Кредиты

Как узнать участников до начала электронных торгов. Нарушение можно вычислить. Участник подает предложение, уменьшающее цену лидера на значение меньше шага цены. Кто будет признан победителем в этой ситуации

Как узнать участников до начала электронных торгов. Нарушение можно вычислить. Участник подает предложение, уменьшающее цену лидера на значение меньше шага цены. Кто будет признан победителем в этой ситуации

Можно спорить на что угодно, но вопросом, кто составляет конкуренцию, задавался любой участник электронного аукциона. Подобная информация может сыграть решающую роль: конкуренты часто хорошо знают друг друга, могут догадаться, что именно включил в заявку другой участник, и попытаться предложить заказчику лучшие условия. Или вовсе, как говорят юристы, вступить в преступный сговор и договориться о «молчании» во время процедуры взамен на вознаграждение, что является нарушением законодательства о защите конкуренции .

Что касается заказчика, то в начале процедуры он в принципе не знает, кому принадлежит то или иное предложение. По требованиям ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, первая часть заявки не должна содержать информацию об участнике. Госзаказчик получает предложения под номерами, которые присвоил оператор ЭТП (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Кто скрывается под конкретной цифрой, станет известно только из второй части заявки. Об ответственности за разглашение этой информации мы сказали выше.

Способ 1. Смотрим, сколько участников

Способ 2. Изучаем предыдущие закупки заказчика

Как правило, у каждого госзаказчика есть более-менее постоянный набор поставщиков. Изучив его, можно с высокой долей вероятности предположить, кто примет участие на этот раз. Для этого воспользуемся инструментами Единой информационной системы .

Шаг 1. Перейдите в Расширенный поиск ЕИС. Для этого на главной странице нажмите на значок лупы, а затем — на ссылку «Расширенный поиск».

Шаг 2. Укажите такие ключевые параметры:

Дополнительно можно уточнить:

  • дату размещения, например, выбрать все аукционы за последний год;
  • адрес электронной площадки.

Этот способ занимает меньше времени и не дает информации обо всех потенциальных участниках. Но позволяет понять, кто чаще всего становился победителем, все ли контракты заключались по итогам аукциона, а также получить контактные данные конкурента.

Упростить такую работу можно с помощью платных сервисов для поисков тендеров. Многие из них предлагают инструменты аналитики, которые соберут нужную информацию и выдадут уже готовый результат.

Здравствуйте, глубокоуважаемый(ая) сотрудник! Меня довольно часто задают вопросы о том, возможно ли определить данные об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам.

Вопрос вправду занимательный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Определить “в лоб” такую данные законным методом запрещено. Но все же имеется пара способов, благодаря которым возможно в полной мере законно выяснить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поболтаем мало позднее.

Сама мысль проведения электронных аукционов именно и пребывает в том, дабы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Но это лишь в теории, на практике же обстановка обстоит в противном случае. Предлагаю вам выделить пара мин. свободного времени и детально во всем разобраться…

В соответствии с ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе складывается из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать полностью никакой информации об участнике, т.е. клиент не должен знать от кого поступила та либо другая заявка. У каждой заявки имеется только порядковый номер, присвоенный оператором электронной площадки.

Клиент приобретает сведения об участниках аукциона, лишь только в момент получения вторых частей заявок от оператора.

В соответствии с требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения для того чтобы аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в правовом поле РФ.

Но, как говорится, спрос рождает предложение. Антропогенный фактор ещё никто не отменял, исходя из этого не редки случаи, в то время, когда операторы электронных площадок попросту “сливают” за вознаграждение данные об участниках, подавших заявки на аукцион. Эта информация может сообщаться как клиенту, так и конкретно одному либо нескольким участникам.

2. Как действуют участники, незаконно взявшие данные о собственных потенциальных соперниках?

Схема действий таких участников достаточно несложна. Имея на руках перечень всех участников аукциона, отечественный участник, обладающий информацией, назовем его Господин “Х” начинает попеременно обзванивать всех участников. В беседе Господин “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, т.е. не подавать ценовых предложений в обмен за вознаграждение. Размер для того чтобы вознаграждения, в большинстве случаев, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (большой) цены договора (НМЦК).

При маленьком количестве участников такая схема в праве на судьбу, но ожидать 100% гарантии от неё не следует. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, взяв вознаграждение, все равно будет учавствовать в аукционе.

В моей практике было пара аналогичных случаев. Практически в течение 30-60 мин. по окончании подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, что информировал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, дабы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК.

Я в таких случаях постоянно отвечал окончательным отказом, что и вам советую делать, т.к. участие в таких действиях есть правонарушением.

3. Какие конкретно законные методы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным методом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Сейчас давайте поболтаем о дешёвых законных методах, каковые разрешат вам спрогнозировать

потенциальных участников того либо иного аукциона.

Первый метод. Определить количество потенциальных участников аукциона

При подаче заявки на аукцион, участнику присваивается порядковый номер (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ).

В случае если вам присвоен, к примеру, 4 номер, то вы уже осознаёте, что кроме вас имеется еще 3-и потенциальных участника. Многие участники стараются подать собственную заявку за пара часов до окончания срока подачи заявок, дабы примерно выяснить количество потенциальных участников.

Что может дать участнику такая информация? По сути только одно, в случае если участников большое количество, то точно на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за договор и, в большинстве случаев, НМЦК будет очень сильно снижена. Исходя из этого как правило участие в таком аукционе не целесообразно. Но имеется одно НО, которое неизменно необходимо учитывать - в любом правиле имеется исключения.

Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, неизменно имеется возможность, что кое-какие участники смогут быть отклонены клиентом по окончании рассмотрения вторых частей заявок. Исходя из этого целиком и полностью надеяться на данный метод я вам не советую.

Имеется методы значительно действеннее, и о них мы поболтаем ниже.

Второй метод. Ручной анализ подобных закупок клиента за определенный период

Данный метод разрешает с определенной долей возможности спрогнозировать, какие конкретно поставщики будут учавствовать в том либо другом аукционе. Для этого вам нужно зайти на сайт - www.zakupki.gov.ru. И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме нужно заполнить поля в соответствии с параметрами поиска. В большинстве случаев, это:

  • номер ФЗ - 44-ФЗ;
  • метод размещения закупки - электронный аукцион;
  • Дата публикации заказа - указывается необходимый временной промежуток;
  • Федеральный округ Клиента - указывается необходимый;
  • Субъект РФ Клиента - указывается необходимый;
  • Этап закупки - закупка закончена;
  • Район/город - указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки - указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД - указываются необходимые.

Затем производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Кроме этого кроме этого нужно выполнить анализ арестантов контрактов по раздельно забранному клиенту. Зная наименование его ИНН и заказчика возможно отыскать данные о осуждённых им договорах с победителями прошлых закупок, подобных той, в которой вы планируете учавствовать. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в “Едином реестре национальных и муниципальных контрактов”.

Данный метод достаточно продолжительный и трудоемкий, но при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он есть единственно вероятным.

Третий метод. Программный анализ подобных закупок клиента за определенный период

Обрисованный выше метод обнаружения потенциальных участников аукциона возможно существенно ускорить и упростить, в случае если применять в работе аналитические инструменты, каковые на данный момент имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. К примеру, таких как ist-budget, bicotender, seldon. Неоспоримым фаворитом среди таких программ есть Селдон.

На мой взор, это самая замечательная программа, как по поиску тендеров, так и по их аналитике, которая разрешает делать все нужные аналитические отчеты в считанные секунды. Вы и сами сможете в этом убедиться, испытав эту программу в тестовом доступе. Записаться на “тест-драйв” программы Seldon возможно тут.

Ниже я приложил коротенькое видео о том, как формируются аналитические отчеты в данной совокупности.

«Маленькие хитрости» заказчиков при составлении тендерных заявок, картельные сговоры участников торгов нарушают законы конкуренции, идут в ущерб государству, а, значит, нам с вами.

Однако появляются инструменты, которыми может воспользоваться любой желающий, заинтересованный в чистоте сделок по госзакупкам. Об одном таком инструменте «Аукционному Вестнику» рассказал основатель информационно-аналитической системы ist-budget.ru Олег Абдрашитов.

– Инструмент о котором я хочу рассказать, является «побочным» продуктом нашей деятельности, и это естественно, т. к. наша информационно-аналитическая система в отличие от официального сайта zakupki.gov.ru является не обычной доской объявлений, а мощным инструментарием для всех участников госзакупок, позволяющая делать достоверные прогнозы побед на основе статистической вероятности, отслеживать системные взаимоотношения заказчиков и поставщиков, видеть методы вывода в победители «своих» поставщиков и т. д.

Это в свою очередь дало возможность видеть в сфере госзакупок определённые срезы, которые являются отражением системных процессов, и как гниль, поражают всё вокруг себя, действуя изнутри, разрушая базовые принципы конкуренции, и бросая тень на всю систему.

Остановлюсь на картельных сговорах в госзакупках. Например, если взять сферу информационных технологий (она мне особенно близка), то в регионах на этом рынке редко можно встретить открытую конкуренцию, все заказчики уже работают с кем-то из поставщиков, поставщики знают друг друга в лицо, и участвуют в объявленных аукционах, зная, что проводится этот аукцион под конкретную компании, которая и готовила ТЗ, и поэтому с радостью отдают аукцион за отступные, которые кстати рассчитывают в каждом случае из количества поданных заявок, и размера маржи заложенного в НМЦ, не делая шагов на понижение.

То же самое происходит и в других сферах, поэтому мы имеем массовое явление, которое, как я подозреваю, плавно перейдет в практику и после вступления 44-ФЗ, т. к. процедурных методов борьбы с этим явлением я в новом законе не заметил. А надо бы ввести. Ведь можно сделать пару поправок, способных осложнить реализацию этой схемы. Может быть кто-то, прочтя эти строки, сумеет донести эту идею до законодателей.

Перед тем как перейти к инструменту всё-таки скажу, что я имею ввиду. Сейчас в случаях закупки у единственного поставщика по п. 10 ст. 55 94-ФЗ никто, кроме одного участника, не делает ни ни одного шага на понижение. А ведь все участники допущены к участию, всеми внесено обеспечение заявки, и остается только делать ставки на понижение, но все просто молчат, а нужный заказчику поставщик делает минимальный шаг, и забирает аукцион почти по максимальной цене, откупившись отступными.

У многих возникает вопрос, как в электронных аукционах узнают участников, если они при подаче первой части заявки по закону засекречены? Поверьте это происходит, и природа этого скорее всего банальна донельзя, заказчик идентифицирует поставщиков по разным признакам: свойствам файла, фирменным бланкам, косвенным признакам и т. п., и сообщает это «своему» поставщику. Задача «своего» поставщика прозвонить других участников и договориться об отступных, что в большинстве и происходит. В утечку информации с официальных электронных площадок мне как-то слабо верится, ведь меры безопасности на площадках предпринимаются серьёзные. И хотя периодически кто-то заявляет, что утечка есть, и даже грозятся предоставить сведения, но лично мне достоверные факты не попадались. Кстати, мы опубликовали распределение таких аукционов по электронным площадкам, но мне кажется, если соотнести с общим количеством торгов проведённым на всех площадках, то их количество будет пропорциональным, и явной системы прослеживаться не будет. Если интересно, с этими данными также можно познакомиться в нашем инструменте.

Так вот, то, что происходит потом, после окончания аукциона, и вызывает у меня вопрос. Почему данные о тех компаниях, которые не делали шагов на понижение не открываются потом, по окончании торгов? Ведь, если бы они были доступны таким системам как наша, легко можно было бы отследить любые региональные системные сговоры, сколько кто и когда пересекался в аналогичных ситуациях, какие у кого приоритеты по поставщикам и т. п. Поэтому первое, что я прошу сделать нашу законодательную власть – открыть эти данные и сделать их доступными для анализа.

Во-вторых, по моему мнению, если компания не делает шагов на понижение получив допуск на аукцион и внеся обеспечение, она должна быть обязана направлять в надзорный орган подробное объяснение о причинах «деятельного неучастия». В случаях же троекратного повторения данного факта, компания должна подвергаться серьёзному штрафу. Я бы предложил 1-5% от начальной цены, в таких пределах как раз варьируются отступные. Думаю, такая мера в значительной степени повлияет на свертывание этой коррупционной схемы.

Итак, наш инструмент, www.roskartel.ru (Роскартель), который мы сделали, видя все эти цифры в статистике, позволил нам вынести все подозрительные аукционы в отдельный список. На первом уровне это список заказчиков, но кликнув на название заказчика можно открыть второй уровень, где представлен список его подозрительных аукционов.

Каждый представитель заказчика может найти подобные аукционы, и дать задание своим ответственным сотрудникам проверить аукционы из этого списка на предмет наличия сговора на торгах. В случае обнаружения таковых, принять меры по предотвращению организации торгов с признаками картельных сговоров у себя в структуре, провести служебное расследование и т. д. Инструмент работает в режиме суточного обновления, поэтому можно по фильтру найти самые последние и обратиться к заказчику с просьбой прокомментировать данный факт. Кстати, если бы была доступна статистика по отказникам-участникам, то активные граждане могли бы и на прямую обратиться к ним с просьбой разъяснить подобную стратегию участия в аукционах. Ну а если кто-то знает наверняка, что был сговор, то можно прямо с сайта Роскартеля отправить жалобу в ФАС

Кроме этого, мы не могли не учесть «путаницу» с латиницей, как способа сокрытия заказчиком своих торгов и, полагаю, сделали полезный сервис, значительно облегчающий поиск таких тендеров любым социально активным гражданином, в котором видны последние закупки с показом заменённых букв.

Система также группирует такие тендерные заявки по заказчику, чтобы проще было увидеть системность этих злоупотреблений. А чтобы исключить ошибки в наличии умысла, вверх списка по каждой дате попадают торги, где было максимально большое количество заменённых букв, т. к. часто замена одной буквы является лишь банальной ошибкой, которая произошла из-за того, что не был переключён язык клавиатуры. Однако особо изощрённые заказчики делают это умышленно, представляя впоследствии как простую ошибку.

Так вот после того, как пользователь получает уверенность в том, что замены были сделаны умышленно, он может прямо с этой же странички, с той же строки, где демонстрируется название с заменами букв отправить жалобу в региональный ФАС, т. к. система автоматически подставляет в форму данные по региону и реквизиты региональной службы.

Таким образом, поиск недобросовестных заявок становится простой задачей, которая доступна любому желающему принять участие в оздоровлении госзакупок. Возможно, что скоро таких закупок не станет совсем, т. к. практика решений ФАС станет обширна и известна большому числу заказчиков, и они перестанут употреблять такие простенькие схемы, и перейдут к более изощрённым способам.

Отвечая на вопрос, задававшийся на встрече в тендеры.ру представителями «НАИЗ» и «Безопасного отечества» о возможности отлова «пробельщиков» и «дефисистов», скажу – это тоже можно автоматизировать, а ещё мы думаем о системе обнаружения заявок под неверными ОКДП и общими названиями, но надеюсь этот вопрос всё-таки окажется более проработанным в новой информационной системе ФКС, которая по последним данным должна прийти на смену действующему сайту zakupki.gov.ru, т. к. проблема номенклатуры в госзакупках одна из самых острых и сложных в решении на сегодняшний день.

В заключение хочу сказать, что обработка открытых данных позволяет создавать действительно полезные сервисы для поставщиков, общественных организаций, правоохранительных органов и других структур, которые заинтересованы в аналитической информации и осуществлении контроля в сфере госзакупок.

Сегодня мы продвигаем на рынке новый стиль работы в госзакупках, который строится на Системном подходе и видим, как рынок медленно, но разворачивается в эту сторону. Проходит время бездумного участия в торгах, расточительства времени и ресурсов компаний-участников. Используя Системный подход, участники госзакупок делают просчитанные и верные шаги, приводящие к победе на основе известных данных о лояльном отношении заказчиков к конкуренции, отсутствии у заказчика коррупционных схем. При этом, мы видим – количество таких заказчиков растёт, вовлечение новых игроков в госзакупки происходит с систематическим постоянством и это говорит, о том, что инициативы в сфере госзакупок подобные нашей в состоянии медленно, с годами оздоровить сложившуюся ситуацию вокруг госзаказа.

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Признаки сговора участников торгов:

    отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя - это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными. Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается. В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

    отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

    причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

    завышенные требования к поставщикам. Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме. Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

    слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

    одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик. Победителями данные исполнители становятся поочерёдно. Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

  • если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ