2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Его главной задачей является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, развитие заповедной системы. Актуальность нынешней акции возрастает в связи с тем, что с 2017 года вступает в силу большинство экологических норм, регулирующих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами.
В отделе обслуживания ЦБ оформлены две книжно-иллюстративные выставки «Через книгу к природе!» и «Природа! Как много в этом слове жизни!».
В холле отдела обслуживания на выставке «Через книгу к природе!» представлены издания, затрагивающие тему природы и человека. Человек, «царь природы», создал много проблем нашей планете, ему все труднее найти чистые уголки для своего обитания. Эти книги заставляют задуматься о месте и роли человека в окружающем мире: Коробкин В. И. «Экология и охрана окружающей среды», Елисеева О. «Самые красивые места России», диски «Природа России», «Экология XXI века» и др.
Представлена также литература о состоянии окружающей среды и природопользования Ставропольского края: Блохин Н. «Водные ресурсы Ставрополья», Ю. Кузьминых «Природа дивной красоты».
Особо выделены книги по экологическому праву, в которых можно найти правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества: Боголюбов С. А. «Экологическое право», Князев А. Г. «Экологические преступления».
Художественные произведения не только описывают явления природы, но и человека, как часть этой природы. Писатели пытаются образумить человека и показать, что же он натворил в окружающей его среде (Абрамов Ф. А. «О чем плачут лошади», Тургенев И. С. «Записки охотника»). В альбомах репродукций великих художников Саврасова А. К., Шишкина И. И. и др. отображено все многообразие и величие природы.
На абонементе выставка «Природа! Как много в этом слове жизни!» знакомит читателей с произведениями о природе общепризнанных классиков Пушкина А. С., Бунина И. А., Паустовского К. Г. и ставропольских писателей Ходарева В., Слядневой В., Рыбалко С. В их книгах открывается мир природы, они призывают беречь и охранять ее всеми силами своего существа.
Приглашаем всех желающих познакомиться с книжными выставками и выбрать понравившуюся книгу!
-
Подсказка:
-
Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.
Вы просматриваете изображения из статьи: -
Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.
Вы просматриваете изображения из статьи: -
Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.
Вы просматриваете изображения из статьи: -
Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.
Вы просматриваете изображения из статьи: -
Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.
Вы просматриваете изображения из статьи:
Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.
Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.
Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.
В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.
Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.
Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.
Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно
В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».
«Покормите птиц зимой» - кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах - акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.
Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»
Акция организуется в целях:
Продвижения книги и чтения;
Поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;
Применения библиотеками инновационных форм работы;
Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open - открытый, air - воздух; дословно - проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе - на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.
В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.
Основная цель - привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.
Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.
К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:
- 7– 10 лет (включительно);
- 11 – 14 лет (включительно).
Номинации творческого конкурса:
- Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
- Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
- Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
- Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)
Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.
Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).
Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.
В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.
Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми
Уважаемые коллеги!
Наступил 2017 год, завершаются новогодние каникулы, стартует Год экологии в России. Советую вам начать его с оформления постоянно действующей выставки, посвященной главной теме года.
Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.
Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. На выставку, помимо книг и периодики, рекомендую поместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с тематикой и дополняющие её в качестве фона. Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением.
Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
1. Выбор темы.
С темой мы определились, это выставка, посвященная Году экологии в России.
2. Определение целевого и читательского назначения
Наша выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).
3. Выбор и отбор документов.
С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, библиографических указателей выявляем все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, имеющиеся в библиотеке по данной теме. Затем знакомимся с ними и отбираем те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид .
4. Разработка структуры выставки.
Определяем количество разделов и форму выставки.
Например:
выставка-экспозиция
Выставка-игра,
выставка-диалог,
выставка-рекомендация,
выставка-совет,
выставка-чайнворд,
выставка-словарь,
выставка-знакомство,
выставка-презентация
Выставка-откровение,
выставка-настроение,
выставка-поиск,
выставка-календарь
5. Определение заголовка, названия разделов.
После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть.
Например:
Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.
6. Подборка цитат, иллюстраций, предметов.
Предлагаю вам цитаты для выставки
- Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
- Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
- Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. В.И. Вернадский
- Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В.И. Вернадский
- Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
- Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен
- Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И.Герцен
- Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
- Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.П. Залыгин
- Поведение человека в природе – это и зеркало его души. К.Л. Зелинский
- Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев
- Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев
- Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов
- Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир! И.С. Никитин
- Не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. В.А. Обручев
- Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо… К.Паустовский
- Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Паустовский.
- Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К. Паустовский
- Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. К. Паустовский
- Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И . Писарев
- Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин
- У каждого человека в мире есть свое уникальное место и каждому в нем необходимо определиться. Если найдешь его и станешь на него, то и самому будет хорошо, и людям будет так, будто для того ты и стоишь на этом месте и только для них-то все и делаешь. М. Пришвин
- Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
- Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством. В.Г. Распутин
- Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Г. Распутин
- Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков
- Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. В.А. Сухамлинский
- Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
- Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. К.А. Тимирязев
- Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой
- Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П. Чехов
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.
Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.
Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
- Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
- Совершенствование информационной работы;
- Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
- Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
- Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
- Изготовление печатно-рекламной продукции;
- Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
- Освещение работы в СМИ;
- Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;
o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;
o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.
Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.
Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»
Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.
· «Мир, окружающий нас, прекрасен»
· «Мы – твои друзья, природа»
· «В объятиях родной природы»
Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:
¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.
¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»
¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)
¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)
¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.
¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).
Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.
Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.
Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.
В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:
¾ «Чистая улица»,
¾ «Чистый берег»,
¾ «Чистый двор»,
¾ «Лучшая защита - это забота»,
¾ «Чистая земля - чистый двор»,
¾ «Чистое село»,
¾ «Самый лучший палисадник» и др.
Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.
практическое значение для читателей, к примеру:
¾ дайджест «Экология- 2015»,
¾ список сценариев «Экология-2015»,
¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,
¾ экологические путеводители и др.
Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.
НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:
— «Заповедными тропами»,
— «Природы мудрые советы»,
— «Пернатые обитатели земли»,
— «Лес исцеляющий»,
— «Живая планета»
— «Вода в нашей жизни»,
— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)
— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)
— «Живи, Земля!»,
— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)
— «И вечная природы красота»
¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)
— «Бросим природе спасательный круг»
— «Не только в гости ждет тебя природа!»
— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)
— «Времена года моего села»
¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»
— «Чистая экология – здоровая жизнь…»
— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)
— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)
— «Пришла красавица весна»,
— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),
— «Природа, как же ты загадочна!»,
— «Моя малая Родина»,
— «Моя страна – безмерна и бездонна»
— «Времена года»
— «Открой для себя удивительный мир птиц»,
— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)
— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)
— «Берегите природу!» (к Году экологии)
— «Царица-Водица»,
¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)
— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)
— «Береги природу своего края»,
— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)
— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)
— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)
— «Заповеди природы»
— «Сохраним природу для потомков»
— «Что вы знаете об охране окружающей среды»
— «Очистим планету от мусора»
— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)
— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)
— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)
— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)
— «Зоны экологического бедствия»
— «Она – твой давний добрый лекарь»
— «Заглянем в мир живой природы»
— «Наш общий друг – природа»
— «Тем, кто любит природу»
— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»
¾ «Охрана природы – веление времени»
— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)
— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)
— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)
— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)
— «Мы в ответе за этот мир!»
— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное
десятилетие действий «Вода для жизни»)
— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)
— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны
окруж. среды)
— «Семь страниц про зверей и птиц»
— «Через книгу – любовь к природе»
— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)
— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)
— «Жить в согласии с природой»
— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»
— «Живая планета — живая душа»
— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)
— «Изучаем родную природу»
— «Прогулки по лесу»
— «По страницам Красной книги»
— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)
— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)
— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Новоселье птиц»
— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)
— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Экологическое ассорти»
— «Книги писателей-натуралистов»
— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)
— «Как не любить нам эту Землю!»
¾ «Слово о родной природе»
¾ «Моя любимая кошка»
¾ «Всё о кошках»
¾ «Моя семья любит природу»
¾ «В мире животных»
¾ «Природа и фантазия»
¾ «Причуды природы»
¾ «Удивительный мир природы»
¾ «Сохраним наш мир»
¾ «Природе надо, чтоб её любили»
¾ «Человек – гармония – природа»
¾ «Экологические проблемы XXI века»
¾ «Краски осеннего леса»
¾ «Где зимуют наши птицы?»