Культура человека определяется: Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения людей. Способами и формами взаимного общения людей.
Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.
В связи с этим ИК человека должна проявляться в следующем: 1. В навыках использования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС. 2. В способности владеть информационными технологиями. 3. В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций. 4. В умении представить информацию в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом. 5. В знании различных методов обработки информации. 6. В умении работать с разными видами информации.
0 – не владею 1 - плохо владею 2 – владею на среднем уровне 3 - хорошо владею Семенова Саша Федоров Олег Вихрян Саша Быкова Вика 1. В навыках пользования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС В способности владеть информационными технологиями В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций В умении представить информации в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом В знании различных методов обработки информации В умении работать с разными видами информации.2222 ИТОГО:12 (67%)11 (61%) 10 (56%)
Вывод: Учащиеся нашей группы владеют информационной культурой на среднем уровне. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная. Поэтому на уроках информатики мы как раз и будем формировать и повышать уровень информационной культуры.
Информационную грамотность личности характеризуют следующие компоненты: 1.Умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность (запрос) и выразить её словесно. 2.Знание информационных ресурсов. 3.Знание возможностей библиотеки и умение использовать эти возможности. 4.Умение вести информационный поиск. 5.Знания и умения по обработке информации, т.е. умение не только извлечь информацию из источника, но и правильно оформить результаты своей деятельности. 6.Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.
Библиотека как информационно- исследовательский центр Оснащение компьютерной и копировальной техникой Доступ в Интернет Периодические издания Хорошо организован СБА Фонд самостоятельных работ студентов Богатый, хорошо укомплектованный фонд Медиаресурсы около 10 тысяч единиц более 28 наименований Видеокассеты штук, CD-диски – 58, Более 800 фильмов на дисках 1. Алфавитный каталог. 2. Систематический. 3.Картотека ГЖС. 4.Картотека сайтов. 5.Картотека сценариев. 6.Картотека рефератов. 7.Электронный каталог
Справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА) Чтобы быть информационно грамотным человеком, необходимо научиться ориентироваться в информационных потоках, эффективно проводить поиск информации в самых разных источниках, осуществлять отбор, оценку и обработку информации. Сюда входит система каталогов и картотек
Каталог (от греческого слова katalogos) означает перечень (опись) предметов, расположенных в определённом порядке. Библиотечный каталог – указатель произведений печати, имеющихся в данной библиотеке, составленный для ориентировки пользователей в библиотечном фонде. Имеются в библиотеке КУТОР: 1. Алфавитный каталог. 2. Систематический. 3.Картотека ГЖС. 4.Картотека сайтов. 5.Картотека сценариев. 6.Картотека рефератов. 7.Электронный каталог. 8.Картотека «Календарь знаменательных и памятных дат».
Библиографическое описание Научная обработка новых книг: систематизацию (определение разделов систематического каталога, в которых это издание должно быть отражено), а также каталогизацию – составление библиографического описания и расстановку карточек в каталоги библиотеки. Пример каталожной карточки алфавитного каталога систематизация каталогизация
Алфавитный каталог В алфавитном каталоге описания изданий расположены в общем алфавите авторов и заглавий, независимо от содержания изданий. Алфавитный каталог дает возможность установить: есть ли в библиотеке какое-то конкретное издание; какие произведения определённого автора есть в библиотеке; в каком отделе находится нужная книга (каков её шифр).
Систематический каталог Описания изданий располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания, которые следуют одна за другой в определённой связи и последовательности. Назначение этого каталога –раскрывать библиотечный фонд по содержанию. Составляется каталог на основе определённой системы классификации (ББК).
7А. Физкультура и спорт: 7А0 – Общие вопросы ФКиС. 7А1 – Гимнастика. 7А2 – Легкая атлетика. 7А3 – Тяжелая атлетика. Бокс. Борьба. Фехтование. 7А3.1 – Тяжелая атлетика. Гиревой спорт. 7А3.3 – Бокс. 7А3.5 – Спортивная борьба. Самбо. Дзюдо. 7А4 –Зимний спорт. 7А4.1 – Лыжный спорт. Лыжные гонки. Горнолыжный спорт. Биатлон. 7А4. 3 – Конькобежный спорт. 7А6 – Туризм. Альпинизм. 7А8 – Спортивные игры. 7А8.1 – Баскетбол. 7А8.2 – Волейбол. 7А8.5 – Футбол. АПУ
Запомните алгоритм поиска по систематическому каталогу: обращаются для поиска изданий по какой- либо теме, вопросу, предмету; перед обращением к каталогу следует найти индекс разделителя; найдите нужный каталожный ящик; найдите разделитель с точно таким же индексом, просмотрите карточки и найдите нужные издания; выпишите, начиная с шифра, все необходимые данные об изданиях.
Таблица Библиотечно- библиографичесой классификации Основные деления 1Ф – Философия 16 – Логика 4Р – Русский язык 53 – Физика 61 – Медицина 7А – Физкультура и спорт 8 – Литературоведение 9 – История 91 – География Краеведение
Карточки картотеки ГЖС имеют в своей структуре некоторое различие в описании Мирзоев О. М., Врублевский Е. П. Критерии оценки технического мастерства легкоатлетов в эстафетном беге 4 х 100 метров// Теория и практика физической культуры. – – с Пример каталожного ящика картотеки ГЖС Ярлычок каталожного ящика Например:
Электронный каталог выполняет следующие задачи: всестороннее раскрытие состава и содержания фонда библиотеки; обеспечение многоаспектного оперативного поиска информации о наличии документов в фонде библиотеки; внедрение ресурсов библиотеки в информационное пространство училища и всемирную информационную сеть Интернет; создание информационного комфорта для пользователя.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основы социальной информатики
Изучив эту тему, вы узнаете:
- какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
- как проявляется информационная культура человека;
- каковы основные факторы развития информационной культуры.
Введение
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».
- Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .
Информологический подход
- В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурологический подход
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
- это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Проявления информационной культуры
- в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры
- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
- информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
- развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
- Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
- Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
- Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основы социальной информатики
Изучив эту тему, вы узнаете:
- какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
- как проявляется информационная культура человека;
- каковы основные факторы развития информационной культуры.
Введение
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».
- Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .
Информологический подход
- В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурологический подход
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информационная культура
- это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Проявления информационной культуры
- в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры
- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
- информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
- развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
- Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
- Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
- Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.