Как заработать

История изобретения фотографии кратко. Изобретение фотографии и кинематографа: дата. История изобретения фотографии кратко Фотография получила признание в 19 веке

 История изобретения фотографии кратко. Изобретение фотографии и кинематографа: дата. История изобретения фотографии кратко Фотография получила признание в 19 веке

Эти странные снимки, сделаны в 19 веке, них дети, а сзади непонятные фигуры, полностью закутанные в ткань. И вот выяснили - таинственными партнерами фотосессии являются матери снимаемых детей. В вышедшей в ноябре книги, которая так и называется – «Скрытая мать», издательства MACK собраны 1002 портрета маленьких детей и их задрапированных матерей.

Присутствие родительниц на снимках имеет простое объяснение. В те давние времена фотографам приходилось делать снимки с длительной выдержкой. Учитывая, что дети – очень маленькие, мало кто из них мог высидеть долгую съемку, которая вплоть до 20-х годов прошлого века длилась от 30 секунд до минуты. К пугающим спецэффектам следовало отнести и огромные фотоаппараты, похожие на чудовища, и вспышки магния, способные напугать не только маленького ребенка. В общем, фотографирование детей раньше всегда проходило бурно и стоило фотографам немало нервов.

Сейчас уже, конечно, никто не помнит, кому из фотографов пришло в голову привлекать для съемок детей их мам. В кадр они, конечно, попадать были не должны. В их задачу входило обеспечить спокойное поведение ребенка. Иного же способа, как посадить его на колени матери, а ее саму накрыть темной тканью, фотографу в голову как-то не пришло. Результатом методики, получившей название «Скрытая мать», стали жутковато-смешные фотографии детей с какими-то привидениями на заднем фоне.

Официальным днем рождения фотографии считается 07.01.39, когда на заседании Парижской академии наук астроном Доменика-Франсуа Араго сделан сообщение о достижениях Луи Дагера.

Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833). До 1813 года он работал над улучшением процесса литографии, которая была изобретена незадолго до этого, в 1778 году. Литографические изображения получали с помощью специального литографического камня, куда наносился рисунок. Такие изображения можно было тиражировать в большом количестве экземпляров. В этой работе ему помогал сын-художник. Когда же сына призвали в армию, Ньепс, не умевший рисовать, стал проводить химические эксперименты, стремясь добиться того, чтобы за художника рисовал свет. Ему удалось изобрести состав, чувствительный к свету. Первоначально это был асфальт в лавандовом масле. Нанося его на медные пластины (позже стеклянные и свинцово-оловянные) и накладывая сверху полупрозрачный штриховой рисунок, он засвечивал их в течении нескольких часов. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате образуя рельефное изображение.

Данный способ был назван автором гелиографией (солнцеписью). Ньепс стал открывателем и в другой области – первым применил диафрагму для исправления дефектов изображения, которые получались при полностью открытых линзах. Однако это изобретение было забыто более чем на 50 лет.

Параллельно с Ньепсом получением стойких изображений занимался французский художник и изобретатель Луи Дагер (1787-1851).

Он считается изобретателем первого способа получения фотографических изображений на фотослоях с галогенидами серебра. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в ней изображения. С 1827 Ньепс и Даггер становятся партнерами, а в 1829 подписали контракт о сотрудничестве на 10 лет. Серебрянные пластины с изображениями были названы «дагерротипами». Спустя почти 6 лет после смерти Ньепса 7 января 1839 года на заседании Парижской академии наук было сделано сообщение о новом изобретении.

Луи-Жак-Манде Дагер не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.

В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.

Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.

Этапы процесса Дагера были следующими:

Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди. Серебряная поверхность полировалась до блеска. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету. Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру. Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем. Объектив открывался на время от 15 до 30 минут. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке: Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту). За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра. Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой. Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия - фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером). Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа.

В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении - под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным. Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.

Чтобы получить максимум прибыли от своего изобретения, Дагер сначала попытался организовать корпорацию путем общественной подписки. Когда из этого ничего не получилось, он попытался продать свое изобретение за четверть миллиона франков, но для осторожных дельцов это показалось слишком большим риском.

Дагер вызывал своей деятельностью значительный интерес: с тяжелой камерой и громоздким оборудованием он делал фотографии на бульварах Парижа, и многие его знали. Но он не объяснял своего процесса, и бизнесмены оставались равнодушны к возможностям фотографии.

Тогда Дагер решил заинтересовать своим изобретением ученых, в частности, влиятельного астронома Доменика-Франсуа Араго (1786-1853). Араго, до которого дошли слухи о том, будто Россия и Англия сделали предложение закупить дагеротип, доложил 7 января 1839 года Академии наук о достижениях Дагера и предложил, чтобы французское правительство купило патент.

Сообщение о дагеротипе произвело сенсацию. Научные журналы опубликовали доклад Араго.

Дагер стал известен своим изобретением. Он показывал виды Парижа, сделанные дагеротипом, редакторам газет, писателям, художникам, которые превозносили его изобретение. Дагер запросил за свое изобретение 200 тысяч франков и сообщил Исидору Ньепсу, что в случае продажи он разделит эту сумму с ним, исключая сумму, которую Исидор занял у него после смерти отца.

Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него своего рода честью, национальной наградой в знак признания его изобретения. Он писал Дагеру: «Вы не пострадаете от того, что мы отдадим другим нациям славу за представление научному и художественному миру одного из самых замечательных открытий, которые делают честь нашей стране».

Пенсия была определена в размере 6000 франков в год пожизненно Дагеру и 4000 франков Исидору Ньепсу. Предложение было представлено палате депутатов 15 июня 1839 года, а спустя месяц одобрено королем Луи Филиппом. 19 августа Араго сделал доклад на заседании Академии наук, в котором рассказал об удивительном методе Дагера получать фотографические изображения природы во всех деталях без участия руки художника - картины, нарисованные самим солнцем. Доклад Араго вызвал большой интерес, особенно демонстрация дагеротипов, сделанных Дагером. Араго рассказал об истории фотографии, сделав при этом несколько ошибок (так, он приписал изобретение камеры-обскуры Делла Порту и приуменьшил вклад Ньепса), но он по-научному и детально обрисовал дагеротипный процесс. С четким внутренним убеждением он предсказал значение этого процесса для будущего, рассказал о его значении для регистрации исторических событий. Он закончил свою страстную речь следующими словами: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру». Араго, очевидно, не знал, что всего пятью днями раньше, 14 августа, Дагер уже получил патент в Англии.

Фотопортретирование появилось почти сразу, хотя людям приходилось нелегко: они падали в обмороки, получали тепловые удары, т.к. приходилось сидеть по 20 минут на ярком солнце неподвижно. Люди часто получались с закрытыми глазами.

Дагер сконцентрировал свои усилия на объяснении дагеротипного процесса, устраивая показательные сеансы для ученых и художников, при этом упрощая его научную сущность, которую полнее излагал Араго, и, естественно, демонстрировал образцы своего искусства. Дагер начал делать детали для дагеротипа вместе со своим родственником Альфонсом Жиру. Книготорговец Жиру быстро забросил свои дела и полностью посвятил себя сборке камеры.


Самуэль Шевалье полировал линзы, на камеру ставился штамп с порядковым номером, ставилась подпись Дагера, и камера становилась официальной. Половина всех доходов шла Дагеру, и он щедро делился половиной своей части с Исидором Ньепсом.

На следующий день после того, как Араго сделал свой доклад, Жиру опубликовал наставление Дагера, состоявшее из 79 страниц. Все имевшиеся у него камеры и наставления были распроданы в течение нескольких дней. Во Франции наставление переиздавалось тридцать раз. Не прошло и года, а наставление было переведено на все языки, напечатано во всех столицах Европы и в Нью-Йорке.

Камеры расходились. Открывались ателье. Как правило они располагались на верхних этажах или чердаках (мансардах) и имели стеклянную крышу и (или) полностью стеклянную стену, т.к. необходимо было как можно больше света.

Длинные выдержки заставляли моделей подолгу сидеть неподвижно. Поэтому для облегчения использовались держатели для головы.

Также на дагерротипах того времени часто можно увидеть человека, опирающегося на столик и поддерживающего голову. Эта поза даже перекочевала из фотографии в живопись.

Камеры сначала ставили на высокую полку, но к началу 40-х годов появились штативы.


Дагерротип стоил 2-4 доллара. Это было существенно дешевле, чем живописный портрет. Дагерротипы ретушировали, раскрашивали вручную, оформляли в красивые рамки, паспарту и ценные шкатулочки. Их любили и ценили.



Художники, ученые и простые любители вскоре улучшили и модифицировали процесс Дагера, сократив время экспозиции до нескольких минут, и создание портретов из возможности превратилось в действительность.

Применение призмы позволило перевернуть изображение, и теперь портреты смотрелись нормально, а не зеркально. Решительным шагом вперед было создание к 1841 году аппарата меньшего размера, что привело к уменьшению веса оборудования до 10 фунтов против 110 фунтов. Были улучшены средства, предохранявшие поверхность дагеротипа от повреждений и царапин. В 1840 году Ипполит Физо стал тонировать изображение хлоридом золота. Это не только сделало изображение более контрастным; создавался превосходный глубокий серебряно-серый тон, который, окисляясь, превращался в богатый пурпурно-коричневый.

Признание и слава Дагера росли по мере того, как его изобретение повсюду покоряло воображение людей. Сам он, однако, ничего не внес в фотографию после опубликования данных о своем процессе. До самой своей смерти в 1851 году он жил в уединении в шести милях от Парижа. В 1843 году он заявил, что усовершенствовал мгновенную фотографию и может снимать птицу в полете, но не привел никаких доказательств в правдивость этого заявления.

Изобретатель дагеротипа покоится в усыпальнице местечка Бри, похороненный согражданами 10 июля 1851 года.

История фотографии началась с camera obscura - прообраз фотоаппарата, но в точности неизвестно, кем и когда она была создана. Но известно, что первой камерой-обскура была темная комната, в одной из сторон которой имелось небольшое отверстие. Освещающие объект лучи света, проходя через это отверстие, создавали на противоположной стене перевернутое изображение этого объекта, бледное и нечеткое.

Также о камере-обскура упоминают китайские трактаты V века до н.э., их описывал в своих трудах Аристотель, а арабский естествоиспытатель и математик Хассан ибп Хассан в X веке провел любопытный экснеримент. Отгородив три свечи экраном, который имел небольшое отверстие, он заметил, что образ правой свечи появлялся слева (и наоборот). Отсюда он сделал вывод о том, что свет распространяется линейно.

В течение нескольких следующих столетий камеру-обскура, постепенно превратившуюся в светонепроницаемый ящик, использовали для изучения свойств света и для разных оптических экспериментов. Это устройство усовершенствовали миланские математики Джеромо Кардан и Джованни Бенедетти, вставив в отверстие - в объектив - стеклянную линзу, собирающую свет в пучок, а Даниелло Барбаро увеличил резкость изображения, предложив регулировать количество проходящего через объектив света при помощи диафрагмы - простого подвижного механизма. Изображение при этом значительно улучшилось, став четче и ярче. Серьезным недостатком камеры-обскура являлось то, что изображение получалось перевернутым. Проблему решили, добавив в конструкцию зеркало. Таким образом, изображение переворачивалось два раза.

В эпоху Ренессанса камере-обскура нашли не только научное, но и практическое применение: художники использовали это устройство для зарисовок с натуры, а затем математик и астроном Паоло Тосканелли в 1475 году в окне одного из флорентийских соборов установил бронзовое кольцо с диафрагмой, состоящей из расходящихся лепестков. В солнечный день диск проецировался на полу собора. Экспериментальным путем на пол собора нанесли шкалу с делениями, указывавшими часы светового дня и особо отмечавшими полдень. Наступление полдня определяли таким образом долгое время. А в 1580 году с использованием камеры-обскура астрономы Ватиканской обсерватории показали, что используемый в то время юлианский календарь неверно определяет наступление весеннего равноденствия и доказали римскому Папе Григорию XIII необходимость корректировки календаря. Так с помощью камеры-обскуры юлианский календарь был исправлен на грегорианский, которым весь мир пользуется и по сегодняшний день.

Настоящая история фотографии началась гораздо позднее. В 1727 году немецкий физик Иоганн Генрих Шульце открыл химические реакции, проходящие под влиянием света: приготовленная им смесь из серебра, азота и мела темнела на свету. В 1812 году английский физик Волластоп вместо двояковыпуклой линзы использовал менисковую с диафрагмой, улучшив этим качество по краям изображения камеры-обскуры. Примерно в это же время французский ученый Нисефор Ньепс в попытках заставить свет рисовать, стал наносить масляный раствор битума на пластины из стекла, меди или сплава олова со свинцом, экспонируя ее затем в камере-обскуре шесть или восемь часов. В итоге, полученное на пластине изображение Нисефор Ньепс обрабатывал кислотой, вытравлявшей все части, избежавшие воздействия света. Получалось обратное изображение объекта. Потом такие пластины покрывали чернилами или краской, прижимали к бумаге и получали рисунок светом - гелиографию. Первое стойкое изображение Нисефор Ньепс получил в 1822 году, причем аналогом фотобумаги, как упоминалось ранее, был битум - то есть знакомый нам всем асфальт, а проявителем нарисованного светом изображения - кислота. Между прочим, Ньепс первым применил усовершенствованную камеру-обскура, поместив один непроницаемый ящик в другой и обеспечив фокусировку. Нисефор Ньепс сделал большой вклад в изучение нового направления в науке – гелиография.

Но фотографический процесс в том виде, в котором мы его знаем сегодня, открыл в 1825 году Луи Дагерр. Идя тем же путем, что и Ньепс, он стал наносить на медную пластину серебро, окуривая его затем парами йода. Получался светочувствительный йодид серебра. Такую пластину Луи Дагерр помещал в камеру-обскуру и затем довольно долго ее освещал. Но пластина, подвергнутая воздействию света, темнела, пока не становилась абсолютно черной, не сохраняя никакого изображения. Проблема разрешилась случайно, когда экспонированную пластину Луи Дагерр позабыл в лаборатории, где хранилась ртуть. Пары ртути зафиксировали изображение и оно перестало изменяться под воздействием света. Вскоре англичанин Джон Хершель в 1839 году предложил заменить опасные для здоровья пары ртути гипосульфитом натрия. Проявленное при помощи паров ртути изображение Луи Дагерр фиксировал, промывая пластину горячим раствором соли. При этом смывались не подвергшиеся воздействию света частицы серебра. В результате получалось единственное изображение - позитив, которое изобретатель назвал дагерротипом.

Картинка на пластине получалась зеркальной, а рассматривать ее можно было только при определенном освещении. Зато отпала необходимость в услугах художника или гравера, а сам процесс стал доступным и практичным.

Испытывая свое изобретение, Луи Дагерр стал бродить по Парижу, нагруженный тяжелой фотографической камерой и громоздкими принадлежностями. Свои первые дагерротипы он творил прямо на улицах и бульварах. Публика проявила к дагерротипам невиданный интерес, но сущности получения изображения изобретатель не пояснял. Коммерческого успеха на первых порах Дагерру снискать не удалось. Зато ему пришло в голову сообщить о своем изобретении академику, астроному и физику Д. Ф. Араго.

7 января 1839 года Араго сделал доклад о работе Луи Дагерра во французской Академии наук, и это была настоящая сенсация! Научный доклад, насыщенный скучными схемами и учеными словами, был тут же опубликован. Тогда же, в 1839 году, Дагерр написал наставление о пользовании камерой, и публика расхватала его в считанные дни. И началось улучшение, усовершенствование процесса, изобретенного Луи Дагерром: вначале время экспозиции сократили до нескольких минут, затем, применив призму, зеркальное изображение обратили в нормальное, а уже через два года вес камеры Дагерра уменьшился в десять раз.

Фотография была изобретена. Изображение, полученное в камере обскура, удалось закрепить. И оно уже не исчезало. И начался стремительный процесс совершенствования техники фотографии. Английский физик и химик Уильям Генри Фокс Талбот, работавший в одно время с Дагерром, заменил металлические пластины светочувствительной бумагой. Листы бумаги он погружал в раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра. В результате получалась бумага, покрытая хлоридом серебра. С помощью камеры Уильям Генри Фокс Талбот в 1835 году сделал снимок решетки на окне своего дома, экспонируя свет прямо на светочувствительную бумагу.

Это был первый в мире негатив. К негативу он прикладывал другой такой же лист и засвечивал его, получая позитив. Слова негатив и позитив предложил пустить в обращение друг Талбота, физик Джон Хершель. Ему же принадлежит и слово фотография - светопись. Слово это образовано от греческих слов фотос (свет) и графо (пишу).

К 1840 году Уильям Генри Фокс Талбот усовершенствовал свой процесс. Теперь фотографии можно было делать за несколько минут, причем не в единственном экземпляре. Он проявлял бумагу в кислоте, фиксировал изображение в растворе гипосульфита натрия, сушил и покрывал воском получившийся негатив, а затем делал позитивные отпечатки на светочувствительной бумаге, выставляя ее под солнечный свет. Этот процесс Талбот назвал калотипией , но впоследствии такие снимки стали звать талботипами .

Джон Хершель назвал изображение с обращенным распределением светотени – негативом, а изображение, тона которого совпадают с тонами снимаемого объекта – позитивом.

В дагерротипе изображение на серебряной пластине получалось позитивным и зеркальным. Копии с него изготовить нельзя. Калотипия , несмотря на низкое качество изображения, намного ближе к современной фотографии: ведь, как и сегодняшние фотографы, Талбот сначала делал негатив, с которого затем можно было получить любое число отпечатков.

Но что представлял собой процесс создания дагерротипного портрета? Светосила объективов и чувствительность пластинок были такими низкими, что фотографируемым жертвам приходилось по десять минут высиживать под палящим солнцем, с набеленным мукой лицом. Затем фотографы отказались от использования металлических пластин и начали экспонировать изображение па стекле. Вставляемые в камеру стеклянные пластины были дешевле, легче и удобней в работе. Их стали покрывать фотоэмульсией на основе желатиновых пленок: на стеклянную пластину наносили слой коллодия (вязкая бесцветная жидкость), содержащий соли серебра, затем после обработки пластинку экспонировали в мокром виде и тут же проявляли. Получался негатив на стеклянной основе, с которого можно было печатать позитивы на бумаге.

При этом все операции - от изготовления пластинки до ее закрепления - нужно было выполнить, пока не застыл коллодий, поэтому получалось, что фотограф был привязан к своей фотолаборатории. При всей неуклюжести такого мокрого процесса фотограф все же получал негатив, с которого можно было делать позитивные отпечатки на непрозрачной подложке. Такой снимок назывался амбротипом или тинтипом. После этих улучшений портретная фотография стала доступана практически всем. Материалы, которые использовались в этом процессе, были дешевы и доступны, и к 1860 году фотография стала массовым явлением. Дагерротипы были забыты.

Влажное фотоэмульсионное покрытие в 1871 году заменили сухим бромжелатиновым. Новые пластинки можно было производить, хранить и обрабатывать в удобное для фотографа время. А главное - отпала необходимость совершать весь процесс немедленно, как только нажат затвор. Отпала и нужда а штативе: время выдержки настолько сократилось, что снимать можно было с рук. Наступила эпоха моментальной фотографии, и на свет стали появляться фотографы-любители.

Фотограф больше не был прикован к лаборатории, и благодаря этому мы и сегодня можем знакомиться с ушедшими временами по фотографиям с картинами быта, жанровыми сценками, городскими видами и сделанными на природе портретами.

Как и живопись, история фотографии и кинематографа начиналась с простого желания человека запечатлеть моменты своей жизни, сохранить их на долгое время и передать следующим поколениям. Получив возможность точно воспроизводить изображения на бумаге или кинопленке, эти два направления получили свое развитие в искусстве. Фотографы, к примеру, не стали ограничивать себя задачей которая просто передает информацию о внешнем виде модели. Фотография стала получать определенный посыл, идею, передавать характер модели, настроение момента. Так и в кинематографе: начиная с анимации продолжительностью в несколько секунд, направление достаточно быстро развивалось, и сегодня кинематограф обладает огромными возможностями, вплоть до построения сюжетов о внеземных цивилизациях и волшебных мирах. Изобретение фотографии и кинематографа ознаменовало череду открытий и потрясающих работ в мире искусства, однако, кроме этого, фото и видео плотно вошли в жизнь современного человека. Сегодня процессы получения и обработки фотографий, съемки и обработки видео для повседневного пользования стали настолько простыми, что не требуют специального обучения и не занимают продолжительного времени. С чего начиналась история изобретения фотографии? Как развивался кинематограф?

Появление первых фотографических изображений

Как получить четкие и закрепленные на бумаге снимки окружающего мира? Этот вопрос задавали себе великие умы прошлых веков. Успехом было появление так называемой которая позволяла получить достаточно точное отображение предметов внешнего мира, с чего и началось изобретение фотографии. Дата, век первой попытки запечатлеть человека, сделать мгновенное отображение его на снимке, доселе точно неизвестны, однако первым, кто обратил внимание на необычные световые отображения предметов, стал Леонардо Да Винчи. Несколько позже Джованни Порта сконструировал модели камер-обскур, которые использовались для переноса контуров модели на холст вручную. Являясь прообразом современного увы, не давала таких возможностей, которые позже подарил человечеству фотоаппарат. Момент, когда мечта о получении изображения с помощью техники приблизился, когда был сделан ряд открытий, связанных со светочувствительностью и особыми свойствами химических элементов, которые позволяли переносить и закреплять изображение.

Первый снимок в истории

Год изобретения фотографии - 1839, когда французский изобретатель Луи Жак Манде Дагер опубликовал результат трудов о закреплении изображения, полученного с помощью камеры-обскуры, на бумаге. Параллельно, наряду с ним, над открытием и получением первых изображений трудились Генри Фокс Тальбот и Жозеф Нисефор Ньепс. Именно Ньепс в 1826 году получает первое закрепленное отражение и прообраз снимка. Скооперировавшись вместе и заключив договор, Дагер и Ньепс начинают работу по получению фотографических снимков. Результатом явилась дагеротипия - получение достаточно четких изображений на металлических пластинах со слоем йодистого серебра при помощи испарений ртути. С тех пор прошло некоторое время, пока дагеротипия развилась в направление стереофотографии. Изобретатели столкнулись с рядом проблем: это и финансовые потери, и непонимание окружающих, чем же будет действительно полезно изобретение фотографии. Как в дальнейшем шло развитие фотографии?

Процесс развития

Поворотным моментом в истории фотографии стоит считать изобретение негативов. Это открыло новые возможности: теперь с помощью фотографического негатива можно было увеличивать снимки и копировать их, и именно тогда и произошло в буквальном смысле фотографии. Дата этого замечательного события - 1841 год - это получение английским изобретателем Уильямом Генри Фоксом Тальботом патента на метод калотипии - получение бумажного негатива с последующим проявлением позитивного снимка на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий: мокрый коллодионный процесс совершенствования проявляющей эмульсии, работа над фотоматериалами и изобретение фотопленки в 1887 году - это стремительный процесс развития и упрощения процесса создания фотоснимка. Конец 19 века подарил человечеству возможность относительно быстрого и простого получения фотографичесих снимков, и, бесспорно, само изобретение фотографии стало поворотным моментом в истории искусства.

Добавить яркость!

Первый фотографический снимок, сделанный в цвете, был получен при помощи трех аппаратов. Начал эксперименты с получением цветных снимков Джеймс Кларк Максвелл, и результаты его работы по съемке с использованием цветных светофильтров красного, синего и зеленого цветов поразили общество. Работы основывались на открытии, гласившем, что сочетание трех этих цветов могут дать любой необходимый оттенок. Однако до изобретения цветной фотографии было далеко: процесс оставался слишком трудоемким. В начале 20 века фотографы повсеместно использовали прием раскрашивания черно-белых изображений, но по-настоящему изобретение цветной фотографии стало реальностью с изобретением цветной фотопленки в 1935 году. Уже через год в продажу поступила цветная фотопленка 35 мм, и именно тогда наступил бум цветной фотографии, куда более доступной для обычного потребителя.

От "пленки" к "цифре"

Кажется, о чем стоит еще мечтать? Изобретение фотографии - одно из величайших открытий в истории. Но человеку хотелось еще более упростить момент получения и печати фотографий. Отчасти первый успех и прообраз получения мгновенных фото - это изобретение фотоаппарата "Полароид", который моментально печатал фотографию на бумаге. Но процесс работы с подобными фотоаппаратами усложнялся необходимостью приобретения специальных кассет для снимков, а также ограниченным количеством снимков. Но скоро и здесь ученые объявили об успехе, и произошло новое, "цифровое" изобретение фотографии. Дата - 1975 год - именно тогда была разработана первая камера, которая была способна сфотографировать и записать изображение на магнитную кассету. Разрешение первой фотографии составляло всего 100 на 100 пикселов, а магнитная кассета имела вес более трех килограмм! Первой компактной камерой стала разработка компании Sony под названием "Mavika", а затем за первооткрывателем потянулись и другие разработчики. Компании соревновались в получении более высокой разрешающей способности, получении возможности записывать фотографии в виде отдельного файла с возможностью их дальнейшего сохранения. Настоящий бум и повсеместное использование цветных цифровых фотокамер начались в конце 20 века и начале 21 века.

Искусство фотографии

Изобретение фотографии подарило творческим людям новую возможность для самовыражения. Подобно живописцам, фотографы экспериментируют с композицией и перспективой, цветами и освещением, пытаясь "поймать" лучший кадр, а иногда превращают свою фотографию в настоящую картину. Энни Лейбовиц, Хелен Левитт, Эрих Саломон - перечислять имена знаменитых фотографов можно очень долго, и каждый из них прославился в определенном, наиболее близком жанре фотографии. На сегодняшний момент каждый человек в мире может хоть однажды попробовать себя в роли фотографа. Искусство требует большой самоотдачи и определенной идеи, которую автор хочет передать своим зрителям. Сложно ли начать снимать самостоятельно?

  • Для создания интересного снимка нужно акцентировать внимание на композиции, выстраиваемой в кадре. Для этого можно изучить правила композиции, которые применяются в живописи, либо экспериментировать, вырабатывая собственные отличительные черты съемки.
  • Не стоит гнаться за технологиями и стремиться к покупке самого дорогого и современного фотоаппарата. Оптимальным для новичка будет выбор удобного аппарата, который позволяет получить базовые знания о фотосъемке, также можно экспериментировать с материалами, например, снимая объекты при помощи пленочного фотоаппарата.
  • База, которой свободно должен оперировать любой фотограф - это знания о глубине резкости, освещенности, композиции, работе с диафрагмой. Позднее можно начинать творить при помощи игры света и тени, добавлять в работу различные светофильтры, а также научиться мастерски обрабатывать снимки в соответствующих программах.

Первый фильм

Изобретение фотографии кратко охарактеризовано выше в статье, а что же сказать об истории становления кинематографа? Изобретатели 19 века экспериментировали с системами, которые позволили бы создать анимированную запись, и первыми, кто добился успеха в этом деле, стали Продемонстрировав первые короткие видеозаписи формата 35 мм под названием "Прибытие поезда", "Выход с завода", пионеры кинематографа получили признание публики и дальнейшую возможность развивать это направление искусства.

Развитие кинематографа

Поворотным моментом в истории кинематографа стал выпуск фильма "Певец джаза" в 1927 году, когда фильм был снят и озвучен. Дальнейшее развитие - это снятый в цвете фильм "Унесенные ветром" в 1939 году, а полный переход на цветную видеосъемку произошел уже в 60-х годах 20 века. Сравнительно молодое направление в искусстве уже подарило потрясающие фильмы в различных жанрах. То, что еще в прошлом веке казалось совершенно невыполнимым и нереальным, сегодня воплощается с помощью трюков и компьютерной графики. В создании фильмов задействована огромная команда профессионалов, которые создают окончательный продукт. Лучшими фильмами всех времен по праву признаются "Носферату" (1922 год, реж. Ф. Мурнау), "Семь самураев" (1954 г., реж. А. Куросава), "Криминальное чтиво" (1994 г., реж. К. Тарантино), "Апокалипсис сегодня" (2003 г., реж. Ф. Ф. Коппола) и многие другие кинокартины.

Перспективы развития

Стоит отметить, что сейчас кинематограф находится в поиске новых решений для презентации идей и сюжетов, разрабатывает художественные решения и методы компьютерной обработки. Важной проблемой современного кинематографа является проблема авторского права и пиратства, свободного распространения готового продукта в сети Интернет. Чем удивит кинематограф в будущем и какие рычаги будут придуманы для управления продуктом искусства? Только время сможет ответить на эти вопросы.

“Она дает человеку возможность творить, придавая субстанцию бестелесному духу, мгновенно исчезающему, не оставляющему тени в стекле зеркала или ряби воды. Разве человек может не верить, что он творец, когда он схватывает, ловит, материализует бесплотное, задерживает исчезающее изображение..”

“Когда я был фотографом” (Quand j’étais photographe, 1899) Надар

Начало фотографии.

Создается ощущение, что сейчас нет искусства более распространенного, чем фотография. Широкая экспансия этого вида творчества связана с абсолютной доступностью фототехники – пособий по ее освоению, а главное, не ослабевающего к ней интереса и широкого коммерческого спроса. Думаю, среди вашего окружения найдется один-два человека, которые интересуются фотографией, и еще три-четыре, которые в той или иной степени занимаются этим профессионально.

Краткую историю фотографии многие себе так или иначе представляет, да и при общем многообразии информации узнать все детали и подробности этой увлекательной истории не составляет большого труда. Я же хочу, не вдаваясь в производственные подробности развития технологии (растворение асфальта в лавандовом масле, например), рассказать немного о зарождении фотографии и о сферах ее применения в 19 веке.

Датой изобретения фотографии и возникновения самого слова принято считать 1839 год. Так как именно тогда Луи-Жак-Манде Дагер представил широкой публике свой способ получения изображения - дагеротипию. Технология Дагера основывалась на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающее таким образом изображение. Однако первая фотография была сделана ранее – в 1822 году французом Джозефом Нисефором Ньепсом, и назвалась она «Вид из окна».


Фотография явилась прямым порождением 19-ого века – века промышленной революции и принципиальных социальных изменений. Рукотворное изображение уже не было в состоянии удовлетворить все потребности динамично развивающегося общества. По всему западному миру активно растет многообразное производство; оно стимулирует развитие архитектуры, науки, приводит к интенсивному росту городов.
Начинается процесс зарождения привычной нам теперь товарной вселенной, формирование индустрии развлечений, где человек приобретает статус “клиента”, становясь важным и значимым, но именно как часть зарождающейся массовой культуры. Ценность личности уходит на второй план.

На заре своего появления (и до конца 19 века) фотография не рассматривается как искусство, а существует скорее как вспомогательное средство.
Например, документирование образцов в ботанике или фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Примером такого применения фотографии могут служить работы французского фотографа Эжена Атже. Он фотографировал Париж – здания, улицы, людей, – и несмотря на сугубо коммерческие цели, которые преследовал фотограф, в его работах отчётливо видится поэтическое начало, любовь к городу и особый взгляд фланёра – человека, заинтригованного драмами городской жизни.

Когда Шарль Бодлер сказал, что фотография является “прибежищем живописцев-неудачников, обладающих ничтожными способностями”, он, вероятно, имел в виду именно жанр портретной съемки. И недаром: многие рисовальщики, миниатюристы с целью повышения уровня дохода обращают свой взор на фотографию. Первыми эту нишу заняли американцы. В 1840-ом году возникают первые фотоателье на Восточном побережье.
Количество ателье растёт на глазах – и очень скоро делать фотопортреты становится крайне дешево, и не могут себе этого позволить только беднейшие слои населения. Конечно, поначалу сохраняется иерархия между живописью и фотографией. Живопись остается привилегией элиты.


Фотоателье находились на последних этажах и были похожи на стеклянные клетки. В середине студии находились два агрегата: собственно фотоаппарат, а также устройство, помогающее сидящему удерживать позу. Оно представляло из себя кресло или стул со специальным фиксатором для головы. В течение всего сеанса позирующий должен был оставаться неподвижным, да ещё и на ярком солнечном свете. По этой причине портретирование стало мишенью для юмористов: уж очень процесс походил на пытку.


Надо сказать, что именно благодаря портретированию возникает культ звезд. Продажа портретов знаменитостей начинает приносить прибыль примерно с начала 50-ых годов, ею занимаются любые более или менее успешные фотомастерские. Фотографы пытаются получить эксклюзивные права на изображение определенных знаменитостей и платят им за съемку.
Фотография “внешнего пространства”

19 век – век повсеместного интереса к истории, ее процессам, к месту человека в глобальном сообществе. Фотография фактически сразу начинает служить удовлетворению этого интереса. Документируются найденные артефакты, строящиеся объекты, происходящие события, войны. Возникает интерес к отдельным социальным слоям, их быту; новая технология помогает людям посмотреть друг на друга. Фотография также используется для изображений путешествий, чем активно пользуются туристические фирмы.

Технологию начинает осваивать криминалистика, и быстро становится понятно, что в сфере охраны порядка – она вполне способна произвести локальную революцию. Так, возникает идея нового вида документов, удостоверяющих личность.

Фотография в 19-ом веке окутана атмосферой тайны и волшебства, как и любое инновационное изобретение на заре своего существования. В 60-ых годах с ростом популярности мистицизма появляется большое количество мошенников, спекулирующих на общей неосведомленности людей относительно технического процесса. От клиентов не было отбоя, люди с готовностью платили за такие сеансы и получали фотографии с изображением “потустороннего”. “Духи” появлялись на пленке благодаря двойной выдержке, наложению изображений и прочей обработке в фотолаборатории, находящейся тут же, при спиритическом салоне. Фотографии с этих сеансов поистине жуткие и современному зрителю напоминают работы сюрреалистов.

Были распространены и фокусы с левитацией. Самым изощренным мошенником в этой области можно назвать барона фон Эрхардта. На знаменитой фотографии 1909 года, которая была сделана в Риме, можно увидеть летающий стол.
Камера с фотопластинкой была установлена на длинную выдержку, действо происходит при красном свете, не засвечивающем эмульсию. В нужный момент «дух» из-за белой занавески совершает переворот стола, барон нажимает на кнопку – и срабатывает фотовспышка. Впоследствии, рассматривая памятную картинку, никто кроме медиума и самого фон Эрхардта не сомневался в том, что стол действительно летал. Эрхардт считался самым уважаемым медиумом в городе, а такие фотокарточки (которые, к слову, стоили гораздо дороже обычных) – наглядной рекламой его дара.


Путь к искусству

Постепенно возникает понимание фотографии как вида творчества. Этому способствуют выставки, которые организовываются начиная со второй половины 19-ого века, а также появление профессиональных сообществ. В 1853- ом году образуется Лондонское фотографическое общество (Photographic Society of London), целью которого объявлена “поддержка Искусства и Науки Фотографии” посредством обмена идеями и опытом между фотографами.
Надо сказать, что изначальное неприятие фотографии как искусства связано с тем, что фотоизображение фиксирует много того, что художественное творчество оставляло позади: рутину, неправильность, простоту. И исходя из этой логики, ранняя художественная фотография – абсолютно постановочна.

Новый этап развития художественной фотографии связан с международным движением, получившим название пикториализм (pictorialism; термин pictorial (изображение, изобразительный, живописный)). Фотография пыталась сблизиться с графикой и живописью эпохи таких направлений, как импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др. Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати (мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.).

Одной из причин возникновения пикториализма, безусловно, является стремление части фотографов к превращению собственной практики в форму художественного самовыражения, по своему статусу и творческим возможностям ни в чем не уступающую изобразительному искусству.

Обычно период влиятельности пикториализма ограничивают 1885-1914 годами. С расцветом модернизма (1920-1930г) пикториалистский подход потерял привлекательность и популярность: недаром модернизм характеризуется разрывом с предыдущим художественным опытом, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм. Так, появляются уже привычные нам формы фото-искусства.

Мария Товве