Заработок в Интернете

Конвенция мдп расшифровка. Комментарий к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП). b) Процедура перевозки с применением книжки МДП

Конвенция мдп расшифровка. Комментарий к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП). b) Процедура перевозки с применением книжки МДП

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была принята в 1975 г. МДП - это международные дорожные перевозки (Transports Internationarex Routiers - ТИR).

Целью создания конвенции МДП было:

Облегчения международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами;

Упрощение и гармонизация пограничных и импортных процедур, формальностей;

Создание международной системы таможенного контроля.

Зона действия конвенции МДП распространяется на всю Европу, Северную Америку, часть Северной Африки, Чили, Уругвай, Ближний и Средний Восток.

Положения Конвенции МДП касаются перевозок автомобильным и смешанным транспортом. В ней содержатся требования к средствам и технологии перевозки.

Элементы системы МДП

Система МДП основывается на следующих основных четырех принципах:

1. Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных засoбax или контейнерах.

2. Оплата таможенных пошлин и налогов, если существует риск их неоплаты, должна быть обеспечена международной гарантией.

3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми страна мы - участниками Конвенции книгой, которая используемой в стране отправления и выполняет роль контрольного документа в государствах отправления, транзита и назначения.

4. Меры таможенного контроля в стране отправки груза должны быть такими, чтобы были признаны достаточными в странах транзита и назначения.

Принцип действия системы МДП

Все необходимые таможенные процедуры (формальности), касающиеся вывоза грузов, выполняет таможня страны отправителя. Здесь осматриваются и оформляются грузы на основании информации, которая заявлена перевозчиком в книжке МДП, накладываются таможенные пломбы, о чем делается отметка в книге. После этого обосабливаются друг отрывной лист и заполняется соответствующий корешок в книге, которая возвращается перевозчику, может начинать транспортную операцию.

Когда перевозчик оказывается на таможенной границе, пограничная таможня страны отправления проверяет целостность таможенных пломб, отрывает второй лист книжки МДП и заполняет соответствующий корешок. После этого может быть дано разрешение на вывоз груза за границу. Оба корешки в книжке МДП подтверждают, что перевозки по территории страны отправления полностью завершена.

Пограничная таможня отсылает свой отрывной лист книжки МДП в таможню, оформляла отправления груза, где получен лист сравнивается с первым отрывным листом. Если пограничная таможня не заметила нарушений и не сделала любых пометок в своем отрывном листе, то он идентичен с первым отрывным листом, то книжка МДП считается оформленной без оговорок.

Если отрывной лист пограничной таможни содержит информацию о нарушениях таможенных правил или если этот лист не получен в таможне отправления груза, пограничная таможня делает запрос в национальное гарантийное объединение и информирует его, книжка МДП оформлена с оговорками или не оформлена совсем. Если таможенные органы не получат удовлетворительного объяснения, то они определяют размеры пошлин и налогов, подлежащих уплате. Если же такие платежи не удается получить непосредственно от нарушителя или лица, ответственного за нарушение, таможенные органы получают определенную сумму от национально го гарантийного объединения.

В каждой следующей государстве транзита происходит такая же Процедурa, как и в государстве отправления. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию транзита, проверяет целостность таможенных пломб и отрывает один лист в книжке МДП. Подобным образом действует таможня, через которую грузы вывозятся с территории страны транзита Эти два листа сверяются, и транспортная операция завершается Если замечены какие-либо нарушения, применяются упомянутые процедуры возмещения.

Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, к тому же, если она одновременно является и таможней назначения груза, отрывает в книжке МДП оба листа и несет ответственность за размещение этих грузов под другой таможенный режим, например, размещает груз в таможенном складе, выпускает его в свободное обращение, либо другое. В случае, когда получатель груза находится внутри страны, пограничная таможня действует по схеме действия пограничной таможне страны отправления.

Выписана схема предусматривает возможность применять право органов любой страны на досмотр груза, если есть основания полагать, что груз перевозится с нарушениями таможенных правил, например, использованы фальшивые печати, таможенные пломбы, несоответствие состава груза дорожным документам, поддельная книжка МДП.

Таможенные органы вправе определять сроки и маршрут следования груза. В этом случае перевозчик должен подать удовлетворительное объяснение, если он нарушил маршрут или изменил срок нахождения в пути.

Если на маршруте были испорчены таможенные пломбы, осуществлена перевалка груза, полное или частичное его уничтожение, перевозчик должен получить официальное подтверждение этого факта в любом официальном учреждении, находится как можно ближе к места совершения нарушения или преступления. На основании этой информации таможенные органы расследуют обстоятельства дела с целью подтверждения приведенных фактов.

Основные положения о порядке применения Конвенции МДП

1. Общие положения.

Конвенция МДП касается перевозки грузов без их промежуточной нагрузки на маршруте в дорожных транспортных средствах (контейнерах) от таможни одной из сторон, договаривается, до таможни назначения другой стороны при условии, что хотя бы какая-то часть операции МДП между ее началом и завершением выполняется автомобильным транспортом.

Согласно Конвенции МДП товары, перемещаемые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных транспортных средствах, освобождаются, как правило, от уплаты (или депозита) ввоз них или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях.

Платежи за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не осуществляется. Также эти грузы, перемещаемые в соответствии с требованиями правил МДП, освобождаются от таможенного досмотра в пунктах промежуточных таможен. Таможенный досмотр в промежуточных таможнях может осуществляться только в исключительных случаях, если есть веские основания считать, что в транспортных средствах под таможенными пломбами находятся товары, не указанные в манифесте книжки МДП.

Положения Конвенции МДП разрешают применение страна-ми-членами ограничений, продиктованные необходимостью соблюдения общественной морали, безопасности, охраны здоровья и гигиены населения, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

2. Условия применения процедуры МДП.

Процедура МДП применяется, если товары сопровождаются книжкой МДП оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и обеспечиваются гарантией объединения, которая гарантирует эти перевозки при условии, что эти товары перевозятся на транспортных средствах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами, кроме случаев перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, при транспортировке которых на обложке и всех листах книжки МДП должна быть сделана надпись «тяжеловесные или крупногабаритные товары» на английском или французском языках. На транспортных средствах обязательно должны быть прикреплены голубого цвета прямоугольные таблички с надписью «TIR». При этом одна табличка размещается спереди, а другая такая же табличка - сзади порожнего транспортного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо заметны (Эти таблички должны быть съемными).

Условия применения процедуры МДП предусматривают, что таможни отправления должны находиться только в одной стране, а таможни назначения могут находиться не более чем в двух странах. Общее количество таможен отправления и назначения не должна превышать четырех. Если часть маршрута транспортировки груза с применением книжки МДП проходит по территории страны, которая не подписывала Конвенцию МДП, или если процедура МДП прекращается через более льготные транзитные системы, то операция МДП приостанавливается на этой части маршрута. В данном случае перевозки с соблюдением процедуры МДП может возобновиться при условии, что таможенные печати и пломбы не повреждены, как и другие средства таможенной идентификации.

С Книжка МДП.

Книжка МДП состоит из четырех страниц, обложки,

неотрывного листа и его корешка (обе части одинакового размера желтого цвета), отрывных листа № 1 и корешка № 1 белого цвета (они предназначены для использования в таможнях отправления и ввоза), отрывных листа № 2 и корешка № 2 зеленого цвета (они предназначены для использования в таможнях вывоза и назначения) и протокола о дорожно-транспортные происшествия (желтого цвета).

О назначении обложек книжки МДП, то на странице 1 все пять граф заполняются гарантийным объединением, выдавшее книжку МДП (в графе 1 указывается дата, с которой эта книга может быть предъявлено таможни отправления). На странице 2 напечатаны на французском языке правила пользования книжкой МДП. На стр. 3 напечатаны те же правила, только на английском языке. И на странице четыре в правом верхнем углу находится отрывной купон с номером книжки МДП, который возвращается владельцу в случае изъятия книги с отметками таможенного органа, что сделал это:

Книги, которые используются в последнее время, состоят из 14 или 20 листов (листов) (Т.е., 7 или 14 комплектов предназначены соответственно для перевозки грузов по территории 7 или 10 стран).

Гарантийные объединения

Все перевозки имеют международную гарантию. Заинтересованные национальные гарантийные объединения создают четкую систему гарантий, которая управляется и финансируется Международным союзом по автомобильному транспорту (МСАТ), который размещается в Женеве (Швейцария). Когда возникает необходимость использовать гарантии, таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению страны, на территории которого произошло нарушения, чтобы урегулировать вопрос в рамках этой страны. Уже в будущем национальное гарантийное объединение может через посредство МСАТ вернуть свои потери из-за международного страхового фонда.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб. О совершении дорожно-транспортного происшествия необходимо сообщать письменное в пределах суток ввоза или отправления любыми к ступням оперативным каналам связи. Любые действия после ДТП должны проводиться только под контролем таможни, в случае повреждения отделений транспортного средства или средств идентификации в результате ДТП составляется протокол о нарушении таможенных правил, делается соответствующая запись в отрывных листах и их корешках книжки МДП.

Если перевозчик обратится к таможне, в зоне действия которой произошло ДТП, таможня обязана:

Получить от этого перевозчика письменное объяснение об обстоятельствах ДТП;

Принять решение о возможности дальнейшей перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП;

Заполнить протокол о ДТП или удостоверить протокол, составленный органами доржно-транспортных служб (инспекций).

После ДТП грузы могут быть перегружены на другое дорожно-транспортное средство и отправлены по назначению с соблюдением процедуры МДП.

В случае, когда процедура МДП невозможна, грузы могут быть отправлены в таможню назначения по процедуре доставки товаров под таможенным контролем.

Ответственность перевозчика и гарантийного объединения

Бывают случаи выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в таможню назначения грузов. В этой ситуации таможенный орган, в зоне действия которого совершено это правонарушение, оформляет в установленном порядке дело о нарушении таможенных правил и после его рассмотрения выносит постановление о наложении соответствующего взыскания.

Дело о нарушении вышеуказанных таможенных правил открывают, как правило, такие таможни:

Таможня назначения - при ввозе товара в страну при значения;

Таможня вывоза - при транзите товаров по территории других стран;

Таможня отправления - при вывозе товаров из стран отправления.

В любом случае, когда необходимо взыскать таможенные платежи и

налоги, состоит бесспорное взыскание с перевозчика таможенных платежей и пени. Если в течение одного месяца после требования платежей невозможно взыскать с перевозчика соответствующие средства, об этом заключается акт. Этот акт вместе с копиями протокола и постановление с отрывным листом книжки МДП направляется в

соответствующее управление организации таможенного контроля. В протоколе о нарушении таможенных правил и в постановлении о наложении взыскания указываются, что перевозки осуществлялось в процедуре МДП, и номер книжки МДП.

Какой перевозчик частично оплатил взыскание, в акте указывается уплаченная сумма и прилагается копия платежного документа.

Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы при пересечении грузами территории одного или более государств применяют в каждом из них национальные системы контроля и процедуры. Они различаются в зависимости от государства, однако зачастую предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований (гарантия, таможенные закладные, депозиты) в целях покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов по каждой из территорий. Подобные меры, применяемые в каждой последующей стране транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В этой связи и была разработана система МДП, имеющая целью сократить трудности, с которыми сталкивается перевозчик, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, обеспечив при этом должным образом каждому государству, по территории которого осуществляется перевозка грузов, получение доходов.

Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопроса является наличие международно-правовых норм, регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Правильное разрешение вопросов, связанных с изучением законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического толкования соответствующих норм внутригосударственного законодательства с учетом международно-правовых норм.

Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за НТП, я и решила затронуть ее в настоящей работе. Она состоит из двух глав. Первая глава посвящена изучению конвенции МДП. Здесь подробно рассмотрена система гарантий, которые дает данная конвенция и рассмотрено использование книжки МДП – документа, подтверждающего эти гарантии.

Вторая глава посвящена рассмотрению возможностей и особенностей выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Более подробно здесь рассмотрена процедура МДП, предшествующая подаче таможенной декларации.

декларация таможенный товар конвенция


В результате расширения внешнеторговой деятельности субъектов частного права и повышения роли таможенной службы при перемещении товаров через таможенные границы государств в юридической доктрине стало больше внимания уделяться вопросам регламентации таможенного дела как во внутригосударственном российском законодательстве, так и в международном праве.

Однако изучение вышеназванных вопросов, как правило, ведется внутри них самих. Сферы таможенного и транспортного законодательства изучаются параллельно друг другу, вопросы их взаимовлияния в большинстве случаев остаются без внимания. Однако связь и взаимовлияние указанных сфер права имеют место и прослеживаются, в частности, в регламентации рассмотренного вопроса. Именно поэтому в настоящей работе я попыталась рассмотреть международно-правовые вопросы и вопросы внутригосударственной регламентации ввоза и вывоза товаров.

В области международного права взаимоотношения таможни и автомобильного перевозчика регулируются рядом международных таможенных конвенций. Наиболее известной является рассмотренная в данной работе Конвенция МДП (1975). Определяя нарушение своих положений в общем, Конвенция МДП содержит отсылку к национальному праву стран-участниц для квалификации таких нарушений.

Международное законодательство, регулирующее вопросы международных перевозок и взаимоотношения перевозчиков и таможенных органов, состоит из непротиворечащих друг другу, действующих согласованно международных договоров, нормы которых являются в силу Конституции РФ составной частью правовой системы РФ и имеют приоритет над российским национальным законодательством. Для правомерного решения вопроса следует использовать способ систематического толкования правовых норм, причем прежде следует верно истолковать международно-правовые нормы, а уже потом, учитывая их смысл, уяснять значение норм ТК ТС.

Таможенное оформление является сложным правовым механизмом, складывающимся в процессе внешнеэкономической деятельности между декларантом и таможенным органом и подразделяется на этапы.

Количество и последовательность стадий таможенного оформления зависит от направления перемещения товаров и их статуса. Основной этап таможенного оформления – таможенное декларирование товаров. Поэтому в данной работе процедура МДП рассмотрена как предшествующая декларированию товаров.


1. Международная Конвенция о перевозках грузов по железным дорогам (МГК) / Энциклопедический сборник изложений и распоряжений по железнодорожной перевозке грузов… Варшава, 1914. С. 944.

2. Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП, 1975 г. / Справочник по Конвенции ТИР, включая Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с использованием карнетов ТИР (книжек МДП). – Нью-Йорк, 1994.

3. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. – М.: Проспект, 2009. – 360 с.

4. Таможня – Юг России (Электронный ресурс) http://www.tamognia.ru/

5. Таможенныйкодекстаможенногосоюза. Новосибирск: Сиб.унив. изд. , 2010. - 191 с/

6. Б.Н. Габричидзе, Таможенное право. Учебное пособие, М, 2010

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов (Конвенция МДП 1975 г.)

Работа над созданием транзитной системы МДП началась под эгидой Европейской экономической комиссии (БЭК) ООН вскоре после окончания второй мировой войны. Первое соглашение МДП было подписано несколькими европейскими государствами в 1949 г. Успех этого соглашения предопределил принятие Конвенции МДП Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН в 1959 г., которая вступила в действие в 1960 г. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 г. с учетом накопленного в процессе использования системы опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил. 17 февраля 1999 г. в Конвенцию МДП 1975 г. были внесены изменения, направленные на усиление контроля со стороны государств-участников (Договаривающихся сторон) Конвенции за системой МДП.

Система TIR базируется на 4 основных принципах:

  • 1. Надежные транспортные средства или контейнеры.
  • 2. Международная гарантия.
  • 3. Карнет TIR.
  • 4. Взаимное признание мер таможенного контроля.

В соответствии с Конвенцией TIR перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому, при наличии таможенных печатей и пломб и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу заметна. В Конвенции TIR установлены стандарты по конструкции и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением карнета TIR только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или требованиями таможенной конвенции, касающейся контейнеров. На каждое закрытое таможенное помещение (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которые зарегистрированы в ГАИ как международный транспорт, выдается Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международным перевозкам грузов. Бланки свидетельств должны быть напечатаны на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается на 2 года и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства.

Международная система гарантий является вторым основным элементом транзитного режима TIR. Система гарантий МДП построена по следующему принципу. Каждое гарантийное объединение, представляющее перевозчиков в государстве - участнике Конвенции МДП 1975 г. и признанное её таможенными органами, гарантирует уплату в той стране пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае нарушений национального таможенного законодательства но время перевозки с применением книжки МДП. Это объединение несет солидарную ответственность по уплате таможенных платежей как с национальными, так и с иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжки МДП, выданной национальным гарантийным объединением или аналогичным объединением другой страны. Таким образом, таможенные органы имеют дело с национальным гарантом, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений на основе национального законодательства.

Третьим и наиболее заметным элементом всей системы TIR являются карнеты TIR, которые представляют собой основной административный элемент системы TIR. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков № 1 и № 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (№ 1 и № 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки № 1 и № 2 и корешки на французском языке. Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (№ 1 и № 2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (№ 1 и № 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (№1 и № 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением.

Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в порядке исключения.

Система TIR имеет явные преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами национального транзита. В то же время она позволяет избежать больших затрат времени и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов. Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли.

«МДП», или как принято называть во всем мире – «TIR» - это книжка Международных дорожных перевозок. Она представляет из себя небольшую книжку-блокнот с отрывными страницами. Официальное название – «Книжка МДП» или «Carnet TIR».

В 1975 году вступила в силу «Конвенция международных дорожных перевозок», разрабатываемая международными грузоперевозчиками, транспортными компаниями и министерствами транспорта многих европейских стран после окончания Великой отечественной войны. Ее цель – максимальное упрощение грузоперевозок между странами-участниками «Конвенции».

За систему «TIR» отвечает «IRU». «IRU» - это международный союз автотранспорта, который имеет свое представительство и в России – организацию «АСМАП». Однако действие книжки «TIR» в России два года назад сильно ограничили.

Что из себя представляет «Книжка МДП»?

Так выглядит обложка «книжки». Сама книжка состоит из:
  • Желтой передней обложки
  • Протокола
  • Белые и зеленые отрывные листы
  • Желтый грузовой манифест
  • Задней отрывной обложки
Каждой «Книжке МДП» присваивается свой номер и ограниченный срок действия. Чтобы получить «книжку» необходимо получить разрешение на осуществление международных перевозок в Федеральной таможенной службе. После этого нужно внести оплату и присоединиться к организации «АСМАП». Вам не выдадут «Книжку МДП», если у вас нет таможенных свидетельств на полуприцепы и сертификации на транспортные средства для осуществления международных грузовых перевозок.

Манифест «TIR Carnet»

В «TIR Carnet» находится вся необходимая информация для международной грузоперевозке, а именно:
  • Страна загрузки и выгрузки
  • Место затаможки и растаможки товара
  • Поочередность прохождения таможенных органов
  • Описание товара, коды товаров по номенклатуре ВЭД, вес товара и занимаемые грузовые места в кузове большегруза
  • Нумерованный список всех документов на товар и транспорт
  • Нумерованный список пломб и других таможенных отметок

Нужно отметить, что заполнить «книжку TIR» можно, в том числе, и самостоятельно. Однако есть большая вероятность допустить нелепые ошибки при заполнении и на таможне могут появиться проблемы из-за этого, поэтому лучше это доверить третьим лицам, которые занимаются заполнением «книжек» профессионально.

В зависимости от сложности маршрута перевозки вы должны очень грамотно продумать маршрут перевозки и четко знать, сколько раз вам необходимо открывать и закрывать «TIR» на таможнях. Поэтому существуют различные «книжки МДП» от 4 до 20 листов, стоимость которых также отличается.

Принцип работы «книжки TIR». Как правильно заполнить «книжку МДП»?

Уполномоченные сотрудники таможни при ее прохождении отрывают по очереди страницы «книжки МДП», оставляя перевозчику только корешки. Все листы парные – один белый (для открытия), второй зеленый (для закрытия). Не стоит путать открытие/закрытие МДП с фактическим фактом начала/окончания грузоперевозки.

Процедуру открытия и закрытия МДП нужно проходить на каждой таможне, однако максимальное количество таможен назначения – только три.

С руководством по заполнению «книжки МДП» вы можете ознакомиться .

Действие «МДП» и других транзитных процедур на территории Республики Беларусь

В Беларуси действие «книжки МДП» осуществляется в рамках «Конвенции 1975 года» и не имеет таких ограничений, как в России. Транзит товаров через территорию республики проводится с разрешения таможенных органов РБ и под их контролем, в соответствии с мировой практикой.

Беларусь является участником различных международных конвенций и предлагает транспортно-экспедиционным компаниям, а также грузоперевозчикам, при осуществлении транзита воспользоваться одной из процедур:

  • ЦИМ/СМГС
В случае осуществления транзита с помощью одной из вышеперечисленных международных процедур, перевозчик освобождается от обязанности заполнения транзитной декларации Республики Беларусь. Для перевозки достаточно будет предоставить один из следующих документов:
  • Книжка TIR
  • Carnet ATA
  • SMGS (для железнодорожных перевозок)
  • Накладная CIM/SMGS
Все эти документы должны быть оформлены в соответствии с международными конвенциями, так, как, например, «книжка МДП» в соответствии с «Конвенцией МДП» от 1975 года.

В Республике Беларусь таможенный досмотр проводится в течение суток с момента вынесения решения о его проведении. В соответствие с «Конвенцией МДП» все документы на транспорт и провозимый товар должны прикрепляться к «книжке МДП» с целью ускорения таможенного оформления и контроля за провозимым товаром по территории Республики.