили 85%.  

Таможенные доходы - см. Таможенные пошлины.  

В отраслях нар х-ва Д. н., помимо налога с оборота и прибыли, принимают также форму лесного и таможенного доходов, подоходного налога и других накоплений кооперативных орг-ций, доходов кредитных и страховых орг-ций и т. д. С ростом общественного произ-ва непрерывно увеличиваются Д. н. в нар. х-ве (см. табл.)  

Обще гос. доходи СССР образуются в основном за счёт чистого дохода гос. производственного сектора в форме налога с оборота, платежей гос. предприятий и орг-ций из прибыли [платы за производственные фонды , фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли], таможенных доходов п взносов по социальному страхованию . К ним также относятся подоходный налог с кооперации, колхозов, предприятий общественных орг-пий, налоги с населения.  

Гусейнова Г. М., Петухова Р. А. Таможенные доходы Учебн. пособие. СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 1998.  

В Российской империи понятие таможенных сборов объединяло таможенные пошлины и различного рода дополнительные сборы, взимавшиеся таможенными учреждениями и причислявшиеся к таможенным доходам. Поступления по определенным видам сборов являлись доходом казны, по другим были специальными доходами тамо-  

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показыва­ет, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промьппленности и экономики в це­лом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней

торговли.

Таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тариф­ной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели: экономичес­кую (покровительство отечественной промышленности) и финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, пре­следующие политические цели, хотя фискальная теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в уста­новлении разных ставок пошлин на аналогичные товары.

Чем же отличается пошлина от налога? Н. А. Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государ­ство берет сбор с лица, которому оно прямо и непосредственно оказыва­ет известную услугу, а в случае налога такой услуги нет и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом ^.

Кроме понятия «пошлина» в таможенном деле существовало понятие «таможенные сборы». Таможенные сборы включали пошлины, складоч­ный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.

Важное значение имели таможенные доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.

Этот далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда та­моженных понятий свидетельствует о том, что в таможенном деле уже в XVII в. сложилась определенная система сбора таможенных пошлин.

По мере расширения территории России увеличивалась протяженность ее границ, возникали трудности в организации таможенной службы. Все это требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки,

1 ПСЗРИ. Т. III. С. 489-490.


1 См.: Досужков Н. А. Статистический очерк таможенного дохода России в период 1822-1890 гг. СПб., 1892. С. 1

История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VII. Централизация и совершенствование… 143

что вело к снижению таможенных доходов. «Собирание таможенных пошлин, - писал К. И. Арсеньев, - сопряжено с великими затруднени­ями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров»1.

Д. И. Менделееву удалось выявить определенную закономерность изменения таможенного дохода. Таможенный доход, по его мнению, слабеет вместе с усилением внутреннего производства и уменьшением ввоза. Однако в то же время возникшие и развивающиеся отрасли про­изводства становятся, в свою очередь, источниками финансового дохо­да. Высокими пошлинами нельзя создать новых отраслей промышленно­сти, нужны еще капиталы и технология. Упрочение денежной системы требует не только благоприятного торгового баланса, но и целого ряда финансовых мер.

Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения това­ров пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Поскольку в торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины, можно предположить, что задолго до образования Киевского государства восточ­ные славяне не могли быть в стороне от этих порядков и взимание тамо­женных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и народов. Система древнерусских таможенных пошлин была привезена на Русь, как это утверждают исследователи таможенного дела, из южных и восточных стран. Эту систему начали нарушать мест­ные князья, которые создавали собственные границы, когда каждый фе­одал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных по­шлин (см. раздел V).

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, в рас­сматриваемый период взыскивались с товаров, привозившихся на прода­жу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не об­лагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со мно­гими государствами Западной Европы, с Турцией, с Балканскими страна­ми, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пыта­лись упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской тамо­женной грамотой 1571 г. с местных горожан предусматривалось брать по-

1Арсеньев К. И. Статистический очерк России. СПб., 1848. С. 17.


шлину в количестве 0,75 % по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2, с торговцев из других областей - 4, с иноземцев - 7 %. Из общей суммы госдоходов при Иване IV (1 430 000 руб.) таможен­ные пошлины (не доходы) составили 60 500 руб., в том числе Москва со­брала таможенных пошлин на сумму 12 тыс. руб., Псков - 12 тыс., Ка­зань - 2 тыс., Смоленск - 4тыс., Новгород - 6тыс., Кострома - 1300, Ярославль - 1200, Торжок - 800, Тверь - 700 руб.1.

Материалы о структуре торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других процедурах таможенного дела в XVI в. содержатся в первую очередь в таможенных книгах. Часть этих книг бы­ла опубликована в начале XX в., другая - в 50-е годы.

Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI -XVII вв. встречаются в иностранных источниках2. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредствен­ных очевидцев событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, и в том числе о таможенных сборах. Так, интересные данные о торговле и таможенных пошлинах в России содержатся в книге Флетче-ра «О государстве Русском», вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга напи­сана в жанре воспоминаний. Автор указывает, что главные центры тор­говли в России - Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Значительное место Флетчер отводит анализу доходов России. Он пишет, что в конце XVI в. чистый доход от сбора пошлины составлял 1 430 000 руб., другие сборы - 800 000 руб.3.

Дальнейшее развитие таможенная политика России, как об этом гово­рилось ранее, получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фис­кальные цели таможенного законодательства, правительство закрепило в нем идеи меркантилизма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию пред­метов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед преж­ним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланни­кам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, рус­ским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки про­пускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефим-

1 См.: ЛоЪыженский К. И. Указ. соч. С. 10, 11.

2 См.: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Горсей Дж. Записки о России
XVI-начала XVII в. М., 1990; Проезжая по Московии (Россия XVI -XVII веков глаза­
ми дипломатов). М., 1991.

3 См.: Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов). С. 63, 64.


144 История^таможенного дела и: таможенной политикиРоссии


ках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пош­лины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось «бить кнутом нещад­но». Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валю­ты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была за­креплена единая таможенная система пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможен­ного оформления, что в условиях оживления торговли обеспечило совер­шенствование таможенного механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем объективно назревающие экономические реформы в госу­дарстве Российском, укрепление рынка, расширение внешнеэкономичес­ких связей потребовали пересмотра таможенного законодательства как с точки зрения правового обоснования таможенных процедур, так и в обла­сти их совершенствования и сбора таможенных доходов.


Раздел VIII

ТАМОЖЕННАЯ И ТАРИФНАЯ СИСТЕМА В XVIII в.

История таможенного дела и таможенной политики России Пиляева Валентина

Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в.

Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.

При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России повышался, но не удовлетворялся спрос на потребительские и промышленные товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, – это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор. В этот период формируются фритредерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сборов.

Фритредеры считали, что каждая страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые требуют в абсолютном выражении меньше затрат труда, чем в других странах, и обменивать их на другие товары, которые с наименьшими затратами производятся в этих странах. Представители фритредерского направления в России отстаивали политику свободной торговли, а не покровительства русской промышленности, которая продолжает производить товары дороже иностранных, что препятствует росту потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России.

Фискальные интересы абсолютистского государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного потребления.

Увеличение таможенного дохода казны было незначительным. В период 1857 – 1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного облегчения тарифа. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности. Понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов казны.

Согласно таможенной политике 1870-х гг. тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства. В 1875 г. торговый баланс России был пассивным. Для выравнивания баланса в 1876 г. было решено брать пошлины не в бумажных деньгах, а в золотой валюте. В 1888 г. пошлины повысили на 10 – 20%, а в 1890 г. – еще на 20%. Все это снизило привоз товаров из-за границы и сделало торговый баланс активным.

Повышение ввозных пошлин пополняло казну и имело покровительственное значение для русской промышленности.

Главной частью таможенного дохода являлись таможенные пошлины с привозных товаров.

Основное усилие во внешней торговле перемещается на Дальний Восток в Приморскую область и Среднюю Азию. Удвоили таможенный доход таможни русско-германской границы.

В два раза увеличился сбор пошлин и соответственно таможенный доход на Одесской таможне, которая является третьей в списке ведущих таможен России по таможенному доходу. Таможенные доходы занимали второе место в косвенных доходах государства. Растут таможенные доходы в начале XX в. и существенно пополняется государственная казна России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы Таможенные пошлины занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в

Таможенные пошлины IX – XVIII вв. Первые таможенные пошлины на Руси взимались посредством «откупа» и «верным» способом.Пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу.Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не

Статья 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

Статья 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

СТАТЬЯ 295. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 1. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров,

СТАТЬЯ 352. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о

37. Таможенные пошлины и таможенный тариф Таможенная пошлина – обязательный платеж за перемещение товаров через границу. Согласно гл. 28 Таможенного кодекса РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.Налоговой

§ 4. Внутренние функции Российского государства В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству

§ 5. Внешние функции Российского государства Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

§ 7. Федеральные органы Российского государства Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе

§ 11. Перспективы развития Российского государства Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые

ФТС России является одним из администраторов доходов федерального бюджета. Кроме нее администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Центральный банк Российской Федерации, казенные учреждения.

Таможенная служба России как администратор доходов бюджета осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование таможенных платежей. Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внешней торговли. На таможенные платежи приходится до 50% дохода государственного бюджета России, в других государствах - членах Таможенного союза таможенные платежи также образуют значительную часть дохода государственных бюджетов.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран неодинакова. Она зависит от уровня развития экономики, отраслей специализации, места страны в международном разделении труда и других факторов. Для развивающихся стран характерна макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагрузка, зависимость от экспорта сырьевых товаров и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля таможенных платежей в бюджетных доходах. В развитых странах основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика, а доля таможенных платежей составляет 12-22%.

Министерство экономического развития РФ составляет прогноз поступлений средств в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития государств на среднесрочную перспективу, в частности темпы роста основных отраслей экономики, экспорта и импорта, прогнозные цены на нефть и газ, ставки вывозной таможенной пошлины, акциза и другие показатели.

Задания ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов ВВП.

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет и представляет его в Министерство финансов РФ для использования в расчетах проекта государственного бюджета. Ниже приведен расчет всех платежей в бюджет ФТС России (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Платежи ФТС РФ в федеральный бюджет, млн руб. 1

1 Приложение к докладу ФТС России «Об основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы». URL: http://www.customs.ru.

На рис. 4.4 представлена структура таможенных платежей в 2013 г. Наибольший удельный вес занимают вывозные таможенные пошлины (58,6%); но сравнению с 2012 г. их размер увеличился на 0,4%.

Рис. 4.4.

Ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина;

НДС; - акциз; - таможенные сборы и прочие платежи

Плановое задание по перечислению таможенных платежей для ФТС России устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная дума РФ; затем Федеральное собрание РФ принимает закон о федеральном бюджете на очередной год и среднесрочную перспективу. ФТС России распределяет полученное от Правительства РФ плановое задание по региональным таможенным управлениям и таможням центрального подчинения. РТУ, в свою очередь, доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС), таможенным сборам как в целом на год, так и по кварталам. Учитывается риск невыполнения плановых показателей по перечислению таможенных платежей по общей сумме, видам платежей или отдельным таможенным органам. Риск обусловлен влиянием на сумму прогнозируемых платежей многих факторов, имеющих неопределенный характер. Задача состоит в правильном выборе метода прогнозирования или экспертной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на сумму платежей по их видам, оценке достоверности прогнозных расчетов. При изменении ситуации в сфере ВЭД (экономические санкции, «торговые войны», изменение конъюнктуры мирового рынка) возможна корректировка заданий.

Региональные таможенные управления и таможни при установлении контрольных заданий по перечислению таможенных платежей должны учитывать региональные особенности перемещения товаров через таможенную границу, направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам ВЭД), ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, сезонные колебания объемов таможенных платежей. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти но системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости; закрытие зимой горных перевалов практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.

Исследования показывают, что сумма ввозной пошлины в наибольшей степени зависит от таможенной стоимости ввозимых товаров и средневзвешенной (адвалорной) ставки таможенного тарифа. Таможенная стоимость как налогооблагаемая база для расчетов формируется в разных таможнях в зависимости от многих факторов: номенклатуры ввозимых товаров, средней цены сделок, транспортных расходов, не входящих в цену сделки. Внешним фактором, определяющим доходы федерального бюджета, является структура экспорта, которая не изменится в перспективе. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобладать. Доля платежей от продажи сырой нефти составляет в доходах бюджета около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен на российскую нефть.

На территории Таможенного союза первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет России занимает ЦТУ (табл. 4.8), второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.

Таблица 4.8

Динамика таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет, млрд руб.

Экономические санкции не оказали влияния на динамику таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет России. В 2014 г. таможнями ЦТУ в доходную часть бюджета перечислено таможенных платежей по операциям импорта 98,7%, экспорта - 0,5%. В результате принятия дополнительных мер но контролю за начислением и взиманием таможенных платежей, осуществлению корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру, выпуску товаров для внутреннего потребления, в 2014 г. дополнительно перечислено в бюджет 6,9 млрд руб., что на 7% больше, чем в 2013 г.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт- Петербургская, Тюменская, Московская областная таможни.

Так, сумма перечисленных Центральной акцизной таможней в федеральный бюджет таможенных и иных платежей составила в 2013 г. 512 млрд 372 млн руб., в том числе при импорте платежи составили 90%, при экспорте - 2%, доля утилизационного сбора составила 8%; 75% от взысканных при импорте платежей пришлось на транспортные средства, 15% - на алкогольную продукцию .

Расчетные задания таможенному органу по взиманию и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет устанавливаются:

  • путем выделения групп товаров по единой ТН ВЭД ТС, являющихся наиболее платежеемкими, и построения прогноза таможенных платежей с корректировкой суммы платежей по другим группам товаров. Таможни оформляют документы в среднем по 4-6 основным группам товаров, которые обеспечивают до 90% таможенных платежей, получаемых при импорте;
  • на основе выделения наиболее крупных участников ВЭД и перспектив увеличения таможенных платежей в регионе их обслуживания;
  • с использованием многофакторных экономико-математических моделей, определяющих сумму таможенных платежей в регионе таможенного обслуживания.

При установлении плановых заданий таможням используются:

  • - статистические данные о стоимостных и весовых объемах экспорта и импорта товаров по группам ТН ВЭД ТС;
  • - статистические данные о поступлении таможенных платежей по их видам и по товарным группам ТН ВЭД ТС;
  • - динамика поступлений всех видов таможенных платежей за последние три года, по месяцам, по видам валют и участникам ВЭД для учета сезонного фактора;
  • - краткосрочные прогнозы об ожидаемом уровне инфляции, курсе валют, изменениях в объемах и структуре внешнеторгового оборота;
  • - перспективы развития экономических отношений в рамках Таможенного союза и дальнейшей интеграции в ЕАЭС;
  • - сведения о наиболее крупных участниках ВЭД с указанием их роли в импорте и экспорте по наиболее весомым группам товаров, используемых ими таможенных процедурах с целью анализа их финансово-экономической стабильности и оценки перспектив внешней торговли;
  • - изменения нормативной базы по начислению таможенных платежей на таможенной территории Таможенного союза.

Перечень крупных плательщиков таможенных платежей далеко не всегда совпадает с перечнем крупнейших участников ВЭД с точки зрения объемов товарооборота. Крупные промышленные предприятия - экспортеры сырья, освобожденные от уплаты части налоговых платежей, могут уступать в доле таможенных платежей коммерческим организациям, которые занимаются ввозом легковых автомобилей, винно-водочных, табачных, ювелирных и иных изделий, облагаемых налогами и пошлинами по высоким ставкам, хотя коммерческие организации не всегда вывозят (ввозят) большие объемы товаров.

ТК ТС значительно расширил задачи таможенных органов но осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Приказом ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В структуру Главного управления входят отделы: таможенных проверок после выпуска товаров; методологии и практики применения таможенного законодательства РФ при таможенном контроле после выпуска товаров; взаимодействия с налоговыми органами; регионального курирования и контроля; мониторинга и анализа.

Статьей 99 ТК ТС установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Расширен перечень лиц, в отношении которых проводится контроль, а также перечень оснований для проведения выездной таможенной проверки.

Перенос акцента на таможенный контроль после выпуска товаров позволяет упростить формальности, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, и сократить время таможенного оформления. Применение современных форм таможенного контроля позволяет достичь баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства (см. разд.З ТК ТС).

  • Таможня: журнал. 2014. № 7. С. 14-15.